Развивающая программа: «Развитие временной перспективы у учащихся старших классов»
проект по психологии (10, 11 класс) на тему

Цыцарова Ирина Сергеевна

Название профилактической программы: «Развитие временной перспективы у учащихся старших классов»»

Возраст детей: 15 - 16 лет

Объем группы: 12 -15 человек

Условие работы программы: частота встреч 2 раз в неделю, продолжительностью

45 минут.

Цель программы: формирование временной перспективы у учащихся старших классов

Задачи:

1.     развивать у юношей и девушек умение определять свои жизненные планы, прояснять временную перспективу будущего;

2.     развивать навыки  формулирования своих целей, делать их действенными;

3.     формировать навыки планирования у учащихся;

4.     развивать способности осознания и  обретения собственной идентичности, большой значимости определения собственных жизненных целей;

5.     развивать у  учащихся понимания важности своего личностного развития и самоопределения.

Форма работы:  групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа131 КБ
Файл prezentatsiya_k_programme.pptx90.14 КБ
Файл zanyatie_4.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая программа:

«Развитие временной перспективы у учащихся старших классов»

Составитель программы: Цыцарова И.

  1. Общая часть.

Направление – развивающее.

Пояснительная записка

Актуальность темы программы. Общепринятое положение о том, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, что жизненные планы, перспективы составляют "аффективный центр"  жизни юношей и девушек, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Так, Э. Эриксон, подробно анализируя общие закономерности и  различные варианты развития в этом возрасте, приходит к выводу о том, что типичной для ранней юности психопатологией является именно расстройство временной перспективы (тесно связанной с кризисом идентичности).  И.С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим настоящим "Я", в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим "Я" . Он также отмечает, что не всем дается легко формирование новой временной перспективы, нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. По мнению Э. Эриксона, чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть юноши, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на "потом". По мнению И.С. Кона, установка (как правило, неосознанная) на продление "эпохи моратория" с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.
Ко всем этим психологическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всем мире, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой сегодня социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей. 

Высокая степень нестабильности и неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые, в частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни. В этих условиях задача психологической помощи в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности самому определять цели своей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспективы и т.п. становится еще более важной.

Базовыми теоретическими положениями при разработке данной программы послужили работы P.M. Гинзбурга, Е.И. Головаха, Ю.М. Десятникова, И.А. Деминой, Е. О. Литвинова, В.В. Барановой,  М.Е. Зеленовой,

Д.А. Леонтьева и Е.В. Шелобановой, А.В. Кучеренко, А. Н. Бобровской, Н. Г. Красноруцкая,  Л. И. Божович, Т. В. Машаровой,  Е. К. Фоминых.

Социологи и психологи, начиная со второй половины восьмидесятых годов, особое внимание уделяют изучению жизненных перспектив учащейся молодежи, старшеклассников, что напрямую связано с социальной ситуацией в российском обществе, появлением качественно новых элементов в жизненных ориентирах молодых людей, необходимостью переосмысления социальной значимости декларируемых ценностей, жизненных целей (P.M. Гинзбург, Е.И. Головаха, Ю.М. Десятникова, И.А. Демина, Е. О. Литвинова и др.). В работах данных авторов планирование жизненных временных перспектив личности считается важнейшим звеном самоопределения в юношеском возрасте. И.А. Демина в этой связи в своей диссертации стремиться выявить психологическую специфику выдвижения жизненных целей и способов их достижения в старшем школьном возрасте. Она исходит из того, что, во-первых, планирование жизненного пути старшеклассником сопряжено с представлениями субъекта о времени собственной жизни, ее событиях; во-вторых, существуют два независимых конструкта: «время как источник жизнетворчества» и «время перемен, используемых учащимися старших классов при оценки времени жизни». На первой оси в результате этого будущее и настоящее противостоят друг другу. Будущее воспринимается как «гармоничное, оптимистичное, счастливое», а настоящее - как «инициируемое из вне, скучное, пессимистичное».

