Самоотношение подростков, обучающихся игре на гитаре
материал по психологии на тему

Харизова Юлия Олеговна

Изучение особенностей самоотношения подростков, обучающихся игре на гитаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferentsiyu.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические аспекты исследования самоотношения подростков, обучающихся игре на гитаре……………………...…………………………….…..5

2. Организация и методы исследования самоотношения подростков, обучающихся игре на гитаре…………….………………………..…..……….…...8

        2.1. Описание выборки и этапы исследования ……………….…………..8

        2.2. Методы и методики исследования ……………………………….......8

        2.3 Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования самоотношения учащихся первого и второго года………………………………

Рекомендации педагогам по усилению степени самопринятия учащихся……………………………………………………………………………….….13

Заключение…………………………………………………………………..….14

Список использованной литературы…………………………………...…....15

Введение

Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения.

Изучая литературу, посвященную данной теме, можно обнаружить, что не решены многие методологические и теоретические проблемы психологии самоотношения. Существует путаница в терминологии, затрудняющая интерпретацию полученных данных. На этом фоне высказывается мнение о кризисе психологии «Я». В этой связи обращение к феноменологии и строению самоотношения, раскрытие его места в процессе становления личности является актуальной проблематикой современной психологии личности.

В настоящее время гитара является самым массовым и популярным инструментом в мире. Людей, которые играют на ней хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на других инструментах. Однако, специальных исследований направленных на изучение личностных особенностей, и в частности самоотношения подростков, увлекающих игрой на гитаре, нами обнаружено не было.

Учитывая актуальность проблемы и недостаточную ее разработанность по отношению к подросткам, обучающимся игре на гитаре нами была поставлена цель и определены задачи.

Цель исследования - изучение особенностей самоотношения подростков, обучающихся игре на гитаре.

Объектом исследования являются подростки, обучающиеся игре на гитаре.

Предмет исследования - особенности самоотношения подростков, обучающихся игре на гитаре.

Гипотеза: мы предполагаем, что у подростков, обучающихся игре на гитаре, отмечаются специфические особенности самоотношения.

Задачи:

  1. Теоретически обосновать особенности самоотношения подростков обучающихся игре на гитаре.
  2. Эмпирически изучить особенности самоотношения подростков, обучающихся игре на гитаре.
  3. Разработать рекомендации по формированию позитивного самоотношения у подростков.

Методологическая основа работы – основополагающие принципы психологии развития, системности и детерминизма. Теоретический основой работы послужили труды следующих авторов: О. М. Анисимова, Р. Бернс, Л. В. Бороздина, Т. В. Дембо, А. А. Деркач, У. Джеймс, А. И. Захарова, Х. Каплан, И. С. Кон, П. А. Корчемный, З. В. Кузьмина, В. И. Купцов, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, М. И. Лисина, В. Н. Маркин, Х. Маркус, В. Н. Мясищев, С. Р. Пантилеев, К. Роджерс, М. Розенберг, С. Л. Рубинштейн, С. Я. Рубинштейн, Н. И. Сарджвеладзе, В. Ф. Сафин, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, Д. Н. Узнадзе, И. Г. Чеснова, И. И. Чеснокова.

Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами в работе с подростками, психологами в коррекционной и консультативной работе.

Структура работы состоит из введения, двух глав, рекомендаций, заключения, списка использованной литературы в количестве 11 источников.

1. Теоретические аспекты исследования особенностей самоотношения подростков, обучающихся игре на гитаре

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот  период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г.Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности [9, с.65].

В старшем подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

Подростковый возраст, рассматриваемый как значимый этап становления самосознания личности, под влиянием комплексных психологических и ситуационных факторов сопровождается качественной «перестройкой» или закреплением раннее сложившихся критериев оценочного и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Э. Эриксон считает, что перед старшим подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о самом себе как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее [11, с.155].

Панкова, Н. В. описывает факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование самоотношения подростков, а именно: поведение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребёнка, связь самооценки с педагогической оценкой [6, с.149].

В отличие от предыдущих стадий возрастного развития, где родители более или менее могли воздействовать на течение и исход кризисов развития ребенка, теперь же влияние их оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям старший подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, его шансы на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются [11, с.319].

В старшем подростковом возрасте отношение и оценка одноклассников незначительно определяет содержание самоотношения. Старшие подростки, получившие положительную оценку со стороны одноклассников, более уверенны в ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемой ценности своего «Я» для других, нежели подростки, получившие негативную оценку со стороны одноклассников. Возможно, это связано с тем, что к старшему подростковому возрасту самоотношение уже сформировалось, и оно не изменяется под влиянием отношения сверстников [9, с.312].

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт - к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне [3, с.245].

