«Потребность саморазвития как характеристика социально-психологической ситуации личностного развития подростка»
статья на тему

Фролова Оксана Николаевна

        Цель воспитания в современных отечественных условиях - это развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Развитие личности осуществляется в процессе удовлетворения потребностей в познании и самопознании, в самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации, воспитании и самовоспитании. Именно в этих процессах происходит присвоение опыта самой личностью – социализация, формирование качеств личности.
В процессах удовлетворения потребностей формируются все важнейшие качества личности.
В процессах самопознания: познание себя, окружающего мира и жизни, развитие интеллекта
      самоутверждения: способности общения, организаторские качества, предприимчивость, профессионализм, трудолюбие, воля, достоинство.
      самовыражения: эстетические, творческие, деловые, трудовые, свобода.
      самоопределения: нравственные качества, адекватность самооценки, самостоятельность, честь, совесть.
      самоактуализаци, самореализации: социализация, опыт, реализация потенций, мастерство.
Вывод: все высшие духовные потребности являются потребностями развития.
Проблема: Использовать их в школьном образовании (открыть новые возможности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx86.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20

«Потребность саморазвития как характеристика социально-психологической ситуации личностного развития подростка»

                                                     

                                        Содержание:
1. Потребности
2. Потребность в саморазвития
3. Диагностика учащихся
4. Работа классного руководителя на воспитание потребности  
   саморазвития

 Человек представляет собой часть природы, и его жизнедеятельность подчиняется ее общим законам. Поэтому все применяемые педагогические средства должны быть природосообразными, следовать естественному процессу развития ребенка. Ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся особыми молекулярными структурами (генами). На процесс такого программного "самобиологического", биогенного развития накладывается влияние среды, в которой человек живет и действует, и происходит процесс социализации (усвоение и отражение общественного опыта и норм индивидуумом).
       Жизнь есть удовлетворение потребностей.
        Потребности – это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека. Потребности являются основой мотивов действий и поступков человека. Потребности можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, в истине, в эстетическом наслаждении), физиологические и социальные (в общении, труде, общественной деятельности). Духовные и социальные потребности формируются общественной жизнью человека. Биологическое существует в личности в превращенной форме как социальное

Первичные

Биологические, естественные (витальные) потребности

Животные потребности – инстинкты

Человеческие потребности – эмоции

Высшие потребности-стремления, потребности-качества

Быть (сытым, защищенным), жить (развиваться, размножаться)

Пищевая

Голод

Пищедобыча

Охотничий комплекс

Агрессия добычи

Накопление запасов

Отвоевывание территории

Чувство голода

Борьба за блага

Трудовая активность

Азарт добычи, достижения

Места под солнцем

Частнособственнический

Самоутверждение (быть лучше других)

Самосовершенствование

Излишества, гурманство

Трудолюбие

Корысть, жадность

К богатству, деньгам (алчность)

К власти (властолюбие)

К успеху (честолюбие)

К карьере (карьеризм)

Эгоизм (себялюбие)

К славе (тщеславие)

Половая

Половое влечение

Брачные ритуалы

Ухаживание, ласки

Агрессия пола

Обустройство гнезда

Родительский комплекс

Забота о потомстве

Обучение и воспитание

Самоуважение

Либидо, эрос, секс

Художественное выражение

Самовыражение

Самоутверждение

Конструкторские

Родительские

Воспитательские

Самореализация

К любви

К красоте

К наслаждению (гедонизм)

К обладанию

К созиданию

К творчеству (творч.)

К добру (добролюбие)

К детям (чадолюбие)

К счастью

Ориентировочная

Ориентировка

Поисковая активность

Любопытство

«Сознание животного»

Разведка

Познавательные

Поисковые (поиск ролей)

Исследовательские

Творческие

Информационный голод

Самоопределение

Самооценка

К истине, знанию, (самосознание)

К вере (богомольность)

К смыслу жизни

К справедливости (правдолюбие)

К защите своих принципов (принципиальность)

Оборонительная (защиты)

Самосохранения

Защищенности

Стадный инстинкт

Агрессия защиты

Самостоятельность

Самозащищенность

Быть личностью

Общение

В покровительстве (защищенности)

К свободе, независимости (свободолюбие)

К испытанию себя

К индивидуализации (автономизации)

К объединению (группе)

Социальность

Соборность

К родителям


       Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.
       Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.
       Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо саморазвитие.
       Цель воспитания в современных отечественных условиях - это развитие потребности и способности личности к саморазвитию. (Кому не очень нравится слово «саморазвитие» можно смело заменять на «самосовершенствование», «самостроительство», «самообогащение» или ещё что-то подобное.).
      В данной формулировке  потребность и способность личности к саморазвитию считается уже наличествующей, существующей. Такая идея верна, если присоединиться к соответствующему философско-психологическому пониманию человека как существа с изначально присущими ему движущими силами, потенциалами развития и её направленностью (к саморазвитию).
      Введём определение понятий, входящих в эту исходную формулировку.

