Вопросы соц.адаптации суворовцев УГСВУ, относящихся к категории детей-сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей.
статья по психологии на тему
статья в сборник материалов Всероссийской НПК "Теория и практика реализации гендерного подхода в образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_sots._adaptatsii_detey-sirot.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы социальной адаптации суворовцев Ульяновского ГСВУ,
относящихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без родительского попечения в результате лишения последних родительских прав или признания их в установленном порядке недееспособными.
К категории детей-сирот в соответствии с действующим законодательством относятся:
- Дети, у которых умерли или погибли родители;
- Дети, оставшиеся без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав, отобранные у родителей без лишения родительских прав;
- Дети, чьи родители считаются без вести пропавшими или недееспособными, объявлены умершими;
- Дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы и находятся под стражей на время следствия, разыскиваемые органами внутренних дел за уклонения от уплаты алиментов и отсутствие сведений об их местонахождении;
- Детей, родители которых длительное время болеют и не имеют возможности выполнять свои родительские обязанности;
- Дети, родители которых неизвестны;
- Дети, от которых отказались родители;
- Беспризорные дети.
Среди основных причин детского неблагополучия и сиротства выделяют следующие:
- Падение уровня жизни населения, то есть на современном этапе многие семьи проживает на грани бедности и не в состоянии содержать, ухаживать за своими детей;
- Ухудшение условий содержания детей, что проявляется в отсутствии полноценного питания, гигиенических условий;
- Увеличение количества несовершеннолетних матерей. В мире половая зрелость женщин приобрела более раннего возраста. В результате каждый год в мире 15 млн. девушек беременеют в возрасте 14-20 лет и рожают детей, опеки о которых чаще всего берут на себя родители или старшие родственники.
- Увеличение количества детей с врожденными патологиями, когда родители не способны преодолеть свой страх перед такой ситуацией и по совету "специалистов" оставляют ребенка.
Феномен сиротства имеет значительные юридические последствия – нарушается конституционное право ребенка на семейное воспитание и родительскую заботу, а это является нарушением одного из базовых прав ребенка, закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка. Поэтому деятельность всех соответствующих социальных институтов, в том числе и государства, должна быть направлена на создание таких форм воспитания и содержания ребенка-сироты, которые хотя бы в какой-то мере могли компенсировать отсутствие семьи. Во многом, потому что все эти формы могут лишь смягчить влияние негативных факторов на ребенка, положение, в котором он оказался, а не компенсировать полностью ему отсутствие собственной семьи.
Для любого общества характерно, что в проблемные периоды со снижением потенциала общечеловеческих и духовных ценностей в нем активно проявляется феномен развития сиротства – растет количество детей, оставшихся без родительской опеки. Эта черта, к сожалению, не обошла и нашу страну Положение детей, потерявших попечение биологических родителей сейчас очень сложное. Как проблема национального значения, что требует первоочередного решения, а также для стабилизации демографического развития России, должен рассматриваться вопрос улучшения условий развития детей, которые уже оказались в затруднительном положении, а также предотвращения распространения этого явления в обществе.
Необходимо отметить, что меры принятые государством в последние годы, приносят определенные плоды. «Численность детей-сирот в России в 2015 году сократилась на 18% по сравнению с 2014 годом, всего за прошлый год в семьи было передано более 42 тысяч детей», - говорится в сообщении пресс-службы министерства образования и науки РФ.
«На учете в государственном банке данных о детях находятся сведения о 71,4 тысячи детей (детей-сирот – ред.) – эта цифра меньше на 18%, чем в конце 2014 года (87,6 тысячи детей) и на 33% меньше, чем в конце 2013 года (107 тысяч детей). За весь 2015 год передано на воспитание в замещающие семьи более 42 тысяч детей, под предварительную опеку – почти 19 тысяч детей», – говорится в сообщении. Несмотря на проводимую работу , проблема сиротства продолжает оставаться очень актуальной.
