Программа "Профилактика жестокого обращения с детьми"
рабочая программа на тему
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Теоретические основы программы……………………………………………………………………………………….2
2. Цель и задачи программы …………………………………………………………………………………………………7
3. Основные направления работы ………………………………………………………………………………………….8
3.1. Коррекционно – профилактическая работа с родителями …………………………………………………………11
3.2. Коррекционно-профилактическая работа с детьми……………………………………………………………………15
3.3. Работа с педагогами по профилактике «эмоционального выгорания»……………………………………………...21
4. Методы и приемы работы по программе …………………………………………………………………………………23
5. Календарно-тематическое планирование работы с детьми
по профилактике жестокого обращения……………………………………………………………………………………...24
6. Календарно-тематическое планирование работы с педагогами
по профилактике жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………………..26
7. Календарно-тематическое планирование работы с родителями
по профилактике жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………………..29
8. Предполагаемый результат …………………………………………………………………………………………………32
9. Список литературы …………………………………………………………………………………………………………..33
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_zhestokogo_obrashcheniya_s_detmi.doc | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Мы вместе, мы рядом»
(профилактика жестокого обращения с детьми)
на 2014-2016 годы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Теоретические основы программы……………………………………………………………………………………….2
2. Цель и задачи программы …………………………………………………………………………………………………7
3. Основные направления работы ………………………………………………………………………………………….8
3.1. Коррекционно – профилактическая работа с родителями …………………………………………………………11
3.2. Коррекционно-профилактическая работа с детьми……………………………………………………………………15
3.3. Работа с педагогами по профилактике «эмоционального выгорания»……………………………………………...21
4. Методы и приемы работы по программе …………………………………………………………………………………23
5. Календарно-тематическое планирование работы с детьми
по профилактике жестокого обращения……………………………………………………………………………………...24
6. Календарно-тематическое планирование работы с педагогами
по профилактике жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………………..26
7. Календарно-тематическое планирование работы с родителями
по профилактике жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………………..29
8. Предполагаемый результат …………………………………………………………………………………………………32
9. Список литературы …………………………………………………………………………………………………………..33
«Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать - есть желание мести». Л. Н. Толстой
Теоретические основы программы
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку.
По определению профессора М.Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, «под жестоким отношением» к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком. Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение и т.д.), связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т.д.).
По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, «под жестоким обращением» и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их замещающих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.
Из этих определений видно, что «жестокое обращение» включает действия, которые взрослые совершают по отношению к ребенку, и вред, который эти действия наносят ему.
По мнению профессора М.Р. Рокицкого, под безответственным отношением к детям понимается умышленное или по причине халатности создание условий, представляющих реальную опасность для ребенка: тяжелые телесные повреждения, вплоть до смертельных.
В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество. Одна из основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.
Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена. Но, вероятно, самая важная причина — незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие в отношении ребенка чаще встречается в неблагополучных семьях, где является частью семейных отношений, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена социальных партнеров у матери в неполных семьях; в дисфункциональных семьях, где на старших детей перекладываются обязанности взрослых по отношению к младшим.
Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика.
Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.
В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание.
Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм, в результате чего у ребенка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития. Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим, жестокость по отношению к животным
Один из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.
Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы, любви.
Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Дети, подвергшиеся насилию, отличаются неконтактностью, излишней тревожностью, навязчивыми действиями (кусание ногтей, выдергивание волос). В рисунках таких детей чаще всего присутствует темный фон (черная, коричневая краски в изображении «осеннего леса», листвы на деревьях), отсутствие плавных линий при изображении себя, своих близких, друзей, что выражает тревожность, агрессию ребенка. Семейная обстановка характеризуется напряженным эмоциональным фоном, подавленным состоянием взрослых, которое отражается на поведении детей, на детско-родительских взаимоотношениях.
Возрастные особенности психического состояния поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокость и насилие:
Возраст 0-6мес.: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес. - редкая улыбка.
Возраст 6мес. -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость, печаль.
Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.
Возраст 3 – 6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение
( проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста)
- болезненное отношение к критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам;
-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п.
- задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, нервный тик, энурез, нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные
заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т.п.
Профилактика жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье. Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье играет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
Данная программа направлена на работу со всеми участниками образовательного процесса: дети, родители, педагоги. Программа разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закона «Об образовании».
Данная программа адресована педагогам – психологам дошкольных образовательных учреждений, при организации работы по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми.
Срок реализации программы 2 года.
Цель программы: Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми, для соблюдения прав детей в семье и образовательной организации.
Задачи программы:
1. Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми;
2. Создать условия для психолого-педагогической и правовой поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса;
3. Определить основные направления профилактической, диагностической, коррекционной работы педагогов-психологов по защите прав ребёнка от всех форм насилия;
4. Разработать комплекс мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в семье, в детском саду;
5. Проводить работу по профилактике «эмоционального выгорания» педагогов, в исключении разрушительных способов самоутверждения на зависимых детях;
6. Привлечь родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе и оказании помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов ситуациях;
8. Проводить консультативно-профилактическую работу среди педагогических работников, родителей, по разъяснению прав и обязанностей родителей и педагогов на этапе вхождения ребёнка в систему дошкольного образования;
9. Распространение лучшего опыта семейного воспитания.
Основные направления работы:
Программа состоит из 4 блоков: подготовительный, диагностический, профилактический и коррекционный. Каждый блок включает работу со всеми участниками образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
1 блок – подготовительный. Направлен на подготовку нормативно-правовых документов по данному направлению. Подбор диагностических методик, анкет, опросников, карт наблюдений по выявлению жестокого обращения с детьми в семье и детском саду в детском коллективе. Размещение материала в родительских уголках, на сайте ДОУ: памяток, консультаций, рекомендаций по охране психического и физического здоровья детей, методы воспитания и много другое.
