Программа профилактики жестокого обращения с детьми «Право на детство»
рабочая программа

Лакман Елена Ивановна

Цели программы:

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.

Задачи программы:

1) защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2) раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

3) создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

4) осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОД НЯГАНЬ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

                                                                                   Утверждаю:

                                                                                  Директор МБОУ МО г. Нягань «СОШ№4»

                                                                         __________________  И.В. Гайнулова

                                                                             

                                                                                 приказ  №503 от 04.09.2017 года

                                                                                     

Программа

профилактики жестокого обращения с детьми

«Право на детство»

Срок реализации 3 года

 Возраст детей от 7 до 18 лет    

                                                                                    Составитель программы:  

                                                                            социальный педагог

                                                                                  Лакман Елена Ивановна

 

г. Нягань

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОД НЯГАНЬ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

                                                                          Утверждена:

                                                                             приказом № 503 от 04.09.2017 г.

                                                                                     

Программа

профилактики жестокого обращения с детьми

«Право на детство»

Срок реализации 3 года

 Возраст детей от 7 до 18 лет    

                                                                                    Составитель программы:  

                                                                            социальный педагог

                                                                                  Лакман Елена Ивановна

 

г. Нягань

 

 

ПРОГРАММА

     «Профилактика жестокого обращения с детьми «Право на детство»

Паспорт программы

1.Наименование программы

Программа МБОУ МО г. Нягань «СОШ №4» профилактики жестокого обращения с детьми «Право на детство»

2. Нормативная база

1)  Конституция Российской Федерации

2) Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»

3) Федеральный Закон РФ «Об образовании»

4) Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

3. Цель

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.

4. Задачи

Программа направлена на решение следующих задач:

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

-защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

-  создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

-  осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

- осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей.

5. Сроки реализации

2017-2019 учебный год

6. Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит

- повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия

- формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности;

- отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося.

- повысить правовой уровень родителей.

7. Разработчик программы

 Социальный педагог МБОУ МО г. Нягань «СОШ №4»

Пояснительная записка

За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает

постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению. Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости

имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок

пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье играет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Первое направление основывается на том, что значительная часть случаев насилия над детьми, по поводу которых граждане обращаются, являются преступлениями. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети,

перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми. Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы.

Цели программы:

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.

Задачи программы:

1) защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2) раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

3) создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

4) осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

5) осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей.

6)  обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

Принципы ненасилия над детьми в воспитании:

  1. Воспитывая детей, помогите им расти.
  2. Не судите и не поучайте.
  3. Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.
  4. Как стать своим и не нажить врагов.

Направления в работе школы по профилактике жестокого обращения с детьми:

  1. Право на жизнь - главное право человека.
  2. Насилие в семье.
  3. Насилие среди сверстников.
  4. Насилие на улице.
  5. Сексуальное насилие.
  6. Психологическое насилие.
  7. Физическое насилие.
  8. Эмоциональное насилие.

Участники программы:

- педагогический коллектив,

- родительский коллектив,

- ученический коллектив.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности;

- отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося.

Риски:

1. Отказ родителей от сотрудничества в вопросах психолого-педагогического сопровождения обучения школьника.

2. Недостаточная заинтересованность родителей в выполнении рекомендаций социально-психологической службы школы.

3.Отсутствие специалистов в школе, оказывающих лечебную помощь детям, имеющим психические и неврологические отклонения в здоровье.

Содержание программы

Программа содержит 4 блока:

- организационная работа

- диагностическая работа,

- профилактическая работа с обучающимися

- профилактическая работа с родителями

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положение детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантном поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Программу реализует администрация школы (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

1) Проведение тематических педагогических советов.

2) Планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми.

3) Составление социального паспорта класса, школы.

4) Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете ОДН.

5) Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявления обучающихся, не посещающих школу)

6) Выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностические работы:

1) Анкетирование учащихся с целью выявления жестокого обращения с детьми.

1) Проведение диагностических методик с целью изучения личности ученика.

2) Анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений.

3) Заполнение личной карточки учащегося

4) Посещение семей.

5) Работа с инспектором по делам несовершеннолетних, участковым инспектором.

6) Работа с участковым терапевтом.