Б. В. Кайгородов отмечает, что самоотношение представляет собой центральное образование личности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самоотношение не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самоотношения происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия [4, с.42].

В исследовании А.И.Липкиной, Л.А.Рыбак, подчеркивается, что социум в значительной степени влияет на формирование самоотношения личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самоотношению принадлежит особое место [3, с.320].

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р.Бернс объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств [1, с.177]. Количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшие подростки при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности - их самоотношение становится все более обобщенным. Кроме того, совершенствуются и их суждения относительно своих недостатков [2, с.114].

Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них. У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу. Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя [10, с.104].

Таким образом, наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания и самоотношения. Большую роль в формировании самоотношения подростков играют родители, педагоги и сверстники.

2. Эмпирическое исследование особенностей самоотношения подростков, обучающихся игре на гитаре

2.1. Описание выборки и этапы исследования

Исследования проводились с декабря 2013 года по февраль 2014 года на базе МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» им. И. Х. Садыкова, МБОУ «СОШ №15», МБОУ «СОШ №9», МБОУ «СОШ №33». Нашими испытуемыми стали учащиеся школ города Нижнекамска. Испытуемым от 11 до 16 лет. Величина выборки 30 человек: 15 учащихся первого года обучения и 15 учащихся второго года обучения. Из них: 23 девочки и 7 мальчиков. Все испытуемые являются воспитанниками кружка «Альтернатива», где они учатся играть на гитаре и петь под аккомпанемент.

2.2.  Методы и методики исследования

Выбор психодиагностического инструментария осуществлялся в соответствии с поставленными задачами исследования и требованиями валидности, надёжности, стандартизации и адаптации используемых методик.

Нами были использованы: методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева; методика определения самооценки «Лесенка» Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейна; методика самооценки личности подростка Т. А. Ратановой, Н. Ф. Шляхта.

  1.  Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования самоотношения подростков первого и второго года

Нами было проведено изучение самоотношения и самооценки подростков. Первым мы провели исследование самоотношения по методике МИС.

Согласно данным, полученным по данной методике изучения, общий фон самоотношения исследуемых подростков является, преимущественно позитивным. Подростки второго года обучения более четко выстроили стратегию отношения к себе. Они меньше колеблются, чаще выбирают один из двух полюсов отношения к себе. Средний уровень самоотношения в группе первого года обучения выявлен у 79% испытуемых, тогда как во второй группе этот показатель составляет 73%. Это говорит о том, что учащиеся первого года обучения в большей степени зависят от обстоятельств, чем себя или других людей. Если обстановка резко изменится, они будут выбиты из колей.

По методике «Лесенка» результаты также преимущественно держатся на среднем или чуть завышенном уровне. Между группами есть незначительное различие. В группе второго года несколько больше завышенных оценок своих качеств. В первой группе завышенная самооценка выявлена у 13,5% испытуемых, а во второй группе - у 20% испытуемых.

Это может говорить как о реальной ситуации, так и в сознательном приукрашивании своих качеств. Учащиеся второй группы старше по возрасту, считаются уже старшими подростками. Их в большей степени затронули новообразования подросткового периода. Повышение показателей по шкале «характер» может быть показателем того, что подросткам в конфликтных ситуациях свойственно перекладывать вину с себя на оппонента.

Методика изучения самооценки подростков показала нам, что обе группы имеют завышенную самооценку как по параметру «положительные качества», так и по параметру «отрицательные качества». Подростки первого года обучения отрицают наличие у себя негативных качеств характера. По положительным качествам у этой группы преобладает несколько заниженная или средняя самооценка. Тогда как по отрицательным - у 80% подростков первой группы она завышена. У второй группы завышены и положительные качества, и отрицательные. Однако, 7% этой группы признали, что отрицательные качества имеются у них наравне с положительными.

Статистический анализ, проведенный по t-критерию Стьюдента, не выявил различий между группами первого и второго года обучения. Группы идентичны. Из этого можно сделать вывод, что в кружок ходят подростки с определенными чертами личности.

Для получения более полной картины о самоотношении подростков, проведем корреляционный анализ данных по группам.

Анализируя группу первого года обучения, мы выявили большее количество связей у шкалы «замкнутость». Установлена прямо пропорциональная связь со шкалами: «самоуверенность» (0,52), «самопринятие» (0,53), «саморуководство» (0,60) и прямо противоположная связь со шкалой «счастье» (-0,56). Это говорит о том, что чем более замкнут в себе человек, тем он более самоуверен, тем больше он принимает все свои проявления, полагается только на себя, но, при этом, чувствует себя менее счастливым.

