Проект по профориентации воспитанников "Путёвка в жизнь"
проект на тему
Пояснительная записка.
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;
оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
К.Д. Ушинский.
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор стратегии жизни, карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в детском доме, привести ее в соответствие с требованиями времени.Этим задачам отвечает предлагаемый проект по профориентации «Путевка в жизнь»».
Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Воспитанники выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих:
· 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен,
· 17 %— по совету родственников,
· 9% — под влиянием средств массовой информации.
· 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому.
· 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому,необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
- что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
- что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
- что он может (возможности и способности),
- что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта. Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности. Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии которые мы выбираем» , который предлагается воспитанникам 9 –х классов в рамках предпрофильной подготовки.
Цели проекта:
- формирование профессиональной готовности будущих выпускников,
- оказание помощи будущим выпускникам в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
- формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
Задачи:
- осознание своих желаний и возможностей;
- исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии;
- знакомство с особенностями современного рынком труда;
- составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Организация занятий «Путевка в жизнь» опирается на использование следующих важных принципов:
- свободного выражения своего мнения;
- взаимоуважения;
- доверительности;
- обратной связи;
- безоценочности.
Особенности организации:
Место проведения занятий: группа, компьютерный кабинет, выездные экскурсии , диагностические центры.
Продолжительность проекта : учебный год
Методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- психодиагностические методы исследования личности;
- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
- Выездные экскурсии.
Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:
- информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
- информация об отдельных профессиях или группах профессий.
Воспитанники должны знать:
· значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
· понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
· правила выбора профессии;
· понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
· понятие о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Воспитанники должны уметь:
· соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
· составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
· использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
· анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
· классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке: “профессия”, “специальность” и др.);
· пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым воспитанником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 62.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Альметьевский детский дом»
Согласовано Утверждаю
Председатель Директор
методического совета ___________/Н.А.Муртазина/
заместитель директора
по УВР
_____________/Н.М.Галявиева/
Проект по профориентации воспитанников
«Путёвка в жизнь»
Подготовила проект творческая группа
воспитанников и педагогов.
Руководитель проекта:
Воспитатель группы семейного типа №3
Л.В. Давлетова
г. Альметьевск 2014г.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Путевка в жизнь» |
Основания для разработки проекта | Концепция Модернизации российского образования Конвенция о правах ребёнка Закон РФ об образовании Закон РФ об основных гарантиях прав ребёнка Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» Закон РТ об образовании Республики Татарстан. Программа развития ГБОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Альметьевский детский дом ». |
Заказчик проекта | Администрация ГБОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Альметьевский детский дом ». |
Разработчик проекта | Воспитатель разновозрастной группы семейного типа № 3 «Домовята» ГБОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Альметьевский детский дом ». Давлетова Лютсия Вакифовна. |
Организации - патрнеры | Центр Занятости населения по г. Альметьевску Трудовые коллективы предприятий города Альметьевска |
Категории участников проекта | Воспитанники разновозрастной группы семейного типа № 3 «Домовята» (14-17 лет) |
Цели проекта |
|
Задачи проекта |
профессии;
или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными. |
Срок реализации | Сентябрь 2014г – сентябрь 2015 г. |
Этапы реализации | 1 организационный этап – Цель: подготовка условий профориентационной работы Задачи: 1. изучить нормативную базу. 2. разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации воспитанников. 3. проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4. подобрать диагностические методики по основным направлениям программы 5. составление плана по реализации проекта 2 практический этап запуск реализации проекта: -проведения мониторинга в целях определения эффективности проекта (на начало, промежуточный мониторинг); Задачи: 1.Отработать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2.Обогащать содержание профпросвещения. 3. Расширять и укреплять связи и отношения детского дома с учреждениями города. 6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации проекта. 8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города. 3 заключительный этап – обобщение опыта работы; Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1.Обобщить результаты работы, дать анализ проектной деятельности. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3. Планирование перспективы работы с учётом полученных результатов на следующий период. |
Ожидаемые конечные результаты | Успешный самостоятельный выбор профессии каждым выпускником осознано. |
Пояснительная записка.
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;
оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
К.Д. Ушинский.
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор стратегии жизни, карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в детском доме, привести ее в соответствие с требованиями времени.Этим задачам отвечает предлагаемый проект по профориентации «Путевка в жизнь»».
Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Воспитанники выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих:
- 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен,
- 17 %— по совету родственников,
- 9% — под влиянием средств массовой информации.