Потребность в саморазвитии - стремление, желание, интерес к развитию себя. Это определение с точки зрения психологии не очень точное: ряд стремления - интересы чаще относят к уровню не потребностей, а мотивов. Так что в нашей формулировке понятие потребности используется в несколько расширительном в сравнении с традиционным психологическом смысле.

Способность к саморазвитию - «оснащённость», умелость; владение средствами саморазвития.
Саморазвитие - процесс обогащения, усложнения, гармонизации, динамизации личности за счёт использования человеком своих внутренних резервов и инициативного привлечения внешних ресурсов.
   Развитие личности осуществляется в процессе удовлетворения потребностей в познании и самопознании, в самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации, воспитании и самовоспитании. Именно в этих процессах происходит присвоение опыта самой личностью – социализация, формирование качеств личности.
В процессах удовлетворения потребностей формируются все важнейшие качества личности.
В процессах самопознания: познание себя, окружающего мира и жизни, развитие интеллекта
      самоутверждения: способности общения, организаторские качества, предприимчивость, профессионализм, трудолюбие, воля, достоинство.
      самовыражения: эстетические, творческие, деловые, трудовые, свобода.
      самоопределения: нравственные качества, адекватность самооценки, самостоятельность, честь, совесть.
      самоактуализаци, самореализации: социализация, опыт, реализация потенций, мастерство.
Вывод: все высшие духовные потребности являются потребностями развития.
Проблема: Использовать их в школьном образовании (открыть новые возможности).
На общепедагогическом уровне модель технологии саморазвития личности включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы.
Сущность ее состоит в том, что сообразно рекомендациям А.А. Ухтомского для формирования доминант деятельности учащемуся: 1) даются теоретические знания о своей психологии; 2) предоставляются условия для удовлетворения потребностей и упражнения способностей в позитивной деятельности; 3) создается адекватный морально-психологический климат (уклад) всей жизнедеятельности школьника, в том числе и учебной. Это позволяет сформировать у ученика доминанту на самосовершенствование – постоянный нравственный рост, обогащение себя знаниями и опытом.
    В МОУ СОШ№20 я работаю второй год. Я являюсь классным руководителем 9А класса. У меня в классе 25 человек. 11 девочек и 14 мальчиков.
 Рассматривая процесс саморазвития личности, я учитывала возрастные особенности ребят. Период взросления включает повышенную сензитивность личности, господство потребности изменить себя, чтобы соответствовать новым требованиям развития, что свидетельствует о повышенной сензитивности личности к саморазвитию. Однако в этот период следует учитывать и появление психопатологических симптомов при неспособности справиться с возрастными задачами развития, процессы отделения от близких, позволяющие индивиду находить объекты любви вне семьи. Кроме того, в период взросления индивидуализация приобретает такие черты, как склонность к регрессии — поведению, типичному для более раннего периода развития и нонконформизм - механизм защиты против выраженной склонности к регрессии. Этот возрастной период связан, по мнению Э. Эриксона, с постоянным стремлением старшеклассника к собственной идентичности и ее сохранению. Идентичность означает осознание тождественности личности самой себе, непрерывности во времени и связанное с этим ощущение, что другие признают это. В период взросления имеет место «нормативный кризис», не являющийся аномалией, но способствующий развитию отклонений и патологий. Центральной проблемой в период взросления является формирование идентичности. Поиск своего места в жизни, выработка статуса является важной темой психологического саморазвития индивида. В совокупности статусов особо выделим профессиональный. Его выработка тесно связана с выявлением и совершенствованием способностей личности. Отметим, что наличие выделяющихся способностей оказывает определенное воздействие на этот процесс и находит свое отражение в идентичности.

Важную роль в саморазвитии играет самосознание подростка.