2 блок – диагностический. Данный блок работы преимущественно осуществляется психологом, работающим в дошкольном образовательном учреждении. Воспитатели могут к нему привлекаться лишь в силу необходимости и условий наличия базовых психологических знаний.
Основной целью диагностического направления является выявление родителей, нарушающих права своих детей.
Задачи:
1. Выявление тех родителей, которые нарушают права ребенка, применяя к нему физическое или психическое насилие.
2. Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.
3. Выявление детей «группы риска» (заниженная самооценка, агрессивные, гиперактивные, тревожные, замкнутые, с нарушением поведения)
Диагностика проводится в 3 этапа.
1 этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывать, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации в группе сверстников: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействии со сверстниками и взрослыми и т. д. Поэтому на первом этапе диагностики выявляются дети, имеющие те или иные проблемы.
На первом этапе, по отзывам воспитателей, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно:
- трудности в освоении основной общеобразовательной программы;
- неорганизованность;
- агрессия;
- неуравновешенность;
- неуверенность в себе;
- трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
- воровство и т.п.
Основным методом является экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели. Психолог дошкольного учреждения просит их ответить на вопрос о том, у каких именно детей из их группы наблюдаются вышеперечисленные проблемы в адаптации.
Для проверки полученных данных и преодоления возможной обьективности воспитателя рекомендуется воспользоваться и другими методами: наблюдением за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке, а также известными психодиагностическими методиками по оценке уровня дезадаптированности (например, модифицированным вариантом теста «Диагностика межличностных отношений в группе», активными рисуночными методиками и пр.).
2 этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы. С помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей. На этом этапе меняются анкетирование и опросник Басса-Дарки. По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это те семьи, в которых хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл по одной из шкал опросника Басса-Дарки.
3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.
Целью этого этапа является анализ тех родительских установок реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут нарушению прав ребенка в семье. Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях мы используется методика измерения родительских установок и реакций (РАRY) и опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.
Для получения дополнительной информации об особенностях эмоционального контакта родителей с ребенком используется опросник детско-родительского взаимодействия. Он представляет собой методику, включающую 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношения к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия. Утверждения опросника направлены на выявление следующих характеристик:
• способность воспринимать состояние ребенка;
• понимание причин состояния ребенка;
• способность к сопереживанию ребенку;
• чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком;
• безусловное принятие;
• преобладающий эмоциональный фон взаимодействия;
• отношение к себе как к родителю;
• стремление к телесному контакту с ребенком;
• оказание эмоциональной поддержки;
• ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия;
• умение воздействовать на состояние ребенка.
Время заполнения методики — 25-40 минут.
Отдельно следует подчеркнуть исключительно добровольный характер участия родителей в проводимой диагностике. Воспитатель (который, скорее всего, выступит в данной ситуации помощником психолога) должен предварительно рассказать родителям (индивидуально или в мини-группах) о том, что:
• данная диагностика включена в общую программу работ детского дошкольного учреждения;
• что она позволит оптимизировать работу воспитателей с детьми, которые испытывают трудности адаптации в детском саду;
• в результате проведенной диагностики психолог сможет дать конкретные советы каждому родителю по воспитанию ребенка, сделав это в максимально конфиденциальной форме и в удобное для родителя время.
3 блок – профилактический. В данном блоке разрабатываются мероприятия работа с детьми, с родителями, с педагогами по профилактике жестокого обращения с детьми. Указываются программы, занятия, семинары и т.д. Работа по профилактике и диагностике родительского поведения, ведущего к нарушению прав ребенка в семье, закономерно должна включать в себя и коррекционный блок.
4 блок – коррекционный.
Ведущая роль в его реализации принадлежит психологу дошкольного учреждения. В наиболее развернутой форме коррекционные задачи дошкольного психолога включают в себя:
• коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации, проблемы с поведением, повышенная тревожность, заниженная самооценка, низкий социометрический статус;
• коррекционные занятия с воспитателями с целью оптимизации стиля общения с детьми;
• коррекционные занятия с родителями с целью преодоления трудностей семейного воспитания и изменения установок по отношению к ребенку.
Так как первые два направления достаточно полно представлены в специальной литературе, остановимся лишь на последнем из них.
Коррекционно – профилактическая работа с родителями
Коррекционная работа с родителями ведется в следующих формах:
1) в форме групповых дискуссий по темам уже проведенных информационных бесед (в качестве ведущих подобного рода групповых обсуждений проблем семейного воспитания выступают воспитатель и психолог дошкольного учреждения);
2) в форме анализа конкретной проблемной ситуации (ведущие — воспитатель и психолог);
3) в форме тренинговых занятий в рамках работы родительского клуба «Семья – Я» и программы для педагогов «Познай себя», включающих в себя элементы тренинга коммуникативной компетентности, ролевой идентификации, личностного роста (ведущий — психолог дошкольного учреждения). Остановимся вначале на общих принципах подобного рода работы. Среди них можно выделить:
• Принцип объективации поведения — поведение участников переводится на осознанный уровень. Универсальным средством, позволяющим это сделать, является обратная связь. Задача ведущего — организовать психологически комфортные условия для эффективной обратной связи, что позволит каждому участнику узнать мнение других о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые он вызывает, и на этой основе сознательно изменять свое поведение.