7) Работа со специалистами из МБУ «Центр социальной помощи семье и детям»

Профилактическая работа со школьниками:

1) правовая просвещенность несовершеннолетних

2) индивидуальные профилактические беседы с учащимися

выявление причин отклонений в поведении;

беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, школьного врача, администрации школы с детьми

3) использование интерактивных методов воспитания

4) тренинговые упражнения для школьников

5) тренинговые занятия для подростков

6) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов подростков

7) вовлечение детей «группы риска»во внеурочную деятельность

вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки;

охват организационным отдыхом подростков в каникулярное время и в течение всего года;

оказание помощи в трудоустройстве в летний период

8) организация консультаций специалистами

9) оказание психологической помощи подростку

Профилактическая работа с родителями:

1) правовая просвещенность родителей;

2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный контроль;

3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств;

4) проведение родительского Всеобуча:

Тема

Содержание

По профилактике жестокого обращения в семье

Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего. Создание эмоционального поля во взаимоотношениях. Права и обязанности семьи. Причина детских суицидов

По профилактике правонарушений и преступлений

Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ. Права, обязанности и ответственность родителей и несовершеннолетнего

По профилактике взаимоотношений и налаживанию общения в семье и обществе

Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи. Пропаганда здорового образа жизни. Духовно-ценностные ориентации. Содержание жизнедеятельности

5) организация консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника;

6) организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения

Тематика классных родительских собраний:

Начальная школа:

  1. Эмоциональное неблагополучие детей
  2. Особенности воспитания и родительские отношения;
  3. Истоки домашнего воровства;
  4. Поощрение и наказание;
  5. Оказание помощи и защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  6. Детская ложь и её истоки.

Вторая ступень обучения:

  1. Психологические особенности детей подросткового возраста;
  2. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре;
  3. «Культура» речи современного подростка;
  4. Конфликты в семье и школе;
  5. Причины нарушения  в поведении детей
  6. Как предупредить насилие в семье
  7. Работа «Телефона доверия»
  8. Досуг подростков.

Третья ступень обучения:

  1. Психологические особенности раннего юношеского возраста;
  2. Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних;

Планируемые результаты:

№ блока

Планируемый результат

1 блок

Создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска».

Разработать план мероприятий, необходимых для профилактики жестокого обращения с детьми.

2 блок

Получение информации о состоянии здоровья учащихся.

Получение информации о внутрисемейных отношений.

Получение характеристики микроклимата семьи.

3 блок

Сформировать у ребенка жизненную позицию.

Сформировать у учащегося здоровый образ жизни.

Активизировать познавательные интересы у подростка.

Организация правового просвещения детей.

4 блок

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Организация правового просвещения родителей.

Построение духовно-нравственных отношений детей и взрослых.

Создание приоритетного родительского воспитания.

Мероприятия с педагогическим коллективом.

Педагогические советы:

1. «Как избежать насилия в школе и в семье»

2. «Духовно-нравственное становление личности. Профессиональная позиция педагога в отношении проблемы насилия в детской и подростковой среде».

Семинары классных руководителей по темам:

1. «Формирование у учащихся устойчивых нравственных   идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни учащихся».

Цель: совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащимися по формированию ЗОЖ.


  1. «Педагогика поддержки ребенка: взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся. Конструктивное партнерство школы и семьи. Совершенствование воспитательно-профилактической работы».


Цель: формирование у классных руководителей установки на применение технологий педагогики поддержки в работе с «трудными» детьми и детьми «группы риска».


  1. «Особенности психического состояния поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокость и насилие. Формы проявления психологического насилия»

  1. Отношения подростков с родителями: социально-ролевое взаимодействие.
  2. Работа «Телефона доверия»

План

работы  школы по профилактике жестокого обращения с детьми.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

Классные часы:

«Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба», «О насилии на стадии свиданий», «Взаимоотношения в семье», «О правилах поведения и безопасности на улице», «Учись быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями».

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР Классные руководители

2

Проведение психологической диагностики

Постоянно

Педагог психолог

3

Изучение курса «Ваши права» (1-4 классы)

В течение  учебного года

Классные руководители

4

Изучение «Конвенции о правах ребёнка», «Декларации прав ребенка»

В течение учебного года

Классные руководители

5

Анкетирование среди учащихся, родителей с целью выявления случаев жестокого обращения

По плану

Педагог-психолог

6

Посещение семей учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.

В течение учебного года

 Социальный педагог

Классные руководители

7

Организация встречи с участковыми инспекторами службы по делам несовершеннолетних.

1 раз в полгода

Социальный педагог

8

Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.

Постоянно

Педагог-психолог классные руководители

9

Сотрудничество с КДНиЗП, ПДН ОВД, службами опеки в работе с несовершеннолетними, молодежью по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности детей, правонарушений. Психодиагностика детей, находящихся под опекой

Постоянно

Заместитель директора по ВР

10

Сотрудничество с медицинскими работниками школы по защите детей от жестокого обращения.

