Занятие с подростками "Радуга эмоций"
план-конспект занятия по психологии (6, 7 класс) на тему

Курбатова Юлия Николаевна

Тренинг самопознания и развития эмоциональной сферы, распознавание и выражение эмоций, самораскрытие, познание мира эмоций, своего и других, обращение к телесному опыту, раскрытие связи эмоциональных состояний и физических проявлений и ощущений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_emotsiy.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  «РАДУГА ЭМОЦИЙ» (7 КЛАСС)

Цели занятия:

Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации) и формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека.

Создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.

Необходимые материалы:

    Листок и ручка на каждого;

Карточки для игры «Угадай эмоцию» (два варианта);

     Мячик или мягкая игрушка;

Цветные карандаши и лист А4 на каждого.

Приветствие. Рукопожатия «по-братски».

Разогрев, разбиение по парам. Найдите того, у кого с вами одинаковый цвет глаз.

«Интервью». Ребята делятся на пары, по очереди становясь «журналистом» и «звездой». «Журналист» берет интервью у «звезды» по плану (на доске). 

По окончании обоих интервью ребята по очереди представляют одноклассникам свою «звезду».

Как зовут звезду?

Какое самое яркое воспоминание звезды о прошедшем лете? Какими цветами нарисовала бы картину об этом?

Что звезда думает о чувствах подростков?

Обсуждение. Как мы можем узнать, какие чувства испытывает человек? Вывод: по его жестам, позе, мимике, интонациями и т.д.

Упражнение «Угадай эмоцию».

На первом этапе ребята по очереди вытаскивают карточки с заданиями, на которых написано название чувства. Нужно как-то объяснить содержание карточки одноклассникам, используя жесты, мимику и интонации.

Прежде чем выкрикивать свое предположение, неводящие должны записать его в тетради, а после обсуждения правильного ответа отмечать точность своей оценки:

№ задания

Мое предположение

                  Результат

Затем задание усложняется. На карточках написано не только название чувства, но и способ его демонстрации (например: радость – выражение лица, отвращение – интонация, удивление – жесты и т.д.). Необходимо показать заданную эмоцию четко в соответствии с инструкцией (в случае задания типа «эмоция – интонация» с заданной интонацией произносится стереотипная фраза «В лесу родилась елочка»). Остальные должны догадаться, какая эмоция изображается. Результаты фиксируются «наблюдателями» аналогично.

Рефлексия.

Насколько хорошо я распознаю эмоции?

По каким признакам мне проще понять состояние другого человека, по ка-ким сложнее?

Радость

Обида

Презрение

Гнев

Стыд

Тревога

Страх

Зависть

Скука

Удивление

Печаль

Интерес

Раздражение

Отвращение

Восторг

Радость - рука

Обида - лицо

Презрение – нос

Гнев – лицо

Стыд - ноги

Тревога – походка

Страх – поза

Зависть – брови и глаза

Скука – рот

Удивление – рот

Печаль – плечи

Интерес – глаза

Снятие усталости. Встаньте в круг, передавайте друг другу мяч, называя имя того, к кому попадает мяч, и цвет настроения, которое вызывает у вас этот человек.

Обсуждение. Если есть вопросы друг к другу, можно их задать.

Упражнение «Фантом».  

На листах ребята рисуют контурное изображение человека. Можно попробовать изобразить в нем собственные состояния «радость», «стыд», «страх», «печаль», «удивление» и т.д. Для этого нужно подобрать карандаш соответствующего эмоции цвета и заштриховать им ее «локализацию». Каждый рисует столько человечков, сколько успеет за отведенное время (примерно «локализовать» 5-6 эмоций).

Работа в кругу. 

А сумеем ли мы расшифровать нарисованное?

Каждый показывает своих человечков, называет цвет и эмоцию и дает словесное описание – как вы это ощущаете.

«Броуновское движение»: Все ходят по комнате с закрытыми глазами, важно не столкнуться. Теперь все ходят с закрытыми глазами, издавая звуки, например, жужжание. Что чувствовали?

Работа с притчей.