• Принцип партнерского общения — участники учатся обсуждать волнующие их проблемы, принимать решения, учитывая состояние и потребности другого человека, признавая его ценность как личности, учитывая его мнения и интересы, а не только исходя из собственных целей.
Принцип исследовательской активности — в процессе работы группы создаются такие ситуации, в которых участникам необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, формирование умения идти своим путем.
• Принцип творческой активности — общение в группы организуется таким образом, чтобы каждый участник имел возможность попробовать новые способы поведения, поэкспериментировать с собственным ролевым репертуаром, по-новому проиграть и прочувствовать различные ситуации своей жизни.
• Принцип добровольности участии — работа родителей в подобной группе будет иметь эффект только при соблюдении условия обязательной добровольности участия каждого.
Коррекционная работа с родителями, испытывающими трудности в воспитании ребенка, проводится в рамках психологического клуба «Семья – Я». Основная форма – тренинги с родителями.
Тренинги рассчитаны на родителей, имеющих трудности в воспитании ребенка и осознающих их. Оптимально участие в них обоих родителей. Они помогают освободиться от страхов в воспитании малыша, глубже осмыслить взаимоотношения в паре, пережить состояние равной ответственности за психологическое здоровье ребенка, а также раскрыться отцовскому и материнскому чувству в совместном переживании.
Специалистами в области коррекции детско-родительских отношений отмечается, что родительская компетентность и психологическая готовность родителей к свободному и ответственному взаимодействию с ребенком имеет несколько составляющих:
• Адекватность родительской позиции — степень ориентировки в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, проявляющаяся в феноменах приписывания ему тех или иных качеств, в степени и в знаке искажений образа ребенка (когнитивный компонент);
• Динамичность родительской позиции — степень подвижности родительских установок, способность к изменениям форм и способов взаимодействия с детьми в зависимости от возраста и конкретной ситуации (поведенческий компонент);
• Прогностичность родительской позиции — способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка, умение «просчитать» следствия своих воспитательных воздействий (когнитивный и поведенческий компоненты). Эмоциональный компонент родительской позиции проявляется по всем трем параметрам и выражается в преобладании того или иного эмоционального фона детско - родительских отношений.
В результате прохождения тренинговых занятий у участников формируются следующие умения и навыки:
• умение чувствовать и понимать себя, навыки рефлексии своих эмоциональных состояний, ызванных взаимодействием с ребенком;
• внутренняя личностная свобода самих родителей и их собственная интернальная позиция по отношению к жизни;
• навыки эффективной обратной связи в общении с ребенком;
• расширение ролевого репертуара родительского поведения.
Место проведения тренингов:
Занятия проводятся в отдельном помещении (кабинет педагога-психолога или музыкальный зал). Для предотвращения различных помех желательно, чтобы оно запиралось изнутри. Помещение должно быть достаточно просторным, чтобы участники группы могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения упражнений.
Качественно-количественные характеристики группы участников. Оптимальное количество участников — 12-15 человек. Лучше, если это будут родители обоего пола (матери и отцы), даже если они не образуют единую семейную пару. В силу возможной актуализации общекультуральных меж поколенных различий в установках на воспитание детей нежелательно одновременное участие в группе представителей разных поколений (мам и бабушек). Также представляется эффективной разнородность участников по критерию нарушения прав ребенка в семье — лучше, если в подобной группе примут участие не только те родители, которые в результате проведенной диагностики характера детско - родительских отношений квалифицированы как «нарушители».
Продолжительность занятий.
Продолжительность одного занятия составляет от 1,5 до 2 часов. Всего 6-10 занятий.
Общие сценарные аспекты занятий.
Многие признанные авторитеты в области социально - психологического тренинга отмечают, что одна из очевидных трудностей в изложении его сценарных аспектов состоит в том, что данная форме психологической работы в принципе не имеет однозначного алгоритма в поэтому достаточно широко варьирует.
Начальный этап (первые 2-3 занятия) посвящается первичному знакомству участников друг с другом, задаче отрефлексирования процессов формирования первого впечатления о себе и о другом, первичному обмену теми образами ребенка, которые презентируются родителями.
В качестве основных психотехнических приемов используются упражнения на «смену языка самовыражения» (ассоциации, метафоры, невербальные формы).
Основной этап (последующие 3-5 занятий) ориентирован на анализ личностных проекций участников, углубление обратных связей, отрефлексирование стилей взаимодействия в диаде и расширение ролевого репертуара. В качестве основных психотехнических приемов используются упражнения в парах, направленные на смену позиций доминирования подчинения, рефлексию эмоциональных реакций участников на формы контроля поведения, а также типичных стратегий разрешения конфликтных ситуаций. Обсуждаемые ситуации анализируются, прежде всего, через вызываемые ими чувства и интерпретации. Также активно используются неоднократно описанные в специальной литературе рисуночные методики (например, «Я, мама и детский сад») и свободные сочинения («Портрет моего ребенка», «Я как родитель») Тексты сочинений «Портрет моего ребенка» и «Я как родители анализируются по выделенным А.С. Спиваковской параметрам: общая оценка ребенка, эмоциональное отношение к ребенку, оценка деятельности ребенка, оценка собственного родительского воздействия на ребенка, преобладание тех или иных временных планов в описании ребенка. Также могут быть использованы неоконченные рассказы, в которых описаны типичные конфликтные ситуации, где главный герой — ребенок, а родитель должен закончить рассказ так, как ему кажется, закончил бы рассказ его собственный ребенок.
