Психологический тренинг по профилактике жестокого отношения к детям.
методическая разработка по психологии на тему

ELENA Ahmadeeva

Психологический тренинг по профилактике жестокого отношения к детям адресован  воспитателям интернатных учреждений,детских родов,домов ребёнка,учителям школ,воспитателям детских садов,а также  его можно проводить и с родителями, лицами их замещающими.

Цель: Развитие у воспитателей профессионально важных качеств: рефлексии поведения, эмпатии, позитивной установки по отношению к детям.

Задачи:
1.Проводить профилактику по недопущению жестокого отношения к детям;
2. Формировать эмпатию, позитивное отношение к ребенку;
3. Развивать коммуникативные средства общения с ребенком;
4.Развивать навыки эффективного взаимодействия воспитателей с детьми;
5.Дать возможность отреагировать отрицательные эмоции.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический тренинг

по профилактике жестокого отношения к детям. (Ахмадеева Е.В.)

(Тренинг возможно проводить и с родителями, лицами их замещающими)

Цель: Развитие у воспитателей профессионально важных качеств: рефлексии поведения, эмпатии, позитивной установки по отношению к детям.

Задачи:

1.Проводить профилактику по недопущению жестокого отношения к детям;

2. Формировать эмпатию, позитивное отношение к ребенку;

3. Развивать коммуникативные средства общения с ребенком;

4.Развивать навыки эффективного взаимодействия воспитателей с детьми;

5.Отреагировать отрицательные эмоции.

Ведущий: педагог-психолог Ахмадеева Е.В.

Участники: воспитатели, помощники воспитателей дошкольной группы, воспитатели группы по типу семьи.

Материалы: листы А3,маркеры,скотч,листы А4,ручки.

                                                     Ход:

I.Вводная часть

1.Сообщение цели и задач тренинга,

 работа с ожиданиями участников,

 выработка правил группы;

2. Упражнение «Психологическая зарядка».

Предлагается педагогам выполнить определенные движения, если они согласны с данными высказываниями:

  • Если в вашей группе время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
  • Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
  • Если вы считаете себя хорошим педагогом - постучите кулачком в грудь.
  • Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание с детьми – поднимите правую руку.
  • Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
  • Если вы делаете все возможное, чтобы детям было комфортно в группе - погладьте себя по голове.

II.Основная часть

Упражнение «Травмы прошлого».

Цель:

Показать участникам, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом. Отрефлексировать чувства, которые может испытывать взрослый, сталкиваясь с таким поведением.

                                                            Ход:

Из числа участников выбираются три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «воспитатель»

•  Участников в роли «детей» отвести  в сторону и так, чтобы никто не слышал, дать им установку, как вести себя во время упражнения. Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального». Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками». Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай».

•    Пригласите в круг первого «воспитателя» и первого «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение  будет максимальным.

•    Пригласите в круг второго «воспитателя» и второго «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Научите ребенка считать до пяти». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение станет максимальным

•   Пригласите в круг третьего «воспитателя» и третьего «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Вы собираетесь на прогулку, вы мирно  о чем-то беседуете с детьми и вдруг заметили, что один ребенок  неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в том момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным.

•    Попросите «воспитателей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?

•     Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?

•          Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.

Предложите группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка "воспитателей" помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — "воспитатель" или "ребенок" — в этом виноват? Что является истинной причиной?».

Обратить внимание участников на то, что ребенок, переживший психологическую травму настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова. Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться окружающие, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.

Упражнение «Письмо»

Задание участникам: «На листе бумаги начертите пять колонок. Название первой колонки – «Гнев», в ней напишите, почему вы испытываете гнев, обиду, раздражение по отношению к ребенку. Вторая колонка называется «Печаль», в ней напишите, из-за чего вы испытываете печаль или разочарование по отношению к ребенку. Третья колонка посвящена страху. В четвертой под названием «Сожаление» выскажите смущение, сожаление о чем-то, попросите прощения, извинитесь перед ребенком. В пятой колонке напишете о любви, о том, как вы цените своего ребенка, о своих пожеланиях на будущее.

Чувства к ребенку

Гнев, злость, обида, раздражение

Печаль, разочарование

Страх

Сожаление

Любовь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для обсуждения:

• Что вы испытывали, выполняя это упражнение?

• Какие трудности вам встретились?

• Как вы их преодолевали?

• Чему вы научились?

• Как это можно применять в отношениях с другими людьми?

• Как вы это будете использовать в своей педагогической практике?

Упражнение «Запрещаем - разрешаем» - Участники делятся на три группы . Устанавливается 3 ватмана, соответствующие зонам запрета, прикрепляются бумажные цветные ленты(зелёный, жёлтый, красный):Зеленый символизирует зону «Полная свобода» – это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению. Желтый – зону «Относительная свобода» – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения. Красный – зону «Запрещено» – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам.

Если существуют запреты, то неизбежно возникает вопрос о наказаниях, поскольку запреты в силу тех или иных причин могут нарушаться. Вообще смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно эффективно пресечь недопустимое поведение. 

ПРАВИЛА НАКАЗАНИЯ 
1. Наказание должно быть педагогически оправданным. 
2. Физические наказания недопустимы. 
3. При любом наказании детей, они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей. 

