Методические рекомендации для педагогического состава по стимулированию позитивного самоотношения подростков в контексте информационной социализации
методическая разработка по психологии
Кем быть современному подростку и как поддержать формирование положительной идентичности в эпоху информационных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Цель – психолого-педагогический подход стимулирования позитивного самоотношения подростков как ключевое условие развития коммуникативных компетенций
Пояснительная записка.
Фундаментальные изменения, произошедшие в социально-политической и экономической сфере российского общества привели к росту социальной неопределенности, усложнился процесс социальной и персональной идентичности человека. Содействие в этом процессе оказывают средства массовой информации СМИ и средства массовой коммуникации СМК, которые оказывают координальное влияние на формирование ценностных, смысловых идеологических структур личности.
С появлением новых информационных технологий перед современным человеком открылись новые возможности расширения зоны ближайшего развития для детей и подростков.
В этой ситуации актуальными задачами данного этапа развития выступают:
- достижение желаемого статуса, способность чувствовать себя в ней при этом не утрачивать собственное «я»;
- беспрепятственное вхождение в контакт с любым понравившимся человеком;
- при этом оставаться собой и вести себя так, чтобы окружающие заметили качества повзрослевшего человек;
- также важно научиться без ущерба для личностной «Я» - концепции достойно выходить из любой жизненной ситуации;
- легко и комфортно преодолевать различные социальные конфликты, как бы «перепрыгивая через них».
Для реализации данных возрастных задач в подростковом возрасте существенное значение играет формирование позитивного самоотношения подростка, прежде всего, к самому себе.
В том что самоотношение личности играет большое значение в нормальном функционировании и развитии говорили Борис Герасимович Ананьев, Лидия Ильинична Божович, Игорь Семёнович Кон, Владимир Николаевич Мясищев и другие. Наибольшее развитие данной проблемы отражено в работах И.С. Кона, М.И. Лисиной, В.В. Столина и других ученых. Их интересовали вопросы, связанные с онтогенезом самоотношения, функции его формирования, его устойчивость и причины нарушения.
Данные авторы понятия «самоотношение» тесно связывают с понятием самосознания, ключевыми компонентами которого являются принятия себя, самооценка, самоуважение, а также эмоционально-ценностное отношение к самому себе.
Для формирования позитивного самоотношения подростков, важны следующие условия:
- Положительный и продуктивный образ жизни субъекта, своеобразие мотивационно-потребностной сферы;
- Существует тесная связь между самоотношением и развитием личности, способность рефлексировать свою жизнедеятельность, поступки, деяния, мысли и желания;
- Наличие позитивной и устойчивой самооценки субъекта;
- Расширение знаний и понимания личностных индивидуальных особенностей;
- Развитие таких качеств как саморуководство, самоуверенность;
- Формирование навыков и умений думать и действовать самостоятельно с учетом социальных требований и ожиданий;
- Формирование аутосимпатии: самопринятие, самопривязанность и самоценность, а также чувство привязанности и расположение к себе;
- Способствовать минимизации таких качеств как самообвинение, самоуничтожение и внутренняя конфликтность, которые способствуют развитию негативного эмоционального фона к себе;
- Формирование стабильной мотивации к развитию собственного «Я»
Таким образом, большое значение для реализации поставленной цели важным условием является развитие таких способностей у субъекта как признание своей индивидуальности, восприятие себя таким каким есть и осознание себя значимой личностью, прежде всего, в собственных глазах. Активная направленность обучающегося подростка в стороны самоуважения и принятия на основе позитивной обратной связи, Создание условий для личностного успеха, снятия страха или других переживаний по поводу ошибок, оказание содействие по коррекции самооценки субъекта с учетом оценки группы.
В рамках межличностных отношений важно развивать навыки эффективного диалога и действий по решений различных трудностей, неудач и четкая согласованность с группой в процессе взаимодействия.
Только целенаправленная работа педагогов и психолога по, выше указанным критериям, может обеспечить успешную реализацию данной поставленной задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей и учителей при работе с подростками с девиантным поведением
Данные рекомендации помогут объединить и скоординировать работу педагогов и родителей при работе с детьми с девиантным поведением...
Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей
Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...
Методические рекомендации по организации и проведению тематических кинолекториев для подростков
Кино для детей - это сама жизнь и огромное окно в мир, в который они с жадностью заглядывают и который жаждут как можно скорее и полнее освоить. Нашим киноматографом накоплены огромные эстетические бо...
Методические рекомендации по организации и проведению внеурочной деятельности с подростками по направлению «Основы восточных единоборств и самозащиты»
В ХХ веке, благодаря тому, что Восток “открылся” Западу, восточные единоборства (В.Е.) стремительно распространились в Европу и Америку. Особый интерес к ним во всём мире стали проявлять в...
Методические рекомендации «Как правильно составить план-конспект урока»
Методические рекомендации «Как правильно составить план-конспект урока»...
Методические рекомендации Особенности методики проведения занятий по боксу с подростками 13-14 лет
В этом возрасте начинается половое созревание, которое характеризуется значительными изменениями во всем организме юноши. Тело интенсивно растет в длину, главным образом за счет трубчатых костей конеч...
Методические рекомендации «Обучение педагогических кадров по персонификации социально-педагогической поддержки личностного развития обучающихся с проявлениями девиантного поведения»
Формирование системы профессионального развития педагогических кадров непосредственно связано с созданием системы эффективного методического сопровождения педагогических работников, путем модернизации...