Психологический тренинг для участников конкурса "Сердце отдаю детям - 2012" в Республике Алтай
методическая разработка (психология) по теме
Ежегодно в Республике Алтай проходят Недели педагогического мастерства работников образования. Вот и в этом году меня попросили провести психологический тренинг для участников. Вот что получилось!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serdce_dlya_konkursantov_-_2012.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для участников конкурса
«Сердце отдаю детям - 2012»
ведущий: Медведева Оксана Михайловна, методист, педагог-психолог
БОУ РА «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
Собраться вместе – это начало. Остаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех.
Генри Форд.
Цель: Развить чувство уверенности, навык сотрудничества и сплочения, актуализации знания о приемах саморегуляции.
Время проведения: 1,5 - 2 часа.
1. Знакомство-представление.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию тренинг саморегуляции психического состояния, данный Тренинг позволяет не только закрепить навыки саморегуляции, которыми, несомненно, обладает каждый из Вас, но и высказать беспокоящие мысли, а также познакомиться с другими конкурсантами в непринужденной обстановке, что способствует созданию взаимоотношений на основе сотрудничества, а не конфронтации. А для начала я предлагаю вам немного размяться и поздороваться со всеми участниками тренинга (могут присутствовать конкурсанты и их группа поддержки).
2. Ритуал приветствия
Вам необходимо за 10 секунд поздороваться со всеми участниками тренинга. Начали! Кто не успел, у Вас есть возможность подойти к тем, кого вы пропустили. Какое настроение? Какие ощущения? (Как правило, участники испытывают эмоциональный подъем.). Замечательно, тогда продолжаем!
3. Упражнение: «Оксана-омлет-Оренбург».
А для того чтобы нам с вами познакомиться, необходимо представиться, но делать мы это будем следующим способом:
Каждый участник по очереди называет свое имя, и на первую букву своего имени называет блюдо (любимое, или любое другое) и город. Упражнение можно пустить по двум направлениям (в зависимости от времени, которым вы располагаете): каждый называет только свое имя, или по принципу «Снежного кома» - Следующий участник называет все три слова всех предыдущих участников, а потом свои.
4. Упражнение: «Стаканчик».
Цель: снятие напряжения и тревоги.
Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передач его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.
(можно использовать другой предмет, например мячик или игрушку)
Материалы: стакан (игрушка или мячик).
5. С кем я?
Ведущий дает задание команде участников, без помощи слов, используя исключительно мимику и жесты:
- Встать в шеренгу соответственно первой букве фамилии по алфавиту;
- Встать в шеренгу соответственно первой букве имени по алфавиту;
- Встать в шеренгу, начиная с самых низких и кончая самыми высокими;
- Встать в шеренгу по дням рождения участников, начиная с первого января;
- Встать в шеренгу соответственно размеру обуви;
- Встать в шеренгу соответственно первой букве названия улицы, на которой живут участники, по алфавиту.
6. Игра «ССВУ
(сильные, слабые, возможности, угрозы)»
Цель: анализ положительных сторон участия в конкурсе.
Инструкция. Каждое мероприятие для каждого участника может характеризоваться с четырех сторон. Сильная сторона — то, что помогает участнику достичь успеха в мероприятии. Слабая сторона — то, что может помешать. Возможности — то, что можно получить хорошего, полезного в ходе и по результатам мероприятия. Угрозы — какие неприятные для нас последствия могут быть.
Возьмите лист с одной «стороной» (сильная, слабая, угрозы, возможности) и раскройте свою сторону относительно участия в конкурсе «Сердце отдаю детям».
Обсуждение результатов в последовательности: сильная, слабая, угрозы, возможности. Каждый участник по своему желанию высказывается, комментирует выполненное задание.
Материалы: бумага по количеству участников, ручки или карандаши по количеству участников.
7. Упражнение «Ассоциации»
Ведущий: Постарайтесь найти слова-ассоциации, связанные со словом «УСПЕХ» и «УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ». Анализ.
8. Упражнение «Мыльные пузыри».
