тематическое занятие по формированию толерантности "Есть терпение - будет умение"
план-конспект занятия по психологии (6 класс) на тему
Пояснительная записка
Осознание взаимозависимости людей на планете требует изменение сложившихся отношений. Уважение прав другого человека (в том числе право быть иным) осознание важности сохранения этого разнообразия и возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, - всё это связано с понятием «толерантность». Суть толерантности заключается в признании похожести и одновременно непохожести людей, их многообразия.
Сосуществование с людьми других убеждений, имеющих иные традиции и нормы, - это толерантность к другому, иному, не такому, как я сам. Толерантность может помочь каждому и всем вместе чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. При этом, лучше понимая другого, человек лучше понимает себя. Толерантность в обществе способствует внутренней устойчивости общества и каждого человека, создаёт условия для самораскрытия и саморазвития. Толерантность важна как форма сосуществования и существования.
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.
Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности. Наша задача научить строить взаимоотношения с окружающими на основе нравственных качеств дома и в школе, вырабатывать навыки общения, учить применения этих качеств в повседневной жизни.
Цель: формирование у учащихся толерантности, как нравственного качества личности.
Задачи:
1. Углубление понимания значения термина «толерантность».
2. Развивать умение формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой,
уважать чужое мнение.
3. Воспитывать чувства милосердия, отзывчивости, желание и умение прощать.
Контингент участников: подростки
Возраст: 11-13 лет
Количество участников: 20-25 человек
Время проведение: 1 час
Форма проведения: тематическое занятие
Методическое обеспечение: план занятия, электронная доска, ручки на каждого, лист А4 на каждого, бланк с качествами личности (упр. «толерантная и антитолерантная личность», 2 ватмана2 упаковки фломастеров, 2 упаковки цветных карандашей, 2 набора цветной бумаги, 4 журнала.
Ожидаемые результаты:
Сформированность нравственных качеств личности, таких как: взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость и доброта
План занятия
1. Орг. момент.
2. Введение в тему.
3. Сообщение темы.
4. Работа по теме: упр. «Встаньте те, кто …»; игра «Звёзды и созвездия»; работа с
бланком «Толерантная личность»; упр. «5 добрых слов»; коллаж «Толерантность».
5. Итог, выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
est_terpenie_-_budet_umenie.docx | 172.86 КБ |
est_terpenie_-_budet_umenie.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Осознание взаимозависимости людей на планете требует изменение сложившихся отношений. Уважение прав другого человека (в том числе право быть иным) осознание важности сохранения этого разнообразия и возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, - всё это связано с понятием «толерантность». Суть толерантности заключается в признании похожести и одновременно непохожести людей, их многообразия.
Сосуществование с людьми других убеждений, имеющих иные традиции и нормы, - это толерантность к другому, иному, не такому, как я сам. Толерантность может помочь каждому и всем вместе чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. При этом, лучше понимая другого, человек лучше понимает себя. Толерантность в обществе способствует внутренней устойчивости общества и каждого человека, создаёт условия для самораскрытия и саморазвития. Толерантность важна как форма сосуществования и существования.
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.
Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности. Наша задача научить строить взаимоотношения с окружающими на основе нравственных качеств дома и в школе, вырабатывать навыки общения, учить применения этих качеств в повседневной жизни.
Цель: формирование у учащихся толерантности, как нравственного качества личности.
Задачи:
- Углубление понимания значения термина «толерантность».
- Развивать умение формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой,
уважать чужое мнение.
- Воспитывать чувства милосердия, отзывчивости, желание и умение прощать.
Контингент участников: подростки
Возраст: 11-13 лет
Количество участников: 20-25 человек
Время проведение: 1 час
Форма проведения: тематическое занятие
Методическое обеспечение: план занятия, электронная доска, ручки на каждого, лист А4 на каждого, бланк с качествами личности (упр. «толерантная и антитолерантная личность», 2 ватмана2 упаковки фломастеров, 2 упаковки цветных карандашей, 2 набора цветной бумаги, 4 журнала.
Ожидаемые результаты:
Сформированность нравственных качеств личности, таких как: взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость и доброта
План занятия
- Орг. момент.
- Введение в тему.
- Сообщение темы.
- Работа по теме: упр. «Встаньте те, кто …»; игра «Звёзды и созвездия»; работа с
бланком «Толерантная личность»; упр. «5 добрых слов»; коллаж «Толерантность».
- Итог, выводы.
Ход занятия
- Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Сегодня, на нашем занятии, вы познакомитесь с новыми понятиями, научитесь правильно высказывать своё мнение и уважать мнение окружающих.