Прошлое на оси время перемен оценивается как «спокойное». В силу субъективной разорванности времени и жизни, приходит к выводу автор, субъектная вероятность реализации поставленных целей низка, планирование старшеклассниками дальней жизненной перспективы слабо выражено, что ставит практических работников перед необходимостью ведения целенаправленной консультационной работы со старшими школьниками, а также организацией психолого-педагогического просвещения учителей и родителей.

В-третьих, И.А. Демина доказывает, что у современных старшеклассников планы на будущее еще недостаточно реалистичны, отражают высокие притязания и бескомпромиссность в выборе жизненных целей. В то же время 71% опрошенных ориентированы на будущее, 17% - на прошлое и только 12% - на настоящее. Более того, собственное будущее видится им более целостным (56%) по сравнению с прошлым (39%) и настоящим (4,1%о).

И, в-четвертых, оказалось, что мечтать о будущем и планировать его, в представлении старших школьников - не одно и то же. С одной стороны, старшеклассников привлекает будущее, с другой - они уделяют недостаточное внимание его планированию.

Д.А. Леонтьев и Е.В. Шелобанова, рассматривая профессиональное самоопределение в контексте построения личностных образов возможного будущего, определяют его как «событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее не только на ее профессиональную составляющую», а и на брачно-семейные перспективы, материальное благосостояние, на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, на местожительство, поездки и переезды, и на многое другое. Авторы, таким образом, подчеркивают, что трудно назвать хотя бы один аспект образа жизни, на который не влиял бы, причем самым существенным образом, выбор профессии, сделанный после окончания школы.

Название профилактической программы: «Развитие временной перспективы у учащихся старших классов»»

Возраст детей: 15 - 16 лет

Объем группы: 12 -15 человек

Условие работы программы: частота встреч 2 раз в неделю, продолжительностью

45 минут.

Цель программы: формирование временной перспективы у учащихся старших классов

Задачи:  

  1. развивать у юношей и девушек умение определять свои жизненные планы, прояснять временную перспективу будущего;
  2. развивать навыки  формулирования своих целей, делать их действенными;
  3. формировать навыки планирования у учащихся;
  4. развивать способности осознания и  обретения собственной идентичности, большой значимости определения собственных жизненных целей;
  5. развивать у  учащихся понимания важности своего личностного развития и самоопределения.

Форма работы:  групповая.

Необходимый материал: ручки, фломастеры, маркеры, листы формата А4, ватман, воздушные шарики, столы, стулья.

  1. Педагогическая часть.

Рекомендации для педагогов и родителей по способствованию для развития временной перспективы.

Педагогам:

  •  давайте учащимся возможность планировать свою деятельность ( вместе с учителем разработать мини - план урока);
  • обращайтесь за помощью к педагогу - психологу, у него есть возможность проводить с ребятами тренинговые занятия, которые способствуют развитию временной перспективы ( личностный рост, достижение успеха, коррекция тревожности);
  • старайтесь давать ученикам свободу в выборе и высказываниях, это способствует созреванию их личности;
  • проводите профориентационные мероприятия, отходя от традиционных форм, например, в виде игры, викторины и т.д., это необходимо, чтобы участники чувствовали себя свободно, могли высказывать свое мнение, проявлять творчество и креативность.

Родителям:

  • терпимо относитесь к перепадам настроения ребенка - нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось,  несут в себе негативные эмоции и подавленное настроение;
  • помогайте своему ребенку спланировать все, чего он хочет достичь  и выполнить в ближайшем будущем, чтобы не было спешки в последний момент;
  • не создавайте слишком нервозную обстановку, когда разговор заходит о временных перспективах ребенка (очень часто желания родителей и ребенка не совпадают);
  • беседуйте с своим ребенком о перспективах, делитесь своими впечатлениями о том, что было у вас в этот период;
  • вселяйте в ребенка оптимизм, уверенность в себе, позитивный настрой, что крайне необходимо в этот сложный период.

  1. Психологическая часть. 