Наказание лучше действует, когда: 
ν Оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время; 
ν Сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что он должен делать, чтобы его не наказывали в будущем; 
ν Очень важно помочь ребенку исправить ситуацию. Спросить его: “Давай подумаем: как это исправить?” 
ν Правило 1. Один проступок – одно наказание. 
ν Правило 2. Наказан – прощён (и больше к проступку не возвращаемся). 
ν Правило 3. Наказывая, подумайте – зачем? У наказания всегда должна быть цель – чего взрослый хочет добиться, какой должен быть результат. 

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже: 
ν ЗАМЕЧАНИЕ, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка; 
ν ВЫГОВОР – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
ν УБЕЖДЕНИЕ, ОБЪЯСНЕНИЕ неприемлемости поведения, 
ν ЛИШЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО  ПООЩРЕНИЙ 
ν ОСУЖДЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ 
ν ОГОРЧЕНИЕ
ν Иногда можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой.

III.Заключительная часть

ОБСУЖДЕНИЕ- Воспитателям предлагается обсудить, какие они используют приёмы и методы наказания, без ущемления и нарушения прав детей.

 Справиться со своими эмоциями Вам-воспитателям помогут упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:

1. Начинайте медленно вдыхать и выдыхать воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя.

 2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.(не использовать при проблемах с давлением)

 3. При сильном психологическом напряжении Вы-воспитатель можете сделать 10-20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками).

 Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем с ребёнком.

Обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, формировать начало личности, развивать его индивидуальность помогут следующие способы общения:

Принятие- воспитатель уделяет ребенку внимание, одобряет его инициативу, выслушивает его, играет с ним , ребенок будет ощущать свою значимость, компетенцию:

« Я могу так много» и свою автономию: « Я могу это сделать сам»

В чем это выражается :

- Благоприятное расположение  и мимика.

- Принятие ребенка таким , какой он есть.

- Внимание к ребенку.

- Одобрение детской инициативы.

- Игра вместе с ребенком, совместная деятельность.

Понимание- умение видеть «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Как это можно сделать?

- Спрашивать детей о чувствах, переживаниях и впечатлениях.

- Стимулировать личное самовыражение.

- Побуждать детей в словесной форме выражать свои чувства, эмоции и взгляды.

Признание- признание ценности ребёнка, его чувств и эмоций.

Тактика общения: педагогический такт, сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

ОБСУЖДЕНИЕ- с воспитателями, какие методы и приёмы поощрения они могут использовать в работе с детьми.

ПООЩРЕНИЕ 

  • Одобрение;
  •  Похвала;
  • Тактильное выражения одобрения (поглаживание, объятия и др.)
  •  Выражение благодарности;

Заключительное стихотворение-посыл «Берегите своих детей...»

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Обнимите покрепче их.

Детской ласкою дорожите.

Это счастье - короткий миг.

Быть счастливыми поспешите!

Рефлексия- Чем был полезен данный тренинг? Что будете использовать в своей работе? Что возможно сможете изменить в своих педагогических действиях и поступках?

Раздача памятки для воспитателей и помощников воспитателей по профилактике жестокого обращения в группах.

Приложение

         Памятка 

         по профилактике трудных состояний (Ахмадеева Е.В.)

1.Наблюдайте за детьми: обращайте внимание на то, что ребёнок начал вести себя странно, нетипично для его обычного поведения.(дерзит, нарушает нормы или наоборот уединяется, скрывается, старается уйти из поля зрения окружающих).

2.Проявляйте заботу и участие как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

3.Создавайте благоприятный эмоционально-психологический климат: возможность выговорится, поделиться переживаниями, равномерное распределение обязанностей, наличие увлечения, хобби, проявления инициативы, возможность высказать своё мнение и др.

4.Сплачивайте детей в группе, наличие друзей (Не всегда дети делятся своими проблемами со взрослыми, они могут что-то рассказать друзьям).

5.Обращайте особое внимание на конфликтные ситуации, нельзя всё пускать на самотёк, не отработанный конфликт порождает новые этапы развития конфликтной ситуации и как снежный ком разрастается.

6.Воспитатель несёт ответственность за педагогически правильное разрешение конфликтной ситуации с воспитанниками. (Педагогу постараться понять глубину переживаний ребёнка и помочь воспитаннику справиться со своими эмоциями).

7.Держите в зоне особого внимания ситуации взаимоотношений взрослеющих девушек и парней, наблюдайте, окажите поддержку, помогите советом, поддержите, формируйте культуру взаимоотношений.

8.Слушайте, будьте внимательны к тому, о чём говорят дети.

9.Обращайте за помощью к психологу, врачам.

10.Не жалейте сил на интересно организованный досуг, в который включены все воспитанники группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для участников конкурса "Сердце отдаю детям - 2012" в Республике Алтай

Ежегодно в Республике Алтай проходят Недели педагогического мастерства работников образования. Вот и в этом году меня попросили провести психологический тренинг для участников. Вот что получилось!...

"Жестокое отношение к детям в семье".

Причины жестокого отношения к детям в семье....

Ознакомление педагогов с правовыми документами по вопросам защиты прав детей, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в отношении детей

Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особ...