Как можно узнать, какие эмоции испытываешь ты сам? Себя «со стороны» рассмотреть удается не всегда. Выясняется, что по собственным телесным ощущениям («засосало пол ложечкой», «задрожали коленки», «разгорелись уши» и т.д.). В качестве иллюстрации можно привести притчу «Легкое лечение»:

Племянник одного правителя тяжело заболел. Все врачи страны уже потеряли надежду на его излечение. Никакие лекарства не помогали. Поскольку врачи ничего не могли сделать, то правитель согласился, чтобы больного осмотрел Авиценна, которому тогда было всего 16 лет. Когда Авиценна вошел во дворец, все были поражены его смелостью, так как он решился помочь больному несмотря на то, что все мудрецы страны признали свое бессилие. Авиценна увидел больного, худого бледного юношу, распростертого на ложе. На вопросы юноша не отвечал, а его родственники объяснили, что он уже некоторое время не произносит ни слова. Авиценна исследовал его пульс и долго держал его руку. Наконец, он задумчиво поднял голову и сказал: «Этот молодой человек нуждается в особом лечении. Мне нужен тот, для кого этот город родной, кто хорошо знает все его улицы и переулки, все дома и всех людей, живущих в них».

Все были удивлены и спрашивали: «Что общего может иметь лечение больного с улочками нашего города?» Но, несмотря на свои сомнения, они повиновались желанию Авиценны и послали за человеком, который, как было известно, знал город как свои пять пальцев. Авиценна попросил его: «Назови мне все кварталы города». При этом его рука была на пульсе больного. Когда был упомянут определенный квартал, Авиценна почувствовал, что пульс вдруг участился. Тогда он попросил перечислить все улицы этого квартала, до тех пор, пока пульс больного снова не ускорился при произнесении названия одной из улиц. Затем Авиценна попросил называть все переулки, расположенные вокруг этой улицы. Человек называл все переулки один за другим, пока вдруг название одного малоизвестного переулка не вызвало учащение пульса у больного. Довольный этим, Авиценна велел: «Приведите ко мне человека, который может назвать все дома в этом переулке и их жителей». Его Авиценна попросил перечислять все дома, и пульс больного указал на тот, который был нужен. Когда человек стал перечислять живущих в этом доме людей, то упомянул имя одной девушки. Сердце больного немедленно начало колотиться.

Наблюдательный Авиценна произнес: «Очень хорошо, вес ясно. Мне теперь известна болезнь юноши, и его очень легко вылечить». Он встал и сказал присутствующим, которые смотрели на него в изумлении: «Этот юноша страдает от любви, в этом причина его недуга. Он влюблен в девушку, чье имя вы только что услышали. Идите, найдите ее и добейтесь, чтобы она стала его невестой». Больной, который слушал слова Авиценны с большим вниманием и волнением, покраснел от смущения и спрятался под одеяло. Правитель объявил девушку невестой племянника, и юноша выздоровел в течение часа.

 «Словарь чувств». Перекидывая друг другу мяч, называть какую-нибудь эмоцию, повторять нельзя. Я записываю на доске. Пауза 5 сек – выбывает из игры. Играем до победителя.

Работа со «Словарем». Теперь подростку нужно списать с доски эти эмоции тем цветом, с которым ассоциируется то или иное чувство; подчеркнуть в своих «словарях» те эмоции, которые испытывались им когда-либо в жизни, одной чертой; те эмоции, которые они испытывают часто – двумя чертами. Затем они перечеркивают крестом те эмоции, которые им бы не хотелось испытывать никогда.

Обсуждение. Какие чувства не нравятся? Почему?

Снятие усталости. «Моргалочки»: Сидят в кругу, у одного нет стула. Все должны моргая найти партнера, с кем поменяются местами, а тот, кто без стула, должен увидеть и занять один из стульев первым.

Завершающий круг: Что порадовало? Что огорчило?

Прощание. Салют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями»

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями», который включает занятия «Мир эмоций», «Многообразие чувств и эмоций», «Тайны мозга и эмоции», «Учимся упр...

Конспект занятия: "Отрицательные эмоции. Сравнительная характеристика эмоций".

Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. Тема: "Отрицательные эмоции: злость, обида, гнев. Сравнительная характеристика эмоций"....

план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»

Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро...

Методическая разработка по коррекции эмоций "Эмоции и наше поведение"

У детей, страдающих ДЦП, недостатаочно сформирована эмоццинально-волевая сфера. Желания этих детей не соответствуют их возможностям. А это ведет к незрелости формирования навыков межличностного общени...

Эмоции и чувства. О пользе и вреде эмоций.

Занятие педагога-психолога с учениками 7 класса в условиях дистанционного обучения....

Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциями Самопознание и развитие личности

Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциямиСамопознание и развитие личности 1.Самосознание и самопознание2.Роль самооценки в формировании   личности3.Самоисповедь как средство познания...

Презентация к занятию по коррекции эмоций "Эмоции и наше поведение"

Презентация к коррекционно-развивающему занятию по коррекции эмоционально-волевой сферы  обучающихся "Эмоции и наше поведение"....