Итоговые занятия (1-2) в целом посвящены построению каждым участником своего Я-прогноза в родительской позиции. Используемые приемы включают в себя довольно широкий спектр гештальт - ориентированных психотехник («волшебная таблетка», «времена года моей души», «зеркало Снежной королевы» и пр.). При условии благоприятных сдвигов в родительских позициях и созданной атмосферы взаимного доверия и доброжелательности возможно объединение детей и родителей одном из итоговых занятий. При этом эффективно использование сказок, посвященных детско - родительским проблемам (примеры их можно найти в лингафонных курсах сказкотерапии) с последующим рисованием и обсуждением (индивидуально и коллективно) в паре или всей группой, причем на начальном этапе родитель работает в паре с чужим ребенком и лишь потом со своим собственным.
Коррекционно-профилактическая
работа с детьми дошкольного возраста.
Одним из методов коррекционно-профилактической помощи детям дошкольного возраста является игровая терапия, способствующая установлению эмоционального контакта, регулированию детско-родительских отношений. Чтобы понять детей, найти подход к ним, взрослые должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать детей как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней ребенок раскрывает свои возможности, свою индивидуальность. Лучше узнать, понять малыша поможет наблюдение за его игрой. Игра является и средством для самовыражения ребенка. Она предоставляет ребенку возможность отреагирования чувств, настроения. Приступая к работе, психолог воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот самый опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Ребенку предлагается играть свободно, чтобы он познакомился с игрушками. Затем психолог использует определенные средства — игровые материалы — для того, чтобы ввести в игру ситуацию конфликта. Воссоздание события позволяет ребенку избавиться от боли, напряжения, вызванных этим событием. Играя, действуя с игровым материалом, ребенок приобретает новые знания, ощущения. В комнате для проведения коррекционных занятий могут играть несколько детей. Взаимодействуя друг с другом, дети приобретает опыт общения.
Этапы коррекционной работы
- Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании прицельного психологического обследования ребенка и психологического заключения об особенностях его развития;
- Разработка программы и содержания коррекционных занятий, выбор формы коррекционной работы (индивидуальная или групповая). Отбор методик и техник коррекционной работы, планирование форм участия родителей в коррекционной программе;
- Организация условий осуществления коррекционной программы. Консультирование родителей. Подбор детей в группу. Информирование педагогов и администрации детского учреждения о плане проведения коррекционных мероприятий. Обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией;
- Реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий с детьми в соответствии с коррекционной программой. Контроль динамики хода коррекционной работы. Представление родителям обратной связи о ходе коррекционной работы. Проведение родительских групп (в соответствии с планом коррекции). Информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции. Внесение необходимых корректив в программу работы;
- Оценка эффективности коррекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы. Разработка в случае необходимости программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией.
Разработана программа по использовании игры в коррекции трудностей общения детей старшего дошкольного возраста. Данная программа включает 20 занятий, длительность 35-45 минут. Проводятся занятия 1 раз в неделю. Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Основные показатели, определяющие необходимость проведения коррекционной работы с детьми:
- Трудности коммуникации: низкий уровень коммуникативной компетентности, несформированность коммуникативных действий и операций, неумение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, необщительность, замкнутость (при условии сформированности потребности в общении), социальная изолированность, низкий социометрический статус;
- Низкий уровень сформированности широких социальных мотивов. Неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил. Неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социального одобряемых отношений;
- Трудности произвольной регуляции поведения и деятельности. Низкий уровень развития способности планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, неумение контролировать свои действия и предвидеть их последствия. Неспособность правильно оценивать результаты действия и внести необходимые коррективы в деятельность. Неспособность действовать в соответствии с заданным образцом и правилом;
- Нарушения поведения – умеренная агрессивность, вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.);
- Трудности эмоционального развития – неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах, как самого себя, так и другого человека; трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспособность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социальных эмоций;
- Трудности личного развития. Неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неадекватная самооценка, неуверенность в себе;
- Несформированность социальной потребности в общении с другими людьми – взрослыми и сверстниками, крайний эгоизм и себялюбие.
Структура игрового занятия.
Каждое игровое занятие, независимо от этапа осуществления коррекционно-развивающей программы и конкретного содержания, включает три части – вводную, основную и заключительную.
Общая продолжительность игрового занятия состоит от 30 до 35 минут. Продолжительность занятия постоянна и не может быть изменена по желанию членов группы. Постоянство времени игрового занятия является важным психологическим условием формирования у ребенка способности к произвольной регуляции своей деятельности, формирования умения подчиняться правилам и организовывать свою деятельность во времени.
Вводная часть
Цели:
- Создание положительного настроя в группе.
- Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
- Тактильное соприкосновение друг с другом.
- Развитие положительной самооценки. Основные процедуры – это приветствия и упражнения на контакт, а также планирование игр и упражнений, которым будет посвящено занятие.
Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта психолог-ребенок и формирования у ребенка направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику игрового занятия, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит психологу.
В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с психологом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации на занятия в ритуал приветствия включается хоровое пение.
Планирование видов деятельности, игр и упражнений осуществляется во вводной части занятия. При информировании группы о порядке, содержании и последовательности игр и упражнений, психолог оставляет за собой право решать, сообщать ли детям сразу о полной программе игрового занятия или ограничиться указанием на ближайшее предстоящее игровое упражнение. Положительной стороной подобного «дозирования» информации является возможность более гибкой модификации сценария игрового занятия и варьирования игр и упражнений.
При информировании детей о планах на игровое занятие, детям сообщается о цели каждой игры, о ее значении для приобретения каких-либо качеств, способностей и умений. Форма сообщения адекватна возрасту, понятна ребенку и включена в игровой контекст.