- 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому.
- 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
- что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
- что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
- что он может (возможности и способности),
- что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта. Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности. Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии которые мы выбираем» , который предлагается воспитанникам 9 –х классов в рамках предпрофильной подготовки.
Цели проекта:
- формирование профессиональной готовности будущих выпускников,
- оказание помощи будущим выпускникам в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
- формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
Задачи:
- осознание своих желаний и возможностей;
- исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии;
- знакомство с особенностями современного рынком труда;
- составление индивидуального образовательного плана или программы
саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Организация занятий «Путевка в жизнь» опирается на использование следующих важных принципов:
- свободного выражения своего мнения;
- взаимоуважения;
- доверительности;
- обратной связи;
- безоценочности.
Особенности организации:
Место проведения занятий: группа, компьютерный кабинет, выездные экскурсии , диагностические центры.
Продолжительность проекта : учебный год
Методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- психодиагностические методы исследования личности;
- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
- Выездные экскурсии.
Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:
- информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
- информация об отдельных профессиях или группах профессий.
Воспитанники должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- правила выбора профессии;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
- понятие о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Воспитанники должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
- классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке: “профессия”, “специальность” и др.);
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым воспитанником.
План реализации проекта.
№ п\п | Тема занятия | Срок проведения | Ответственные |
Создание банка данных об учебных заведениях города. | 1.09-1.11.2014 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Организация тематических выставок по профориентации воспитанников в библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши», | В течении года | Библиотекарь | |
Школа практической помощи « Познай самого себя» | 05.09. 2014 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Работа над проектом «Моя индивидуальная траектория» | с 5.09. 2014 по 25.05 2015 | Воспитатель Психолог детского дома, Служба СПС воспитанник | |
Беседа «Мир моих увлечений» | 09.09 2014 | Воспитатель | |
Групповое собрание : « Мои способности и возможности» (Возрастные особенности воспитан-ников юношеского возраста ) | 23.09. 2014 | Воспитатель | |
Викторина по профориентации «Желания и потребности» | 10.10. 2014 | Воспитатель | |
Час общения: «Как правильно выбрать профессию» .(Понятие о профессии и специальности..) | 14.10.2014 | Воспитатель | |
Дискуссия «В мире профессий» (Общий обзор классификации профессий.) | 22.10. 2014 | Воспитатель | |
Тренинг самопознания «Воспитываем себя» | 28.10. 2014 | Воспитатель | |
Конкурс рисунков «Альметьевск -трудовой город нефтяников» | 03.11. 2014 | Воспитатель | |
Беседа «Какие бывают профессии?» | 11.11. 2014 | Воспитатель | |
Оформление альбома «Мир профессий». | 11.11 2014 | Воспитатель | |
Дискуссия «Почему человек становится лучше, когда трудится» | 27.11. 2014 | Воспитатель | |
Групповое собрание: «Отчего зависит выбор профессии? Быть полезным себе и людям». | 23.12. 2014 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Конкурс рисунков «Моя любимая профессия». | 23.12 2014 | Воспитатель | |
