Методические рекомендации для педагогического состава по стимулированию позитивного самоотношения подростков в контексте информационной социализации
методическая разработка по психологии

Кем быть современному подростку и как поддержать формирование положительной идентичности в эпоху информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Цель – психолого-педагогический подход стимулирования позитивного самоотношения подростков как ключевое условие  развития коммуникативных компетенций

Пояснительная записка.

Фундаментальные изменения, произошедшие в социально-политической и экономической сфере российского общества привели к росту социальной неопределенности, усложнился процесс социальной и персональной идентичности человека. Содействие в этом процессе оказывают средства массовой информации СМИ и средства массовой коммуникации СМК, которые оказывают координальное влияние на формирование ценностных, смысловых идеологических  структур личности.

С появлением новых информационных технологий перед современным человеком  открылись новые возможности расширения зоны ближайшего развития для детей и подростков.

В этой ситуации актуальными задачами данного этапа развития выступают:

  • достижение желаемого статуса, способность чувствовать себя в ней при этом не утрачивать собственное «я»;
  • беспрепятственное вхождение в контакт с любым понравившимся человеком;
  • при этом оставаться собой и вести себя так, чтобы окружающие заметили качества повзрослевшего человек;
  • также важно научиться без ущерба для личностной «Я» - концепции достойно выходить из любой жизненной ситуации;
  • легко и комфортно преодолевать различные социальные конфликты, как бы «перепрыгивая через них».

Для реализации данных возрастных задач в подростковом возрасте существенное значение играет формирование позитивного самоотношения подростка, прежде всего, к самому себе.

В том что самоотношение личности играет большое значение в нормальном функционировании и развитии говорили  Борис Герасимович Ананьев, Лидия Ильинична Божович, Игорь Семёнович Кон, Владимир Николаевич Мясищев и другие. Наибольшее развитие данной проблемы отражено в работах И.С. Кона, М.И. Лисиной, В.В. Столина и других ученых. Их интересовали вопросы, связанные с онтогенезом самоотношения, функции его формирования, его устойчивость и причины нарушения.

Данные авторы понятия «самоотношение» тесно связывают с понятием самосознания, ключевыми компонентами которого являются принятия себя, самооценка, самоуважение, а также эмоционально-ценностное отношение к самому себе.

Для формирования позитивного самоотношения подростков, важны следующие условия:

  1. Положительный и продуктивный образ жизни субъекта, своеобразие мотивационно-потребностной сферы;
  2. Существует тесная связь между самоотношением и развитием личности, способность рефлексировать свою жизнедеятельность, поступки, деяния, мысли и желания;
  3. Наличие позитивной  и устойчивой самооценки субъекта;
  4. Расширение знаний и понимания личностных индивидуальных особенностей;
  5. Развитие таких качеств как саморуководство, самоуверенность;
  6. Формирование навыков и умений думать и действовать самостоятельно с учетом социальных требований и ожиданий;
  7. Формирование аутосимпатии: самопринятие, самопривязанность и самоценность, а также чувство привязанности и расположение к себе;
  8. Способствовать минимизации таких качеств как самообвинение, самоуничтожение и внутренняя конфликтность, которые способствуют развитию негативного эмоционального фона к себе;
  9. Формирование стабильной мотивации к развитию собственного «Я»

Таким образом, большое значение для реализации поставленной цели важным условием является развитие таких способностей у субъекта как признание своей индивидуальности, восприятие себя таким каким есть и осознание себя значимой личностью, прежде всего, в собственных глазах. Активная направленность обучающегося подростка  в стороны самоуважения и принятия на основе позитивной обратной связи, Создание условий для личностного успеха, снятия страха или других переживаний по поводу ошибок, оказание содействие по коррекции самооценки субъекта с учетом оценки группы.

В рамках межличностных отношений важно развивать навыки эффективного диалога и действий по решений различных трудностей, неудач и четкая согласованность с группой в процессе взаимодействия.

Только целенаправленная работа педагогов и психолога по, выше указанным критериям, может обеспечить успешную реализацию данной поставленной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей и учителей при работе с подростками с девиантным поведением

Данные рекомендации помогут объединить и скоординировать работу педагогов и родителей при работе с детьми с девиантным поведением...

Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...

Методические рекомендации по организации и проведению тематических кинолекториев для подростков

Кино для детей - это сама жизнь и огромное окно в мир, в который они с жадностью заглядывают и который жаждут как можно скорее и полнее освоить. Нашим киноматографом накоплены огромные эстетические бо...

Методические рекомендации по организации и проведению внеурочной деятельности с подростками по направлению «Основы восточных единоборств и самозащиты»

В ХХ веке, благодаря тому, что Восток “открылся” Западу, восточные единоборства (В.Е.) стремительно распространились в Европу и Америку. Особый интерес к ним во всём мире стали проявлять в...

Методические рекомендации «Как правильно составить план-конспект урока»

Методические рекомендации  «Как правильно составить план-конспект урока»...

Методические рекомендации Особенности методики проведения занятий по боксу с подростками 13-14 лет

В этом возрасте начинается половое созревание, которое характеризуется значительными изменениями во всем организме юноши. Тело интенсивно растет в длину, главным образом за счет трубчатых костей конеч...

Методические рекомендации «Обучение педагогических кадров по персонификации социально-педагогической поддержки личностного развития обучающихся с проявлениями девиантного поведения»

Формирование системы профессионального развития педагогических кадров непосредственно связано с созданием системы эффективного методического сопровождения педагогических работников, путем модернизации...