Инструкция: Возьмите карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: «Я себя плохо чувствую», — вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: «Я вздремну и буду чувствовать себя лучше».
На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырях справа — позитивные. Это будет выглядеть так:
Слева | Справа |
Я не могу это сделать | Я это сделаю |
Я не буду, это слишком сложно | Я попробую это сделать |
Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться | Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо |
Я не могу это сделать, когда... | Я ... чтобы сосредоточиться, когда… |
9. Упражнение «Вредные советы».
Хотелось бы вам дать парочку советов, как необходимо НЕ поступать не только на конкурсе, но и в жизни:
1. Жить только работой. Завидовать лошади, что она может спать стоя. Спит стоя — значит, голова все время работает.
2. Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением. Это позволит скорее дойти до предела.
3. Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Все, что доставляет удовольствие, стараться закончить как можно быстрее. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда — только в землю.
10. Массажный комплекс «Караван».
Это комплекс для спины. Участникам необходимо встать в круг друг за другом и выполнять действия, которые зачитывает ведущий.
- Шел по пустыне караван (складываем пальцы обеих рук в кулаки и имитируем ими шаги вдоль спины).
- На одном верблюде ехал падишах АХ (сильно поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение глубоким вздохом «АХ»).
- На другом верблюде ехала красавица ОХ (легко поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение вздохом «ОХ»).
- А за ними бежала любимая собачка красавицы – ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги, сопровождая их звуками «ИХ-ИХ»).
- Вдруг в пустыне подул ветер: сначала сверху вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа налево (гладим спину кистями рук в указанных направлениях).
- Ветер стал таким сильным (движения становятся быстрее и интенсивнее), что в глаза всадникам начал попадать песок (выполняем пальцами точечные нажимы на спину).
- И караван пошел быстрее, а потом и вовсе побежал: сначала падишах АХ (кулаками обеих рук имитируем быстрые шаги вдоль спины), потом красавица ОХ (выполняем те же движения, но легче), затем собачка красавицы ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги).
- Иногда из-за сильного ветра путники сталкивались друг с другом (кулаками обеих рук имитируем столкновения).
- Ветер постепенно стих (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями слева направо и справа налево), но как, же все устали… (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями сверху вниз).
- Остановился караван, и начали путники жалеть друг друга (поглаживаем ладонями плечи, а затем сверху вниз спину).
- После отдыха все развеселились, стали шутить (щекочем) и улыбаться (улыбаемся).
11. Упражнение «Ода о себе».
Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.
Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.
Материалы: листы бумаги и карандаши по количеству участников.
11. Релаксация «Небо».
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях.
Почувствуйте, свое тело и расслабьтесь.
Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя.
Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем.
Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос… Сосредоточьтесь на нем!
Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце.
Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь - и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми.
Я настраиваю вас на более равнодушное, на более снисходительное отношение к ударам судьбы. Никогда не теряйте мужества, оптимизма! Будьте более стойкими и решительными!
Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни.
Представьте и прочувствуйте, что ваша голова стала сильной, умной.
Почувствуйте - вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии, уверенности в себе! У вас все будет получаться!
Вы будете хорошо работать за счет большой выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти.
Прочувствуйте, как повышается ясность вашей мысли, улучшается настроение, обостряется интуиция.
Прочувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!
Как только вы почувствуете, что вы завершили размышление о себе, что вы отдохнули, вы откроете глаза.
Итак, глаза каждый откроет тогда, когда ему этого захочется…
Материалы: компьютер, колонки или магнитофон, релаксационную музыку.
12. Шоколадо – терапия.
А сейчас на последок мне бы хотелось задать вам вопрос:
Любите ли вы сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берете ту, которая «на вас смотрит», или это не так?
Кажется, что, на ваш выбор ничто не влияет, но психологи утверждают, что мы отдаем предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера. Я предлагаю вам тест «Гадание по конфетам».
Я угощаю участников конфетами из категории «Ассорти».
Те, кто выбрал квадратные формы конфет, у них все находится под контролем, они двигаются вперед, иногда лишая себя маленьких и неожиданных радостей.