Согласно результатам социологического опроса населения, проведенного Государственным институтом проблем семьи и молодежи наиболее существенные причины появления детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в первую очередь связаны с внутриличностными процессами: потреблением алкоголя населением России (58%), низким уровнем материального обеспечения семей с детьми (56%), безответственным отношением родителей к выполнению своих обязанностей в отношении детей (56%), злоупотребления со стороны родителей наркотическими средствами (52%).
Еще одним фактором отказа родителей от воспитания собственных детей является снижение уровня нравственности населения России, снижение традиционных ценностей семьи (38%). Существенными определяются также преступная деятельность родителей (30%), агрессивное поведение родителей (25%), грубое и жестокое обращение с детьми, что представляет угрозу детской жизни и здоровью (25%), увеличение уровня смертности населения (25%), психические заболевания (22%)
Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Проблема сиротства в России имеет давние корни, и практически всегда была актуальная для Руси. Связано это было в первую очередь с нескончаемыми войнами и массовыми болезнями, косившими иногда города и губернии. Но тогдашнее общество старалось само оказать помощь оставшимся без родительской опеки детям, распределяя детей в собственные родственные семьи.
Если никто не мог принять в семью ребенка, тогда его отдавали в монастырь, на попечении монашеской братии. Позже, начиная с конца 17 века, в России начали появляться, так называемые сиротопитательные приюты.
После октябрьской революции и гражданской войны на улицах страны бродяжничали и скитались миллионы детей. Были созданы тысячи сиротских учреждений по всей стране. В связи с тем, что новой воспитательной системы не было, это были места массового содержания детей с жесткой и неблагоприятной для воспитанников дисциплиной, поскольку педагогического состава не было, а работниками в основном были женщины «с улицы».
В связи с тем, что нарождавшаяся Советская власть искала способы и методы воспитания сирот, одним из передовых опытов «усмирения» детей, стал метод «колонийного воспитания» известного отечественного новатора в области педагогики - Макаренко Антона Семеновича. Изучив его методику работы с детьми, можно понять, что возможно, она была передовой и полностью вписывалась в идеологию коммунистического государства. Главной идеей его педагогики была коллективная управляемость, когда как личность не считалась главной ценностью.
Сегодня некоторые программы, например, по адаптации сирот в рамках детских домов просто невозможны, так как нет системы и сопроводительных институтов детей-сирот, после выхода из стен детского дома.
Чтобы ребенок, оставшийся без родителей, комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская. Хотя конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.
Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения)
Одним из институтов государства, призванными обеспечить социальную адаптацию сирот, возможность формирования и развития полноценного гражданина, является система суворовских военных училищ и кадетских корпусов, вобравшая в себя 73 –ти летний опыт работы с детьми данной категории.
21 августа 1943 г. было опубликовано Постановление СНК И ЦК РКП (б) № 901 "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации", где наряду с другими мерами было предписано:
"Для устройства и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны, детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать в Краснодарском, Ставропольских краях, Воронежской, Харьковской, Курской, Орловской, Смоленской и Калининской областях девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет с закрытым пансионатом для воспитанников".
Установить, что суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование".
1 декабря 1943 г. первые суворовцы приступили к занятиям. Через год были открыты училища в Горьком, Куйбышеве, Саратове, Казани, Тамбове и Туле, В Ленинграде и Риге -нахимовские военно-морские училища. Всего за годы войны создано 15 суворовских военных училищ, два суворовских военных училища войск НКВД и три нахимовских военно-морских училища. Сегодня в системе Министерства Обороны России функционируют 9 суворовских военных училищ (в том числе Ульяновское гвардейское дважды Краснознаменное ордена Красной Звезды училище - созданное в 1991 г.), Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училище, Пансион воспитанниц МО РФ , 3 Президентских кадетских училища и 6 кадетских корпусов. Создается Тульское суворовское военное училище. В них обучаются более 7500 воспитанников, ежегодный выпуск - около 2300 человек. Значительно расширилась сеть ведомственных кадетских корпусов, специализированных классов и объединений.