   В начале работы мною было проведено исследование. На   начальном   срезе   при   выявлении   потребностей   старшеклассников использовалась методика парных сравнений. Ребятам предлагались 15 утверждении, которые они должны были оценить, попарно сравнивая их друг с другом. Проведенные исследования позволили выявить основные неудовлетворенные потребности ребят, результаты отражены в таблице.

Таблица 1 — Потребности

Материальные

В безопасности

Социальные

В признании

В самовыражении

9,7%

9,7%

23,6%

20,8%

37,5%

Анализируя полученные результаты, я  пришла к выводу о том, что среди учащихся  самый большой % по показателю 5, это свидетельствует о большой степени неудовлетворенности  в самовыражении.

Исследуя «Я-концепцию» школьников, я использовала метод репертуарных решеток Келли. Он предполагает, что «Я-концепция» может быть изучена через такие понятия, как широта саморефлексии, активность установки на будущее и карьерно-профессиональная направленность. Специфической особенностью предлагаемого подхода к изучению «Я-концепции» является его диагностико-формирующий характер. Используются следующие методические средства: моделирование ситуаций, ставящих подростка в позицию субъекта своего жизненного пути, ответственного перед собой и другими людьми за поиск и принятие решений по карьерно-профессиональному определению; групповое обсуждение, активизирующее обмен информацией со сверстниками по параметрам «Я-концепции»; самоописание и самоанализ. Цель методики — помощь ребятам в осознании потребности саморазвития в связи с карьерно-профессиональной самореализацией. Ответы участников эксперимента отражены в таблице.

Показатель

Широта саморефлексии

Активность установки на будущее

Карьерно-

профессиональная

направленность

Низкий

27,7%

16,7%

16,7%

Средний

26,4%

30,6%

47,2%

Высокий

45,8%

52,8%

36,1%

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что самый высокий показатель отражает активность установки на будущее. Это может быть связано с потребностью учащихся  самореализовать себя в будущем. Самый низкий показатель принадлежит широте саморефлексии, это может свидетельствовать о том, что у детей ощущается недостаток знаний о самом себе.

Для выявления уровня самоактуализации использовался 14 - факторный опросник А. Шострома. Обратим внимание на показатель, который непременно свойственней самоактуализирующейся личности. Это - ориентация во времени, которая отражает количество времени, уделяемое личностью процессу саморазвития, (таблица 3).

Таблица 3    Уровень самоактуализации личности

Показатель

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Ориентация во времени

8%

73%

19 %

      Полученные данные показали, что среди школьников  есть подростки, остановившиеся в своем развитии. Доказательством этого предположения могут стать и полученные ответы на вопрос «Как часто вы прибегаете к помощи дополнительных средств информации?», В ходе анализа полученных данных мы выделяем 3 вида саморазвития: активное, эпизодическое и остановившееся. 35,2 % относятся к числу лицеистов с активным саморазвитием, 64,8 % - респонденты с эпизодическим саморазвитием и 0 % - имеют остановившееся саморазвитие.

 

Выявляя уровень самооценки, получились следующие результаты

        

Адекватная

Завышенная

Заниженная

57%

31%

12%

В ходе исследования необходимо было выявить мотивы учащихся, факторы, препятствующие активному саморазвитию учеников, а также насколько эта проблема актуальна для самих подростков. Ведущие мотивы отражены в диаграмме


Факторы, препятствующие активному саморазвитию, по словам ребят, отображены в диаграмме

 

Актуальный процесс саморазвития личности считают 44% опрошенных респондентов, 56%- затрудняются ответить на вопрос «Что такое саморазвитие?» и, как слествие этого, не принимают эту проблему как актуальную.

Актуальность проблемы


Поэтому моя роль как классного руководителя была направлена на оказание помощи подростку в формировании жизнестойкой личности, подготовить его к будущей жизни.

Задачи:

  1. Создать условия, в которых каждому учащемуся станут, очевидны его лучшие человеческие качества, подтверждение чему он может находить среди других людей;
  2. Стимулировать в каждом интерес в развитии своих творческих, интеллектуальных и физических способностей и возможностей;
  3. Оказать каждому школьнику поддержку в проектировании личностного роста;
  4. Обеспечить пространство для осуществления самостоятельного выбора форм и видов деятельности

.