Групповое собрание: «Профессии, которые выбирают наши дети» | 13.01. 2015 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Тестирование «Коммуникативно – организаторские склонности». | 28.01 2015 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Час общения «Планирование профессионального пути.» | 03.02 2015 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Деловая игра «Я и моя будущая профессия» | 03.02. 2015 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Обзор презентаций «Профессии людей».(«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» по Е. А. Климову) | 10.02. 2015 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Тренинг самопознания «Учитесь властвовать над собой» | 11.02. 2015 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Час общения « Как избежать ошибок при выборе профессии». (Формула выбора профессии.) | 12.03. 2015 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Единый День профориентации-Профориентационный час «Путь познания», Деловая игра « Собеседование при приёме на работу» Тренинг самопознания «Что значит быть взрослым?» | 25.03. 2015 | Специалисты центра занятости населения города Психолог детского дома Служба СПС Воспитатель воспитанник | |
Тренинг самопознания « Что в человеке самое главное» | 01.04.2015 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Диспут «Что такое цель жизни?» | 07.04. 2015 | Воспитатель | |
Тренинг самопознания «Воспитай в себе волевые качества» | 08.04 2015 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Встреча воспитанников с выпускниками детского дома. | 15.04. 2015 | Администрация Психолог детского дома Служба СПС Воспитатель воспитанник | |
Встреча с людьми разных профессий «Человек трудом славен». | 24.04.2015 | Администрация Психолог детского дома Служба СПС Воспитатель воспитанник | |
Встреча с пожарниками ВДПО «наша служба и опасна и трудна»- знакомство с профессией спасателя | 30.04.2015 | Администрация Психолог детского дома Служба СПС Воспитатель воспитанник | |
Посещение ярмарки « Образование и карьера» для работы над проектом «Моя индивидуальная траектория» | 13.05. 2015 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Конкурс эссе « Моя будущая профессия» | 18.05. 2015 | Воспитатель Библиотекарь | |
Итоговое мероприятие совместно с администрацией, шефами ОАО «Татнефть» защита проекта «Моя индивидуальная траектория» | 25.05. 2015 | Администрация шефы ОАО «Татнефть» Психолог детского дома Служба СПС Воспитатель воспитанник | |
Экскурсии на предприятия: | Воспитатель Психолог детского дома, Служба СПС воспитанник | ||
1Экскурсия на склад детского дома « Правила хранения белья и одежды. Знакомство с профессиями детского дома - заведующей складом и кастеляншей» | 10.09 2014 | ||
2Экскурсия на прачечную детского дома . «Правила стирки Учимся правильно стирать.» Знакомство с профессиями детского дома - оператор стирки белья | 19.09. 2014 | ||
3.Экскурсия « ООО «Альметьевские тепловые сети». Знакомство с профессией – электрик. | 24.09. 2014 | ||
4 Экскурсия на почту «Встреча с почтальоном» - знакомство с профессиями работников почты | 09.10. 2014 | ||
5Экскурсия в городскую библиотеку –Знакомство с профессией билиотекаря | 23.10. 2014 | ||
6Экскурсия на стройку «Кто построил этот дом?» знакомство со строительными профессиями | 19.11 .2014 | ||
7. Экскурсия в аптеку- Знакомство с профессиями формацептики | 21.01 .2015 | ||
8Экскурсия ООО УК «Татбурнефть» - знакомство со сварочным делом, с буровыми установками, работой автомеханика | 28.01. 2015 | ||
9 Экскурсия на Альметьевский завод радио приборов – знакомство с токарным делом и заводскими профессиями | 10.02 2015 | ||
10Экскурсия в ПДН знакомство с профессиями правоохранительных органов | 25.02 2015 | ||
11Встреча с няней. «Что такое МОП? Знакомство с профессией младший обслуживающий персонал детского дома» | 03.03 .2015 | ||
12Экскурсия ООО «ТатаисНефть» - знакомство с работой связистов. | 12.03 2015 | ||
13Экскурсия в столовую Встреча с поваром. «Вкусные истории» Знакомство с профессиями столовой детского дома» | 18.03. 2015 | ||
14 Экскурсия в автосервис « Акмаль» - продолжить знакомство с работой автомеханика. | 07.04. 2015 | ||
Экскурсии в учебные заведения г.Альметьевска | В течении года | Воспитатель Психолог детского дома, Служба СПС воспитанник | |
Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии героев России» | В течении года | Воспитатель Психолог детского дома, Служба СПС воспитанник | |
Информационно – просветительская работа: Оформление стенда по профориентации:
| В течении года | Воспитатель Психолог детского дома, Служба СПС воспитанник | |
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. | Август июнь | Воспитатель Психолог детского дома, Служба СПС | |
Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников | сентябрь | Воспитатель Психолог детского дома, Служба СПС |
Заключение
Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь воспитаннику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Список литературы.
- Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.
- Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
- Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб : Речь, 2007. – 365 с.