Прямоугольная форма конфет говорит о том, что у человека хорошо получается роль «жилетки», в которую плачутся его друзья. Если они обращаются к нему за помощью, он отвлекается не раздумывая, но при этом забывает уделять достаточно времени своим собственным проблемам.
На кого «смотрела» ромбовидная форма конфет – эти люди принимают важные решения в одиночку, чтобы потом ни с кем не делить радость от успеха, они выбирают друзей достаточно осторожно, а уж любимого человека тем более.
Кому понравились круглые формы конфет – они находятся в полной гармонии не только со своим внутренним миром, но и с внешним. Эти люди любят быть в центре внимания, у них хорошо развита интуиция.
И наконец, кто выбрал овальные формы конфет – говорит о том, что в общительности этих людей можно только позавидовать, они легко находят общий язык с незнакомыми людьми.
И по знаку зодиака так же можно рассказать о человеке – сладкоежке:
◘ Овен — съедает все шоколадки за один присест.
◘ Телец — любит шоколад и может поделиться с тобой только конфетами с фруктовой начинкой.
◘ Близнецы — могут разломить каждую конфету, посмотреть на начинку и выбрать нужную.
◘ Рак — растянет запас конфет на долго, как минимум на месяц.
◘ Лев — заберет все конфеты себе и поделится лишь после того как вдоволь насладиться сам. А те, что не любит, отдаст тебе.
◘ Дева — выберет две коробки шоколада — белого и черного. Одну — себе,другую — тебе.
◘ Весы — очень любят шоколадки и съедают за один присест. Себе выбирают,что покрупнее.
◘ Скорпион — медленно смакует шоколад или конфеты. Иногда шоколад на его пальцах тает быстрее, чем во рту.
◘ Стрелец — любит и выбирает импортный шоколад или дорогие конфеты.
◘ Козерог — предпочитает трюфели.
◘ Водолей — выберет батончики с изюмом и орехами.
◘ Рыбы — раздают конфеты всем друзьям и знакомым. Могут даже забыть себе оставить кусочек на пробу.
13. Мульт-терапия.
В конце тренинга можно показать позитивный мультик от компании Pixar «Кролень» (другие названия для поиска в сети Интернет: мотивация, стриженый барашек, Барашек и Кролень – www.youtube.com/watch?v=CyupZssvbEA )
Материалы: компьютер, колонки, проектор и экран, мультфильм.
14. Прощание:
А я желаю вам всем успехов! давайте поаплодируем друг другу!!!
Республика Алтай, г. Горно-Алтайск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")
Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...
Отчет о результатах самообследования бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай «Республиканский классический лицей»
Данный документ был подготовлен в 2012 году для прохождения государственной аккредитации БОУ РА "РКЛ"....
Урок географии 9 класс по теме: "Поверхность Республики Алтай"
Тема: «Поверхность Республики Алтай».Цели: Знакомство обучающихся с поверхностью нашей республики, основными формами рельефа.Задачи:1. Познакомить обучающихся с основными формами рельефа Р...
Урок географии 9 класс тема:Население Республики Алтай , его состав
Тема: «Население, его состав».Цель: Знакомство обучающихся с населением Республики Алтай.Задачи: 1. Познакомить обучающихся с населением Республики Алтай, его численностью, националь...
Презентация к уроку по географии (9 класс) по теме: Население Республики Алтай , его состав
Учебная презентация к уроку географии 9 класс школа VIII вида. Тема: "Население Республики Алтай , его состав"...
Психологический тренинг для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Понять человека гораздо легче, взаимодействуя с ним на равных, принимая его взгляды, ценности, обсуждая трудности и неудачи. Выйти на такой уровень общения можно с помощью психологических тренингов об...
Диплом 1 степени. Участник V Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогов, преподавателей, учителей библиотекарей «Сердце отдаю детям» .Номинация « Методическая копилка».
Диплом 1 степени. Участник V Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогов, преподавателей, учителей библиотекарей «Сердце отдаю детям» .Номинация ...