Тематический план программы:

Задачи занятия

Методы

Содержание занятия

Диагностический этап.

1.

1. Исследовать представления старшеклассников о будущей жизни.

2.Оценить значимость важных жизненных ценностей старшеклассников.

Методика «Смысло-жизненные ориента-ции» 
(адаптиро-ван Д.А.Леонтьевым);

Методика «Свобод-ный выбор ценностей» (модифика-ция Е.Б. Фанталовой)

-

Установочный этап.

 2.

1.Познакомить участников группы.

2.Создать благоприятные условия для работы в группе.

3.Познакомить участников с правилами занятий.

Беседа, СПТ, элементы арт-терапии.

1. Ритуал приветствия. « Приятное пожелание» (знакомство и создание доверительной атмосферы)

2. Разминка. «Путанка» (Эмоциональное

 раскрепощение, объединение участников)

3. Основная часть.

  1. Беседа о тренинге.
  2. Правила группы на занятиях.
  3. «Картина» ( создание условий для сплочения группы в совместной деятельности)

4. 4. Рефлексия занятия.

5. 5. Ритуал прощания.

3.

1.Способствовать сплочению группы.

2. Создать доброжелательную атмосферу в группе.

СПТ.

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Путаница». (Создание

 обстановки для сплочения группы)

3. Основная часть

I. Баржа. ( Снятие эмоционального

напряжения).

II. «Квадрат» (сплочение участников группы).

III. «Поезд» (Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.)

4. Рефлексия занятия.

5. 5. Ритуал прощания.

Развивающий этап.

4.

1.Подвести учащихся к пониманию важности выбора цели жизни, продумывания жизненного плана.

2.Сформировать навыки постановки ближних и дальних целей, согласование целей и ценностей, самопрограмирования на успех.

СПТ, беседа.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка. «Фраза по кругу» 

(Раскрепощение

участников группы)

  1. Основная часть.
  1. "Визуализация моего

успешного будущего" (Упражнение,

направленное на конструирование

 образа ближней цели)

  1. «Встреча через 10 лет» ( Упражнение, направленное на закрепление  ближних и дальних целей»
  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал прощания.

5.

1.Развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях.

2.Совершенствов- ать потребность ребят к осознанию, как построить свою жизнь.

Элементы арт-терапии, СПТ.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка. «Молекула» ( Сближение

 и раскрепощение участников).

  1. Основная часть.
  1. «Чистка луковицы» 

(Представить свое внутрен-

нее «Я» и осознавать свои

 цели и желания).

  1. « Три года» ( Осознать,

 как строить свою жизнь)

  1. «Представление о достиг-

нутом успехе». (Развитие

уверенности в себе на

основе представлений о

достигнутом успехе).

  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал прощания.

6.

1.Укрепление самооценки.

2.Формирование положительного отношения к себе.

СПТ.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка  «Голос тебе знаком?»

 (Создание положительного

 эмоционального фона)

  1. Основная часть.
  1. "Здравствуй, Я, мой

любимый".( Осознать

важность себя,

повышение самооценки)

  1. «Письмо себе любимому»

 ( Укрепление самооценки)

  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал прощания.

7.

1.Развивать навыки самоанализа собственных слов, действий, поступков и давать адекватную оценку самого себя и сложных ситуаций;

2.Активизировать вербальные и невербальные способы общения.

СПТ.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка. «Повтори за мной»

 (создать положительный настрой

на групповую работу).

  1. Основная часть.
  1. «Прозорливость». 

(Развитие внимания,

способности чувствовать

и анализировать ситуацию).

  1. «Фотография»  (Развитие

навыка анализа и самоанализа.

  1. «На сколько вы уверенны?» 

(Активизация навыка

самоанализа. Создание

ситуации осознания

проблемных зон личности,

препятствующих чувству

 уверенности)

  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал прощания.

8

1. Познакомить учащихся с понятием “успех”, его значение в построении жизненных планов.

2.Продиагностировать  потребности в достижении успеха в перспективах.

