Взаимосвязь логопеда и психолога при коррекции нарушений речи у учащихся младших классов
консультация по психологии на тему

Материал будет полезен педагогам-психологам для выступления на совещании учителей-логопедов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь логопеда и психолога при коррекции нарушений речи у учащихся младших классов.»

        Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективности владения которыми обучение затруднено или просто невозможно.  Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление.

        Ещё Л.С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть не существует речевых расстройств, при которых, благодаря наличию межсистемных связей, не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

        В случае с детьми, имеющими нарушения речи, к вышесказанному можно добавить и другие причины: состояние ЦНС, наследственный фактор, функциональная ассиметрия мозга (переучивание леворукости на праворукость), особенности речевого онтогенеза, психические травмы. Исследования указывают на тесную взаимосвязь трудностей письма у младших школьников с несформированностью невербальных форм психических процессов. Так, одной из составляющих формирования навыка письма является оптико-пространственное восприятие.

        По мнению многих специалистов, нет ни одного вида деятельности детей, на которое не влияла бы пространственная ориентировка, в которой участвует как правое, так и левое полушарие. Базисные, рано формирующиеся функции зависят по преимуществу от работы правого полушария. Это зрительно-моторные координации, способность соотнести движение с вертикалью и горизонталью, объединить части и запомнить их расположение. Левое полушарие решает более сложные задачи, связанные с тонким анализом и речевым опосредованием. Оно анализирует детали, части и не так успешно в их объединении.

 Для формирования этих навыков мною успешно используется программа  коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста, которая разработана на основе учебно-методического комплекта «Посмотри внимательно на мир», автор Шевлякова И.Н.  и программа «Навигатор», в основу которой положены идеи  Н.Я. и М.М. Семаго.

         Перечислю основные умственные операции, на развитие которых направлена работа по этим программам:

1. Представление в умственном плане реального мира и взаимоотношений, логических связей между предметами этого мира.

2. Словесное обозначение пространственных координат, необходимых для ориентации в окружающем мире (владение предлогами «сверху», «снизу», «слева" и т.д. и предложными конструкциями).

3. Освоение грамматических конструкций, смысл которых определяется окончаниями слов, например: «Отец сына".

4. Понимание и освоение способов расстановки слов в предложении: «Платье задело весло" и "Весло задело платье".

5. Овладение грамматическими конструкциями, отражающими течение событий во времени: «Зима перед весной..."

6. Понимание смысла фразы при несовпадении реального хода вещей и порядка слов в предложении. Например: «Я позавтракал после того, как прочел газету».

Полноценное развитие всех перечисленных выше умений обусловлено сохранностью и совместной работой нескольких анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического, вестибулярного. В коре головного мозга есть так называемые третичные зоны, отвечающие за взаимодействие нескольких анализаторов — зоны "Пересечения», «перекрытия» первичных зон коры, определяющих работу отдельных органов чувств. Поэтому, в частности, дети с логопедическими проблемами, как правило, имеют трудности и в зрительном восприятии пространства, проблемы в развитии крупной и мелкой моторики, процессов мышления и т.д.

Пример упражнений, используемых на занятиях:

  1. Наложенные фигуры Попельрейтера.

Стандартизированный рисунок со схематическим изображением контуров животных, наложенных друг на друга. Учащемуся демонстрируется картинка: «Посмотри внимательно и перечисли, что здесь нарисовано». После того как ребенок узнает и назовет какое-либо животное, следует попросить: «Покажи его: обведи фигуру по контуру».

  1. Разрезные фигуры (картинки).

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В качестве материала используются разрезные картинки, изображающие предметы или животных. Одна из оптико-пространственных задач, которую должен решить ребенок. — по деталям опознать предмет и. опираясь на мысленный образ, собрать картинку. Если ребенок может спонтанно решить задачу, узнав предмет и практически сразу, целенаправленно собрав части в целое, — мы можем говорить о хорошем уровне наглядно-образного мышления.

  1. Графический диктант.

Развивается умения переключаться с одного элемента на другой, а также сохранять в памяти заданную программу.

  1. Нарисуй  фигуру по контуру.

Развивается умение анализировать части предмета и воспроизведение целого по отдельным частям. Также развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

  1. Упражнение «Муха».

Развитие зрительного анализатора, ориентировки на листе бумаги, способности запомнить программу действия.

        Из всего сказанного можно сделать вывод: недостаточная сформированность ВПФ, являющихся психологической базой речи, отрицательно влияет на качество письма и чтения и на учебный процесс в целом. При отсутствии коррекции, направленной на становление ВПФ, развитие учащихся идет медленными темпами, снижается их работоспособность и самоконтроль за выполняемыми действиями, что приводит неизбежно к увеличению количества ошибок, как в устной, так и в письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов в школе VIII вида

Дипломная работа на "отлично.  хорошая практическая помощь учителям начальных классов коррекционной школы VIII вида, практикующим логопедам,родителям, имеющих детей с нарушением письменной речи"...

Индивидуальная программа «Коррекция нарушений звукопроизношения» у учащихся 1 класса (с ротацизмом)

В школы хлынули потоки детей с различными речевыми нарушениями, которые должны были скорректированы в дошкольном возрасте. Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требова...

Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов как средство адаптации к основной школе

Научно теоретическим основанием исследования являются положения А.А.Леонтьева о том, что на начальных этапах овладения речью слово, совпадая со «взрослым» словом по отнесённости к данному конкре...

Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов как средство адаптации к основной школе

Научно теоретическим основанием исследования являются положения А.А.Леонтьева о том, что на начальных этапах овладения речью слово, совпадая со «взрослым» словом по отнесённости к данному конкре...

Мониторинг результативности работы по коррекции нарушений речи у учащихся школы VIII вида.

Мониторинг - это процесс систематического или непрерывного сбора информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, оценки динамики развития или выработки стратегии д...

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ    Начало школьной ...