Программа профилактики жестокого обращения
рабочая программа по психологии на тему

Курбатова Юлия Николаевна

Программа работы с подростками, являющаяся частью системы работы образовательного учреждения по направлению профилактики жестокого обращения, проявления агрессии и подверженности буллингу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_konkurs.docx44.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Жестокое обращение с детьми - это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Исследователи выделяют 4 основные формы жестокого обращения, или насилия:

- физическая жестокость;
- психологическое (эмоциональное) насилие;
- сексуальное насилие;
- пренебрежение нуждами ребенка.

Говоря об актуальности данной темы, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни.

Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте, в семье.

Большая часть подростков испытывает эмоциональное отвержение со стороны взрослых (отношение «не до тебя»). Взрослым не хватает ни эмоциональных, ни физических сил на то, чтобы оказать эмоциональную поддержку, помощь детям. Напротив, родители, родственники, учителя, выступают источником напряжения в отношениях с подростками, транслируя им собственные страхи, тревогу, проявляя агрессию. В итоге нередко подросток испытывает насилие со стороны взрослого. Это может быть психологическое, физическое или информационное насилие.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, которые наносят вред психологическому состоянию ребенка и отражаются на его поведении в социуме. Хотя, к группе риска относятся, прежде всего, дети из неблагополучных семей.  Это семьи, где  родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами, или имеют психические заболевания, семьи, в которых нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу), с низким социально-экономическим уровнем жизни, или находящиеся в трудной жизненной ситуации в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, разводом, и др.

Еще одним аспектом проблемы жестокого обращения с детьми является нередко встречающееся насилие в школе – так называемый «буллинг» - физический и психологический террор школьников - «преследователей»   по отношению к какому-либо ученику – «жертве». Норвежский психолог Дан Ольвеус  выделил черты, характерные для детей – преследователей: легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением, низким уровнем развития эмпатии, желающие быть в центре внимания, с высоким уровнем притязаний. А вот типичных черт жертв школьного буллинга нет. Как утверждают исследователи, любой ребенок в определенных ситуациях может быть изгоем.

Не допустить развитие буллинга в школе – важная задача для педагогов и социально-психологической службы, потому что он является не только причиной трагедий, происходящих с его жертвами, но и меняет личность всех тех, кто участвовал в нем, или же оказался бессильным наблюдателем.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения, которая ведет к нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов, а также порождает  безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Так, на территории России в 2012 году криминогенная ситуация в подростковой среде резко осложнилась, допущен значительный (на 45%) рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до физических травм. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Условия реализации программы. Настоящая программа является частью системы работы образовательного учреждения в направлении профилактики жестокого обращения с детьми, включающую деятельность социальных педагогов, классных руководителей, психолога, руководителя воспитательной работой. Психологическая программа профилактики насилия проводится наряду с другими мероприятиями:

- ежедневный контроль за посещением учащимися школы и оперативное принятие мер по выяснению причины пропуска занятий;

- посещение на дому учащихся «группы риска»;

- индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «группе риска»;

- диагностика межличностных отношений в классе, наблюдение за взаимодействием учащихся во внеурочное время;

- профилактическая индивидуальная и групповая работа с родителями, и др.

Программа реализуется после диагностического этапа, выявляющего детей «группы риска», и представляет собой первичную профилактику жестокого обращения с детьми в семье и школе, подразумевающую, что школьники,  обладающие необходимыми социальными и психологическими компетенциями, с устойчивой системой ценностей, способные противостоять негативным влияниям социума, имеют больше шансов избежать насилия и справиться с последствиями жестокого обращения, если таковое имело место быть. Содержание программы включает в себя методы, помогающие школьникам успешнее взаимодействовать с окружающими и предупреждать ситуации насилия, стать гармоничной, социально-активной и психологически грамотной личностью, способной справляться с жизненными трудностями.

Выбор детей подросткового возраста как основного контингента в данной программе неслучаен. В подростковый период происходит отдаление ребенка от родительской семьи, увеличение числа конфликтов с родителями, другими взрослыми, а также со сверстниками. Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции — осознание своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Предлагаемая программа, способствующая самопознанию и стабилизации адекватной самооценки, преодолению личностных дефицитов и овладению коммуникативными умениями, является хорошей профилактической базой для формирования у подростков умений противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих.

Программа рассчитана на учащихся 7-8 классов, входящих в «группу риска». Оптимальное число участников группы — 12–15 человек. Общий объем программы — 14 часов, занятие проводится 1 раз в неделю. Обязательна предварительная встреча психолога с каждым участником программы с целью формирования мотивации на участие.