Основные этапы работы

1 этап - информационно – аналитический

Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

1.1. Составляется характеристика учащегося:

а) отношение к учебе (Желание учиться, отношение к успехам, стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, сознание значимости учёбы)

б) Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика (Умение планировать учебную работу, умение выделять главное в работе, умение осуществлять самоконтроль в учении, уровень настойчивости в учении)

в) ведущие интересы и склонности

г) культурный кругозор (начитанность)

д) общественная и трудовая активность (инициативность, отношение к труду, добросовестность, заинтересованность в делах коллектива)

е) состояние здоровья, отношение к здоровому образу жизни

ж) нравственная воспитанность (сформированность товарищества, гуманизма, сознательной дисциплины, степень развитости чувства долга, честность, порядочность)

з) взаимоотношения учащегося с классом

и) рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером.
1.2.Проведение диагностики учащегося путем анкетирования, тестирования Анкета «Общение»

1.     Есть ли у тебя трудности в общении:

а) со сверстниками

б) с учителями

в) с родителями

г) с другими членами семьи

д) с друзьями во дворе

2. Если есть, то в чем они заключаются?

а) мало друзей или нет друзей

б) обижают, дразнятся

в) бьют

г) нет общих интересов

д) мне с ними неинтересно

3.К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

а) к друзьям

б) к учителю

в) к маме

г) к другим членам семьи

д) никому

 

Проведение психологических тестов по темам:

        «Оценка уровня школьной тревожности»

        «Диагностика уровня интеллекта»

        «Выявление типа темперамента»

        «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению»

        «школьный тест умственного развития»

        «Диагностика агрессивности»

I.Состояние здоровья  ребенка

Ф.И.О.

Число, месяц и год рождения

Рост

Вес

Диагноз

Физкульт.группа

Примечание

II.Социально- личностное развитие

Патриотизм

Товарищество

Уважение старших

Доброта

Честность

Трудолюбие

Бережливость

Дисциплинированность

Прилежание

Любознательность

Любовь к прекрасному

Стремление быть сильным, ловким, закаленным

III.Развитие познавательных способностей

Способы познания (зритель, слушатель, деятель)

Интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение)

Прочность усвоения знаний и умений

Легкость усвоения знаний

Оцениваются  уровни по четырехбалльной шкале:

  1. 4 балла - высокий
  2. 3-2 балла - средний
  3. 1- балл -  низкий

Таким образом, составляется карта на каждого учащегося.

2 этап - организационно-деятельностный

Постановка воспитательных задач и выбор форм жизнедеятельности школьника»

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития «Хочу быть успешным»


Индивидуальный план развития



«Хочу быть успешным»



ученицы 9А МОУ СОШ№20



Матышевой Элины



1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году? Успешно сдать выпускные экзамены и продолжеть учебу в 10 классе.



А.Направленные на здоровый образ жизни: заняться» спортом



Б. Ученье:: успешно закончить 11-й класс 



В. Дополнительное образование: совмещать учебу  в школе и колледже



2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута? Чья помощь необходима? Приложить все усилия для успешной сдачи экзаменов за 9  класс с помощью  углублённого изучения предметов, дополнительных занятий; необходимо просто понимание педагогов, внимание родителей и побольше усилий с моей стороны



3.Проанализируй результаты полугодия. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.  Успеваемость осталась на прежнем уровне. Постараться, чтобыза год были одни пятерки



                                                       Подпись ученика Матышева Элина


 

3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи: 1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

- диагностика познавательной деятельности учащихся;

- исследования эмоционально-личностной сферы;

- диагностика межличностных отношений;

- диагностика психологического здоровья;

- исследование в области профориентации.

      2.  Анализ  результатов исследований с целью получения банка психологической информации

Отслеживание результатов деятельности

Этот этап работы складывается из форм, приемов и методов, помогающих ребенку стать и быть самим собой. Методы воспитательного взаимодействия являются бинарными. Оценить результативность деятельности по развитию индивидуальности  можно по следующим критериям:

        самоосуществимость ( реализация потребности ученика стать самим собой);

        самоэффективность ( использование потенциальных и реальных возможностей ученика)

        самоудовлетворенность ( ощущение учеником чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью 

Таблица взаимодействия учителя и ученика

Способы деятельности учителя

Способы самодеятельности ребенка

1.Методы и приемы познания ребенка

2.Методы и приемы понимания ребенка и его жизнедеятельности

3.Методы и приемы педагогического проектирования

4.Методы и приемы, помогающие созиданию

5.Методы и приемы педагогической рефлексии

6. Методы и приемы педагогической рефлексии

 

1. Методы и приемы самопознания

 

2.Методы и приемы самопонимания

 

3.Методы самопроектирования

 

4.Приемы самосозидания

 5.Методы и приемы саморефлексии

 6.Методы и приемы самокоррекции 

             Характеристика уровня личностного роста учащихся

                                   ( пятибалльная система)

п/п

Содержание показателей

баллы

1.

