Программа по медиации.
элективный курс (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Парбигская средняя общеобразовательная школа
имени Михаила Тимофеевича Калашникова»
Рассмотрено Руководитель МО _____ /__________/ Протокол №____ «___» _________20__г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Парбигская СОШ им. М.Т. Калашникова» _____ /А.Е.Суханова «___» _________20__г. | Утверждено Директор МБОУ «Парбигская СОШ им. М.Т. Калашникова» _____ /А.К. Сосновский / Приказ №______ «___» _________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Обучение медиаторов
для школьной службы примирения
Педагог-психолог Смирнова Т.С.
2017 г
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности для обучающихся 13-16лет.
Настоящая программа составлена в соответствии нормативными документами, регулирующими работу школьных социальных служб медиации, предназначеных для урегулирования конфликтных ситуаций, поиска путей решения коммуникативных проблем, анализа ошибок во взаимоотношениях между учащимися и взрослыми. Все виды деятельности и мероприятия направлены на создание благоприятной атмосферы общения и сведение к минимуму конфликтных ситуаций в процессе обучения и общения.
Минобрнауки России в ноябре 2013 г. выпустил Рекомендации по организации служб школьной медиации вобразовательных организациях, которые являются основой для разработки региональных и муниципальныхпрограмм, а также стратегий и планов. Служба школьной медиации – новое перспективное направление в работе социальногопедагога, позволяющее повысить и его личный статус, и статус школы в целом. Она должна обеспечитьзащиту прав детей и создать условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Организация служб школьной медиации в образовательных организациях осуществляется согласно распоряжению Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р "О плане первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы".
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда противостоящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.
Цель программы:практико-ориентированная подготовка учащихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
Задачи:
- Сформировать представления у учащихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов.
- Создать условия для освоения учащимися позиции медиатора.
- Способствовать развитию коммуникативных, рефлексивных навыков у учащихся, необходимых для работы медиатора.
На занятиях у детей развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми, поиска путей выхода их конфликтных ситуаций. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению конфликтных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Целевая группа: учащиеся 13-16 лет.
Программа рассчитана на 34 занятия в год.
Проводятся они в группе 12-15 человек.
Периодичность проведения – 1 раз в неделю.
Время занятия- 40 минут.
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Формы учета оценки планируемых результатов:
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика:
• нравственной самооценки;
• этики поведения;
• отношения к жизненным ценностям;
• нравственной мотивации.
Тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата проведения | Название блока | Кол-во часов |
1 | Вводный блок | 2 | ||
Наши занятия: что и как? | 1 | |||
Что такое медиация? | 1 | |||
2 | Блок «Прикладная конфликтология» | 4 | ||
Что такое конфликт? | 1 | |||
Из-за чего возникают и как развиваются конфликты в школе? | 1 | |||
Что такое «продуктивное разрешение конфликта в школе»? | 1 | |||
Как противостоять агрессии? | 1 | |||
3 | Блок «Технология медиации» | 13 | ||
Медиация конфликтов: как это делается? | 1 | |||
Что такое эффективная коммуникация? | 1 | |||
Как правильно слушать собеседника? | 1 | |||
Что такое бесконфликтный стиль общения? | 1 | |||
Что такое «конфликтная личность», и как общаться с такими людьми? | 1 | |||
В чём разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»? | 1 | |||
Как организовать подготовительный этап медиации? | 2 | |||
Как провести основной этап медиации? | 2 | |||
Как закончить медиацию? | 2 | |||
Возникли проблемы: что делать? | 1 | |||
4 | Блок «Мотивационное решето» | 3 | ||
Каким должен быть «настоящий медиатор»? | 1 | |||
Зачем люди становятся медиаторами? | 1 | |||
Откуда медиатору взять столько сил и терпения? | 1 | |||
5 | Блок «Самодиагностика» | 4 | ||
Опросник Басса-Дарки для диагностики агрессивных и враждебных реакций | 1 | |||
Тест Томаса-Килмена для определения доминирующей модели поведения в конфликтной ситуации | 1 | |||
Диагностика выявления особенностей ведения переговоров | 1 | |||
Тест «Рука» для исследования особенностей личности | 1 | |||
6 | Блок «Предупреждаем конфликт» | 6 | ||
Акция «В мире со всеми» | 2 | |||
Классные часы «Мост дружбы» | 4 | |||
7 | Итоговый блок | 2 | ||
Чему мы научились? | ||||
Так кто же вы такие школьные медиаторы? | ||||
Итого | 34 часа |
Планируемые результаты работы:
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной деятельности школьной службы медиации;
- объективная оценка поведения реальных людей с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
- приобретение опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Список литературы
- Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые задания/авт.-сост. О.А. Уварова.- Волгоград: Учитель, 2015.
- Конфликт и выход из него. Методические рекомендации для социальных педагогов. Томск 2005.
- Ваш психологический портрет. – СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2008.
- Большая книга тестов. Узнай себя и своих близких/ [сост. И.А. Зайцева]. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
- EduNeoактуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.[Электронный ресурс]. Режим доступа: eduneo.ru. Доступ свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"
Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых...
программа по обучению педагогов (школьников) медиации
Программа по обучению педагогов (школьников) медиацииЦель программы - состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей...
Программа урегулирования конфликтов между участниками образовательного процесса «Восстановительная медиация»
laquo;В целях развития дружественного к ребенку правосудияпредусматривается ... организация школьных служб примирения, нацеленных наразрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактикупр...
Презентация куратора Службы школьной медиации "Служба школьной медиации: истоки и методики".
Я использую презентацию "Служба школьной медиации: истоки и методы" для информирования родителей, педагогов и учащихся о Службе школьной медиации в нашей школе. 2 часть - п...
Памятка: «Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»
Памятка: «Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»...
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО МЕДИАЦИИ (для обучающихся 1-11 классов) «Основы бесконфликтного общения»
Данная программа составлена для обучающихся 1-11 классов МКОУ Козловская СОШ на основе комплекта рабочих программ «Медиация школьных конфликтов». Автор – А.В. Микляева, доктор ...
Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций, особенности проведения процедуры медиации
Понятие медиации, ее цели, задачи.а также особенности процедуры ее проведения....