Конспект занятия по обучению игре на гитаре в группе 1-го года обучения студии «Гитара и мы» «Тональность А. Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в стиле «Кантри». Лад. Ступени лада. Табулатура и аккомпанемент»
план-конспект занятия (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Халамова Наталья Анатольевна

Занятие разработано в рамках авторской дополнительной общебразовательной общеразвивающей программы студии "Гитара и Мы" для воспитанников 1 года обучения

Тип занятия-изучение нового материала

Цель:-создать условие для повышения интереса к игре на гитаре, пополнение знаний об аккордах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon halamova_n.a._dopobrazovanie_zanyatie_na_sayt.doc70 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей дом детского творчества

 пгт Подосиновец Кировской области

Конспект занятия

по обучению игре на гитаре
в  группе 1-го года обучения

 студии «Гитара и мы»


«Тональность А. Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в стиле «Кантри». Лад. Ступени лада. Табулатура и аккомпанемент»

подготовила

педагог дополнительного образования

МКОУДОД ДДТ пгт Подосиновец

Халамова Наталья Анатольевна

пгт Подосиновец
2013

Занятие разработано в рамках авторской дополнительной образовательной программы студии «Гитара и мы». Раздел в программе №  2.2.

Подгруппа первого  года обучения, возраст учащихся: 12-15 лет

Тема занятия: Тональность А. Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в стиле «Кантри». Лад. Ступени лада. Табулатура и аккомпанемент.

Тип занятия – изучение нового материала, первичное применение и закрепление полученных  знаний.

Цель:  создать условия для повышения интереса воспитанников к игре на гитаре,  пополнения знаний об аккордах, их усложнениях в музыкальной практике.

Задачи занятия

Обучающие:

  • обучить простейшим приемам игры на шестиструнной акустической гитаре и табулатуре (игра без нотной грамоты)

Развивающие:

  • выявить и развивать  музыкальные данные: мелодический и ритмический слух, чувство лада (мажор, минор), чувство музыкального баланса
  • формировать художественно-эстетический вкус
  • формировать навыки сценической культуры.

Воспитательные:

  • формировать  культуру взаимоотношений и толерантности друг к другу;
  • воспитывать интерес к творческому труду и умение  работать;
  • воспитывать волевые качества (внимание, сосредоточенность, настойчивость, уверенность в себе).

Инструменты и оборудование: акустические гитары, пюпитры, тетради, цветные ручки, карандаши.

Из многолетней практики я сделала вывод, что музыкальный внутренний слух есть у каждого человека, его только надо развивать, а вот с ритмом сложнее… Если его нет, то его практически не восстановить.  В любом случае надо заниматься индивидуально, как делают это в музыкальных школах.  В доме творчества у меня нет такой возможности, так как детей, поступивших на первый год обучения в этом 2013-2014 учебном году уже 13 человек. Я сделала 4 подгруппы по 3-4 человека.

На первом занятии-знакомстве с ребятами я проверяю музыкальный ритм у ребёнка. Простукивая  несложный ритмический рисунок в ладоши, я прошу их повторить его. С каждым разом усложняю сам ритмический рисунок и его темп (скорость), я переношу его сначала на деку гитары, чередуя большой палец правой руки с другими на этой руке, а потом и на басовые струны(4,5 и 6) только большим пальцем. Проведя такую игровую диагностику, я выявляю и соединяю детей в группы по способностям, так как у каждого воспитанника своё чувство  ритма, музыкальный слух, размер кисти, крепость подушечек и фаланг пальцев. Кто-то имеет начальную музыкальную подготовку,  то есть закончил или учится в музыкальной школе, а кто-то знаком с музыкой только на уроках в школе.  Поэтому на каждом занятии использую приёмы индивидуализации и дифференциации. Я уверена, что именно они являются главным условием развития детской одарённости на занятии в дополнительном образовании.
        Новый материал начинаем изучать от простого к сложному на каждом занятии. Например, если ученик не может сыграть ритм на разных струнах, то он играет на одной, которую выбирает сам. Мы проходим «перебор» с разными басовыми струнами тоже по своему выбору, и, если  не получается с первого раза, то он будет играть приём «арпеджато» (быстрое извлечение звука по всем струнам большим пальцем правой руки). Но этот музыкально-ритмический рисунок делаем все вместе, одной командой: один - бас, другой - арпеджато, третий - перебор, а затем меняемся «ролями» по своему выбору. Еще умудряемся и петь под свой аккомпанемент! Так же происходит и с разучиванием новой мелодии в левой руке: один или двое играют на 1 струне, другие на 6 струне, третьи на 2-3-4, а педагог играет аккомпанемент мелодии.