Постоянно

Социальный педагог

Педагог психолог

Классные руководители

11

Проведение урока «Международный день детского телефона доверия»

Май

Классные руководители

12

Семинары для классных руководителей и педагогов – предметников

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, психолог

13

«Родительский всеобуч»:

- Как предупредить насилие в семье (см. приложение №5)

- Предотвращение конфликтных ситуаций в образовательной среде;

-Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних;

- Оказание помощи и защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- Работа «Телефона доверия»

В течение  учебного года

Зам. директора по ВР, психолог, социальный педагог

представители межведомственных структур( КДН, ОНД, опека)

14

Распространение памяток среди родителей «Службы помощи семье и детям», « Как выйти из конфликтной ситуации с детьми»

В течение  учебного года

Социальный педагог

Классные руководители

15

Размещение на стенде буклетов, памяток:

-«Воспитание детей без обид и унижений»

-Памятка для родителей «Как узнать, что это случилось?»

-Памятка «Телефон доверия»

-Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации с детьми»

-Буклет «Службы помощи семье и детям»

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

Педагог организатор

16

Организация комплексной систематической информационно-профилактической работы с привлечением специалистов учреждений здравоохранения и социально-психологических служб в отношении родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации

В течение года

Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

Педагог организатор

Приложения

Приложение 1

Нормативные документы для работы с детьми группы риска

Международный уровень

1. Конвенция о правах ребёнка (1989г.)

2. Декларация о правах человека и гражданина (1948г.)

Федеральный уровень

  • Конституция РФ от 12.12 1993г.
  • Федеральный закон от 24.07. 1998г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями от 03.12.2011г.)
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями, ред. от 07.02.2011г.).
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в РФ»
  • Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.07.1995г., от 24.11.1995г.
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях» от 18.07.1996г.№ 861
  • Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы» от 21.0З.2007г. №172 (с изменениями и дополнениями)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2011-2012 годах" от 5 мая 2011 г. № 47
  • Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 07.05.1999г. № 682/11-12
  • Письмо Министерства России от 27.06.2003 №28-51-513/16 « О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно –воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
  • Письмо МО РФ «О социальной поддержке детей-инвалидов» от 03.04.2000г. №14-52-246 ин/13.
  • Распоряжение Правительства РФ “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы” от 7 февраля 2011 г. № 163-р
  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки»
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761

Региональный уровень

  •  Закон ХМАО «О поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре» от 07.07.2004г. N245-оз.
  • Закон ХМАО «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО-Югре» от 02. 12.2005г. N2115-оз.
  • Закон ХМАО - Югры «О государственно - общественном управлении в сфере общего образования Ханты - Мансийского Автономного - Югры» от 16.10.2006г. N104-оз.
  • Закон Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

      «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» от 20.07.2007г. №114-оз

  • Закон Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «об уполномоченном по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (с изменениями)» от 09.06.2009г. №85-оз
  • Закон ХМАО-Югры «О мерах по реализации положение ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» в ХМАО-Югре» от 10.07.2009г. №109-оз.
  • Закон Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 10.07.2009г. №109-оз
  • Закон Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Об административных правонарушениях» от 11.06.2010г. №102-оз

Правительство ХМАО-Югры:

  • Постановление Думы Ханты-Мансийского АО - Югры "О Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений в Закон ХМАО - Югры "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по предоставлению и обеспечению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ХМАО - Югре" от 15 февраля 2008 г. N 2509
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О внесении изменений в постановление Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры от 24 декабря 2007 года № 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»» от 06 марта 2008 года № 49-п
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О порядке организации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры органам опеки и попечительства деятельности по выявлению к учёту детей, права и законные интересы которых нарушены» от 2.09.2009г. № 232-п
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных вопросов в сферах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (с изменениями) от 27.01.2010г. № 22-п
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на 2011-2015 годы (с изменениями)» от 9.10.2010г. № 247 -п
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О порядке компенсации расходов на проезд детей из многодетных семей к месту отдыха, оздоровления и обратно и порядке выделения путёвок в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление, детям коренных малочисленных народов Севера» от 14.04.2011г. № 120-п
  • Постановление Правительства ХМАО-Югры «О порядке организации на территории ХМАО - Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены» от 2 сентября 2009 г № 232-п
  • Постановление Правительства ХМАО - Югры «Об утверждении порядка обучения детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной про грамме на дому» от 06.05.2006г. N2100-п.
  • Постановление губернатора ХМАО «О положении о комиссиях по делам несовершеннолетних, защите их прав ХМАО» от 17.11.1998г. № 481.
  • -Приложение к постановлению губернатора ХМАО-Югры «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, защите их прав ХМАО».
  • Приказ ДОиН «Об исполнении Постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве ХМАО - Югры от 17.08.2006г. №11 «О защите прав и законных интересов детей-инвалидов в ХМАО - Югре» от 26.10.2006г. №1248.
  • Распоряжение Правительства  Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «О комплексе мер по организации отдыха и оздоровление детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012г (2013г)» от 16.12.2011г. № 720-рп
  • Разъяснение ДОиН «По вопросам поступления и обучения социально незащищенных граждан» (приложение) от 07.06.2006г. № 3251.