В стенах СВУ и НВМУ прошли обучение более 120 тысяч юношей нашей страны.
Среди выпускников: космонавты - В. Джанибеков, Ю.Глазков, министры иностранных дел России - Ю.Мелентьев, И.Иванов, олимпийские чемпионы - Ю.Власов, В.Попенченко, известные военачальники - К.Кочетов, А.Ковтунов, А.Макашов, Ю.Гусев, Ф.Кузьмин, герои войны в Афганистане - Б.Громов, В.Колесник, Н.Кузнецов, В.Востротин, С.Козлов, И.Плосконос, видные ученые- академики А.Витушкин, В.Кадышевский, музыканты - Ю.Бирюков, С.Намин, артист- Г.Васильев и тысячи других заслуженных людей России.
За 73 года своего существования суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали 65 Героев Советского Союза, Социалистического Труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; три министра Правительства России; четыре Заместителя Министра Обороны; Губернатора Московской области; более 20 командующими войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командования оперативно-стратегического уровня; два летчика-космонавта СССР; два академика РАН; несколько сот докторов и несколько тысяч кандидатов наук; около 10 народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров Олимпийских игр; многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.
Мы с гордостью можем сказать, что ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.
Развитая, сохраненная и действующая система Суворовских военных училищ позволяет на практике формировать новое поколение молодежи, обучать и воспитывать тысячи будущих защитников Отечества, патриотов своей Родины.
Понятно, что количество детей – сирот и оставшихся без попечения родителей в Суворовских училищах и кадетских корпусах сейчас на порядок ниже, чем в военные и послевоенные годы, вместе с тем, продолжает оставаться значительным, поэтому проблема работы с детьми этой категории продолжает оставаться актуальной поныне. При поступлении в суворовские училища такие ребята зачисляются вне конкурса.
Количество детей-сирот в 6 суворовской роте ( выпускников 2016 года) Ульяновского ГСВУ при наборе в 2010, 2011 гг. составило 25%., т.е. каждый четвертый суворовец.
Первое, что обращает на себя внимание, то, что в суворовских ротах крайне незначительно количество детей, воспитывавшихся в детских домах. При работе по отбору кандидатов для поступления в училище выясняется, что подавляющее большинство детей, желающих учиться в училище, имеет отклонения в физическом и умственном развитии, проблемы с прохождением медицинской комиссии и не могут обучаться в СВУ. Основная масса детей-сирот являются опекаемыми, то есть имеют законных представителей, что позволяет получить более емкую информацию о проблемах ребенка, сложившейся жизненной ситуации, обеспечить более полное педагогическое сопровождение.
Вместе с тем, документы от законных представителей и органов опеки, представляемые на рассмотрение приемной комиссии училища, не всегда объективно и правдиво дают информацию о ребенке. В ходе обучения выясняется, что ряд проблем данных детей серьезнее и сложнее: суворовец Максим В. имел родовую травму, суворовец Павел Д. практически не годен к обучению из-за болезни почек, а суворовец Руслан Д. вообще ранее обучался в классах коррекции и с большим трудом осваивал программу и т.д. Это серьезный упрек органам опеки по месту жительства суворовцев, которые или не обладают полной информацией о состоянии дел у подростков, или не вполне серьезно относятся к требованиям к обучению в СВУ.
Ряд опекунов тяготятся своей ролью, не могут должным образом влиять на своих подопечных и любыми способами стараются отстранить от себя проблемы воспитания.
Не всегда при зачислении в суворовские училища кадровыми органами МО РФ учитывается фактор проживания будущих суворовцев-сирот. При значительной удаленности училища от места жительства мы имеем целый ряд проблем в общении с законными представителями, посещением суворовцев, отправкой ребят в отпуска, увольнения и т.д.
Тем не менее, в коллективы суворовских рот попадают дети со сложной судьбой, которым только предстоит пройти сложный путь становления и возмужания, формирования личностных качеств и развития способностей.