Ход занятия

Этап занятия: Организационный

  Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их (стук о деку гитары). Мы сегодня покажем и докажем, что гитара-это самый лучший инструмент: легкий, удобный, не требующий каких либо особых условий для существования. И научиться играть на гитаре не очень трудно - было бы желание!

Этап занятия: Проверочный

 Педагог: Начнем занятие с небольшой гимнастики для рук, разминая кисть руки, каждый пальчик и при  этом  повторяя теоретический материал по теме прошлых занятий:

 

  Педагог: Из каких частей состоит гитара?

Воспитанники: Из двух: грифа и корпуса.

  Педагог: Чем и на что делится гриф?

Воспитанники: Железными порожками на лады.

  Педагог: Сколько струн у гитары? Назовите латинское и русское обозначение.

Воспитанники: Шесть.1-E(ми);2-H(си); 3-G(соль); 4-D(ре);5-A(ля); 6-E(ми)

  Педагог: Какие струны басовые?

Воспитанники: 4-D(ре);5-A(ля); 6-E(ми)

  Педагог: Что такое тональность? 

Воспитанники: Это последовательность звуков в  музыкальном произведении по высоте, где основным звуком является Тоника (I ступень)

  Педагог: Что такое лад? Какой он бывает?

Воспитанники: Это система звуков в музыке.  Лад бывает мажорный и минорный.

  Педагог: Какие главные ступени лада?

Воспитанники: Главные ступени - это I, IV, V, они записываются римскими цифрами.

  Педагог: Сколько рабочих пальцев на обеих руках и как называются?

Воспитанники: 4 пальца. Пальцы правой руки называются ПИМА (Pima).

 Левой: 1,2,3,4, начиная с указательного. Большой палец в левой руке-подставка, а в правой-мизинец.

  Педагог: Как ставим пальцы левой руки и почему?

Воспитанники: На подушечку, ближе к ногтю, перпендикулярно грифу и рядом с порожком, чтобы был яркий ровный звук, а не скрип.

(воспитанники показывают постановку пальцев на грифе гитары)

  Педагог: Сейчас нужно настроить инструменты и повторить пройденный материал на практике. Сначала настраиваем первую струну по духовому камертону или тюнеру. Как называется первая струна?

Воспитанники: 1 струна, как и духовой камертон, называется «ми».

  Педагог: Как настраиваем инструмент?

Воспитанники: Все струны строятся на Vладу и сравниваются по звучанию с предыдущей, за исключением 3 струны, которая строится на IV ладу.

  Педагог: Самостоятельно проверяем строй остальных струн своего инструмента, как основной настройкой, так и дополнительной.

 (Воспитанники проверяют настройку инструмента)

  Педагог: Далее проверяем строй всего ансамбля упражнениями на разных ладах:

На I и III ладах у нас есть упражнение по арабским цифрам, что это?

Воспитанники: Табулатура - это запись гитарной музыки без нот.

(Воспитанники играют упражнение с разным темпом)

  Педагог: На каких ладах еще проверяем строй инструмента и какими приемами будем играть?
Воспитанники : на VI-VIII ладах. Упражнение «Восход солнца». Играем малым и большим перебором, щипком.

  Педагог: Что такое перебор, щипок?

Воспитанники: Это приёмы игры.

  Педагог: Что такое приемы игры?

Воспитанники: Это извлечение звука или как играть на гитаре правой рукой.

  Педагог: Хорошо, молодцы! Давайте все сыграем упражнение «Восход солнца».

(Воспитанники играют упражнение с разным темпом)

  Педагог: Мы разыгрались и приготовили гитары, чтобы на них играть …?

Воспитанники: Соло (мелодию) и Аккомпанемент.

  Педагог: Что такое мелодия?

Воспитанники: Главная тема в музыкальном произведении.