В водной части может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. В первом случае решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая психолога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их. Такая форма группового принятия решения практикуется на завершающих этапах коррекционной работы, когда в группе уже доминирует доброжелательная атмосфера, интерес и внимание к сверстнику. На более ранних этапах реализуется такая форма планирования лишь по отношению к старшим детям.
Во втором случае устанавливается очередность участников для высказывания идей и предложений по поводу игры, которые безоговорочно принимаются группой.
Варианты совместного планирования и выработки группового решения оказывают значительное коррекционное воздействие на личность ребенка.
Во вводной части дети заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. В конце проведения цикла занятий «Карты настроения» анализируются, как занятия повлияли на эмоциональное состояние детей.
Основная часть занятия
Цели:
- Формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях, расширение поведенческого репертуара детей за счет социального одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения;
- Формирование способности к произвольной регуляции своей деятельности;
- Развитие коммуникативной компетентности, обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленности ребенка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций;
- Преодоление эмоционально-личностного эгоцентризма, развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека.
Главная цель психологического воздействия – сделать самого ребенка активным участником работы по «самостроительству», воспитанию и развитию собственного «Я», создать необходимые психологические условия для реализации права личности на самостоятельный выбор и принятия решения путем организации полной и адекватной ориентировки в проблемном поле, определяющим выбор.
Занимает большую часть времени (до ¾) и по-своему содержанию представляет реализацию соответствующего этапа коррекционно-развивающей программы. В этой части подбираются такие игры и упражнения, которые развивают произвольный контроль, снимают двигательную расторможенность, негативизм, а также поддерживают групповое единение, сплоченность, развивают память, мышление, воображение. Планируется проигрывание этюдов (на расслабление, понимания эмоционального состояния друг друга, черт характера как положительных, так и отрицательных). Рисование и лепка на свободную и заданную тему, сочинение сказок и историй, элементы музыкотерапии и движение под музыку. Широко используются приемы, способствующие развитию умения принимать групповые решения.
Ещё одним важным коррекционным приемом является предоставление участникам игры обратной связи о последствиях их действий для других персонажей игры в форме подробного и точного описания взрослым чувств и переживаний персонажей, прогнозирования их дальнейших действий, а также стимулирования с помощью вопросов, обращенных к детям, ролевой речи участников игры, передающей чувства, желания, намерения и действия их персонажей.
Таким образом, в контексте решения задачи формирования у ребенка адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях закладывается основа и для решения задач развития коммуникативной компетентности, и для расширения сферы осознания чувств и переживаний и преодоления эмоционально-личностного эгоцентризма.
Заключительная часть
Цели:
- Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
- Утверждение нового позитивного опыта межличностных отношений и достижений ребенка и распространение его за пределы игровой комнаты в семью, в группу, в практику реальных взаимоотношений ребенка.
Заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.
Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал прощания. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.
Прощание с психологом происходит так: психолог располагается у выхода так, чтобы дети не могли покинуть комнату, не пройдя мимо него. Позиция психолога должна обеспечить хороший визуальный контакт «глаза – в глаза». Наряду со зрительным контактом взрослый предлагает ребенку тактильный контакт – протянуть и пожать руку ребенку, подержать руку ребенка в своей, дотронуться до плеча или предплечья, протянуть к себе и полуобнять. Форму и интенсивность контакта психолог предлагает ребенку с учетом его ответной реакции и индивидуальных особенностей, ориентируясь на обратную связь, предоставляемую ребенком, - мимику, жесты, реакции, высказывания.
Акт коммуникации строится так, чтобы предоставить ребенку определенную свободу выбора, а не навязывать свой способ взаимодействия.
Ритуал прощания играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.
Основными функциями психолога, ведущего игровые занятия, является создание атмосферы принятия ребенка: эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.
Работа с педагогами
по профилактике «эмоционального выгорания».
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении. Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.Т. Дикая, Л.В. Мохнач, Н.А. Аминов и др. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога (воспитателя), его роли в образовательном процессе детей. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психический состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Проблемы педагога – это проблемы всего современного общества. Надо признать, что инновации в образовательной системе касаются в основном ребенка. А педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации. Попытки поднять статус педагогической профессии, уровень жизни самих педагогов остаются на декларативном уровне. А людям, посвятившим свою судьбу воспитанию детей, нужна реальная помощь.
В нашем дошкольном учреждении проблема эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, а по большому счету и сохранения психического здоровья педагогов обозначалась постепенно, поэтапно. Сначала это было недовольство повышением требований при прежних условиях труда. Затем все чаще стало проявляться недовольство педагогов друг другом: ведь каждый знает, как нужно работать, уверен, что именно он «тянет» на себе всю нагрузку, и считает своим долгом научить напарника работать «как надо». Экономическая нестабильность сделала свое дело: появилась апатия, ощущение тщетности и ненужности своей работы, усталость и недовольство.
Так и в своей практике я постепенно пришла к созданию системы работы с педагогами. Сначала это были небольшие сообщения на педагогических советах: «Эмоциональная культура педагога», «Как мы общаемся», «Приручение эмоций», «Психологический микроклимат в коллективе». Затем возникла необходимость в семинаре-практикуме: «Повышение стрессоустойчивости в период прохождения аттестации». Потом я стала использовать любую возможность при общих сборах педагогов (педсоветы, собрания, мастер-классы, совещания) для проведения мини-тренингов с использованием экспресс-диагностики и практических упражнений здоровьесберегающей тематики. Материал накапливался, складывалась система работы. Главным стимулом стали воодушевленные отклики самих педагогов, действенная обратная связь, что подтвердило правильность выбранного мною направления, необходимость работы по данной тематике. Прошло три года с момента первых попыток обозначить проблему психического здоровья педагогов. На сегодняшний день мне кажется логичным объединить весь накопленный опыт в единую программу.