Хочу обратить внимание на несколько направлений в нашей работе:
- Социальная адаптация в коллективах взводов и рот.
Социальная адаптация детей-сирот и оставшихся без попечения родителей требует специальной подготовки педагогического персонала педагогов и воспитателей. Надо отметить, что практически все воспитатели и педагоги суворовских коллективов имеют опыт такой работы, тем более, что прошли специальную подготовку по специальности «Педагог-психолог» при Ульяновском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Также в каждой суворовской роте предусмотрен по штату профессиональный педагог-психолог, деятельность которого в работе с данной категорией детей трудно переоценить.
Процесс адаптации детей этой категории довольно длительный и трудоемкий, требует постоянной коррекции поведения и действий обучающихся, постоянного контроля и оценки их деятельности на всех этапах становления личности.
У нас не принято наглядно выделять каким-то образом или считать категорию детей-сирот особенной на фоне остальных детей. Требования к организации повседневной деятельности, учебного процесса, внутреннему порядку, выполнению требований дисциплины абсолютно одинаковы ко всем категориям обучающихся, что помогает избегать сознания некоторой исключительности и вседозволенности этим детям, так называемого «сиротского статуса», который довольно ловко используется некоторыми детьми на начальном периоде обучения, когда они видят, что благодаря этому статусу, многие неопытные педагоги и воспитатели жалеют их, прощают им ряд прегрешений и позволяют тем самым манипулировать собой.
Воинский уклад жизнедеятельности позволяет грамотно и требовательно относиться к оценке поступков и требований ребенка, в целом обеспечивая контроль и полноценное влияние на процесс воспитания и обучения. При подведении итогов обучения, при организации соревнования между взводами и ротами, при подсчете рейтинга обучающихся учитывается только конкретный результат работы каждого ребенка, независимо от категории обучающегося. Суворовец чувствует себя полноценным членом воинского коллектива, на равных отвечающего за его успехи и проблемы, переживающего за результат, без всяких скидок на жизненные проблемы, хотя они постоянно учитываются и отслеживаются воспитателями, психологами и педагогами.
- Вопросы психологической коррекции.
Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.
Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывают предположение о том, что травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.
Все наши дети, относящиеся к категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, в той или иной мере имеют проблемы психологического характера, так как все прошли через суровые жизненные перипетии, испытали ситуации стрессового характера, порой и душевные травмы. Говоря о сиротстве, как о психолого-педагогической проблеме необходимо отметить, что темп психического развития таких детей замедлен и сильно отличается от тех же показателей у детей, воспитывающихся в семье. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Влияние на таких детей можно и нужно осуществлять только со знанием и учетом всех обстоятельств жизни наших воспитанников, со строгим анализом изменений психики подростков в процессе учебы и воспитания. Огромную помощь воспитателям и педагогам оказывают педагоги-психологи рот, непосредственно влияющие на психокоррекцию поведения ребенка и мониторинг изменений характера и психики каждого ребенка. Психологические консультации, рекомендации воспитателям и педагогам, проведение анализа, социометрия – арсенал психолога велик и многообразен, но его использование просто необходимо практически каждый день. Только за период 2015-2016 учебного года, педагогом-психологом 6 роты Дегтяревой С.Б. проведено более 350 консультаций с суворовцами, педагогами, родителями, воспитателями, 70 занятий с суворовцами с элементами тренинга, более 100 индивидуальных и групповых диагностических исследований.
К сожалению, часть детей-сирот сразу не в состоянии преодолеть психологические барьеры адаптации и долго не воспринимает уклад жизни и деятельности сложного армейского коллектива. Привыкнув к определённому положению и статусу льготника, ими тяжело воспринимаются требования дисциплины, внутреннего порядка, организации учебного процесса. Доходит до прямых демонстраций нежелания выполнять предъявляемые требования. В этом плане дети-сироты более резко и демонстративно проявляют свои амбиции и не всегда удается быстро переломить сложившуюся ситуацию. Они составляют значительную часть так называемой « группы риска» среди суворовцев и практически во всем периоде обучения требуют педагогической и психологической помощи и коррекции.