  Педагог: Что такое аккомпанемент?

Воспитанники: Сопровождение мелодии.

  Педагог: И соло и аккомпанемент могут отличаться по скорости и громкости. Что это?

Воспитанники: Темп и динамика.

  Педагог: Какие мы знаем типы гитар?

Воспитанники: Классическую, акустическую, электро и бас гитары.

  Педагог: Чем отличаются классическая и акустическая гитары?

Воспитанники: У классической гитары нейлоновые струны и всегда широкий гриф, а у акустической  струны железные, а гриф может быть как широкий, так и узкий.

  Педагог: Прежде чем мы перейдем к повторению материала давайте послушаем Катю, которая занималась некоторое время на классической гитаре по другой системе музыкальной грамоты.
(Катя играет  детскую песенку « Едет поезд издалека» на классической гитаре)

I Часть. Повторение

Тональность Am. Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в            
                                            стиле «Кантри».

  Педагог: Вспомним, как ставится аккорд Am?

Воспитанники: на I и II ладах

(Воспитанники ставят аккорд Аm)

  Педагог: Что такое «Кантри»,  и что делают эти аккорды?

Воспитанники: Аккорды в стиле «Кантри» - это усложнение просто аккорда Am. Эти аккорды украшают аккомпанемент.

  Педагог: Поставим усложненные аккорды и назовем их.

Воспитанники: Это Аdd4 и  Аdd9.

(Воспитанники ставят аккорды)

  Педагог: Сначала сыграем всю связку (последовательность) этих аккордов с основным аккордом приёмом «арпеджато», а затем Кате и Лере я предлагаю сыграть большим перебором, а остальным - малым перебором. Слушаем звучание инструмента.

Хорошо, молодцы!

Какие вы знаете основные ступени и аккорды  в тональности Аm и почему?

Воспитанники:  I, IV, V -это главные ступени лада. На них строятся аккорды Am, Dm и Е.

  Педагог: Какие басовые струны мы будем использовать ?

Воспитанники:  4,5,6. Эти струны называются как и аккорды: «ре», «ля», «ми».

  Педагог:  Какую песню мы знаем в этой тональности, и какими приемами игры она играется?

Воспитанники: Песня называется «Тонкая рябина». Играем «малым перебором», «Щипок - вальс», «щелчок - вальс», «бой - вальс»

  Педагог: Поем и играем 1 куплет песни, если не получается обеими руками, то играем только правой рукой.

 (Воспитанники играют  по выбору тем или иным приёмом игры)

  Педагог: А какие еще песни знаем в Am? И какие приемы игры будем использовать?

Воспитанники: «Совершите чудо» и «Частушки». Играем «щипком», «щелчком» и «малым боем».

(Воспитанники играют 1 куплет «Совершите чудо» разными приемами игры по сложности с басом и без него по выбору)

  Педагог: Сейчас попробуем сыграть «Частушки» вместе с левой рукой. Кто не сможет с левой, тот  играет одной правой. Катя играет с мизинцем в левой руке.

(Воспитанники играют и поют «Частушки»)

  Педагог: А какие мы знаем мелодии в Am?

Воспитанники: Детская песенка «Кузнечик».

  Педагог: Играем соло «Кузнечика» по партиям.
(Воспитанники играют мелодию по выбору)

  Педагог: А сейчас я предлагаю сыграть всему ансамблю по партиям: Максиму - партию баса, Андрею -1 партию на 6 струне, Юле и Серёже -1 партию на 1 струне, Лере -2 партию, Кате - аккомпанемент.

Какими приемами будем играть аккомпанемент?

Воспитанники: «Щипком», «Щелчком»

  Педагог: Играем «Модерато» и «меццо форте»?!

Воспитанники: Умеренно (темп) и не очень громко (динамика)

  Педагог: Играем.

(Воспитанники играют ансамблем мелодию по партиям)

  Педагог: Молодцы!

II часть. Изучение нового материала

  Педагог: А сейчас перейдем к новому материалу

Тональность  A (Ля мажор). Усложнение простых аккордов в стиле  
                     «Кантри». Основные аккорды тональности.

Изобразим у себя эти аккорды в тетрадях.