Мотивация учебно-познавательной деятельности

        учится охотно

        учится с интересом, но под контролем

        учится под контролем

        нет интереса, активность низкая

        равнодушен к учебе

5

 

2.

Сформированность интеллектуальных умений

4

3.

Степень обучаемости ( по усвоению учебного материала)

4

4.

Навыки учебного труда( умение планировать и контролировать свою деятельность)

 4

5.

Результативность индивидуальных занятий (проявление  инициативы)

6.

Уровень утомляемости Соблюдение режима дна и развитие способности внимания)

3

7.

Целеустремленность (умение ставить цель и добиваться ее)

 4

8.

Дисциплина и организованность

 5

9.

Коммуникабельность. Степень влияния в коллективе

 4

10.

Уровень развития навыков самообслуживания

11.

Внешний вид и аккуратность

12.

Интересы и развлечения

13.

Уровень этической культуры

14.

Работа над вредными привычками

15.

Отношение к физической культуре и спорту, к здоровому образу жизни

 5

16.

Общественная активность

5

17.

Исполнение должностных обязанностей

4 этап – коррекционно-развивающий

      Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных  (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются  те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

     Воспитанник,  самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел (КД ) - в августе – сентябре.
  2. Составление и заполнение индивидуального плана «Хочу быть успешным»
  3.  Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения  КД.
  4. Создание матрицы КД, где фиксируется уровень участия каждого ребенка
  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»
  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в КД.
  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и  составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Участвовать в КД школьник может в трех различных качествах. Каждому статусу соответствует определенный балл.

   Статус                           Статус «Организатор» присваивается ученику «Организатор»         которому дается поручение, связанное с организацией 3 3балла                        деятельности группы, либо присваивается лидерская                 позиция. Например, « Интеллектуальная игра». Статус « Организатор» присваивается ученику, который либо  организует деятельность,  какой либо группы,  созданно  на этапе подготовки к игре, либо играет в команде.

 Статус                        Статус «Участник» присваивается ученику, «    

«Участник ».          который  выполняет конкретное поручение в одной из

   2 балл                  созданных для подготовки дела групп. Например,  чемпионат школы по баскетболу. Стату«Участник»  присваивается ученику, который писал плакат   болельщиков, участвовал в танце группы поддержки,   готовил формы для команды и т. д.

Статус    « Зритель».                    1балл                                   

Статус « Зритель» присваивается ученику, который   не  имел поручения на этапе подготовки дела, но    присутствовал на заключительном этапе дела –  празднике, игре и т. д.

   

Технологическая цепочка классного часа по целенаправлению

1     Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2.      Выстраивают цели по приоритетам.

3.      Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

4.      Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5.      Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6.      Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7.      Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8.   Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9.    Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта

Сферы деятельности (где происходит проявление личных качеств)

Развитие интересов ученика

Перспектива развития ученика

Поддержка класса, Кл. руководителя, психолога, родителей

Самоуправление в классе

Организатор пресс-центра

Участие

в дне само-

управления.

Развитие организаторских способностей 

Оказание помощи при подборе материалов для оформления стенгазет, рисунков для конкурсов 

Творчество

Развитие  умения рисовать и красочно оформлять для рисунки 

Развитие творческих способностей 

 

Учебно-познавательная деятельность

Продолжить развитие умения самостоятельно добывать информацию из разных источников информации. улучшить успеваемость  

Улучшение успеваемости ученика 

Беседы об успеваемости, необходимости дополнительных занятий для подготовки ЕГЭ 

Экология

Участвовать в мероприятиях по сохранению и улучшению экологического состояния деревни.

Участие в акции «Посади дерево и сохрани его».

