Кто такой подросток?
консультация по психологии на тему

Вартеваньян Маргарита Альбертовна

Закономености возрастного развития в подростковый период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takoy_podrostok.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Кто такой подросток?

От отрока к подростку (11-15 лет). Подростковый возраст называют переходным возрастом потому, что в течении этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.

Ведущая деятельностьпереход от учебной деятельности к общению.

Ребенок, в подростковом возрасте, стремится занять высокий групповой статус.

Поэтому учитель должен опираться на это характерное для подростка эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в групповой работе.

Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто «уходит» из школы, разумеется чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.

Девиз развития: движение в сторону индивидуальности.

Основная задача развития: помощь в индивидуализации собственного лица.

У ребенка в этот период

1. Развивается личностная сфера.

2. Все действия направленны на познание системы отношений в разных жизненных ситуациях:

  • дом,
  • школа,
  • двор...( подростки стремятся к разнообразным формам общения).

4. Расширяется сфера деятельности.

5. Идет борьба за первенство, у детей есть желание самоутвердиться, поднять свой престиж в глазах сверстников.

6. В учебной деятельности: увеличивается объем информации и ее значимость.

7. Качественно изменяется мотивация учения.

8. Подросток в учебной деятельности в значительной мере руководствуется мотивами социального порядка: желанием выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство.

В хорошей успеваемости он видит не только проявление личного достоинства, но и общественной значимости своей личности, т.е. стремится и к общественной оценке, и к личному самоутверждению.

9. Смысл учебной деятельности для подростка в самообразовании и самосовершенствовании.

10. Осуществление социально признаваемой и социально одобряемой деятельности соответствует основным психологическим требованиям подросткового возраста, когда дети, прежде всего, стремятся к разнообразным формам общения. Построение у подростков развитой системы общения служит основой формирования у них сознательного отношения к другим людям, к окружающему. При этом развитая система общения — это то непременное условие, при котором их сознательность обнаруживается в виде определенного качества личности.

11. Постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные ранее (в младшем школьном возрасте) формы и методы обучения. Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у учащегося скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремиться теперь излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, закона, определения..).

12. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и  логические противоречия в суждениях. Подросток умеет оперировать гипотезами, решать интеллектуальные задачи. Развиваются такие мыслительные операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. Сталкиваясь с новыми задачами, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждой из них. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир.

Основные психические новообразования возраста:

  • Чувство взрослости
  • Потребность в самоутверждении
  • Самооценка
  • Подчинение нормам коллективной жизни

Чувство взрослости

Это отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Ребенку важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле взрослого человека.

Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он замечает, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, например своих родителей, а порой и отдельных учителей. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убеждению, что они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствие этому их реальных возможностей.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах.

Чувство взрослости проявляется прежде всего, в желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

Чувство взрослости проявляется в  стремлении подростков к самостоятельности и известной независимости, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей (это касается вопросов внешности, учебы, отношений с ровесниками). Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, и в наличии собственных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых.

Отрицательные проявления:

подростки склонны сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитета, игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей, учителей.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодежная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, стремиться экспериментировать со своей внешностью. К таким экспериментам взрослые должны относиться снисходительно.

Надо иметь в виду: Чувство взрослости – это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаимоотношения с подростком надо постепенно и разумно перестраивать, признавать их права на относительно большую независимость и самостоятельность.

Потребность в самоутверждении (кто я есть в этом мире, где мое место).

Самоутверждение – это стремление ребенка к признанию значимости своей личности, личностно утверждающее поведение.

Ребенок в поиске он стремится обрести себя как личность через познание себя (эксперименты, новые образы).

Самооценка

Ребенок научается оценивать себя, свои возможности, качества, свое место среди других людей.

На становление самооценки влияет школьная оценка учителем учебной работы ребенка.

Для развития у детей адекватной самооценки необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно  оценивать работу учеников (не просто поставить оценку, а дать соответствующие пояснения), не только обучить их единым принципам оценки, но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

Подчинение нормам коллективной жизни

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания:

нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении.

Если раньше ребенок действовал либо по непосредственному указанию старших (учителей и родителей), либо под влиянием случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.

В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будит складываться его личность.

Моральные понятия и убеждения формируются у подростка стихийно, вне правильного идейного руководства, под влиянием неверно понятых фактов, книг, кинофильмов, самостоятельного анализа поведения взрослых, могут быть ошибочными, незрелыми или искаженными и носить характер не только заблуждений, чуждых моральных принципов.

Итак, подросток – еще не взрослый, но уже и не ребенок это требует нового отношения к нему, удовлетворения его интуитивного чувства взрослости. Доверие и уважение, поручение больших социально значимых дел, вовлечение в производительную деятельность, удовлетворение романтических устремлений – таковы основные средства взаимодействия с подростком.

Подготовила психолог: Вартеваньян М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...