II. Введение в тему.
- 16 ноября жители многих стран мира отмечают международный день Толерантности. Этот праздник был учреждён ещё в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный, культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими, это – толерантный человек.
III. Сообщение темы.
- Как вы, наверное, уже поняли, сегодня мы с вами будем говорить о толерантности.
- А что такое «толерантность»? Как вы думаете? (ответы детей)
- Толерантность – это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Тема нашего занятия «Есть терпение – будет умение».
- Чтобы научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Давайте вместе придумаем «правила толерантного общения».
- Что это будут за правила?
* уважать собеседника;
* старайся понять то, о чём говорят другие;
* отстаивай своё мнение тактично;
* будь справедливым, готовым признать правоту другого;
* стремись учитывать интересы других.
IV. Работа по теме.
- Все мы, на первый взгляд, абсолютно разные, но в то же время чем-то схожи. Чтобы в этом убедиться «Встаньте те, кто …»
- любит компьютерные игры;
- у кого тёмные волосы;
- кого день рождения летом;
- у кого голубые глаза;
- кто учится без «3-ек»;
- Вы убедились, что вас многое объединяет?
- Мы не в полной мере являемся толерантными и нельзя в одночасье сделаться таковыми, так как невозможно сию же минуту изменить своё поведение и поведение других людей, и не надо себя корить за это. Это очень важно в современном мире.
- Я предлагаю сыграть в игру «Звёзды и созвездия». Сейчас вы будете объединяться в созвездия, но не в одно общее, а в несколько. Каждый из вас – отдельная звезда, которая может объединиться с другой в какое-нибудь созвездие. Число звёздочек в созвездии может быть разное, его я буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, два), вы объединитесь в созвездия по два человека. Объединиться можно по–разному, кто как придумает, главное суметь найти общий признак.
- Ребята, мы говорим о том, каким должен быть толерантный человек. И теперь я хотела бы проверить, знаете ли вы, какими качествами должен обладать толерантный человек. У вас на бланках записаны качества личности. Подчеркните те качества, которыми должен, по вашему мнению, обладать толерантный человек
- уважение
- доброжелательность
- агрессивность
- жестокость
- сотрудничество
- милосердие
- предательство
- лживость
- прощение
- зависть
- унижение
- Мы все разные, у каждого есть свои особенности и мы должны уважать индивидуальность каждого человека. Каждый из нас не повторим, но все мы нужны друг другу.
- Для выполнения следующего упражнения «5 добрых слов», вам необходимо поделиться на группы по 5 человек. Затем каждая группа рассаживается в круг. Каждый участник должен обвести свою руку и с обратной стороны листа написать своё имя. Потом вы передаёте свой листок соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В любом из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листа (например, добрый, уступчивый, внимательный, терпеливый и т.д.) и так, пока лист не вернётся к владельцу.
- Легко ли бы узнать человека по качествам?
- В последнем задание вам нужно будет разделиться на две команды. Каждая команда получает ватман, фломастеры, цветные карандаши, цветную бумагу и журналы. Вам нужно будет создать коллаж «Толерантность» (7 минут).
- В этих коллажах есть частичка каждого из вас, поэтому они получились такими красивыми. Когда люди делают что-то вместе, всё получается быстрее и лучше.
IV. Итог, выводы.
- Быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия. А стать толерантным вам помогут такие качества: взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость, доброта.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БУДЕТ ТЕРПЕНИЕ, БУДЕТ И ХОРОШЕЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ!
Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать! И так, вы хотите, чтобы ваша речь на английском языке была красива и понятна? Тогда произносите все зву...
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию общеинтеллектуальных умений путем развития речи младшего школьника "Речевые секреты"
В настоящее время можно с точностью говорить о том, что человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке. Главная функ...
Коррекционно-развивающие занятия по формированию графических навыков и умений как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Согласно данным психологов и физиологов у детей 5-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальц...
Комплексно-тематическое занятие для подготовительной группы "Пусть всегда будет мама!"
Слово мама – одно из самых древних на Земле. Оно почти одинаково звучит на языках разных народов. Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!Де...
Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...
Приемы формирования читательских навыков и умений на логопедических занятиях с детьми ОВЗ
Сформированный навык чтения – залог успешного обучения в школе. Для учащихся с ОВЗ чтение является одним из сложных предметов, усвоение которого протекает очень медленно....
Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по формированию необходимых для усвоения программного материала умений и навыков "Школа - наш общий дом"
Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по формированию необходимых для усвоения программного материала умений и навыков "Школа - н...