ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Помысухина Лариса Владиславовна

Цель деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику, -создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка с ОВЗ. Для достижения этой цели педагог в своей профессиональнойдеятельности ставит и решает особые профессиональные задачи. Одной изтаких задач является освоение технологий, методов, приемов, форм организации работы, а также их адекватное применение согласновозможностям и потребностям обучающегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был здоровым, умным, хорошо учился в школе и был успешным в жизни. Однако мировая ироссийскаястатистика свидетельствует о возрастающем количестве детей сразличными формами нарушений развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общегоразвития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Дети с ОВЗ испытывают затруднения при взаимодействии ссоциальной средой. Отклонения в развитии ребёнка приводят к еговыпадению из социально и культурно обусловленного образовательногопространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормальноразвивающийся ребёнок приобретает без специально организованныхусловий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностямиздоровья. Поэтому в настоящее время очень остро стоит вопроссоциализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Впоследние годы наблюдается новая тенденция - родители не хотятотдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа ивоспитывают их в семье, устраивая в общеобразовательные школы и детские сады, а также в организации дополнительного образования.

Это желание родителей закреплено законодательно в Законе «Обобразовании в РФ» от 29 декабря 2012 года. Такое совместное обучениеполучило специальный термин - инклюзивное образование.

Инклюзивное (интегрированное) образование предполагает обучениедетей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированной, а в обычной образовательной организации. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Особое место в решении проблемы социальной интеграциидетей сОВЗ принадлежит системе дополнительного образования, которая даетвозможность детям попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми.

Дополнительное образование детей располагает большим спектромобразовательных услуг и необходимыми условиями для развитиятворческого потенциала, формирования коммуникативных умений, выбораиндивидуальной формы образования, обеспечении ситуации успеха,социализации й самореализации детей данной категории. Именнодополнительное образование практически без препятствий дает возможностьдетям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать своиспособности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми художественно-эстетической, культурно-досуговой и другими видами деятельности.

Чтобы процессы адаптации и социализации протекали успешно,выбирать направление дополнительного образования необходимо с учетомвозрастных и индивидуальных возможностей, пожеланий ребенка и егородителей. Выбор кружка должен быть добровольным, отвечать интересам ипотребностям ребенка, но при этом следует обязательно учитыватьрекомендации психоневролога и педиатра.

Цель деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику, -создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка с ОВЗ. Для достижения этой цели педагог в своей профессиональнойдеятельности ставит и решает особые профессиональные задачи. Одной изтаких задач является освоение технологий, методов, приемов, форм организации работы, а также их адекватное применение согласновозможностям и потребностям обучающегося.

На первом этапе происходи применение технологии сотрудничества - знакомство и формирование основ сотрудничества всехучастников образовательного процесса - детей, родителей, педагога,специалистов. При первой встрече можно провести экскурсию по ДДТ, познакомить с кабинетами, где будет происходить обучение, где и какобучающиеся будут раздеваться, а где проводить перемены. После экскурсиисобрать всех в кабинете и познакомиться в неформальной обстановке. Важноуже при первом знакомстве установить контакт не только с детьми, но и сродителями.

Второй этап - это период адаптации, который переживает каждыйребенок. На этом этапе мы используем технологию индивидуального обучения и технологию создания успеха для обучающихся. Здесьособенно важным является создание условий для благоприятной адаптацииребенка в ДДТ, т.е. обеспечение благополучного развития и обучения сучетом его индивидуальных возможностей. Безусловно, напервых порахребенку может потребоваться комплексная помощь, но при этом педагог постепеннодолжен перейти к меньшей опеке, увеличению самостоятельности ребенка и его социальной активности.У детей сособенностями развития часто снижен темп работы, поэтому важнопредоставить каждому из них возможность работать в присущем ему темпе.Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться синдивидуальным темпом ребенка.Выполнение меньшего объема работыпозволяет менее подготовленному обучающемуся успешно с ней справиться,что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя в «ситуации успеха», участвующим в общей работе.

Результатом деятельности педагога будет ситуация, когда особенныйобучающийся начинает и заканчивает работу на занятии вместе со всемидетьми.

Важной задачей педагога на третьем этапе становится включениеребенка во взаимодействие с другими детьми объединения. В случае с «особым» ребенком инициатором общения детей часто становится взрослый.

Если педагог показывает положительное отношение к «особому» ребенку: нестарается выделить его из всех детей, организует взаимодействие на занятиии перемене, то в группе формируются отношения доверия, сотрудничества ивзаимопомощи.

Технологии организации инклюзивного образовательного процесса.

Педагог инклюзивной группы должен помнить и учитывать тонкостивключения в работу ребенка, у которого отмечаются особенностипознавательной деятельности, поведения, коммуникации, его возможности иинтересы. В связи с этим возникает необходимость менять методы, технологии и формы работы.