Цели: активизация и увеличение ресурсов, необходимых для противостояния различным жизненным трудностям подростковой жизни, связанных с насилием; содействие развитию личностной зрелости учащихся и их адекватного функционирования в среде.

Задачи:

  1. Развитие у учащихся адаптивных навыков поведения.
  2. Укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия.
  3. Повышение самооценки учащихся.
  4. Развитие у подростков чувства ответственности.
  5. Развитие навыков конструктивного взаимодействия.
  6. Развитие уверенного поведения.

Этапы работы: 

  1. Установочный этап – включающий в себя сбор диагностического материала, установочную беседу с участниками.
  2. Коррекционно-развивающий этап.
  3. Заключительный этап:
    - этап работы с  педагогами;
    - анализ и подведение итогов работы.

Формы и методы работы. 

групповая работа;

элементы индивидуальной работы;

групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы);

психогимнастика;

наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)

ролевые игры;

подвижные игры.

Ожидаемые результаты:

Стабильная  адекватная  самооценка подростка;

Наличие навыков конструктивного решения конфликтов и уверенного поведения;

Улучшение в сфере межличностных отношений, бесконфликтное поведение;

Наличие навыков противостояния влиянию.

Эффективность программы оценивается путем:

  • анализа психологом анкет подростков о программе;
  • отзывов педагогов об изменениях в поведении учащихся.

Список литературы:

  1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком.-М.- Изд-во «Генезис», 2005.
  2. Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О. Я. Воробьева. – М. : Учитель, 2008.
  3. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
  4. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
  5. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.
  6. Макартычева Г.И. "Тренинг для подростков: Профилактика асоциального поведения". – Изд-во «Речь», 2006.
  7. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.

Учебно-тематический план

Тема

Содержание

Кол-во

часов

Формы работы

Методическое обеспечение

Введение.

 Знакомство. Установление контакта. Правила работы в группе. Самораскрытие и формирование атмосферы доброжелательности и взаимопомощи.

Упражнение «Окружающий мир»

Упражнение «Зебра»

1

групповая работа; элементы индивидуальной работы; групповая дискуссия

Цветные гравюры – пейзажи; бумага, ручки, приложение 1.

Выражение чувств

Упражнение «Другой акцент»
Упражнение «Начинка для пирога»
Упражнение «Переводчик»
Упражнение «Открытое выражение чувств»

1

Тренинговые упражнения, групповое обсуждение

бумага, ручки

Доверие

Раскрытие понятия «доверия» - Упражнение «Я доверяю тебе…», просмотр видеоролика по теме доверия взрослому,

Упражнение «Свеча»,

Упражнение «Откровенно говоря», определение круга лиц, кому можно доверять и обращаться за помощью

2

Игра, просмотр видео, групповая дискуссия, тренинговые упражнения, работа в мини-группах и в кругу

Видеоматериал, заготовка неоконченных упражнений, приложение 2.

Свобода и выбор

Раскрытие понятий «свобода», «выбор» - Упражнение «Ассоциации»;

Упражнение “Свобода от…Свобода для…”;

Упражнение «Я могу – я должен»;

Анализ ситуаций выбора.

1

групповая дискуссия; работа в парах, мини-группах, групповая работа в кругу.

Листы с таблицами «Анализ ситуаций», ручки, при необходимости можно приготовить описание нескольких ситуаций выбора, приложение 3.

Мы и конфликты

Составление правил общения из мозаики слов

Беседа «Конфликты в нашей жизни»

Обсуждение басни И.Л.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

Тест Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

Обучение выходу из конфликта

2

Беседа, групповая и индивидуальная работа

Мозаика слов;

Тестовые бланки (Тест Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»), наглядное пособие «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

Взаимопонимание

Упражнение « Молекулы»  

Просмотр видеоролика из фильма Р.Быкова "Чучело"

Упражнение «Когда меня понимают…»

1

Подвижная игра, просмотр видео,  групповая дискуссия

видеоролик из фильма Р.Быкова "Чучело", приложение 4.

Если тебя обижают

Понимание уникальности каждого человека, понимание своих достоинств и недостатков, отработка новых моделей общения с обидчиком

1

групповая работа; элементы индивидуальной работы; групповая дискуссия

Бумага, ручки, бланк с вопросам для самоанализа

Противостояние

влиянию

Раскрытие понятия «влияние», отличие и способы негативного влияния, знакомство со способами ухода от негативного влияния

Игра «Толкалки»;

Упражнения «Учимся противостоять влиянию»; «Ситуации принуждения»

1

Подвижная игра, групповая дискуссия, ролевая игра

Раздаточный материал - заданные ситуации негативного влияния, приложение 5.