СПТ, тестирова-ние

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка. «Упор» ( Активизировать мышечную активность участников,

создать в группе рабочую

атмосферу)

  1. Основная часть.
  1. «Мои достижения» (Анализ

достижений в своей жизни)

  1. Тест “Потребность в достижении успеха”(определить,

насколько сильны устремления учащихся в достижении успеха)

  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал прощания.

9.

1.Формировать навык построения позитивных временных и жизненных целей.

2. Показать участникам значимость позитивного характера в постановке ближайших и дальних целях.

Беседа, СПТ.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка «Шарики». ( Активизировать группу на коллективную работу, создание позитивного настроения в группе).
  3. Основная часть.

 I.“Стратегия выбора.

   Формулирование цели”  (Развитие навыка формирования   позитивных жизненных целей на преодоление препятствий на пути к достижению цели)

II.   «Дотянись до звезд» (Создание условий для формирования мечты и целей, для снижения эмоционального напряжения).

III.«Создавая  действительность»

 (Формирование позитивных целей и

выявление ресурсов  для их достижения).

  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал прощания.

10

1.Формировать навыки дифференцирования  желаний, связанных с построением ближайших перспектив.

2.Совершенство-вать актуальные сферы жизнедеятельно-сти, которые непосредственно связанны с временными перспективами.

Беседа, СПТ.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка «Друг к другу» (создание положительного настроя в группе)
  3. Основная часть.
  1. «Чего я хочу? Зачем я хочу?»(анализ сфер, которых касаются временные перспективы)
  2. «Управление своим временем» (составление плана жизни на ближайшие 1-2 года)
  3. «Постоянство желаний»(дифференциация «разовых» и постоянных желаний»
  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал прощания.

11.

1.Закрепление представлений о своей 
уникальности.   
2.Закрепление дружеских отношений между 
членами группы.                                                                                            

Беседа, СПТ.

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка. «Лимон» 

(Снятие напряжения)

3. Основная часть.

  1. «Я доверяю тебе» 

(Создание доверительных

 отношений между участниками

группы)

  1. «Щепки на реке» ( Создание

доверительных и доброжелатель-

ных отношений в группе)

  1. «Моя жизнь» (Создание

ситуации откровенности в группе)

4.Рефлексия занятия.

    5.Ритуал прощания.

Этап оценки эффективности.

12.

1. Исследовать представления старшеклассников о будущей жизни.

2.Оценить значимость важных жизненных ценностей старшеклассников.

Методика «Смысло-жизненные ориента-ции» 
(адаптиро-ван Д.А.Леонтьевым);

Методика «Свобод-ный выбор ценностей» (модифика-ция Е.Б. Фанталовой)

-

Список использованных источников:

  1. Абульханова — Славская К.А. О путях построения типологии личности. // Психологический журнал. — 1983, т.4, №1. — С.43-57.
  2. Абульханова Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.299с.
  3. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. / Психология личности и образ жизни. / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1987. - С.137-145.
  4.  Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. — СПб.: Речь, 2001. 216с.
  5. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. // Психологическая наука и образование, 1998, №1 С. 52-59.
  6.  Башкова С.А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов.: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1999. 152с.
  7. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. // Мир психологии, 1999, №3. С. 140-146.
  8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.-349 с.
  9. Борисова Л.Г. Социальные перспективы молодежи села и города. / Сельская школа и ее выпускники. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе». Барнаул, 2000. — С.75-94.
  10.  Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения временной трансперспективы субъекта. // Психологический журнал, 1998, т. 19, №2. — С.40-48.
  11.  Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 254с.
  12.  Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. — М.: Ось-89, 2000.-223с.
  13. Гинзбург М.Р. Жизненные планы как проявление личностного самоопределения старшеклассников. / Психологические условия формирования социальной ответственности. М.: Просвещение, 1987. — С.18-20.
  14. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка. // Мир психологии и психология в мире. 1995, №3. - С.21-27.
  15. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии, 1994, №3. — С.43-53.
  16.  Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев: Наукова думка, 1988. 142с.
  17. Демина И.А. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути.: Дисс. канд. психол. наук. — М., 1997.- 176с.
  18.  Донцов А.И. Выбор профессии и жизненная перспектива. // Психологический журнал, 1990, №2. С. 169-170.
  19.  Дубровина И. В. Формирование личности в переходный период од подросткового к юношескому возрасту. – Москва, 1987.
  20. Дубровина И. В. Формирование личности старшеклассников. – Москва, 1989.
  21. Кон И.С. Психология старшеклассников. М.: Просвещение, 1980. —192с.
  22. Леонтьев А.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. // Вопросы психологии, 2001, №1. С.54-60.
  23.  Михайлычев Е.А. Проблема формирования жизненных планов старшеклассников.: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1974.- 20с.
  24. http://www.cool4student.ru/node/678
  25. http://testoteka.narod.ru/ms/1/16.html 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая программа «Развитие временной перспективы у учащихся старших классов»