Рабочая программа по профориентации 9 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по профориентации
34 часа: 1 час в неделю
2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Тема занятия | Содержание | Тип занятия |
1 | |||
Предмет и задачи курса. Ориентировочное занятие. | Сообщение целей и задач занятий в течение года. Разминка «Мы с тобой похожи тем, что…» Представление о себе и выборе профессии. Профессиональное будущее. | Комбинированный (Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия) | |
2 | Психолого-педагогическая диагностика и профессиональное консультирование. (первичная диагностика образовательного запроса) | Определение уровня сформированности образовательного запроса воспитанников с помощью анкетирования. Демонстрация воспитанников примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса. | Анкетирование |
3 | Классификация профессий. | Беседа «Что мы знаем о мире профессий?», Классификация профессий по Климову, игра «Классифицируй профессии» (воспитанников делятся на 2 команды, каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии по типам). Проводится опросник Климова ДДО, обсуждение результатов. Беседа «Что такое профессиограмма?» В ходе игры «Профессия – специальность» команды соревнуются, кто правильно быстро назовёт специальность к той или иной профессии, затем правила меняются, нужно назвать «профессия – учебное заведение». Обратная связь. | Комбинированный |
4 | Выбор и моделирование. Представление о себе и выборе профессии. | «Я –концепция» «Я – выбор» Профессиональное будущее. Самооценка . | Комбинированный |
5 | Темперамент и выбор профессии. | Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Достижения и характер. | Комбинированный |
6 | Интересы и выбор профессии. | Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии», опросник «Карта интересов» Голомштока А.Е., обработка и обсуждение результатов. Обратная связь. В результате воспитанников получают возможность определиться с направлением своих интересов и склонностей, более четко представляют себе, какие профессии соответствуют их интересам. | Комбинированный |
7 | Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план. | Беседа о правилах выбора профессии. Перечисляются типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. Разворачиваются дискуссия о том, как их преодолеть. Ведущий сообщает мнения и советы психологов по преодолению ошибок. Семинар «Учебные заведения» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования ) Игра «А вот и я» команды записывают 5-7 правил поведения, добровольцы выполняют роли руководителя и претендента на вакансию, разыгрывается ситуация поведения на собеседовании, обсуждаются ошибки в поведении, ведущий зачитывает рекомендации Карнеги, как вести себя в подобных ситуациях. Обратная связь. | Комбинированный |
8 | Склонности и профессиональные направления. | «Хочу», «Могу» — интересы и способности. | Комбинированный |
9 | Человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. | Виды памяти и способы их развития. Внимание и деятельность человека.. | Комбинированный |
10 | Секреты выбора профессии. | Упражнение «Я учусь принимать решение» проводится методом «мозгового штурма». Участники делятся на подгруппы, каждой из которых предлагается ситуация профессионального самоопределения. По окончании мозгового штурма представитель каждой группы озвучивает принятое решение, в ходе обсуждения оценивается его адекватность. Обратная связь.В результате воспитанники обучаются навыкам принятия решения, учатся делать самостоятельный выбор, осознают особенности поведения на собеседовании. | Комбинированный |
11 | Возможности получения профессии | Способы получения профессии. НПО, СПО, ВПО. Схема получения профессии. | Комбинированный |
12 | Профессиональная карьера и здоровье. Опросник типа мышления ( анкетирование). | Сообщение о важности поддержания здоровья, проводится упражнение «Четыре стихии» (участники обсуждают, чем каждая полезна для здоровья), мозговой штурм «Из каких компонентов складывается профессиональное здоровье», упражнение «Сказка о потерянном здоровье» (участники сочиняют сказку, где герой исцеляется), упражнение «Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале). Обратная связь.В результате воспитанников осознают важность здорового образа жизни. | Комбинированный Анкетирование |
13 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. | Мышление и познание. Человеческие ресурсы. Условия развития личностного потенциала. | Комбинированный |
14 | Методика «Интеллектуальная лабильность». | Работа по заданию методики. | Комбинированный Анкетирование |
15 | Многообразие мира профессий. | Труд и развитие личности. Труд и профессионализм. Предлагается перечень профессий, воспитанников необходимо оценить, какие из этих профессий в ближайшем будущем будут наиболее престижны, подчеркнуть 5-7 профессий, которые лично их привлекают, оценить по 10-балльной шкале престижность всех выписанных профессий в эпоху СССР, в эпоху США и представить, насколько будут престижны эти профессии в недалекие лучшие времена. Необходимо подсчитать, какие же профессии оказываются наиболее перспективными в плане повышения престижности. Обсуждение результатов. Обратная связь. В результате происходит ориентировочное индивидуальное прогнозирование престижности тех или иных профессий и видов труда. | Комбинированный |
16 | Возникновение профессий и специальностей. | Профессиональное разделение труда. Социально- профессиональная мобильность –качество современного человека. Дискуссия «Мэр города. Кем бы вы хотели работать в нашем городе.» | Комбинированный |