Повысится экологическая культура 

Беседы, классные часы о необходимости охраны природы 

Нравственность

Продолжить формирование нравственных чувств, таких как

сострадание, совесть, любовь,

поведение с нравственными нормами

Повысится осознание учеником нравственных правил, потребность и умение их выполнять

Этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции, ролевые игры

Спортивно-оздоровительная

Участие во всех спортивных мероприятиях, проводимых в классе и школе 

Укрепления здоровья ученика 

Беседы, классные часы о здоровом образе жизни о здоровом образе жизни

Трудовая и профессиональная подготовка

Занятия по профильной подготовке

Участие в оказании помощи престарелым, уборке класса. Участие во внеклассном мероприятии «Много профессий

хороших и разных» 

Повысить трудолюбие.

Не должно быть трудностей с выбором будущей профессии и ее получением. 

Анкетирование по выбору направления профессии.

Беседы, классные часы о профессиях 

Встреча с выпускниками школы

КАРТА УСПЕШНОСТИ

УЧЕНИЦЫ 9а класса Матышевой Элины

Данные

Результаты

1 полугодие

2 полугодие

Состояние здоровья

Удовлетворительное

Успеваемость

«5»

Интересы

рисование

Дисциплина

дисциплинирован

Положение в классе

«Свой человек»

Проблемы

нет

Удовлетворенность в общении

средняя

Правовая ситуация

Проблем нет

Темы индивидуальных бесед

О необходимости подготовки к ЕГЭ.

Советы по оформлению стенгазет и плакатов.

О выборе будущей профессии

 

Пути решения

Самоорганизация

Работа с родителями

Анкетирование

Собеседование

Индивид. беседы о поведении, успеваемости

О предстоящих экзаменах в форме ЕГЭ

Работа с учителями-предметниками

Беседы

Фактический результат

Активное участие в конкурсах, и др. внеклассных мероприятиях

Примечание

Заметно повысилась самооценка

Учитывая индивидуальные планы развития ученика, составляются планы воспитательной работы, анализируя которые мы можем не только сравнивать классные коллективы по степени их активности в общешкольных акциях, но и проследить участие каждого ребенка во всех предлагаемых школой делах 

Пути коррекции с учетом темперамента

Основная тактика - подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать  внимание на проблеме и на возможности решить  ее без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских способностей. А также реализация энергетического потенциала  (спортивные достижения)

Мероприятия, направленные на развитие личности

мероприятия

ответственные

Срок

     1.    День знаний.

          Общешкольная линейка.

  1. Организация дежурства в классе, школе
  2. Л/а кросс.
  3. Распределение            

обязанностей (классное собрание).

  1. Хорошие манеры на      

    собственных примерах

К/м сектор.

Трудовой сектор.

Штаб порядка..

Спортивный сектор.

Командир.

Кл. рук., К/м сектор

Сентябрь

    1.Оформление классного уголка  

       и уголка здоровья.

    2. День учителя.

        4.Участие в акции «Посади

      дерево и сохрани его».

    3.Генеральная уборка класса.

    7.Соревнования по баскетболу,

8.Подготовка и проведение

   классного часа «Много    профессий хороших и разных»

Сектор печати.

К/м сектор.

К/м сектор.

Трудовой сектор.

Трудовой сектор.

Спортивный сектор.

Кл.рук. и  К/м сектор.

 Октябрь                      

               

   

  1.Участие на школьных  

    районных предметных

   олимпиадах

  2.Участие на Дне здоровья.

Спортивный сектор.

Классный руководитель.

Спортивный сектор.

           Ноябрь

   

   

   1.Выпуск стенгазеты к Новому

      году.

   2.Подготовка к Новому году.

   3.Новогодний Бал - Маскарад.

   4.Рейд «Мой учебник».

   5.Организация дежурства по

      школе.

   6.Участие на районных конкурсах

       и соревнованиях.  

Спортивный сектор.

Сектор печати.

К/м сектор.

К/м сектор.

Библиотекарь.

Штаб порядка.

К/м сектор, спортивный сектор.

 Дк   Декабрь                        

                                                           

1.Классный час «Выбор профессии».

2. Классный час «Делать добро-это хорошо».

3. Беседа «Отворите волшебные двери добра, доверия вежливости».

Классный руководитель.

Классный руководитель.

Кл. рук.

Январь

1.Подготовка и проведения вечера встречи с выпускниками

2. Участие в спортивных соревнованиях «Меткий стрелок», по волейболу, по теннису.

3.«Народные игры»

4. Рыцарский турнир. 5.Военизированная игра.

6.Встреча с воинами-интернационалистами.

8.Шефская помощь ветеранам и престарелым.

