правильное воспитание как путёвка в жизнь
статья по психологии на тему

Килина Ольга Леонидовна

эта статья написана под впечатлением работы с детьми из детского дома. Нам кажется, что толко эти дети трудно вписываются в привычную бытовую обстановку,, но, как оказалось, это не совсем так. "Домашние" ребятишки тоже не могут "вписаться" во взрослое общество В чём причина? Прежде всего в воспитании, причина в семье, и  педагоги могут помочь в этой трудной миссии - выпустить во взрослую жизнь полноценного, уверенного в себе члена общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnoe_vospitanie_kak_putyovka_v_zhizn.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Правильное воспитание как путёвка в жизнь.

Формирование и развитие личности происходит на протяжении всей человеческой жизни. ОТ воспитания подростка, от воздействия на него окружающей среды, влияния людей, с которыми он общается, зависит будущее, социализация и становление его как личности в обществе.

В современном мире информация становится всё более доступной, и, соответственно, она играет всё большую роль в создании общественных взглядов, происходит бурное развитие средств коммуникационных технологий. Информатизация образования подразумевает оптимальное и разумное их использование, ориентация происходит на здоровьесберегающие технологии и на реализацию психолого-педагогических целей. Любое образовательное учреждение, принимая ребёнка на обучение, берёт на себя целый комплекс обязательств, в том числе и воспитательных.

В этой связи важно понять, какую роль в развитии и становлении личности играет воспитание. Нужно непременно знать закономерности этого процесса в условиях информатизации образования. Роль воспитания в системе начального профессионального образования переценить, на мой взгляд, невозможно, так как именно от воспитания зависит успешная социализация человека в общество.

Начать следует с самого понятия «социализация». Этот термин встречается во многих работах и иногда теряет своё первое и основное значение. Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества; включает как воспитанные, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. При этом социально-экономическая структура общества является фактором определяющим. Таким образом, мы видим, что процесс социализации происходит, прежде всего, со знаком «+» и не допускает приспособления к аморальным и неправовым нормам.

Можно утверждать, что воспитанники системы начального профессионального образования – это контингент повышенного риска. Не секрет, что в систему приходят в большинстве ребята слабо подготовленные в общеобразовательных дисциплинах, не мотивированные на дальнейшее повышение уровня образования и получения профессиональных навыков. Выбор будущей профессии часто необдуман, следовательно, уровень заинтересованности в получении высокой квалификации достаточно низкий.

Задача профессиональной подготовки и обучения в системе НПО должна быть направлена на «выравнивание» педагогически запущенных ребят, повышении их самооценки, уверенности в правильности выбора профессии. Тогда можно надеяться, что общество получит полноценных, развитых людей, ведь человек формируется как член общества в процессе приобщения к моральным и правовым нормам. Успешная социализация предполагает с одной стороны быть вместе с обществом, с другой стороны – ему противостоять, если в нём появляются тенденции к отклонению от моральных норм. Социализация – это фактор стабилизации общества и один из факторов нормального его воспроизводства.

Человек всесторонне и долго входит в объективный мир или в отдельную часть общества, например, в семью, трудовой коллектив. Он должен понять себя и поведение других людей; знать нормы того общества, где собирается жить и работать. Если система общественных отношений будет деформирована, то произойдёт и изменение поведения действующих лиц.

Для того, чтобы в обществе сохранялась мораль, нужна передача культурного опыта от одного поколения к другому и его усвоение. Процесс социализации – непременное условие сохранения и развития социальной культуры, способ преодоления конфликтов между личностным и общественным, чтобы потребности личности были не во вред обществу, а личность, в свою очередь, не подавлялась бы большинством. Кроме того, социализация включает в себя такие механизмы как обучение, воспитание, освоение социальных ролей, взросление и адаптация.

Но рождение ребёнка не означает автоматического вхождения в деятельность общества. Социальной единицей ребёнок становится постепенно. Огромную роль в этом процессе играет воспитание. Понятно, что ребёнку с ранних лет прививаются нормы морали, но взрослея и переходя из одного социума в другой, человек вырабатывает собственную линию поведения. Задача здорового общества поддерживать стремление к моральным и правовым нормам. Стабильность, духовное здоровье общества невозможны без духовного развития личности. От уровня нравственной культуры зависит успех или неудача социальных преобразований. Задачи социализации и воспитания в значительной степени пересекаются, и чем теснее этот процесс, тем лучше могут быть результаты. Но социализация не должна подменять воспитания, потому что первое целиком зависит от второго.