(Воспитанники графически изображают аккорды  А; Адд4 и Адд9)

  Педагог:  Чем похожи и чем отличаются тональности Am и  A

Воспитанники: Одинаковая Тоника, но разные Лады (Мажор и минор).  

  Педагог: Эти тональности называются одноименные. У этих двух аккордов даже «Кантри» - усложнение - одинаковые аккорды. Их можно построить и сыграть один из другого. Давайте сыграем вместе последовательность этих аккордов.

(Воспитанники играют аккорды приёмом «арпеджато»)

  Педагог: Сейчас запишем новую мелодию, которая называется  «Рок-н-ролл» в Табулатуре на 4,5 и 6 струнах. Не забываем поставить код табулатуры (ТАВ) в начале строки записи мелодии.

  (Педагог показывает, а воспитанники записывают мелодию в табулатуре)

  Педагог: Что такое реприза?

Воспитанники: Знак повторения.

  Педагог: Прежде чем начинать разбирать новую мелодию, сначала давайте её прослушаем.
(Педагог играет дуэтом с наиболее способным ребёнком)

  Педагог: Что играла Катя, а что я?

Воспитанники: Мелодию (соло) и аккомпанемент.

  Педагог: Сейчас разбираем мелодию в медленном темпе, следя за аппликатурой (постановкой) пальцев левой руки и за звуком.

(Воспитанники играют)

  Педагог: Сейчас зарисуем и поставим основные аккорды тональности А, которые строятся на главных ступенях лада. Какие это аккорды? Почему?

Воспитанники: А, D, E, потому что I, IV,V-это главные ступени тональности.

  Педагог: Какие басовые струны используются в этой пьесе?

Воспитанники: Басовые струны- 5, 4, 6

(Воспитанники сначала изображают графически основные аккорды в тональности А, а затем ставят эти аккорды на грифе гитары) 
  Педагог: Давайте в медленном темпе попробуем сыграть бас мелодии, затем еще раз мелодию и аккомпанемент  - по выбору.

(Воспитанники играют партию по своему выбору, а педагог - аккомпанемент или мелодию)

  Педагог: А сейчас я вам предлагаю сыграть всем ансамблем по партиям:

Максим, Андрей и Катя играют бас. Лера, Юля и Серёжа играют соло, а педагог – аккомпанемент. Затем по очереди меняемся партиями.

III часть. Закрепление. Рефлексия

  Педагог: А сейчас мы вместе с гостями споем и сыграем мою авторскую песню «Гитара»

(Воспитанники и гости поют песню. Идёт закрепление основных аккордов тональности А)

Молодцы, я вижу, что поработали хорошо, и настроение отличное, поблагодарим друг друга за это!

(Приветствуем всех ударами по деке гитары)

Список использованной литературы

1.Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования – М.: «Айрис пресс», 2003.

2. Крунтяева Т. , Н. Молокова. Словарь иностранных музыкальных терминов – Л.: Музыка, 1965.

3. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте - Государственное музыкальное издательство, 1962.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  Упражнения для гитары в табулатуре, и упражнение « Восход солнца» (авторские)
2.  Детская песенка «Едет поезд издалека»

3.  Песни «Тонкая рябина» и «Частушки» (народные)

4.  Песня «Совершите чудо» (бардовская)

5.  Песенка «Кузнечик» (детская)

6.  Композиция в стиле «Рок-н-ролл» (авторская)

5.  Песня «Гитара» (авторская)

6. http://unitf.narod.ru/p30aa1.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейка"

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейка" с использования игровых приемов рассчитан на детей 6-7 лет для занятий в Школе раннего развития при учреждении дополнительного обр...

Схема конспекта занятия: «Малые Олимпийские игры». Проведение диагностики обученности.

Схема конспекта занятия для детского театра моды, возраст обучающихся 8 - 10 лет....

Конспект занятия по обучению игре на гитаре: импровизация бас гитары.

Данное занятие посвящено теме "Импровизация на бас гитаре" и является одним из цикла занятий, посвященных развитию творческой активности и самостоятельной импровизации у...

План-Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста

laquo;Чёрно-белая магия» знакомство с игрой шахматы.Цель: Познакомить дошкольников с новой интеллектуальной настольной игрой.Задачи:Образовательные: Познакомить с новыми понятиями:...