Спортивный сектор.

К/м сектор.

Спортивный сектор.

Спортивный сектор

К/м сектор.

Спортивный сектор

К/м сектор

Отв. за добрые дела

Февраль

                           

1.Ведение табеля успеваемости.

2.Концерт, посвящённый к 8 марту.

3.А ну-ка, девушки.

4.Шефская помощь престарелым.

5.Беседа «Между нами, девушками».

6.Генеральная уборка класса.

Кл. руководитель, учебный сектор.

К/м сектор.

К/м сектор.

Отв. за добрые дела

К/м сектор.

Трудовой сектор.

.

Март

                         

1.«Юморина». Первоапрельские шутки.

2.Участие в предметной неделе по математике.

3.Развитие навыков самоанализа у старшеклассников.

4.«Школа правовое пространство», викторина.

Спортивный сектор.

К/м сектор.

Учебный сектор.

Кл. руководитель.

Учебный сектор.

Апрель

                             

1.Подготовка к экзаменам.

2.Весенний кросс.

3.«Статен и строен» смотр-строя и песни.

4.Классный час «Выбор профессии».

5.«Последний звонок».

6. Трудовой десант.

Учебный сектор.

Спортивный сектор.

К/м сектор.

Кл. руководитель.

К/м сектор.

К/м сектор.

Отв. за добрые дела

Май

Ожидаемый результат

Модель жизнестойкой личности, способной к самосуществованию, творчески относящейся к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

 - готовность школьника к процессам "самостоятельности":

 - самоопределению, самореализации, самоорганизации,        

   самореабилетации;

 - развитость индивидуальных способностей ученика;

 - физическое и психическое развитие ученика;

 - защищённость и комфортность ребёнка в классной и школьной   сообщности

 

Литература


1. Ануфриева А.Ф., Костромина  С.Н.  как  преодолеть  трудности  в  обучении
  детей.  Психодиагностические  таблицы.   Психодиагностические   методики.
  Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. -  М.:  изд.  «Ось-
  89», 2000. - с. 36, 40
2. Асмолов А.Г. Дополнительное  образование  как  зона  ближайшего  развития
  образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. -
  Внешкольник, №9, 1997, с. 6-8
3. Бабанский Ю.К. активность и самостоятельность  уч-ся  в  обучении.  Избр.
  педагог. труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 1989, с. 560
4. Возрастная и педагогическая психология.  Учебное  пособие  для  студентов
  пед. Институтов. Под ред. проф.  А.В.  Петровского.  -  М.,  Просвещение,
  1973, с. 86, с. 356
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 89
6. Красновский Э.А. Активизация учебного познания.  /  Сов.  педагогика.  -
  1989, №5 с. 10-14
7. Ламберг Р.Г. О самостоятельной работе уч-ся. / Сов. педагогика  -  1962,
  №2 с. 16-27
8. Лейтес Н.С. Возрастная  индивидуальные  различия.  -  М.-
  Воронеж, 1997, с. 96.  Роль  труда  в  процессе  превращения  обезьяны  в
  человека. Т. 20, с. 495
9. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.  -
  1989 №6, с. 29-33
10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В  2
  кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:  Владос,  1999  -  Кн.  1:  9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффект Бетховена": Музыка, творчество и судьба композитора как ресурс для личностного развития подростков.

В данной статье мы будем говорить о влиянии музыки не только на эмоциональное состояние, но и на личностное развитие взрослеющих детей и подростков. Мы будем говорить об актуальных переживаниях возрас...

Образец педагогической характеристики личностного развития подростка

Образец педагогической характеристики личностного развития подростка...

"Социального партнерство – условие личностного развития подростков"

Каждый из нас уникален, неповторим, особенно, если речь идет о нашем внутреннем мире.  Формирование  его – один из самых важных путей, которые каждому из нас предстоит пройти, во...

Методы и технологии социально-психологического консультирования родителей детей и подростков с ОВЗ, обучающихся в ГБОУ ТРОЦ "Солнышко".

Давно общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребенка во многом зависит от качественного и многостороннего взаимодействия семьи и школы. Тем более, такая зависимость очень вел...

Методы и технологии социально – психологического консультирования родителей детей и подростков с ОВЗ

Презентация для выступления с докладом на заседании методического объединения по теме "Методы и технологии социально – психологического консультирования родителей детей и подростков с ОВЗ&q...