Безусловно, что становление личности происходит в семье. Именно здесь закладываются те нормы морали, поведения, по которым будет жить ребёнок.

Если проанализировать семейное положение учащихся нашего лицея, то можно просчитать возможную скорость адаптации: 30 % ребят воспитываются в неполных семьях, ещё 25 % живут с одним неродным родителем, 1,5-3% живут самостоятельно и только примерно 42% воспитываются в полных семьях. Именно эти дети достаточно легко входят в коллектив, становятся лидерами, самооценка у детей из полных семей выше, чем у остальных, они заметно увереннее в суждениях и лучше учатся. Нельзя не учитывать социальный состав семей, который тоже неравномерен: дети, чьи родители имеют хорошее образование и высокооплачиваемую работу, быстрее адаптируются в обществе, активнее принимают участие в общественной работе, спокойнее в общении и меньше поддаются внешнему влиянию. Воспитательная задача в системе НПО должна состоять в том, чтобы помочь «неблагополучным» детям переориентировать девивальные нормы поведения на моральные, которые соединили бы потребности жизни с повседневным поведением и сознанием.

Без всякого сомнения личный пример – лучший пример. Но ни одно профессиональное училище или лицей, ставящий своей задачей воспитание полноценных граждан, в современном обществе не может обойтись без социального педагога и психолога. Это уже не прихоть, а потребность времени. Именно психолог знает все тонкости поведения ребёнка в подростковом возрасте. Он может дать профессиональный совет как ребятам, так и взрослым. Адаптироваться к окружающему миру молодому человеку могут помочь целевые программы, направленные на формирование навыков общения, умений быстро «вливаться» в коллектив. Такую программу можно назвать «Путь к успеху».

Навыки самообслуживания, знания о создании и развитии семьи, навыки трудоустройства и общения с работодателем может дать следующая программа – «Путёвка в жизнь». В формировании правовых знаний и навыков ведения здорового образа жизни может помочь программа «Я уверен в будущем».

Вся система НПО должна комплексно работать над социализацией учащихся. Для этого нужно понять важность изучения информационных технологий. Каждое из направлений вспомогательной работы предполагает определённый ракурс применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Это продиктовано социальными, педагогическими и техническими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, нужно искать средства повышения эффективности образования; в-третьих, усиливается мотивация учения и других полезных для развития личности аспектов. Кроме того, возможна реализация различных проектов.

Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся, развивать самостоятельность, творческое и критическое мышление детей.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что на воспитание и социализацию учащихся оказывает влияние множество факторов, и влияние информационных технологий будет только расти. Задача педагогов гармонизировать все внешние и внутренние факторы и помочь человеку стать нормальным, здоровым гражданином, приносящим пользу обществу и радость жизни себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путёвка в жизнь»

сценарный ход данного мероприятия направлено на то, чтобы помочь подростку правильно решить проблему профессионального выбора.Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом во...

Проект по профориентации воспитанников "Путёвка в жизнь"

Пояснительная записка.«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычк...

Презентация по ОБЖ для 6 класса:" Правильное питание-основа здорового образа жизни и профилактика многих заболеваний человека".

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о правильном питании, как о важном составляющем здорового образа жизни.Основное содержание урока.Значение питания для организм...

"Формирование правильного восприятия ценностей и смысла жизни пятиклассниками"

Реальная цель воспитания сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и врождённый интеллект....

Спасибо за путёвку в жизнь!

Это рассказ о моём дедушке Писаревом Павле Петровиче участнике ВОВ. Он прошёл всю войну.У него очень много наград. О нём написано  на сайте "Подвиг народа".А я хотела бы ему сказать :"Спасибо за ...

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Исследовательская работа на тему: "Правильное питание - залог здорового образа жизни".В современное время педиатрам часто приходится встречаться с заболеваниями желудка и кишечника у детей, причина ко...