Программа "Профилактика жестокого обращения"
рабочая программа по психологии по теме
Цель:
Разработать и апробировать программу эффективной профилактики детской жестокости с эффективным использованием системы «Консультант плюс».
Задачи:
§ Изучить проблему жестокого поведения среди детей и подростков.
§ Проанализировать первопричины детской жестокости.
§ Разработать программу мероприятий, направленных на профилактику жестокого обращения среди детей и подростков на различных уровнях с использованием системы «КонсультантПлюс».
§ Научить распознавать конфликты с помощью системы «КонсультантПлюс», находить варианты их конструктивного разрешения.
§ Обучить учащихся способам эффективного управления своим эмоциональным состоянием.
Гипотеза работы:
§ Проявление жестокости среди детей и подростков можно снизить путем целенаправленной профилактической работы с использованием системы «КонсультантПлюс».
Этапы работы над проектом:
1. Сбор и анализ информации
2. Изучение актуальности проблемы для нашей школы
3. Разработка собственных вариантов решения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktika_zhestokogo_obrashcheniya_nasiliya.doc | 454 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю__________________
Директор МБОУ «СОШ №1» г. Емвы
Салуян О. А.
МБОУ «СОШ №1» г. Емвы
Программа
«Профилактика жестокого обращения и насилия в семье»
Составитель:
педагог-психолог,
учитель начальных классов
Субботина К. В.
2010 год
Цель:
Разработать и апробировать программу эффективной профилактики детской жестокости с эффективным использованием системы «Консультант плюс».
Задачи:
- Изучить проблему жестокого поведения среди детей и подростков.
- Проанализировать первопричины детской жестокости.
- Разработать программу мероприятий, направленных на профилактику жестокого обращения среди детей и подростков на различных уровнях с использованием системы «КонсультантПлюс».
- Научить распознавать конфликты с помощью системы «КонсультантПлюс», находить варианты их конструктивного разрешения.
- Обучить учащихся способам эффективного управления своим эмоциональным состоянием.
Гипотеза работы:
- Проявление жестокости среди детей и подростков можно снизить путем целенаправленной профилактической работы с использованием системы «КонсультантПлюс».
Этапы работы над проектом:
- Сбор и анализ информации
- Изучение актуальности проблемы для нашей школы
- Разработка собственных вариантов решения проблемы.
Проблема жестокости не нова, однако в силу определенных обстоятельств будет являться актуальной всегда.
Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует кого-либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками.
Жестокое обращение с детьми и подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых один из родителей или оба безработные. Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями дети.
Рассматривая теоретический аспект, вспомним, что существуют два подхода, объясняющие причины жестокости в семье: социальный и психологический. Социальный подход рассматривает жестокость в семье как принятую социокультурную обусловленность решения конфликта путем насилия в социальной группе. Причинами выступают стереотипы семейных отношений, воспитание с детства, низкое социальное и материальное положение в семье, постоянные ссоры и проблемы, которые приводят к стрессам, а те — к жестокому обращению со своими домочадцами. Психологический подход объясняется наличием психологических заболеваний у членов семьи, отрицательного личного опыта родителей, пережитого ими в детстве, характерами личности, поведения ребенка или родителей, а также употреблением алкоголя и наркотиков.
Обращаясь к статистическим данным, видно, что в 2002 г. в результате насилия погибли 3227 детей, тяжкий вред здоровью причинен 3918 несовершеннолетним. По информации Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей, около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются избиению в семье. 10% детей умирают от полученных побоев.
К сожалению, обиды, стрессы, психологические проблемы у детей, а также переносимые порой в школе издевательства со стороны одноклассников часто остаются незамеченными членами семьи. Родители, которых дети раньше воспринимали как опору в жизни, оказываются беспомощными, неспособными защитить ни себя, ни их. Дети постепенно замыкаются в себе, испытывают эмоциональное сиротство, а порой агрессию, накапливают обиды в себе, вследствие этого может появиться невротический страх смерти, приводящий к расстройствам внимания и памяти, снижению успеваемости в школе и нежеланию учиться. Ребенок перестает адекватно реагировать на окружение, что, в свою очередь, усугубляет депрессивное состояние матери или членов семьи. Бывает и наоборот. У ребенка появляются мысли о суициде. Из-за жестокого обращения с несовершеннолетними ежегодно кончают жизнь самоубийством из 8000 детей, совершающих самоубийство за год, примерно 2 тысячи детей и подростков. 8 — 9 тысяч получают телесные повреждения, 50 тысяч уходят из семей, 6 тысяч убегают из детских домов и интернатов.
Нельзя не отметить и тот факт, что о росте семейного неблагополучия свидетельствует постоянное увеличение числа родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей.
Увеличилось число родителей, жестоко обращающихся с детьми, не выполняющих свои конституционные обязанности по заботе о детях и их воспитанию. За первое полугодие 2004 г. 54 тысячи неблагополучных родителей поставлены на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Возбуждено 1864 уголовных дела в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, по фактам жестокого обращения с детьми привлечено к ответственности 2, 3 тысячи родителей либо лиц, их заменяющих. К уголовной ответственности по фактам жестокого обращения с детьми привлечено более 2 тысяч родителей. Ежегодно 60 тысяч женщин лишают материнских прав. В 2003 г. у родителей, лишенных родительских прав, отобрано более 60 тысяч детей. В 50% случаев родительских прав лишены оба родителя.
