Тематическое занятие по профилактике суицидального поведения "Жизнь - прекрасная штука!"
план-конспект занятия по психологии (7 класс) на тему

Гудкова Ирина Владимировна

В последнее десятилетие XX века во многих странах мира отличается рост числа самоубийств, особенно среди подростков и юношей. Современная молодёжь гораздо труднее, чем предыдущее поколение  находит себе место в обществе, а общество, в свою очередь, не может удовлетворить потребности молодёжи. Подросток не чувствует, что он необходим обществу.

Об актуальности проблемы на сегодняшний день свидетельствует неутешительная статистика:

Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.  Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn-prekrasnaya_shtuka.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Для учеников 13 – 15 лет

Пояснительная записка

В последнее десятилетие XX века во многих странах мира отличается рост числа самоубийств, особенно среди подростков и юношей. Современная молодёжь гораздо труднее, чем предыдущее поколение  находит себе место в обществе, а общество, в свою очередь, не может удовлетворить потребности молодёжи. Подросток не чувствует, что он необходим обществу.

Об актуальности проблемы на сегодняшний день свидетельствует неутешительная статистика:

Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.  Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

Цель: профилактика суицидального поведения среди учащихся. Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств, учить детей видеть школьные трудности и искать пути их преодоления.

Задачи:

  1. Расширение репертуара конструктивны способов решения сложных жизненных ситуаций.
  2. Умение находить альтернативу трудностям жизни
  3. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Контингент участников: подростки

Возраст: 13-15 лет

Количество участников: 25 - 30 человек

Продолжительность: 1 час

Вид мероприятия: тематическое занятие

Необходимое оборудование: план занятия, электронная доска, ватман, грецкие орехи на каждого, бланк «Ценности», ручки на каждого, 2 листа А4.

Ожидаемые результаты:

Осознание жизни как главной ценности.

План мероприятия

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сообщение темы.
  4. Работа по теме: упр. «Грецкий орех», «Закончи предложение», анкетирование

«Мои жизненные ценности», упр. «Чемодан».

  1. Итог, выводы.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте ребята! Я очень раза встречи с вами!

II. Введение в тему.

- Человеку может показаться, что в его жизни сложилась безвыходная ситуация. И тогда он проявляет слабость – подчиняется обстоятельствам. Но жизнь требует мужества! И единственная альтернатива слабости – мужество бытия и поиск выхода из сложной ситуации.

III. Сообщение темы.

- Тема нашего урока звучит следующим образом: «Жизнь прекрасная штука». В самом начале занятия нам с вами нужно придумать правила. Например:

  • «Здесь и теперь»;
  • «Искренность и открытость»
  • «Принцип «Я»
  • «Активность»
  • «Конфиденциальность»
  • «Отключить сотовый телефон» и т.п.

IV. Работа по теме.

- Мы все с вами люди, каждый человек дышит и растёт. Но каждый человек и уникален, не похож ни на кого. Позвольте предложить вам одно упражнение «Грецкий орех», которое убедит вас в этом.

Каждому человеку в группе даётся грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются. Затем орехи снова высыпаются и каждый должен найти свой орех. По окончанию упражнения у каждого по кругу спрашивают, как он определили свой орех.

- Сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жёсткой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и ранимое.

- Мы можем плохо думать о людях, но, когда мы узнаем их ближе, то наше мнение о них меняется. А что же мы знаем о себе? Это мы выясним с помощью «Неоконченных предложений». Вам необходимо продолжить фразу:

  • Жизнь – это …
  • Мне нравится жить, потому …
  • Меня любят за то, что …
  • В трудных ситуациях мне поможет …
  • Считаю, что смысл жизни …

- У каждого человека своё мнение и взгляд на жизнь, потому что мы разные, но у нас могут совпадать жизненные ценности. Я приготовила для вас бланки «Мои жизненные ценности». А что же такое ценности? Как вы понимаете это слово? Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает направление существованию человека.

- Какие ценности вы знаете? Давайте сейчас посмотрим, какие же ценности существуют

- интересная работа;

- хорошая обстановка в стране;

- общественное признание;

- материальный достаток;

- любовь;

- семья;

- удовольствие, развлечение;

- здоровье;

- свобода;

- справедливость;

- доброта;

- честность;

- искренность;

- вера;

- целеустремлённость

Каждому участнику предлагается выбрать из списка 5 самых главных для него ценностей и 2 ценности, которые не очень значимы в данный момент (5 минут). После этапа индивидуальной работы участники обсуждают свои варианты.

