Тренинг "Эффективное командное взаимодействие"
план-конспект по психологии на тему
Тренинг "Эффективное командное взаимодействие" содержит упражнения направленные на обучение навыкам эффективной работы в команде и коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_effektivnogo_komandnogo_vzaimodeystviya_.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг эффективного командного взаимодействия
Цель: освоение навыков командного взаимодействия.
Задачи тренинга
- Продемонстрировать преимущества командной (совместной) работы,
- Осознать проблемные точки группового взаимодействия и научиться совместно вырабатывать способы их решения.
- Отработать навыки конструктивной совместной деятельности.
- Познакомить со способами взаимодействовия с другими участниками команды, используя приемы позитивной коммуникации.
Фазы тренинга:
1. Вводная фаза
Цель фазы: Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.
Название упражнений: «Смысл моего имени», «Правила группы»
Время: 5 минут.
Необходимые материалы: Карточки для имен, булавки, фломастеры, лист с правилами.
2. Фаза контакта
Цель фазы: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.
Название упражнений: Видеоролик «О важности команды», «Веселый счет», «Машина»
Время: 10-15 минут.
3. Фаза лабилизации
Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.
Название упражнений: «Вавилонская башня», «Властелины кольца».
Время: 10-15 минут.
Необходимые материалы: Ватман, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями.
4. Фаза обучения
Цель фазы: Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде.
Название упражнений: «Испорченный телефон»
Время: 10 минут.
Необходимые материалы: Карточки с заданием.
5.Заключительная фаза
Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения
Название упражнений: «Круг», «Подарки группе».
Время: 10-15 минут.
Необходимые материалы: Веревка.
Общее время: 60 минут.
1. Упражнение «Смысл моего имени»
Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.
Время: 5 минут.
Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.
Ход упражнения: Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.
2. «Правила группы»
Время: 2 минуты.
Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
- Проявлять активность.
- Слушать друг друга, не перебивая.
- Говорить только от своего лица.
- Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
- Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
- Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения
- В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
3. Видеоролик «О важности команды»
4. Упражнение «Веселый счет»
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
4. Упражнение «Машина»
Цель: развитие навыка работы в команде.
Материалы: не требуется.
Проведение: каждой команде предлагается построить воображаемую машину. Ее детали – это сами члены команды. Кто-то может быть боковой дверью или правым колесом. После чего оценивается работы каждой команды. Для усложнения упражнения, можно запретить общение во время постройки машины
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Обсуждение: Трудно было выполнять задание?
Что помогло при его выполнении?
5. Упражнение «Вавилонская башня»
Время: 15 минут.
Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
6. Упражнение «Властелины кольца». К кольцу диаметром 7-15 см. привязаны на равном расстоянии друг от друга 4 нитки длинной 1,5-2 м. Четыре участника становятся по кругу на расстоянии примерно 1,5 м друг от друга, и каждый из них берет в руки по одной нитке. Их задача – действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Упражнение выполняется в двух вариантах:
1. Участники стоят с открытыми глазами и могут переговариваться между собой (разминочный вариант).
2. Участники закрывают глаза. За спиной каждого из них встает еще по одному человеку, которые смотрят на происходящее и подсказывают каждый своему подопечному, как двигать нитку, чтобы кольцо опустилось в нужном месте.
Смысл упражнения: обучение координации совместных действий, поиск способов коллективного решения необычной проблемы, а также обмену информацией при ограниченности средств для этого.
Обсуждение. Сначала участники обмениваются впечатлениями по поводу упражнения, потом их просят поделиться своими мнениями о том, какие психологические качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения и каким реальным жизненным ситуациям его можно уподобить.
– Какие эмоции вы испытывали при выполнении этого упражнения?
– С какими трудностями столкнулись?
– Нашли ли вы общегрупповую тактику?
– Что нужно для успешного выполнения этого упражнения?
– Какие для себя вы сделали выводы?
7. Упражнение «Испорченный телефон»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Время: 10 минут.
7. Упражнение “Испорченный телефон”
Цель: показать участникам важность активного слушания, важность задавания уточняющих вопросов.
Время: 5-8 минут.
Ресурсы: Карточки с заданием
Ход упражнения: Четверо членов команд выходят за дверь. Пятому ведущий предлагает запомнить и как можно точно передать информацию, одному из вышедших, тот в свою очередь передает следующему и т.д. Информация, который услышал последний участник, сравнивается с первоначальным текстом. Выигрывает та команда, которая более точно передаст текст.
Содержание текста, вариант №1: Учительница литературы школы №153 Петрова Марья Ивановна попросила предупредить завуч Софию Рудольфовну о том, что в пятницу 13 апреля в 16.30 она проводит урок литературы с 11 классом В. А 16 апреля будет организован литературный вечер с десятыми классами.
Содержание текста, вариант №2: Иван Петрович уехал в банк и сказал, что вернется к 11 часам. Если он к этому времени не вернется, то совещание работников фирмы будет проводиться в 13 часов в кабинете 245. Если же он вернется в 12 часов, то совещание состоится в 12 часов в его кабинете. Всем работникам быть в готовности к обсуждению вопросов рентабельности фирмы.
Содержание текста, вариант №3: Владимир Николаевич позвонил и сказал, что если туры в Турцию будут предложены за 2525 долларов, то он возьмет сразу всю партию, а если больше по цене только 50%. Если же цена будет менее 2000 долл., то он готов взять больше, и будет заинтересован “горящими” путевками по Европе со скидкой 20%.
Психологический смысл упражнения: Упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении.
8. Упражнение «Построение круга»
Время: 10 минут.
Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.
Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.
Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.
Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.
14. Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Командная игра по праву "Путешествие по городу ПРАВОГРАДУ"
Цель: воспитание личности школьника и активизация гражданской позиции через правовую игру. Задачи: 1. Способствовать развитию межпредметных навыков и...
Командное первенство по дисциплине: «Взаимодействие тел»7 класс.
Повторно-обобщающий урок в 7 классе в игровой форме с использованием социокультурных тренингов....
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Внедрение в образовательную практику технологий менеджмента – перспективное направление деятельности руководителя, позволяющее добиваться поставленных задач развития учебного заведения, повышать качес...
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Внедрение в образовательную практику технологий менеджмента – перспективное направление деятельности руководителя, позволяющее добиваться поставленных задач развития учебного заведения, повышать качес...
Тактические командные взаимодействия в нападении против зонной защиты, против личного и зонного прессинга, для обучающихся в группе ТГ-4
Тема данной работы была выбрана не случайно, так как она актуальна в современном юношеском, да и в мужском баскетболе. Современный юношеский баскетбол предъявляет высокие требования к двиг...
Командные тактические взаимодействия игроков в позиционном нападении через центрового
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО БАСКЕТБОЛУДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11-Х КЛАССОВ. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Сочетание приемов техники нападения: ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину. К...
Видеопроизводство как эффективный способ командного взаимодействия в образовательном процессе
Съемка видеосюжетов побуждает к коллективной работе.Производство фильмов устроено таким образом, что в нем задействовано большое количество человек: сценарист, оператор, режиссер, журналист, монтажер ...