Уверенное «Нет»

Знакомство с признаками уверенного поведения и правилами отказа, приобретение опыта уверенного поведения и отказа  в моделируемых ситуациях общения

1

Подвижная игра, элементы телесно-ориентированных методов, групповая дискуссия, ролевая игра

Небольшой мяч, «5 шагов отказа» (плакат, слайд и т.п.), раздаточный материал с описаниями ситуаций для разыгрывания, приложение 6.

Уверенность в себе

«Психогимнастика» - актуализация эмоциональных состояний;

Беседа о различиях неуверенного, уверенного и агрессивного поведения и реакциях окружающих на такой тип поведения;

Упражнение «Походка»

Упражнение "Неуверенные,  уверенные и агрессивные ответы»

2

Телесно-ориентированные упражнения, групповая дискуссия, ролевая игра

раздаточный материал с описаниями ситуаций для разыгрывания, приложение 7.

Завершающее

занятие

Упражнение «Что во мне изменилось…»;«Совет себе»;

Упражнение «Чемодан»;

Заполнение анкет.

1

Личностная обратная связь. Позитивное завершение межличностных отношений в группе.

Ручки, маленькие листочки для записи «багажа», «чемодан» (конверт), бланки анкет, приложение 8.

Приложение 1. К занятию  «Введение».

 

  1. Приветствие. Представление ведущего. Знакомство с целями занятий, форма проведения  (что такое «тренинг», особенности формы общения в группе, в кругу).

Если работаем с новой группой, где участники не знакомы между собой, проводим упражнение «Знакомство». По кругу называем свое имя и черту характера на первую букву своего имени.  

  1. Обсуждение правил. «Сегодня мы должны обсудить и принять правила, которым будем следовать работая в группе.»

Правила групповой работы:

1. Не опаздывать.

2. Не говорить друг о друге плохо, не «комментировать»

3. Не перебивать и слушать друг друга.

4. Подводить итоги после каждого занятия.

5. Не выносить сор из избы (обсуждаем только что происходит здесь и сейчас)

6. Быть откровенными в выражении чувств. (я чувствую, я думаю)

7. Быть активными в работе.

8. Поддерживать друг друга. (хорошее слово каждому участнику)

Озвучиваем правила, принимаем те, за которые проголосовало большинство участников.

  1. Упражнение «Окружающий мир»

Подросткам предлагаются картины, цветные гравюры, описывающие природу или

городской пейзаж. Вед. предлагает рассмотреть 1-2 понравившихся картины и описать их.

Передать настроение.

  1. Упражнение «Зебра»

Психолог предлагает участникам группы написать 3 своих качества, которые в себе не нравятся и переназвать их, чтобы сделать менее неприятными.

  1. Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.

Приложение 2. К занятию  «Доверие».

1. Упражнение «Я доверяю тебе…»

Участники становятся в 2 круга - внешний и внутренний, напротив друг друга. Глядя в

глаза своему партнеру в течение 5 сек., затем они произносят по выбору одну из 3 фраз: «Я

доверяю тебе», «Я не знаю, могу ли я доверять тебе», «Я не доверяю тебе». Другой вариант:

если игрок выбирает первую фразу («я доверяю тебе»), он выбрасывает три пальца на руке,

если вторую - два, если третью - один. Если оба выбросили три пальца, они обнимаются, если

два пожимают руки, если один – отворачиваются. Если они выбросили пальцы по - разному,

следует поступать, ориентируясь на наименьшее количество выброшенных пальцев. Например,

если один участник выбросил два, а другой – три, они действуют так, как если бы оба

выбросили по два пальца, пожимают руки.

  1. Просмотр видеоролика

Обсуждение: Случались ли с вами похожие ситуации?

  1. Упражнение «Свеча».

Все встают в круг, один встает в центр и закрывает глаза. Затем не сходя с места, он

начинает качаться из стороны в сторону и падает на руки товарищей. Обсуждение: кому было

легко выполнять это упражнение, кто испытывал трудности? В какую сторону было легче

падать?