- Наша жизнь похожа на зебру, есть в ней белые полосы, и есть чёрные. Не нужно бояться трудностей.  У каждого человека есть выбор: делать что-то лёгкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, чтобы после решения вы испытывали радость от одержанной победы. И давайте это незамедлительно сделаем с помощью игры «Чемодан».

- Представьте, что вы собираете в дорогу чемодан, но складывать туда нужно не вещи, а качества личности, которые помогают противостоять трудностям. Что это за качества? (ответы детей)

V. Итог, выводы.

- В жизни бывает так, что человек не всегда способен быстро справится с трудной ситуацией. Помните, что от неудач никто не застрахован. Смотрите на свою неудачу как на случайную ошибку, которую можно при проверке исправить (как в математике, русском языке). Ведь если вы именно так будете смотреть на свою не  удачу, то именно это приведёт к положительным результатам.

- интересная работа;

- хорошая обстановка в стране;

- общественное признание;

- материальный достаток;

- любовь;

- семья;

- удовольствие, развлечение;

- самосовершенствование;

- свобода;

- справедливость;

- доброта;

- честность;

- искренность;

- вера;

- целеустремлённость

- интересная работа;

- хорошая обстановка в стране;

- общественное признание;

- материальный достаток;

- любовь;

- семья;

- удовольствие, развлечение;

- самосовершенствование;

- свобода;

- справедливость;

- доброта;

- честность;

- искренность;

- вера;

- целеустремлённость

- интересная работа;

- хорошая обстановка в стране;

- общественное признание;

- материальный достаток;

- любовь;

- семья;

- удовольствие, развлечение;

- самосовершенствование;

- свобода;

- справедливость;

- доброта;

- честность;

- искренность;

- вера;

- целеустремлённость

- интересная работа;

- хорошая обстановка в стране;

- общественное признание;

- материальный достаток;

- любовь;

- семья;

- удовольствие, развлечение;

- самосовершенствование;

- свобода;

- справедливость;

- доброта;

- честность;

- искренность;

- вера;

- целеустремлённость

- интересная работа;

- хорошая обстановка в стране;

- общественное признание;

- материальный достаток;

- любовь;

- семья;

- удовольствие, развлечение;

- самосовершенствование;

- свобода;

- справедливость;

- доброта;

- честность;

- искренность;

- вера;

- целеустремлённость

- интересная работа;

- хорошая обстановка в стране;

- общественное признание;

- материальный достаток;

- любовь;

- семья;

- удовольствие, развлечение;

- самосовершенствование;

- свобода;

- справедливость;

- доброта;

- честность;

- искренность;

- вера;

- целеустремлённость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое занятие по профилактике бесконфликтного поведения "В споре рождается истина"

Пояснительная запискаШкола – это важный институт социализации. Именно здесь ребёнок начинает проявлять свою самостоятельность относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Каждый чело...

Тематическое занятие по профилактике стресса и тревоги Без муки нет науки""

Пояснительная запискаВ современном мире под воздействием плохой экологии, в условиях политической, материальной и экономической нестабильности наблюдается постоянное накопление у людей негативных эмоц...

Тематическое занятие по профилактике суицидального поведения "Жизнь дороже всех сокровищ"

Пояснительная запискаПроблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным ВОЗ Россия занимает второе место в мире по ...

Тематическое занятие " Жизнь - прекрасная штука!"

В последнее десятилетие XX века во многих странах мира отличается рост числа самоубийств, особенно среди подростков и юношей. Современная молодёжь гораздо труднее, чем предыдущее поколение  наход...

Тематическое занятие "Жизнь прекрасная штука!"

В последнее десятилетие XX века во многих странах мира отличается рост числа самоубийств, особенно среди подростков и юношей. Современная молодёжь гораздо труднее, чем предыдущее поколение  наход...

Занятие по профилактике суицидального поведения среди подростков «Жизнь одна-цени ее!»

Тренинг разработан на основе фильма об инвалиде Нике Вуйчиче, рожденном без рук и ног. Именно этот фильм и задает атмосферу всего занятия, состоящую, как и вся наша жизнь, из отчаяния, оптимизма и над...

Тематическое занятие по профилактике деструктивного поведения подростков «Верь в себя и в свои возможности»

Цель и задачи: 1. развитие самосознания, саморегуляции, способности к планированию поступков;2. развитие личностных качеств: самооценки, умения управлять своим поведением и занимать активную жизненную...