Основные формы занятий:

- индивидуальное обучение;

- парное взаимообучение;

- групповая работа;

- фронтальное обучение всей группы.

При организации индивидуальной работы необходимо учитыватьжелание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание со всеми детьмигруппы.

Парное обучение - это ситуациякогда один ребенок учит другого поднаблюдением педагога. Пары могут быть как одного возраста, так и разного,другой вариант - все обучающиеся делятся на пары и выполняютобязанности обучающих и учащихся. Включение ребенка с ОВЗ в парнуюработу должно происходить постепенно.

Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу также носитпостепенный и последовательный характер. Основными критериямиэффективности групповой работы будет ориентация на согласованность,взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений. На первых порахпри организации работы в группах можно использовать работу сраспределением функций - когда каждый ребенок вносит свой вклад в общийрезультат, выполняя свое задание.

Технологии, направленные на развитие социальной компетенции детей.

Одним из основных результатов инклюзивного образования являетсяформирование жизненных навыков или социальных компетенций (навыковвзаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности т.д). Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно выделить три типа:

- прямое обучение социальным навыкам;

- организация групповых видов активности;

- формирование социальных навыков через подражание.

При прямом обучении социальным навыкам педагог обучает детейправильному поведению через правила и примеры. Принятие правил оченьважно для всех детей, но оно должно быть осознанным, связанным с ихличным опытом. Перед тем как дети приступают к работе, педагог можетобсудить правила взаимодействия детей друг с другом. Например, «говоритьпо очереди», «слушать друг друга», «задавать вопросы, если что-то непонятно».

Что необходимо знать педагогу, работающему в инклюзивном классе?

• Правила должны быть просты и понятны ребенку и непротиворечить ребенку.

• Правила нельзя вводить длинным списком. Одновременно можно принять одно-два правила. Следующие можно вводить только после того, какусвоены уже принятые правила.

• Ребенок лучше усваивает правило, когда контролирует другогочеловека, будь то взрослый или ребенок.

• Если правило нарушил взрослый человек, это следует отмечатьтакже, как если его нарушил ребенок.

• Надо хвалить детей за выполнение правил. Ребенок обязательно должен получать положительные подкрепления своей деятельности.

При организации групповых видов активности, таких как дежурство, подготовка к празднику, работа в группах, помощь в выполнении заданий,педагог:

- планирует групповую активность детей, способствующую ихэффективному социальному взаимодействию;

- выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ и социальнокомпетентных сверстников);

- контролирует и корректирует групповую активность.

Формирование социальных· навыков через подражание предполагает взаимообучение детей: более компетентный в какой-то области ребенокстановится примером для подражания другим детям. Обучение черезподражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучениядетей с задержкой психического развития, для детей с расстройствамиаутистического спектра.

Подводя итоги, можно отметить, что инклюзивный подход в системедополнительного образования подразумевает не просто механическоевключение детей с ОВЗ в группу сверстников, не имеющих ограниченийжизнедеятельности, а предполагает целенаправленное воздействие наабсолютно каждого ребенка с тем, чтобы его пребывание в среде сверстникови в социуме в целом было комфортным и способствовало бы егосамореализации.

Литература

  1. Березина, В.А.Развитие дополнительного образования в системероссийского образования [Текст]: учебно-метод. пособие/ В.А. Березина. -М.: АНО «Диалог культур», 2007. - 512 с.
  2. Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей сограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практическойконференции (г.Челябинск, 9 февраля 2016 г.) /отв.за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та,2016. - 349 с.
  3. Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П., Хотылева Т.Ю. Основныепедагогические технологии инклюзивного образования [Текст]: учебно-метод.пособие. - Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 36с.
  4. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов. /Сост.: С.А. Прушинский. Ю.П. Симонова.// М.: РООИ «Перспектива», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные педагогические технологии инклюзивного образования особых детей.

Каких детей можно отнести к особым детям? В чём их особенность? Как учить особых детей? Что такое инклюзивное образование? На эти вопросы я и постараюсь ответить в своём эссе....

Обобщение опыта работы "Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»

Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, от...

Основные педагогические технологии инклюзивного образования

Данная статья является актуальной, так как  в современной школе становится всё больше детей с ограниченными возможностями здоровья. В этой статье рассматриваютя технологии работы с такими детьми....

Мастер - класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный материал раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования...

Основные педагогические технологии инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС

Результат по этапного изучения технологий инклюзивного образования. Полезна учителям начинающим свою деятельность в этой области...

Статья «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования»

В статье «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования» уделено внимание развитию одаренной личности на примере вок...

Педагогическая практика инклюзивного образования "Организация коррекционной работы логопеда с помощью игр МЕРСИБО"

Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия часто носят м...