  1. Упражнение «Откровенно говоря».
  2. Укрепление группового доверия к окружающим, снятие внутреннего напряжения, страхов, создание ситуации откровенности.
    Материал: карточки с незаконченными предложениями.
    Инструкция: Перед вами лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной кар¬точке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неисренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить ещё раз.
    • Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке...
    • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам
    • Откровенно говоря, когда я прихожу домой...
    • Откровенно говоря, когда я волнуюсь...
    • Откровенно говоря, когда я прихожу на урок...
    • Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями...
    • Откровенно говоря, когда родители собираются на собрание в школу…
    • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к публичному выступлению…
    • Откровенно говоря, когда я смотрю в зал и вижу много людей…
    • Откровенно говоря, когда моё выступление закончилось…
    • Откровенно говоря, мне не хватает…

Анализ:
1. Трудно ли было закончить предложенные фразы?
2. Узнали ли вы что-нибудь новое о своих коллегах - участниках группы?
3. Узнали ли вы что-то новое о себе?

  1. Работа в мини-группах: придумать ситуацию, с которой подросток не может справиться самостоятельно.

Обсуждение: к кому обратиться за помощью?

6.Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.

Приложение 3. К занятию  «Свобода и выбор».

  1. Упражнение «Ассоциации»

Участники придумывают свои ассоциации со словом «свобода». После выполнения

задания следует обсуждение. Ведущий спрашивает: «В какой ситуации вы чувствуете себя

свободным? От чего вы свободны?». Участникам предлагается «наполниться» свободой,

описать те ощущения, которые у них при этом возникают, обсудить - зачем нужна свобода.

  1. Упражнение “Свобода от…Свобода для…”

Рассмотрим два оттенка понятия “свобода” - свобода от чего-либо или кого – либо, и свобода для чего или кого-либо.

  • Свобода от обязанностей
  • Свобода от родителей.
  • Свобода от уроков
  • Свобода от труда
  • Свобода для деятельности
  • Свобода для творчества
  • Свобода для самовыражения
  • Свобода для каких-либо действий и поступков

Отличаются ли оттенки этих понятий “свободы” друг от друга? Чем? В чем позитивный и негативный смысл данного понятия?

3. Упражнение «Я могу – я должен»

Участники разбиваются на пары. Сидя лицом к лицу с партнером, глядя ему в глаза,

каждый говорит 3 фразы начинающиеся словами «я должен…» Затем эти же фразы дети

повторяют, заменив в них «я должен…» на «я предпочитаю…». Небольшое обсуждение.

  1. Упражнение в мини – группах. Предложить учащимся вспомнить и кратко описать ситуации, в которых человек делает выбор. Можно привести примеры из литературных произведений, средств массовой информации, кинофильмов, личного опыта.

Вопрос к учащимся: Что выбирают герои вашего сюжета? Почему они делают такой выбор? Что ими руководит?

Заполнение таблицы. Представления своих работ группе, обсуждение.

Ситуация выбора

Что выбрал

Почему выбрал

Какой результат

 

  1. Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.

Приложение 4. К занятию  «Взаимопонимание».

  1. Упражнение « Молекулы»  Все подростки – атомы, они двигаются спонтанно. По сигналу ведущего соединяются в молекулы по 2,3, 4, 5 атомов определённым способом. Можно соединяться локтями, ладонями, коленками.
  2. Просмотр видеоролика из фильма Р.Быкова "Чучело". Обсуждение "вклада" каждого героя в организацию проблемных отношений в классе.
  3. Упражнение « Когда меня понимают…»

Вспомните ситуации взаимодействия с другими людьми, когда вас понимают, и попробуйте ответить на вопросы

По каким признакам вы это чувствуете?         

Когда вы понимаете человека, каким образом вы это демонстрируете?

Кого вы поддерживаете и в каких ситуациях?

Приложение 5. К занятию «Противостояние влиянию»

  1. Игра «Толкалки»
  2. УПРАЖНЕНИЕ «УЧИМСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВЛИЯНИЮ»

Подросткам предлагается обсудить: что такое влияние и на что или на кого можно повлиять? Влияние — это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации.
Далее обсуждается: всегда ли влияние отрицательно? Каким образом можно отличить отрицательное влияние? Каковы способы негативного влияния? (Запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т. д.) Подросткам предлагается высказаться: хочется ли им поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение? Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?
Составляется план безопасности. Необходимо убедить подростков, что обращение за помощью — это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план должны быть включены и такие пункты, как обращение к родителям и взрослым, к учителям, в органы милиции, телефоны доверия.