17 | Новые профессии нашего времени. Анкетирование ( профес. типы) | Профессии 21 века. Беседа о современном рынке труда, викторина «Профессии 21 века». | Комбинированный |
18 | Труд. Характер труда в профессиональной деятельности. | Что такое труд. Двойственная природа труда. Творчество в труде. Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессий. | Комбинированный |
19 | Человек на рынке труда. | За что люди получают зарплату. Почему люди становятся безработными. | Комбинированный |
20 | Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования. | Специализированные средние и высшие учебные заведения. Формы образования. Ступени высшего образования. Правила приёма, особенности проведения вступительных испытаний, конкурсы, даты дней открытых дверей. | Комбинированный |
21 | Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений. | Документы, гарантирующие качественное ведение образовательного процесса. Лицензия, государственная аккредетация. | Комбинированный |
22 | Система образования в РФ | Формы обучения. Виды образовательных программ. Типы образовательных учреждений. | Комбинированный |
23 | Как достичь успеха в профессии. | Упражнение «План моего будущего» каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух. Упражнение «Я сейчас/ я через 10 лет» — соотнесение образов «Я» и профессии. Участники выполняют два рисунка: «Я сейчас» и «Я через 10 лет». В рисунок «Я через 10 лет» необходимо включить элементы, указывающие на принадлежность к определенной профессии. Выполняется арт-терапевтическая техника коллаж «Моя будущая профессия» (с помощью ножниц и клея из старых журналов вырезаются картинки якобы иллюстрирующие будущую профессиональную деятельность воспитанников ), демонстрация коллажей и обмен впечатлениями. В результате участники материализуют свои мечты и планы относительно будущей профессии, при этом испытывают положительные эмоции и формируется мотив достижения успеха. | Комбинированный |
24 | Профессиональная игра « Угадай профессию». | Игра. | Комбинированный |
25 | Вопросник для определения личности. | Анкетирование (предназначена для выяснения ряда характеристик, имеющих непосредственное отношение к работе). | Анкетирование. |
26 | Профориентационная игра «Спящий город» | Чтобы разбудить людей в «Спящем городе» необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. При подведении общего итога все участники сами должны определить, но каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу. В результате повышается уровень осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода. | Комбинированный |
27 | Учебные заведения г. Альметьевска | Учебные заведения г. Альметьевска: ВУЗы, СУЗы. | Комбинированный |
28 | «Знаешь ли ты свою будущую профессию?» Ролевая игра. | Каждый из участников отвечает на вопросы анкеты, затем обрабатываются результаты, Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнута сформированность личного профессионального плана. Участники озвучивают, какие вопросы вызвали у них затруднения. В результате психолог получает обратную связь об эффективности проделанной работы в течение года и остаётся несколько занятий для коррекции. | Комбинированный |
29 | «Образ будущего» | Эссе по схеме | Творческий |
30 | Мини – проект « Мой вариант продолжения образования. | Мини-проект.(на примере конкретного учреждения) | Творческий |
31 | « Мой вариант продолжения образования». | Презентации воспитанников . | Творческий |
32 | Трудоустройство | Беседа о правилах составления резюме. Упражнение «Устраиваемся на работу» — из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование. Группа наблюдает, затем комментирует. Беседа об искусстве самопрезентации, а именно: языке телодвижений, совершенствовании вербальных возможностей, взаимодействии с людьми, деловой этике. Проводится упражнение формирующее навык владения позой, мимикой жестами. Воспитанников делятся впечатлениями. Группы получают задание написать речь для человека, пришедшего на собеседование или оставившего о себе данные на сайте по трудоустройству, зачитывают, что получилось, обсуждают. Тренируются в овладении навыками убеждения, внушения, выработке симпатии у собеседника. В результате участники приобретают навыки самопрезентации. | Комбинированный |
33 | Коллаж «Моя будущая профессия» | Работа в парах. | Творческий |
34 | Заключительная диагностика образовательного запроса) | Определение уровня сформированности образовательного запроса воспитанников с помощью анкетирования. | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление` Метод проектов в профориентации`
Выступление` Метод проектов в профориентации`...
Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....
Социальный проект по профориентации "Твой выбор"
Аннотация.Проект «Твой выбор» направлен на социализацию подростков и молодежи, на повышение эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях , на помощь мо...
Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"
Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"...
Проект по профориентации Осознанный выбор
содействующий личностному и профессиональному самоопределению молодежи, формированию навыков осознанного выбора профессионального пути....
Проект по профориентации Осознанный выбор
содействующий личностному и профессиональному самоопределению молодежи, формированию навыков осознанного выбора профессионального пути....
Проект по профориентации подростков
Проблема, которую может решить проектВ настоящее время в связи со сложной экономической ситуацией многие подростки проводят летние каникулы в городе. Школы закрыты, спортивные и внешкольные центры...