Слайд 2

1. Общая часть. Временная перспектива (англ. temporal perspective ) - термин К. Левина, предложенный для обозначения актуальных представлений субъекта о своем будущем и прошлом.

Слайд 3

Базовыми теоретическими положениями при разработке данной программы послужили работы Дубровиной И. В., P.M. Гинзбурга, Е.И. Головаха, Ю.М. Десятникова, И.А. Деминой, Е. О. Литвинова, В.В. Барановой, М.Е. Зеленовой, Д.А. Леонтьева и Е.В. Шелобановой и т.д.

Слайд 4

Возраст детей: 16 – 17 лет Объем группы: 12 -15 человек Условие работы программы: частота встреч 2 раз в неделю, продолжительностью 45 минут.

Слайд 5

Цель данной программы: формирование временной перспективы у учащихся старших классов.

Слайд 6

Задачи программы : развивать у юношей и девушек умение определять свои жизненные планы, прояснять временную перспективу будущего; научить формулировать свои цели, делать их действенными; формировать навыки планирования у учащихся; развивать способности осознания и обретения собственной идентичности, большой значимости определения собственных жизненных целей; развивать у учащихся понимания важности своего личностного развития и самоопределения.

Слайд 7

. 2. Педагогическая часть. По способствованию для развития временной перспективы разработаны психолого – педагогические рекомендации для педагогов и родителей учащихся.

Слайд 8

3. Психологическая часть программы. Данная часть программы состоит из тематического плана занятий, дифференцированный на 4 этапа: диагностический, установочный, развивающий, этап оценки эффективности.

Слайд 9

К развивающей программе прилагается подробный конспект одного из занятий , где описаны все этапы развивающего занятия.

Слайд 10

Список использованной литературы.

Слайд 11

Составитель программы: Цыцарова И. , студентка группы ДДП – 208 (б)



Предварительный просмотр:

Развивающее занятие №4.

Задачи занятия:

1.Подвести учащихся к пониманию важности выбора цели жизни, продумывания жизненного плана.

2.Сформировать навыки постановки ближних и дальних целей, согласование целей и ценностей, самопрограмирования на успех.

Методы, используемые на занятии: беседа, социально – психологический тренинг.

Длительность: 45 мин.

Ход занятия:

- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжаем нашу работу. Занятие будет не менее интересным, чем предыдущее. Давайте начнем.

1. Ритуал приветствия.

- А начинаем мы свою работу с нашего ритуала приветствия. (Участники группы по кругу говорят добрые слова и пожелания своему соседу)

2. Разминка «Фраза по кругу» (Раскрепощение участников группы)

- Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока справа от экрана, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3—4) победителей. Итак, по удару гонга, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от экрана, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией. Повторять интонации нельзя. Тот, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3—4 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового. Внимание, начали!

- Спасибо, поздравляем победителей.

3. Основная часть.