Заметки для ведущего У некоторых ребят, возможно, уже был опыт обращения за помощью с отрицательным исходом для них самих. В этом случае нужно сказать подросткам, что каждый человек имеет право на ошибку, но не нужно думать о всех людях, что они в каждом случае обращения за помощью оттолкнут, откажут или осмеют. Лучше обращаться за помощью не к посторонним, а в правоохранительные органы, там работают профессионалы, и они знают, как помочь.

  1. РОЛЕВАЯ ИГРА «СИТУАЦИЯ ПРИНУЖДЕНИЯ»

Подросткам предлагается разыграть сценку, когда группа или кто-то один принуждает сверстника совершить социально неодобряемый поступок.
В группе обсуждаются различные исходы ситуации.
Заметки для ведущего Нужно спросить тех, ребят, которые «подвергались» принуждению и которые «принуждали», о их чувствах в это время. Также обсуждается: чего «принуждающий» в этой ролевой игре добивался? Для чего ему это было нужно?

  1. Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.

Приложение 6. К занятию «Уверенное НЕТ»

  1. Упражнение « Уверенность»

Сейчас мы будем кидать друг другу мяч и при этом говорить ассоциации, связанные со словом «уверенность» ( спокойствие, сила…) А теперь  почувствуем состояние уверенности в себе: походим уверенной походкой, сядем уверенно на стул, посмотрим друг на друга уверенно, пожмём уверенно руку соседу.

Обсуждение.

      2. Упражнение «Сказать НЕТ».

      Тренировка умения защищать свою личную свободу спокойно и уверенно. Два участника расходятся на расстоянии 10 шагов. Один из них медленно идет в сторону другого. Другой должен остановить его словом НЕТ. Если участники испытывают затруднения при выполнении упражнения, им предлагается «побороться»; между ними проводится черта, партнеры упираются друг в друга ладонями и один должен заставить другого отступить на шаг. Затем упражнение повторяется.

3.Обсуждение:

В каких ситуациях требуется умение сказать «нет»? Что было трудным? Что помогло справиться?

  1. Упражнение   «5 шагов отказа»

Что бы в будущем Вам было легче сказать человеку «нет», если Вы не хотите выполнять его просьбу, сейчас я Вас познакомлю с 5 шагами отказа:

  1. Сразу твердо сказать «нет»
  2. Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но…»
  3. Если давление продолжается, можно перейти в наступление
  4. «Я не хочу больше говорить на эту тему»
  5. Предложите компромисс. «Давай лучше…»

По этой схеме разыграть несколько ситуаций.

5.Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.

Приложение 7. К занятию «Уверенность в себе»

"НЕУВЕРЕННЫЕ, УВЕРЕННЫЕ И АГРЕССИВНЫЕ ОТВЕТЫ"

Назначение:

- формирование адекватных реакций в различных ситуациях;

- "трансактный анализ" ответов и формирование необходимых "ролевых" пристроек.

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

• Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

• Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.

• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

• Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

• Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.

• Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.

Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника.

Приложение 8. К завершающему занятию

РЕФЛЕКСИЯ «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ВО МНЕ»

Цель: Осознание результативности занятий для каждого участника группы.

Содержание: Ребятам предлагается по очереди высказаться, что изменилось в каждом из них, какие убеждения, установки.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕМОДАН»

Цель: Подведение итогов.

Содержание: Ведущий объявляет, что данное занятие последнее в этом блоке, и группе предлагается собрать «чемодан» того, что они приобрели за последние 10 занятий, «багаж» записывается на бумаге и вкладывается в «чемодан» — конверт. Причем это должна быть коллективная работа.
Спустя 10 минут ведущий зачитывает содержание «чемодана» и предлагает ребятам высказаться, в каких случаях они могут вспомнить о содержании «чемодана».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.  Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях....

Программа "Профилактика жестокого обращения"

Цель:Разработать и апробировать программу эффективной профилактики детской жестокости с эффективным использованием системы «Консультант плюс». Задачи:§  Изучить проблему жестокого пове...

Программа профилактики жестокого обращения с детьми "Жизнь без насилия"

Жестокое обращение с ребенком – это все формы эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к фактическому у...

"Детство без жестокости" программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними

Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде. ...

Программа "Профилактика жестокого обращения с детьми"

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1. Теоретические основы программы……………………………………………………………………………………….2 2. Цель и задачи программы …………………………………………………………………………………………………7 3. Основные направления  работ...

Программа профилактики жестокого обращения с детьми «Право на детство»

Цели программы:1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилакт...