Основные педагогические технологии инклюзивного образования особых детей.
статья по психологии на тему
Каких детей можно отнести к особым детям? В чём их особенность? Как учить особых детей? Что такое инклюзивное образование? На эти вопросы я и постараюсь ответить в своём эссе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные педагогические технологии инклюзивного образования особых детей.
Каких детей можно отнести к особым детям? В чём их особенность? Как учить особых детей? Что такое инклюзивное образование? На эти вопросы я и постараюсь ответить в своём эссе.
К особым детям можно отнести детей с ОВЗ. По моему мнению, именно таким детям нужно больше внимания, соучастия со стороны окружающих. Нет, не нужно с ними сюсюкаться или постоянно их жалеть, нужно научиться видеть в них личность, научиться их уважать, помочь им поверить в себя и постараться сделать так, чтобы эти дети не чувствовали себя детьми с ОВЗ. И в этом нам, педагогам, поможет инклюзивное образование.
Основная идея инклюзивного образования — ежедневный мониторинг возможностей участников образовательного процесса. Для осуществления этой идеи существуют разные педагогические технологии, но мне бы хотелось выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке:
1. Технологии дифференцированного обучения и индивидуализации образовательного процесса.
2. Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе.
3. Технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия, толерантности.
4. Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе.
Остановлюсь на некоторых из них.
Технологии, индивидуализирующие образовательный процесс.
Учитель инклюзивного класса должен постоянно помнить и всегда учитывать тонкости включения в работу ребенка с теми или иными особенностями познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой ученик не может полностью успевать за темпом всего класса, но хорошо выполняет задания на уровне, доступном ему. Широкие возможности для индивидуализации обучения представляет самостоятельная работа, которая проходит в индивидуальном темпе. Учащимся даются не одинаковые задания, а индивидуальные, то есть такие, с которыми именно этот ребёнок сможет справиться и главное, ему будет интересно их выполнять. Но даже при организации такой работы на уроке (это могут быть индивидуальные карточки или индивидуальные задания в тетради) необходимо учитывать особенности ребенка. В науке существует большое количество классификаций индивидуальных особенностей, которые можно использовать в образовательном процессе. Так, например, психологи предлагают распределять индивидуальные задания по способам восприятия детьми информации: для аудиалов, визуалов, кинестетиков.
Визуалу можно предложить задания в виде карточек с картинками, которые обязательно должны быть яркими, красочными. Если ребёнок-аудиал, то учителю нужно прочитывать задание вслух для лучшего восприятия прочитанного. И делать это нужно несколько раз, потому что аудиалы запоминают лучше на слух при многократном повторении текста. Кинестетик же получает задания, направленные на манипуляцию с предметами. Например, при сравнении чисел можно предложить работу со счетными палочками.
Думаю, что при таком подходе ученики не будут чувствовать себя «слабыми», им будет интересно учиться, а учитель станет их другом и наставником, ведь индивидуализация обучения — это организация образовательных условий для каждого ребенка в процессе обучения. Учитель нужно так построить урок и создать такие условия , чтобы ученик мог сам поставить цели, сформулировать задачи, определить способы решения этих задач, а главное - смог самостоятельно оценить результаты своих учебных действий. Уверена, что такой процесс индивидуализации важен как для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и для его нормативно развивающихся сверстников. Принцип индивидуализации позволяет создать равные возможности для всех учеников класса, тем самым реализуется инклюзивный подход на практике.
Технологии дифференциации обучения.
Г.К. Селевко рассматривает дифференцированное обучение как форму организации учебно-воспитательного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, созданной с учетом наличия у них каких-либо значимых для ученого процесса общих качеств. Технология уровневой дифференциации обучения связана с уровнем освоения детьми программного материала. Практически в каждом классе можно выделить три группы учащихся в зависимости от возможностей освоения ими учебного материала. В первую группу входят ученики, успешно обучающиеся в классе. Они понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, могут самостоятельно изучить ту или иную тему. Ко второй группе относятся ученики, которые с трудом осваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для таких учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала, им нужно дополнительное объяснение, их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к первой группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению. Эти учащиеся имеют по предметам оценку «3».Третью группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне. Знания ими усваиваются механически, быстро забываются. Такие дети могут освоить значительно меньший объем знаний и умений, чем остальные школьники. К третьей группе относятся учащиеся с выраженным психофизическим недоразвитием.
Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приемов обучения.
Обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся должно быть на каждом уроке. Например, на уроках чтения разным ученикам можно предложить различные виды пересказа: одни пересказывают «близко к тексту», другие должны рассказать с опорой на картинки, а третьим предлагаются не только иллюстрации, но и текст с пропущенными словами. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ. Уверена, что после такой работы многие ребята уже смогут перейти к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель — пересказ «близко к тексту». И это будет их маленькая победа!
И обязательно нужно хвалить детей, говорить им, что сегодня они постарались, они молодцы! Учителю необходимо использовать такие формы и приемы, которые соответствуют возможностям ребенка, являются условием для сохранения его физического и психического здоровья, эмоционального равновесия. Таким образом, будут реализовываться дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении. Чаще всего задания с учетом степеней трудности распределяются учителем, но, по моему мнению, будет более эффективно, если учащимся самим предложить выбрать задания самостоятельно, по своим силам. В данном случае дифференциация будет осуществляться не учителем, а учениками путем самостоятельного выбора заданий различного уровня сложности. Такую дифференциацию можно осуществить как при опросе, так и при усвоении и закреплении знаний.
Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы.
PS. За свою педагогическую деятельность я обучала только одного ребёнка с ОВЗ (в этом году он закончил 10 класс). Мне с ним работать ещё год. Хочу выразить огромную благодарность автору курса! Я многому научилась и своими знаниями поделюсь со своим учеником.
Список использованных источников
1.Дмитриева Т., Самсонова Л., Хотылёва Т. Педагогические технологии инклюзивного образования // Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; – М. : «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. С. 85-96.
2.Кутепова Е. Условия получения образования ребенком с ОВЗ // Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; – М. : «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. С.21-32
3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. М.: Перспектива, 2011
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность
В данной статье рассматривается вопрос инклюзивного образования в школе. На примере воспитательной работы с классом автор раскрывает особенности работы с разной категорией детей: с учащимися, имеющими...
Профессиональная готовность педагогов массовых школ как основной фактор успешности инклюзивного образования
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. При использовании дистанционных образовательных технологий в си...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику, -создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка с ОВЗ. Для достижения этой цели педагог в своей профессиональнойдеят...
Основные педагогические технологии инклюзивного образования
Данная статья является актуальной, так как в современной школе становится всё больше детей с ограниченными возможностями здоровья. В этой статье рассматриваютя технологии работы с такими детьми....
Педагогический совет "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"
В презентации педагогического совета "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы" рассматривается правовая основа для обучения детей с особенностями в развитии, история развития обучени...
Основные педагогические технологии инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС
Результат по этапного изучения технологий инклюзивного образования. Полезна учителям начинающим свою деятельность в этой области...
Всероссийская педагогическая олимпиада "Инклюзивное образование в рамках ФГОС"
Всероссийская педагогическая олимпиада "Инклюзивное образование в рамках ФГОС"...