ЖЕСТОКОЕ ОТНОШЕНИЕ ИЛИ НАСИЛИЕ – это все, что нарушает права другого.
Причинами жестокости как явления прежде всего является агрессивный фон общества.
Педагогическая запущенность.
Биологический фактор (наследственность).
Низкая самооценка.
Наличие друзей с отклоняющимся поведением.
Семейное неблагополучие.
Формы (ВИДЫ) жестокого обращения:
- Физическая жестокость – это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. К нему относится так же вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
- Психологическая жестокость (эмоциональное насилие) – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этой форме так же относятся постоянная ложь, обман ребенка(в результате чего он теряет доверие к взрослому), а так же предъявляемые к ребенку требования не соответствующие его возрастным возможностям.
- Сексуальная жестокость или совращение – использование ребенка взрослым или другим ребенком ля удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
- Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи.
На первом этапе была проведено анкетирование детей.
Причины детской жестокости по мнению учащихся нашей школы:
- Телевидение
- Компьютерные игры
- В плохом воспитании
- Непонимание родителей, друзей
- Невнимание взрослых
- В окружающих
- Проблемы в семье
- Дебильная страна
- Стресс
- Наркотики
Предложения наших учеников:
- Ограничить время просмотра телевизора
- Мягче относиться
- Жестоко наказывать
- Убрать с телевидения жестокие фильмы и передачи
- Уделять детям больше внимания
- Отвести к психологу
- Наказывать
Рейтинг жанров кинофильмов
- Комедия
- Ужасы
- Фэнтези
- Мистика
- Приключения
- Боевик
- Триллер
- Мелодрама
- Катастрофа
- Детектив
Разработка собственных вариантов решения проблемы.
- Работа с родителями
- Работа с учащимися
- Работа с педагогами
Работа с учащимися (педагогическая составляющая)
Мероприятия | Ответственные |
Пополнение методических копилок по правовой тематике с использованием системы «КонсультантПлюс». | Субботина К.В. |
Викторина «Законы, по которым живут люди» 9 классы | Классные руководители |
Классные часы на правовую тему: «Правила поведения в школе», «Школа безопасности», «Я ребёнок. Я человек» (1-7 классы) с использованием системы «КонсультантПлюс». | Классные руководители |
Диспут «Закон обо мне и мне, о законе» среди учащихся 8 классов. с использованием системы «КонсультантПлюс». | Классные руководители |
Конкурс плакатов «Антиреклама жестокого поведения» | Макарова А.Я. |
Выставка книг в школьной библиотеке на тему: «Знаешь ли ты закон?» | . |
Занятия на тему:«Подросток и закон», «В семье единой» 8-11 классы | Чернецкая А.А., Суобботина К.В. |
Приглашение работников ОПДН, ГИБДД, ОВД, суда, прокуратуры для проведения лекций, бесед, разъяснения прав и обязанностей с детьми и родителями. | Субботина К.В |
Проведение бесед с целью разъяснения действующего законодательства, уголовной ответственности за правонарушения экстремистской направленности, связанные с посягательствами на жизнь или здоровье, личное имущество граждан. | Чернецкая А.А. , Субботина К.В . |
Выявление детей, нуждающихся в поддержке, оказание им социально–правовой помощи, защита их прав. | Данилова И. Г. Классные руководители |
Оформление стендов, направленных на ознакомление с Федеральными Законами «О противодействии экстремистской деятельности». | Сверчкова С. Г. |
Работа с учащимися
(психологический компонент)
Тема занятий | Количество часов |
Личность. Ценностные ориентации личности с использованием системы «КонсультантПлюс». | 2 |
Отношения с окружающими людьми | 1 |
Конструктивное взаимодействие | 2 |
Как управлять своими эмоциями. Эмоции и поведение | 2 |
Конфликты и стрессы с использованием системы «КонсультантПлюс». | 1 |
Экспресс методы снятия эмоционального напряжения | 2 |
Работа с педагогами
Мероприятия | Ответственные |
Семинар классных руководителей: «Конфликты в детской среде. Пути их предупреждения и преодоления» с использованием системы «КонсультантПлюс».. | Субботина К.В. |
Педагогический совет: «От конфликта к культуре педагогического общения» с использованием системы «КонсультантПлюс».. | |
Семинар-тренинг: «Психопрофилактика эмоциональных срывов». | |
Семинар классных руководителей: «Предупреждение насилия в школе» с использованием системы «КонсультантПлюс».. | |
Педагогический совет: «Профилактика и поведение асоциального поведения учащихся» с использованием системы «КонсультантПлюс».. | |
Информационное сообщение: «Воспитание толерантности как личностного качества у ребёнка» с использованием системы «КонсультантПлюс».. | |
Психологический практикум: «Кризисные зоны развития ребёнка и характер педагогической поддержки». |
Работа с родителями
Мероприятия | Ответственные |
Родительские собрания: «Авторитет родителей, его источники, прочность, умение пользоваться родительской властью». | Субботина К. В. |
Информационный бюллетень: Телевизор и дети – чего опасаться. | |
Родительское собрание: «Правовое сознание юношества». | |
Родительский практикум: «Причины и последствия детской агрессии». | |
Информационный стенд: «Воспитание милосердия». | |
Родительское собрание: «Поощрение и наказание в семье». | |
Родительский практикум: «Стили семейного воспитания». | |
Родительское собрание: «Влияние родительских установок на развитие детей». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у...
"Детство без жестокости" программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними
Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде. ...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...