Программу работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов «Познай себя».
Цель программы:
- Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
- Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
- Развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
- Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Программа рассчитана на педагогов и специалистов, изъявивших желание участвовать в групповых тренингах, занятиях, семинарах.
Срок реализации: три года. (2014 – 2017гг.). Тренинги, занятия, семинары проходят один – два раз в квартал.
Направления работы педагога-психолога:
- Психопросвещение - (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, информация на сайте ДОУ, семинары, «круглые столы», наглядная информация);
- Психопрофилактика - (групповая и индивидуальная работа с педагогами – тренинги, психологические игры, психологические зарядки, креативная деятельность, релаксация);
- Психоконсультирование - (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).
Основные формы проведения:
- Игровые (творческого, подражательно-поискового характера, релаксационные ит.д.)
- Обучающие (саморегуряция, аутотренинг и т.д.)
- Творческие (арт-терапия, игра-терапия и т.д.)
- Моделирование и анализ заданных ситуаций;
- Беседы, дискуссии.
Основные блоки программы:
- Диагностический;
- Практический;
- Блок контроля
Основные методы и методические приемы работы с детьми, педагогами и родителями по профилактике жестокого обращения с детьми: для групповой и индивидуальной работы положены, как методы активного обучения (лекции-беседы, дискуссии, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, психологические упражнения и тренинг, тестирование, анкетирование, анализ ситуаций и собственных ощущений, элементы арттерапии, игротерапии, проигрывание этюдов, метод активного слушания, совместное сочинение историй), так и методы индивидуальной работы с личностью.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми
по профилактике жестокого обращения.
Блок программы | Содержание деятельности | Формы и методы работы | Срок | Ответственный |
Подготовительный | Подбор буклетов, разработка занятий по правам ребенка, разработка памяток для детей. Подборка картотеки коррекционных игр, для снятия эмоциональных напряжений (агрессии, тревожности, замкнутости, гиперактивности и т.д). Разработка программ с детьми по профилактике жестокого обращения групповых и индивидуальных. | - | Сентябрь 2014 | Педагог-психолог |
Диагностический | Методика "Рисунок семьи" Методика "Цветопись" Тест "Подставные лица" Тест "День рождения" Экспериментальная методика Т.А. Репиной «Секрет» «Два дома» И.Вандвик, П.Экблад адаптированная методика В.Г. Щур «Лесенка» тест тревожности Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки Интервьюирование детей "За что вас родители хвалят и наказывают" (запись на магнитофон для родительского клуба) | Индивидуальная Игровые методы | с октябрь – ноябрь месяц 2014 | Педагог-психолог |
Профилактический | Занятие: Знакомство дошкольников с их правами | Групповая. Словесные, игровые | Сентябрь 2015 | Педагог-психолог, педагоги групп |
Беседы на тему «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?», «Какую ошибку совершила Красная шапочка?». | Групповая. Словесные, игровые | октябрь | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Игра – тренинг «Чтобы не было беды» | Групповая. Словесные, игровые | октябрь | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Моделирование ситуаций «Я в мире взрослых» | Групповая. Словесные, игровые | ноябрь | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Дидактическая игра «Что делать, если…?» | Групповая. Словесные, игровые | ноябрь | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Занятие «Правила на всю жизнь» | Групповая. Словесные, игровые | декабрь | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Подвижная игра «Похитители и находчивые ребята» | Групповая. Словесные, игровые | декабрь | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Подвижная игра «Похитители и находчивые ребята» | Групповая. Словесные, игровые | январь | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Подвижная игра «Похитители и находчивые ребята» | Групповая. Словесные, игровые | январь | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Беседа «Давайте жить дружно» | Групповая. Словесные, игровые | февраль | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Беседа «Если меня обижают родители» | Групповая. Словесные, игровые | февраль | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Беседа «Учись быть добрым» | Групповая. Словесные, игровые | март | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Беседа «Один дома» | Групповая. Словесные, игровые | апрель | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Викторина «На что я имею право» (правовое воспитание) | Групповая. Словесные, игровые | май | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Коррекционный | Проведение занятий по программе игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста | Групповая. Игровые, элементы арттерапии, игротерапии, проигрывание этюдов. | С ноября по апрель | Педагог-психолог |
Календарно-тематическое планирование работы с педагогами
по профилактике жестокого обращения с детьми
Блок программы | Содержание деятельности | Форма и методы работы | Срок | Ответственный |
Подготовительный | Подготовка нормативно-правовых документов по правам ребенка и профилактике жестокого обращения с детьми в семье. Подготовка памяток, буклетов, анкет, тестов, опросников. Разработка цикла семинаров, семинаров-практикумов, тренингов, деловых игр по правовому воспитанию и охране психофизического здоровья детей. Создать банк консультаций по профилактике жестокого обращения с детьми в семье. | - | Сентябрь 2014 | Педагог-психолог |
