Программа профессионального самоопределения
рабочая программа по психологии на тему
Программа позволяет помочь подросткам сформировать жизненные планы, связанные с профессиональной деятельностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_pso_17_ch.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Обоснование необходимости программы
Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.
Рабочая программа составлена на основе программы Резапкиной Г. В., «Я и моя профессия»: Программы профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
∙ что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
∙ что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
∙ что он может (возможности и способности),
∙ что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Обучающимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система профориентации в образовательном учреждении
Цель программы:
∙ Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии;
2. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений;
Развивающие задачи:
1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
2. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний.
Организация занятий по программе “Мой выбор” опирается на использование следующих важных принципов:
• свободного выражения своего мнения;
• взаимоуважения;
• доверительности;
• обратной связи;
• безоценочности
Продолжительность курса: 17 часов (9 класс).
Периодичность занятий: 1 час в неделю в течение 1-го полугодия.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся.
По результатам курса девятиклассники должны овладеть:
• знаниями о значении профессионального самоопределения;
• правилами выбора профессии;
• знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;
• понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
• понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
• значение творческого потенциала человека, карьеры;
• требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
• понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
Обучающиеся должны уметь:
• находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
• объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
• ставить цели и планировать действия для их достижения;
• использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
• анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности);
• пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Методы и средства организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся:
1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).
2. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками. Контрольные письменные работы выполняются в форме тестирования.
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Средства, с помощью которых осуществляется изучения курса психологии: тесты, мультимедийные презентации, развивающие задания, обучающие фильмы.
Содержание программы:
Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала обучающиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, тестовых методик.
По желанию обучающихся ими могут быть выполнены реферативные, проектные и исследовательские работы по отдельным темам курса.
Тема I. Что я знаю о своих возможностях (5 часов). Содержание занятий. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность. Диагностические методики: опросник Айзенка, «Тип мышления», «Тест интеллектуального потенциала», опросник Басса-Дарки. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Тема II. Что я знаю о профессиях (4 часа). Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Практическая работа: составление формул профессий. Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов. Диагностические методики: ДДО, «Профессиональная пригодность и здоровье», «Профиль».
Тема III. Способности и профессиональная пригодность (4 часа). Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы. Определение своего профессионального типа личности. Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда, «Социальный интеллект». Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Тема IY. Планирование профессиональной карьеры (4 часа). Система профессионального образования в РФ и возможности приобретения профессии в Москве. Профессии, которые востребованы на современном рынке труда. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии. Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии; упражнение «Резюме». Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов.
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Профессиональное самоопределение. Мой выбор»
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
I. Что я знаю о своих возможностях | 5 | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | Сент. |
2 | Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. | 1 | Сент. |
3 | Чувства и эмоции. Стресс и тревожность. | 1 | Сент. |
4 | Определения типа мышления. | 1 | Сент. |
5 | Внимание и память. Уровень внутренней свободы. | 1 | Окт. |
II. Что я знаю о профессиях | 4 | ||
6 | Классификации профессий. Признаки профессии. Определение типа будущей профессии. | 1 | Окт. |
7 | Профессия, специальность, должность. Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | Окт. |
8 | Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. | 1 | Окт. |
9 | Профессия и здоровье. | 1 | Нояб. |
III. Способности и профессиональная пригодность. | 4 | ||
10 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. | 1 | Нояб. |
11 | Способности к интеллектуальным видам деятельности и профессиям социального типа. | 1 | Нояб. |
12 | Способности к офисной и предпринимательской деятельности. | 1 | Нояб. |
13 | Артистические способности. Уровни профессиональной пригодности. | 1 | Дек. |
IY. Планирование профессиональной карьеры | 4 | ||
14 | Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. | 1 | Дек. |
15 | Современный рынок труда. Пути получения профессии. | 1 | Дек. |
16 | Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. | 1 | Дек. |
17 | Обобщающий урок. | 1 | Дек. |
Всего | 17 |
Список литературы:
1. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
2. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.
3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.
4. Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005
Для обучающихся (дополнительно):
1. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005.
2. Резапкина Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2005.
Электронные ресурсы:
http://metodkabi.net.ru/index.php?id=1#ur Методический кабинет профориентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольная программа "Профессиональное самоопределение учащихся"
Планирование работы школы...
Воспитательная программа “Профессиональное самоопределение воспитанников”.
Ведущие цели программы:1. Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии;2.Создание условий личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии;3....
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Участие в Региональном конкурсе...
Программа "Профессиональное самоопределение"
Программа ПСО на год...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...
Программа "Профессиональное самоопределение обучающихся 8-9-х классов в условиях ГБОУ"
Программа "Профессиональное самоопределение обучающихся 8-9 классов в условиях ГБОУ" может использоваться во внеурочной деятельности психологом, социальным педагогом или классным руков...
Рабочая программа Профессионального самоопределения «В мире профессий»
Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на обучающихся 10-ого класса основной школы, их профессиональное определение после окончания средней школы.Главна...