- Развитие учебных и творческих способностей обучающихся, возможность самореализации.
Многие из детей - сирот, имевших серьезные сложности и проблемы в жизни, самостоятельно находят формы самореализации и порой проявляют примеры неординарного мышления, навыки выхода из практических трудных ситуаций и очень быстро способны перестраиваться и развиваться.
На практике, замечая и давая возможность реализовать некоторые творческие способности, мы добиваемся довольно значимых результатов.
Суворовец Аслан Драгунов, начав с простеньких стихов, с помощью воспитателей и педагогов, вышел на уровень Всероссийского конкурса стихов «Олимпийские игры» в 2014 году, где стал победителем. Суворовец Вадим Экстудианов удачно выступил на ХIV-ой Всеармейской олимпиаде по математике в г. Екатеринбурге и готовится к новой олимпиаде, вице-сержант Владимир Шапошников несколько лет подряд в составе команды КВН училища становится победителем игр КВН на Кубок Министра Обороны Российской Федерации, суворовец Данила Исаев получил диплом 1-ой степени на II-ой Общероссийской научно-практической конференции «НИРО-КЛИО по истории Первой Мировой войны, суворовец Артем Козютинский отлично рисует, а Егор Захаров, Денис Карпов, Александр Бутрим, Павел Дягилев в составе спортивных команд училища не раз защищали его честь на спартакиадах суворовских училищ и кадетских корпусов. Такие достижения и победы формируют самоуважение ребят, воспитывают лидерские качества, помогают сильнее почувствовать свою значимость в делах коллектива и самореализоваться в дальнейшем.
- Работа с законными представителями.
Воздействие на опекаемых подростков возможно только при совместных усилиях со стороны педагогического коллектива и законных представителей суворовца, чаще всего людей неравнодушных, взявших на себя груз ответственности за судьбу ребенка в трудную для него минуту. Надо отметить, что большая часть опекунов очень внимательно относится к советам и рекомендациям воспитателей, психологов и педагогов, так как заинтересованы в конечном результате. Формируя у суворовцев семейные ценности, возможность оценить и понять заботу близких людей, мы развиваем у ребят стремление не подвести родных, необходимость получения твердых знаний, навыков будущей профессии и возможности в дальнейшем стать опорой и надеждой новой семьи.
Сюда же можно отнести и контроль за соблюдением льгот, полагающихся сиротам. Нашим ребятам выплачивается 100% надбавка к денежному довольствию, два раза в год обеспечивается бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно. По решению Министра Обороны РФ на летний период многим детям представляется возможность провести каникулы в Пансионатах и базах отдыха МО РФ. А вот соблюдение льгот, полагающихся по Федеральным законам, приходится контролировать совместно с органами опеки и законными представителями ребенка.
Хочется отметить, что с развитием и сплочением коллективов суворовских взводов и рот, формированием устойчивых дружеских связей между обучающимися, практически стирается грань между различными категориями суворовцев, нивелируются расхождения во взглядах, вырабатывается более внимательное и требовательное отношение к себе и товарищам, закладываются основы суворовского братства, которое наши выпускники пронесут через всю жизнь.
В связи с этим, для нас всех очень важно, чтобы ребенок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, попал в атмосферу доброжелательности, соучастия, к специалистам, готовым и способным помочь ему справиться со всеми трудностями, преодолеть последствия своего одиночества и вступить во взрослую жизнь полноценным членом общества.
Старший воспитатель 6 роты суворовцев УГСВУ П.Скворцов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже"
Об особенностях работы социального педагога со студентами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....
План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-
В ГКОУ РО школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.
Проблемы адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников детских домов, становятся все более актуальными в современной ...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Система работы по подготовке, реализации и анализу индивидуальных планов развития и семейного жизнеустройства воспитанников, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Настоящая система работы по подготовке и реализации и анализу индивидуальных планов развития и семейного жизнеустройства воспитанников, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся бе...
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения»
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...