Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ с нарушением внимания.
методическая разработка по психологии на тему
Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ с нарушением внимания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ с нарушением внимания.
На основе изученной литературы для коррекции развития внимания была разработана программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ, у которого нарушено внимание.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ имеющими нарушение внимания. Жалобы на недостаток внимания и усидчивости у них составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Поскольку постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей.
Без достаточной сформированности этой психологической функции процесс обучения младших школьников с ОВЗ практически невозможен. На уроке учитель привлекает учеников к учебному материалу, удерживает его внимание, переключая с одного предмета на другой. Для детей с нарушениями интеллекта внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, трудном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут.
Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.
При работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания.
Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ с нарушением внимания предназначена для учащихся 1-4 классов коррекционной школы.
Цель программы: развитие основных свойств внимания у младшего школьника с ОВЗ.
Программа рассчитана на 10 занятий при частоте встреч по 15-20 мин каждое.
Занятия проводятся педагогом-психологом.
Форма работы - индивидуальная.
Основным видом упражнений являются игровые упражнения, которые направлены на:
- Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений –игровые упражнения на основе корректурных заданий, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения.
- Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Игровые упражнения, которые основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постоянно увеличивается.
- Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий.
- Развитие навыка переключения внимания. Выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.
Основные задачи программы:
-коррекция распределения и устойчивости внимания;
-коррекция концентрации и объема внимания;
Основные методы, используемые во время занятий:
-словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
-наглядные: наблюдение, иллюстрация;
-практические: игры-упражнения.
Программа коррекционно-развивающей работы основывается на ряде дидактических принципов коррекционной школы:
-воспитывающая и развивающая направленность обучения;
-научность и доступность;
-системность и последовательность;
-принцип наглядности;
-связь обучения с жизнью;
-сознательность и активность учащихся;
-индивидуальный и дифференцированный подходы.
Структура занятия представляется следующим образом:
1.Начало работы.
2.Разминка.
3.Работа по теме
4.Разминка
5.Завершение
Эффективность освоения программы выражается в повышении уровня развития основных свойств внимания.
По завершении курса занятий у учащихся должны произойти следующие изменения:
-повыситься устойчивость и концентрация внимания;
-повыситься объем и распределение внимания;
Помимо этого по завершении курса занятий учащиеся должны научиться:
-планировать действия контроля;
-действовать в соответствии с намеченным планом.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
Цель: Установление контакта с учеником, создание доверительной атмосферы, доверительных отношений.
№ | Время | Этап | Содержание | Задача | Материал | Примечание |
1 | 2 | Начало работы | Знакомство | Создание дружелюбного настроя, атмосферы доверия и взаимопонимания | ||
2 | 5 | Разминка | «В магазине зеркал» | Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности | Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик | |
3 | 10 | Работа по теме | Выкладывание узора из мозаики по образцу | Увеличение объема и концентрации внимания | Образец, мозаика | |
4 | 5 | Разминка | «Съедобное-несъедобное» | Разрядка, создание позитивных эмоций | Мел, мяч | |
5 | 3 | Завершение | «Цветодиагностика» | Определение эмоционального состояния ребенка | Цветные карандаши, лист бумаги |
Занятие 2.
Цель: Коррекция объема и устойчивости внимания.
№ | Время | Этап | Содержание | Задача | Материал | Примечание |
1 | 4 | Начало работы | «В магазине зеркал» | Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности | Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик | |
2 | 5 | Разминка | «Найди игрушку» | Увеличение устойчивости и объема внимания. | Игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате | |
3 | 10 | Работа по теме | «Витрина магазина» | Увеличение объема внимания | Рисунок с изображением витрины магазина | |
4 | 3 | Разминка | «Живое-неживое» | Разрядка, создание позитивных эмоций | ||
5 | 3 | Завершение | «Цветодиагностика» | Определение эмоционального состояния | Цветные карандаши, лист бумаги |
Занятие 3.
Цель: Коррекция концентрации и объема внимания.
№ | Время | Этап | Содержание | Задача | Материал | Примечание |
1 | 4 | Начало работы | «В магазине зеркал» | Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности | Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик | |
2 | 5 | Разминка | «Что перепутал художник?» | Увеличение объема и концентрации внимания. | Игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате | |
3 | 10 | Работа по теме | «Нанизывание бусинок» | Увеличение объема и концентрации внимания | Образец для нанизывания бус, бусинки, соответствующие образцу | |
4 | 3 | Разминка | «Горячо-холодно» | Разрядка, создание позитивных эмоций | Игрушка, заранее спрятанная в комнате | |
5 | 3 | Завершение | «Цветодиагностика» | Определение эмоционального состояния | Цветные карандаши, лист бумаги |
Занятие 4.
Цель: Коррекция объема внимания.
№ | Время | Этап | Содержание | Задача | Материал | Примечание |
1 | 4 | Начало работы | «В магазине зеркал» | Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности | Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик | |
2 | 5 | Разминка | «Найди тень» | Развитие наблюдательности | Рисунок с отбрасываемой предметом тенью | |
3 | 10 | Работа по теме | «Исключение лишнего» | Увеличение объема внимания | Картинка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных | |
4 | 3 | Разминка | «Кто летает?» | Разрядка, создание позитивных эмоций | Список названий предметов | |
5 | 3 | Завершение | «Мое настроение» | Определение эмоционального состояния | Цветные карандаши, лист бумаги |
Занятие 5.
