Возрастные особенности старших школьников
материал (10, 11 класс)
Сообщение содержит описание возрастных особенностей учащихся старшего звена школы. Перечислены симптомы возможного кризиса этого возраста, актуальные потребности подростка и противоречия в развитии личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Возрастные особенности старших школьников | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности учащихся старших школьников.
Основными особенностями этого возраста можно считать следующие: сконцентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом.
Этот возраст - это второй виток развития Я, но уже как эгоизм. То есть Я направлено не внутрь, а наружу. Формирование личного Я принимает социальный характер - кто Я в обществе? Происходит переосмысление своего места в обществе, своего значения, своей позиции, своих возможностей, идентификация себя с социумом. Позиция "Я - главный" меняется на позицию "Что Я значу".
Основную причину столь бурных проявлений одни психологи видят в том, что взрослые не меняют своего поведения в ответ на появление у подростков стремления к новым формам взаимоотношений с родителями и учителями.
Симптомами возможного кризиса этого возраста являются:
1. Снижение продуктивности в учебе (а также способности заниматься ею) даже в тех сферах, где подросток одаренный.
2. Негативизм. Подросток как бы отталкивается от окружающей среды, склонен к ссорам и самоизоляции.
Но, поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер.
1. Негативизм ярко выражен во всех сферах жизни. Продолжается это от нескольких недель до случаев, когда подросток надолго самоизолируется от семьи, является чрезмерно возбудимым, или наоборот, равнодушным. Подобные болезненные и острые проявления негативизма наблюдаются у 20% подростков.
2. Примерно 60% подростков проявляют негативизм лишь в отдельных жизненных ситуациях, прежде всего как реакцию на негативное влияние среды (семейные конфликты, гнетущая атмосфера в школе)
3. У 20% подростков негативизм в поведении вообще не проявляется. Подросток пытается занять место взрослого в системе реальных отношений между людьми, поэтому для него и мужество, и смелость, и одежда важны прежде всего, в связи с этой социальной позицией.
Центральное место в жизни подростка занимает общение с товарищами, которое приобретает такой ценности, что нередко оттесняет на второй план и обучение, а также отношения с родными, что и играет важную роль в развитии личности. К дружеским отношениям предъявляются особые требования: взаимная открытость и понимание, равенство, отзывчивость, способность сопереживать, умение хранить тайны. Невыполнение предписаний взрослого, пренебрежение обязанностями, протест - все это ничто иное, как борьба подростка за изменение существующего типа отношений.
Они требуют уважения к собственной личности и человеческого достоинства, доверия и самостоятельности, существенно ограничивают права взрослого и расширяют свои собственные. Характер общения со взрослыми существенно влияет на особенности самооценки подростков. Этот возраст характеризуется эмоциональной нестабильностью и импульсивностью поведения. Подростки часто сначала действуют, а потом думают о последствиях, хотя осознают при этом, что следовало бы поступить наоборот.
Итак, среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: - потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса и др.
Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков.
Первое противоречие - между исключительной сконцентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.
Второе противоречие - между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.
Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей.
Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми.
Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание № 1 «Возрастные особенности старшего подросткового возраста»
Данное родительское собрание проводилось в начале 2013-2014 учебного года. Родителям было рассказано о возрастных особенностях детей 14-15 лет. В конце собрания им были даны практические рекомендации....
Родительское собрание Тема: Возрастные особенности старших подростков (8-9 классы)
Родительское собраниеТема: Возрастные особенности старших подростков (8-9 классы)...
Возрастные особенности старшего школьника
Психология ранней юности...
Возрастные особенности старших подростков (13-15 лет)
Старший подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва», сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход ...
Закономерности возрастного развития старших школьников
Теоретический обзор возрастных особенностей детей старшего школьного возраста может быть полезен как педагогам, так и родителям...