  1. Упражнение "Визуализация моего успешного будущего" (Упражнение, направленное на конструирование образа ближней цели)

Каждый из вас, думал, где и как он хочет жить в будущем, и может быть, даже сформулировали это в виде цели. И вот прямо сейчас, мы потренируемся в конструирование образа этой цели. Ваша задача, слушать мой голос и создавать свои внутренние образы.

  • Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.
  • Еще раз вдохните и выдохните.
  • Представьте себе свой обычный день вашего будущего.
  • Итак, вам 26 лет. Вы просыпаетесь утром. (30 сек)
  • Во сколько? Где? Это ваша квартира, дом.
  • Оглянитесь. Что вы видите вокруг себя? (30 сек)
  • Добавьте краски вашей картине. Пусть это будет яркая, приятная для вас картина. Не торопитесь, попробуйте увидеть все, что сможете предельно подробно и конкретно.
  • Подойдите к зеркалу. Как вы выглядите? (30 сек)
  • Прислушайтесь к звукам комнаты, к звукам за окном. Может быть, это утреннее пение птиц, а может легкая музыка. (30 сек)
  • Добавьте тактильные ощущения - кожей вы чувствуете приятную утреннею прохладу или касание нежной теплой ткани. (30 сек)
  • Одни ли вы дома или рядом с вами кто-то еще? (30 сек)
  • Ваш образ должен быть позитивным, в настоящем времени и приятным. Он должен вам нравиться! (30 сек)
  • Медленно возвращаемся мыслями в наше время, сюда, в наш класс, на наш урок.
  • Вдохните глубоко, и на выдохе откройте глаза.

Обсуждение:

  • Кратко, в нескольких предложениях, зафиксируйте основное, что вас заинтересовало больше всего.
  • Что получилось легко, что не очень?
  • Понравилось ли вам, то, что вы там увидели?
  • Я предлагаю вам дома составить письменный рассказ об увиденном и пережитом.

Выполните проверку возможных последствий достижения цели.

До того, как вы достигните результата в реальности, имеет смысл представить и то, как вы дальше будите с ним жить.

Как изменения, которые произойдут с вами, в вас, повлияют на ваших близких, знакомых?

Каким образом могут измениться с ними отношения, какие могут возникнуть проблемы?

Гораздо проще внести изменения в выкройке костюма, чем пытаться его перекроить, когда он сшит.

Иногда, мы стараемся достичь не свои, а чужие цели.

Тогда вам следует сделать тест, чтобы понять, ваша ли это цель.

Каким образом?

  • Если решение требует от вас внутреннего усилия, а результат не вызывает удовольствия, то, видимо, вы стараетесь достичь не свою цель.
  • Если же вы задаете себе вопросы и действительно ощущаете спокойствие, то, значит, результат будет тот, какой вам необходим.

Итак, вы сегодня проделали большую работу. Вы освоили упражнения, которыми сможете воспользоваться в дальнейшем каждый раз, когда перед вами станет проблема выбора, когда вам нужно будет ставить цель, выбирать, по какой дороге идти.

И в качестве закрепления пройденного материала, предлагаю вам следующее упражнение.

  1. Упражнение «Встреча через 10 лет» (Упражнение, направленное на закрепление ближних и дальних целей)

- Давайте мысленно переведем часы на 10 лет вперед. Теперь мы в 2018 году. В вашей жизни многое изменилось. Сейчас вы в отпуске. Лето. Вы городе, где учились, может, приехали откуда-то, может здесь и живете. Идете по улице и встречаете одноклассника, которого не видели много лет. Между вами возникает оживленная беседа о том, что произошло за эти годы, чем занимаетесь. Для этого, я предлагаю вам, выйти перед классом и объединившись в парах. На выполнение задания вам дается 5 мин.

4.Рефлексия занятия.

- Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы. Что вам понравилось? Что нового вы для себя узнали? Как вам это поможет в вашей жизни?

5.  Ритуал прощания.

- Огромное спасибо за работу. Нам пора прощаться. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов

Методическая разработка по теме "Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов"...

Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов

Методическая разработка Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.

Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...