Приложение 2

Рекомендации

 для всех участников образовательного процесса

по работе с обучающимися по преодолению насилия в школе:

1.     Включить в план работы с классным коллективом беседы на этические темы, в том числе и обзор материалов в периодической печати на нравственные темы.

2.     Планировать анализ художественных фильмов и прочитанных книг.

3.     Проводить сюжетно-ролевые игры с учащимися.

4.    Составить и обсудить «Правила учащихся», « Кодекс чести ученика» и памятки поведения учащихся в школе и в общественных местах.

5.     Активнее вовлекать учащихся в школьное самоуправление. Активизировать деятельность штаба дисциплины и порядка.

6.     Учителям и родителям, старшеклассникам наблюдать за школьниками младших классов с целью предотвращения актов насилия, оказания помощи жертвам насилия и применения наказания по отношению к нарушителям дисциплины и порядка.

7.     Пресс-центру школы рекомендовать освещать в школьной газете проблемы насилия в школе.

8.     Сделать в классах или в коридорах школы стенды «Советы и назидания великих», где бы помещались афоризмы, крылатые слова классиков мировой культуры о поступках, манерах поведения, о достоинствах и недостатках человека.

9. Выносить вопросы педагогики ненасилия и воспитания милосердия на заседания МО классных руководителей.

10. Всегда и везде пресекать проявления разных видов насилия с любой стороны. Никогда не забывать о педагогической этике.

Приложение 3

Памятка для родителей:

  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
  • Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

Приложение 4

Памятка учащемуся

ДОРОГОЙ ДРУГ!

 Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!

Обязанности человека делятся на 4 рода:

  • обязанности перед самим собой,
  • перед семьёй,
  • перед государством,
  • перед другими людьми вообще. (Гегель)

1.     Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый поступок, каждое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется , и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2.     Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3.     Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.

4.     Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5.     Не будь равнодушен к злу… Борись против обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.

Список литературы

  1. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Уч изд для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, для студ. высш. учеб. заведений./ Н.К. Асанова  - М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. - 512 с.
  2. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2005. – 301 с.
  3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций:  Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.// Ю.В. Василькова,  Т.А. Василькова- М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 440 с.
  4. Волкова Е.Н. Защита детей от жестокого обращения/под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2007. – 256с.
  5. Галагузовой М.А, Мардахаева Л.В. Методика и технологии работы социального педагога/под ред. М.А Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: «Академия», 2002 – 192с.
  6. Егоров А. Ю., Иванов О. В., Игумнов С. А. Нейропсихологические паттерны суицидального поведения // Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. С. – 436с.
  7. Ефремов В. С. Основы суицидологи/ В. С. Ефремов - СПб.: «Издательство «Диалект», 2004.-480 с.
  8. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации./ Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова - СПб.: Речь, 2005.- 230 с.
  9. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология откланяющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., испр.// Е. В. Змановская - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288 с.
  10. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

       (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

  1. Кречетникова А. В., Зинова Е. Ю., Нарыгин А. А. и др Психолого-педагогическая и социальная помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: методические рекомендации / сост.: А. В. Кречетникова, Е. Ю. Зинова, А. А. Нарыгин и др.–Ханты-Мансийск:Принт-Класс,2010.–242с.
  2. Ладыкова О.В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.// О.В. Ладыкова– М., 2004.
  3. Мардахаеев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. / Л. В. Мардахаеев — М.: Гардарики, 2005 г. — 269 с.
  4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. // Р.В. Овчарова– М.: «Сфера», 2001. – 480с.

Интернет-источники:

  1. http://www.rfdeti.ru/files/1296588517_gord.pdf 

  2. http://www.rusmedserv.com/psychsex/sexvictim.shtml

  3. festival.1september.ru
  4. 86sch-al.edusite.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.  Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях....

Программа профилактики жестокого обращения с детьми "Жизнь без насилия"

Жестокое обращение с ребенком – это все формы эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к фактическому у...

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми

Программапрофилактики жестокого обращения с детьми   Цель программы: Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.Формирование у детей адекватных представлений о прав...

"Детство без жестокости" программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними

Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде. ...

Программа "Профилактика жестокого обращения с детьми"

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1. Теоретические основы программы……………………………………………………………………………………….2 2. Цель и задачи программы …………………………………………………………………………………………………7 3. Основные направления  работ...

программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»,

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...