Диагностический | Анкета «Стиль педагогического общения» Тест «Взаимодействие воспитателя с детьми» Тест направленности личности педагога. Тест самооценки затруднений в общении с родителями. Опросник: «Оценка зрелости, сплоченности и организованности коллектива. /Т.А. Папова/ «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе». /Книга практического психолога в образовании Е.И. Рогов/ Оценка социально-психологического, делового, творческого и нравственного климата в педагогическом коллективе» Метод наблюдения | Анкетирования, наблюдение, тестирование | сентябрь – октябрь 2014 | Педагог-психолог |
Профилактический | "Конвенция о правах ребенка". Ознакомление работников ДОУ с основными положениями Конвенции. "Нормативно-законодательные акты РФ". | Групповая форма. Словесные методы | октябрь 2015 | Педагог-психолог |
Деловая игра «Как сохранить здоровье педагогов» Цель: Формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Сохранение психофизического здоровья. | Групповая форма Методы: игровые, словесные, элементы арттерапии. | октябрь | Педагог-психолог | |
Деловая игра «Знаете ли вы права ребенка» Цель: Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе. | Групповая форма Методы: игровые, словесные, элементы арттерапии. | ноябрь | Педагог-психолог | |
Консультация: «Жестокое обращение с детьми, что это такое?» | Групповая. Словесные, показ | ноябрь | Педагог-психолог | |
Психолого-педагогический практикум: «Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми» Цель: Знакомство с позицией, дистанцией и пространством общения. Уметь анализировать собственное поведение, прогнозировать поведение другого и его отношение к себе. Отработка коммуникативных приемов и техник личностного ориентированного взаимодействия с детьми в играх. | Групповая форма Методы: игровые, словесные, элементы арттерапии, игротерапии. | декабрь | Педагог-психолог | |
Проведение конкурса «Шире круг» Цель: Продолжать знакомство педагогов с Конвенцией о правах ребенка. Закрепить знания по содержанию статей данного документа | Групповая форма. Словесные, игровые | декабрь | Педагог-психолог | |
Информационно-практическое занятие «Презентация» Цель: выяснить, что педагоги знают о ДОУ, в котором они работают, как могут донести эту информацию до родителей, детей; как педагоги видят свою роль, насколько владеют информацией о профессии, как могут представить себя родителям, детям, коллегам. | Групповая форма Методы: игровые, словесные, элементы арттерапии. | январь | Педагог-психолог | |
Консультация «Гиперактивный ребенок. Как общаться с ним» | Групповая форма. Словесные, показ. | январь | Педагог-психолог | |
Деловая игра "Забота о здоровом образе жизни" Цель. Расширить знания педагогов по организации здорового образа жизни дошкольников через физкультурные занятия и досуг. Формировать основы экологической культуры. | Групповая форма Методы: игровые, словесные, элементы арттерапии. | февраль | Педагог-психолог | |
Проведение конкурса с педагогами «Слабое звено». ЦЕЛЬ: Уточнить, закрепить знания педагогов о правах человека. | Групповая форма Методы: игровые, словесные, элементы арттерапии. | март | Педагог-психолог | |
Проведение конкурса «Шире круг» Цель: Продолжать знакомство педагогов с Конвенцией о правах ребенка. Закрепить знания по содержанию статей данного документа. | Групповая форма Методы: игровые, словесные, элементы арттерапии. | апрель | Педагог-психолог | |
Консультация: «Общение педагога с детьми, как важный фактор поведения» | Групповая форма. Словесные методы, обыгрывание ситуаций. | май | Педагог-психолог | |
Коррекционный | Проведение мероприятий в рамках программы по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов «Познай себя» | Групповая форма Методы: игровые, словесные, элементы арттерапии. | В течение года 2015 | Педагог-психолог |
Календарно-тематическое планирование работы с родителями
по профилактике жестокого обращения с детьми
Блок программы | Содержание деятельности | Форма и методы работы | Срок | Ответственный |
Подготовительный | Подготовка нормативно-правовых документов по правам ребенка и профилактике жестокого обращения с детьми в семье. Подготовка памяток, буклетов, анкет, тестов, опросников. Разработка цикла семинаров, семинаров-практикумов, тренингов, деловых игр по правовому воспитанию и охране психофизического здоровья детей. Создать банк консультаций по профилактике жестокого обращения с детьми в семье. | - | Сентябрь 2014 | Педагог-психолог |
Диагностический | Рисуночные тесты: «Рисунок семьи», «Рисунок семьи животных», «Несуществующее животное», «Кактус», «Неоконченные предложения», «Дом-дерево-человек» Цветовой тест Люшера. Опросники для ребёнка и родителей Н.Ю.Синягина с целью исследование проявлений жестокости детско-родительских отношений; психодиагностический опросник А.Е.Личко, Басса-Дарки. Адаптированная методика В.Г. Щур «Лесенка» | Групповая, индивидуальная, анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование | сентябрь - октябрь | Педагог-психолог |
Профилактический | Лекции о возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка на разных этапах жизни. | Групповая. Словесные методы, показ. | Октябрь 2015 | Педагог-психолог |
Консультация: «Декларация прав ребенка» | Групповая. Словесные методы, показ. | октябрь | Педагог-психолог | |
Игра по станциям «Вперед, к здоровому образу жизни!» Участники: Семьи с детьми. Цель: пропаганда здорового образа жизни. | Групповая. Игровые, элементы арттерапии, проигрывание ситуаций | ноябрь | Педагог-психолог, педагоги групп | |
Консультация: «Жестокое обращение с детьми: что это такое? | Групповая. Словесные методы, показ | ноябрь | Педагог-психолог | |
Выступление на общем родительском собрании «Жестокое обращение с детьми» | Групповая. Словесные, игровой
| ноябрь | Педагог-психолог | |
Психологический тренинг «Я – папа» Цель: актуализация роли папы в жизни ребенка. | Групповая. Игровые, элементы арттерапии, проигрывание ситуаций | декабрь | Педагог-психолог | |
Семинар-практикум Психолого-педагогическая коррекция конфликтов в игре | Групповая. Игровые, элементы арттерапии, проигрывание ситуаций | декабрь | Педагог-психолог | |
Семинар-практикум: «Двенадцать помех на пути активного слушания или что нам мешает слушать ребёнка» Цель: Научить родителей прослеживать в своей речи автоматические реакции при взаимодействии с ребенком. | Групповая. Игровые, элементы арттерапии, проигрывание ситуаций | январь | Педагог-психолог | |