Также, параметр «самопринятие» положительно коррелирует с «саморуководством» (0,59) и «самоуверенностью» (0,59). Чем выше у подростков самопринятие, тем больше они руководят собой и своими поступками и тем более они самоуверенны.

Параметр «самоуверенность» отрицательно коррелирует с «самообвинением» (-0,72). Чем более испытуемые самоуверенны, тем меньше они себя обвиняют в чем либо.

Шкала «самоценность» находится в прямой зависимости от «самопривязанности» (0,76), а шкала «внутренняя конфликтность» - со шкалой «здоровье» (0,74). Чем хуже, по мнению подростка, его здоровье, тем более конфликтен он с собой. Можно предположить, что в этом возрасте ухудшение здоровья приводит к тому, что общий фон отношения к себе становится негативным. Подростки в этом случае не могут в полной мере выполнять ведущий вид деятельности, а именно - общаться со сверстниками. Зато, чем более подросток доволен своими личностными качествами, тем более ценным он себя считает.

Самооценка по параметру «характер» прямо пропорциональна параметру «ум» (0,52) и обратно пропорциональна самооценке по параметру «положительные качества» (-0,62). Чем выше подросток оценивает свой характер, тем лучше он считает свои умственные способности, но тем меньше он определяет у себя положительных качеств. Возможно, чем умнее подросток, тем адекватнее он оценивает наличие у себя положительных качеств и положительнее оценивает свой характер.

Установленные связи представим в виде плеяды на рисунке 1:

Рис. 1. Корреляционные плеяды полученных результатов 1 группы

Проведем корреляционный анализ связей группы второго года обучения. Наибольшее количество связей у шкалы «самопривязанность». Она положительно коррелирует со шкалами: «самопринятие» (0,60), «самоценность» (0,63) и «здоровье» (0,54). И отрицательно коррелирует со шкалой «счастье» (0,61). Как и в группе первого года обучения, подростки привязаны к себе тем больше, чем больше принимают и ценят себя, чем выше показатели их здоровья. Но, если они привязаны больше к себе, чем к другим, они испытывают меньше счастья.

Также, «счастье» прямо противоположно шкалам «самопринятие» (-0,56) и «саморуководство» (-0,55). Оценка счастья падает, если подросток привык полагаться только на себя.

Шкала «внутренняя конфликтность» положительно связана со шкалами «самопринятие» (0,60) и «самообвинение» (0,63). Чем глубже подросток оценивает все то, что есть в его внутреннем мире, тем он больше принимает себя. Но, если саморефлексия превращается в самокопание, появляется больше поводов для самообвинения.

А «отрицательные качества» положительно коррелируют с «характером» (0,63) и «самообвинением» (0,56). Чем больше отрицательных качеств подросток осознает в своем характере, тем он больше винит себя за них и, отрицая их наличие, старается показать свой характер в лучшем свете

Представим эти связи в виде корреляционной плеяды (рисунок 2):

Рис. 2. Корреляционные плеяды полученных результатов 2 группы

Рекомендации педагогам по усилению степени

 самопринятия учащихся

Для обогащения знаний о коммуникативном процессе учащийся должен быть включен в совместную деятельность с педагогом и сверстниками. Формирование новых индивидуального знаний о себе происходит в процессе решения коммуникативных задач.

Ведущими средствами могут служить: коммуникативные игры, упражнения, диалоговое общение в рамках заданной педагогом темы, ситуативные эпизоды и упражнения, дискуссии, пресс-конференции, агитационные мероприятия. В этих условиях устанавливаются доверительные отношения между учащимися.

На первом этапе роль педагога заключается в организации и поддержке живого диалога самих, в ходе которого испытуемые свободно говорят, высказывают свою точку зрения. Они не боятся быть подвергнутыми негативным санкциям. Для создания благоприятного эмоционального фона педагог должен использовать в работе только позитивные установки: похвалить, направить и уточнить, заново рассказать то, что понято неправильно.

На втором этапе педагог организует рефлексивное действие: давай подумаем вместе, как нам делать; ты делаешь иначе. Удерживает дискуссию в рамках темы для получения ценностного знания и определения совместных новых путей его использования. Педагог на данном этапе использует различные приемы (в том числе невербальные) для вовлечения в дискуссию как можно большего числа испытуемых.

На третьем этапе деятельность педагога направлена на активизацию мысли подростка в процессе освоения материала при выполнении им коммуникативной задачи, на стимуляцию самостоятельных суждений.

На всех этапах педагогу необходимо оказывать участникам взаимодействия поддержку, создать ситуацию успеха путем поощрения, стимулирования активности.