Цель: Коррекция объема внимания.
№ | Время | Этап | Содержание | Задача | Материал | Примечание |
1 | 4 | Начало работы | «В магазине зеркал» | Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности | Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик | |
2 | 5 | Разминка | «Сравни, назови, сосчитай» | Развитие наблюдательности | Рисунок рыбы в аквариуме | |
3 | 10 | Работа по теме | «Срисовывание по клеточкам (1 уровень сложности)» | Увеличение объема внимания | Чистый лист бумаги в крупную клетку, образец для рисования, карандаши | Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. Используется цветной карандаш |
4 | 3 | Разминка | «Светофор» | Разрядка, создание позитивных эмоций | ||
5 | 3 | Завершение | «Мое настроение» | Определение эмоционального состояния | Цветные карандаши, лист бумаги |
Занятие 6.
Цель: Коррекция объема внимания.
№ | Время | Этап | Содержание | Задача | Материал | Примечание |
1 | 4 | Начало работы | «В магазине зеркал» | Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности | Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик | |
2 | 5 | Разминка | «Кто внимательнее?» | Развитие наблюдательности | Картинки с изображением разного количества звезд | |
3 | 10 | Работа по теме | «Срисовывание по клеточкам (2 уровень сложности)» | Увеличение объема внимания | Чистый лист бумаги в крупную клетку, образец для рисования, карандаши | Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. Используется цветной карандаш |
4 | 3 | Разминка | «Кто летает?» | Разрядка, создание позитивных эмоций | ||
5 | 3 | Завершение | «Мое настроение» | Определение эмоционального состояния | Цветные карандаши, лист бумаги |
Занятие 7.
Цель: Коррекция распределения и устойчивости внимания.
№ | Время | Этап | Содержание | Задача | Материал | Примечание |
1 | 4 | Начало работы | «В магазине зеркал» | Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности | Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик | |
2 | 5 | Разминка | «Построй дорожку» | Увеличение устойчивости внимания | Таблица с различным расположением геометрических фигур по строкам, фишки | Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием то ведущий помогает ему |
3 | 10 | Работа по теме | «Найди отличия» | Научить распределять внимание | Карточка с изображением двух картинок, имеющих отличия | |
4 | 3 | Разминка | «Живое-неживое» | Разрядка, создание позитивных эмоций | ||
5 | 3 | Завершение | «Мое настроение» | Определение эмоционального состояния | Цветные карандаши, лист бумаги |
Занятие 8.
Цель: Коррекция распределения и устойчивости внимания.
№ | Время | Этап | Содержание | Задача | Материал | Примечание |
1 | 4 | Начало работы | «В магазине зеркал» | Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности | Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик | |
2 | 5 | Разминка | «Найди героев передачи» | Развитие наблюдательности и распределения внимания | Карточки с изображением героев детской передачи (Хрюши, Степашки, Фили), замаскированных в рисунке, карандаш | |
3 | 10 | Работа по теме | «Смешанный лес» | Увеличение устойчивости и распределения внимания | Рисунок с изображением замаскированных деревьев | |
4 | 3 | Разминка | «Кто летает?» | Разрядка, создание позитивных эмоций | ||
5 | 3 | Завершение | «Мое настроение» | Определение эмоционального состояния | Цветные карандаши, лист бумаги |
Занятие 9.
Цель: Коррекция устойчивости внимания.
№ | Время | Этап | Содержание | Задача | Материал | Примечание |
1 | 4 | Начало работы | «В магазине зеркал» | Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности | Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик | |
2 | 5 | Разминка | «Корова Маня и ее хозяйка» | Увеличение устойчивости внимания | Рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш | |
3 | 10 | Работа по теме | «Рассыпавшееся слово» | Увеличение устойчивости внимания | ||
4 | 3 | Разминка | «Изобрази зверюшку» | Разрядка, создание позитивных эмоций | ||
5 | 3 | Завершение | «Мое настроение» | Определение эмоционального состояния | Цветные карандаши, лист бумаги |
Занятие 10.
Цель: Коррекция распределения и устойчивости внимания.
№ | Время | Этап | Содержание | Задача | Материал | Примечание |
1 | 4 | Начало работы | «В магазине зеркал» | Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности | Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик | |
2 | 5 | Разминка | «Кого испугался охотник?» | Увеличение устойчивости внимания | Рисунок с изображением леса, зверей и охотника | |
3 | 10 | Работа по теме | «Строители» | Научить распределять внимание | Бланк с 4 рисунками, один из которых-образец, а 3 остальные отличаются от образца недостающими деталями, простой карандаш | |
4 | 3 | Разминка | «Съедобное-несъедобное» | Разрядка, создание позитивных эмоций | Мел, мяч | |
5 | 3 | Завершение | «Мое настроение, дом счастья, прощание» | Определение эмоционального состояния | Цветные карандаши, лист бумаги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста...
Программа коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах «Я – человек…»
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах, для предотвращения тревожности в обучени...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Сенсорное развитие»
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)«Сенсорное развитие»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...