Общее родительское собрание «Социальное партнерство ДОУ и семьи в воспитании ребенка» | Групповая. Словесные, показ. | февраль | Педагог-психолог, заведующий ДОУ. | |
Тренинг для родителей «Наказание: польза или вред». Цель: познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного возраста. | Групповая. Игровые, элементы арттерапии, проигрывание ситуаций | февраль | Педагог-психолог | |
Тренинг - игра «Педагоги и родители» Цель: определить общие задачи воспитания, стоящие перед родителями и педагогами в настоящее время. | Групповая. Игровые, элементы арттерапии, проигрывание ситуаций | март | Педагог-психолог | |
Консультация: «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?» | март | Педагог-психолог | ||
Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Дружная семейка» Цель: гармонизация взаимоотношений «родитель-ребенок». | Групповая. Игровые, элементы арттерапии, проигрывание ситуаций | апрель | Педагог-психолог | |
Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми. | апрель | Педагог-психолог | ||
Консультация: «Четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей» | май | Педагог-психолог | ||
Коррекционный | Проведение мероприятий в рамках психологического клуба «Семья-Я» | Групповая. Словесные, игровые, элементы арттерапии, игротерапии, сочинение по кругу, обыгрывание ситуаций. | По плану работы клуба | Педагог-психолог |
Предполагаемый результат:
Реализация программы даст возможность
детям:
- легче адаптироваться в группе детей;
- создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения;
- повысить свою самооценку, статус в детском коллективе, снизить тревожность, агрессию;
- улучшить здоровье и качество жизни, отношения с окружающими;
- воспитать целеустремленность, чувство ответственности, умение устоять перед асоциальными проявлениями;
- будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе.
педагогам:
- улучшить психологический микроклимат в педагогическом коллективе;
- повысить самооценку педагогов, уверенность в себе и своих силах (профессиональных и личностных);
- сформировать начальные навыки рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний;
- повысить мотивацию педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития;
- обогатить знаниями, умениями, навыками для сохранения своего здоровья и овладение здоровьесберегающими технологиями при работе с собой, детьми и родителями;
- создать в педагогическом коллективе ситуации успеха, бесконфликтного поведения.
родителям:
- компетентность знаний в области профилактики жестокого обращения с детьми;
- повысить родительскую самооценку, уверенность, умение выражать свои чувства, эмоции и настроение словами;
- создать условия для активного участия в учебно-воспитательном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бодалев, А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика./ А.А. Бодалев - СПб, 2002. – 440с.
- Варга, А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей// «Вестник Психология»№4.- 1986.
- Воробьёва, К.Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине XIX начале XX// Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата педагогических наук ГОУ ВПО КГПУ им. К.Э.Циолковского на кафедре педагогики начального обучения./ К.Н. Воробьёва - М.,2007.
- Доронова,Т. НГлушкова., Г.В., Гризик Т. И. и др Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. / Т. Н. Доронова - М.: 2005. — 190с.
- Додокина, Н.В., Евдокимова Е.С.. Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. / Н.В. Додокина. - М.: 2007. – 144с.
- Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями./ Т.Н. Доронова– М.: 2002. – 120с.
- Демьянов, Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии./ Ю.Г. Демьянов – СПб, 1999. – 224с.
- Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. / Е. С. Евдокимова - М.: 2005. — 95с.
- Захаров, А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребёнка» / А.И Захаров - М., «Просвещение»,1986г.
- Зверева, О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста./ О.Л. Зверева – М., 2009. – 256с.
- Зверева, О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении./ О.Л. Зверева - М.: 2005 – 112с.
- Зверева, О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении. / О.Л. Зверева - М.: 2005 – 112с.
- Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. / О.А. Карабанова - М.: 2008. – 320с.
- Козлова, А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Методические рекомендации./ А.В. Козлова – М.: 2008. – 112с.
- Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, ратифицирована и вступила в силу 15.09.1990 г. // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
- Лютова, Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. / Е.К. Лютова. - СПб, 2008. – 190с.
- Лютова, Е.К., Монина Г.Б.Тренинг общения с ребёнком./ Е.К. Лютова. - СПб, 2008. – 176с.
- Меренков, А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. / А. В. Меренков. - Екатеринбург, 2005. — 143 с.
- Микляева, Н. В., Мишина Т. С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения. / Н. В. Микляева. - М.: 2005. — 76с.
- Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. / Н. В. Микляева - М.:2006. – 144с.
- Монина, Г. Б., Лютова- Робертс Е.К.Коммуникативный тренинг. / Г. Б. Монина - СПб., 2007. – 224с.
- Носова, Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад. / Г. Б. Монина - СПб,2009 – 80с.
- Павлов, И.В.Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия./ И.В. Павлов - СПб, 2008. – 87с.
- Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей. //Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1./ И.Г. Песталоцци - М.: 1981. с.61-213
- Роджерс, К. Эмпатия//Психология эмоций: Тексты./ К. Роджерс – М., 2002. – 672с.
- Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция./ И.А. Фурманов — Мн.: Ильин В.П., 1996. — 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Жестокое обращение с детьми. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) (памятка для педагогов)
Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...