Заключение

В процессе данной работы нами была достигнута цель, которая заключалась в изучении самоотношения подростков, обучающихся игре на гитаре. В результате проведенного исследования гипотеза о том, что записываясь в кружок по гитаре, подростки имеют специфические особенности самоотношения, подтвердилась.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

  1. Самоотношение - недостаточно изученное свойство личности, которое имеет свои функции, структуру, свойства. Для формирования устойчивого адекватного самоотношения необходимо духовное и моральное воспитание, активное участие в коллективной работе, анализ своих качеств, поступков, сравнение их с оценками окружающих.
  2. Подростковый возраст сам по себе является кризисным. Поэтому, самоотношение в этот период еще более неустойчиво и зависит от степени адаптации, мнения окружающих сверстников и взрослых.
  3. Самоотношение учащегося может быть сформировано. Большую роль в формировании самоотношения подростков играют родители, которые помогают им в решении самых сложных вопросов. К ним относятся: определение профессии, выбор учебного заведения; решение проблем с низкой учебной мотивацией и плохими оценками; решение конфликтных ситуаций с одноклассниками и учителями. Очень важна в этом процессе и роль педагога. Педагог должен регулировать деятельность учащихся, обеспечить возможность эмоционального самовыражения и живого диалогового общения. Во время учебного процесса необходим благоприятный эмоциональный фон.

В целом данная проблема является очень актуальной как для общей, так и для педагогической и возрастной психологии и нуждается в дальнейшем изучении. Мы, в свою очередь, продолжим изучение самоотношения подростков, обучающихся игре на гитаре, так как эта проблема не исследовалась ранее. Исходя из этого, нами будет проведено новое исследование, с использованием расширенного инструментария.

Список использованной литературы

  1. Белинская, Е. П. Я-для-себя или Я-для-Других: юношеские дневники эпохи «перепостмодерна». /Дети в информационном обществе, 2012, No.9, С. 44–49.
  2. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Н. Бордовская, А. Реан. - Санкт-Петербург и др.: Питер, 2011. - 299 с.
  3. Бреслав, Г. М. Основы психологического исследования: учебное пособие /Г. М. Бреслав. - Москва: Academia Смысл, 2010. - 492 с.
  4. Брунер, Д. Культура образования/Брунер Джером; [пер. Л. В. Трубицыной, А. В. Соловьева] Моск. Высш. Шк. Социал. И экон. Наук. - Москва: Просвещение, 2006. - 213 с.
  5. Бурханов, А. Эмилио Пухоль: психология гитариста /Играем с начала. Международная академия музыкальных инноваций. 2014. № 2. С.35-37.
  6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология /Лев Выготский; [под ред. В. В. Давыдова]. - М.: Аст Астрель Люкс, 2005. - 670 с.
  7. Выготский, Л. С. Психология искусства /Л. С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 2008. - 349 с.
  8. Выготский, Л. С. Психология развития человека /Л. С. Выготский. - Москва: Смысл Эксмо, 2006. - 1134 с.
  9. Гоноцкая, Н. В. Самопонимание личности как субъекта коммуникации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук /Гоноцкая Надежда Васильевна; Моск. Гос. Ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 2006. - 30 с.
  10. Гуревич, П. С. Психология личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ, 2009. - 559 с.
  11. Деркач, А. А. Педагогическая акмеология: учебное пособие /А. А. Деркач, О. С. Анисимов, Н. В. Соловьева; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - Москва: Изд-во РАГС, 2007. - 159 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика тренинга некоторых приемов игры на гитаре фламенко (на примере техники расгеадо).

Рассмотрена методика тренинга технического приема расгеадо....

Открытый урок на тему: "Основные этапы начального обучения игры на гитаре"

План урока:  1)Организационный момент 2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата. 3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбре...

Пальчиковые игры на начальном этапе обучения игре на гитаре

На начальном этапе обучения очень важно преподносить новый материал в игровой форме. С целью формирования необходимых навыков игры на гитаре можно использовать пальчиковые игры....

Конспект занятия по обучению игре на гитаре в группе 1-го года обучения студии «Гитара и мы» «Тональность А. Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в стиле «Кантри». Лад. Ступени лада. Табулатура и аккомпанемент»

Занятие разработано в рамках авторской дополнительной общебразовательной общеразвивающей программы студии "Гитара и Мы" для воспитанников 1 года обученияТип занятия-изучение нового материалаЦель:-созд...

Конспект занятия по обучению игре на гитаре: импровизация бас гитары.

Данное занятие посвящено теме "Импровизация на бас гитаре" и является одним из цикла занятий, посвященных развитию творческой активности и самостоятельной импровизации у...

Методические рекомендации для педагогического состава по стимулированию позитивного самоотношения подростков в контексте информационной социализации

Кем быть современному подростку и как поддержать формирование положительной идентичности в эпоху информационных технологий....