Доклад по теме: «Психологическая безопасность образовательной среды».
методическая разработка по психологии
Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для организации комфортной и безопасной среды для обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_psiholog_bezopasnost_dlya_semnara.docx | 76.17 КБ |
psihologicheskaya_bezopasnost_obrazovatelnoy_sredy.ppt | 395.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: «Психологическая безопасность образовательной среды»
Цель: повышение уровня психологической компетенции у участников образовательного процесса, сохранение и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной для формирования личности.
Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности.
В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность учителей (педагогов), учащихся и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды - как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.
Характеристики психологической безопасности образовательной среды:
• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
• укрепление психического здоровья;
• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз.
Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Референтность [от лат. referens — сообщающий] — один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности с другим человеком или группой лиц.
Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Образовательные учреждения, представляют собой социальный институт общества, который обеспечивает создание системы психологической безопасности.
Образовательная среда является частью социальной, жизненной среды человека. Доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.
Психологическая безопасность образовательной среды образовательного учреждения есть сложное структурное образование, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности.
Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса.
Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Существует несколько форм психологического насилия, это:
- 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация (искажение) основных нужд и потребностей ребёнка);
- 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);
- 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.
Психологическое неблагополучие – это внутренний дискомфорт, ощущение себя несчастным, ущербным, беспомощным, одиноким, брошенным, изгоем; это состояние, при котором человек отвергает себя, окружающих, или весь мир. Имея такие негативные качества и способности, человек нередко направляет накопившиеся недовольство, агрессию на себя (аутоагрессия) или на виновника своих несчастий.
Взрослый, умудренный жизненным опытом, человек способен не вступать в борьбу со своей внутренней природой, осознать свои слабые стороны и принять их, сделать акцент на сильных сторонах.
А по отношению к ребенку психологическое насилие может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.
Боязнь насилия — один из наиболее часто встречающихся страхов и опасений у детей, подростков и их родителей, что может служить причиной школьных неврозов, дезадаптации, повышенной тревожности и негативного отношения к среде в образовательном учреждении. Психологическое насилие может быть весьма разрушительным.
Психологические последствия насилия сказываются на всех уровнях функционирования личности и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и проецируются в будущее, т.е. причину того или иного заболевания нужно искать в прошлом, провоцируют определенные штампы поведения (вплоть до суицидов).
Участники образовательной среды образовательных учреждений и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. Можно выделить следующие угрозы психологической безопасности образовательной среды:
1. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения
Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы образовательного учреждения, стремится «покинуть» его.
2. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении. Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.
3. Психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Психологическое насилие - физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания.
Следствие: получение ребенком психологической травмы.
4. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения
Следствие: профессиональная деформация; угроза психическому здоровью.
5. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении.
Следствие: неэффективность психологического сопровождения участников образовательного пространства; угроза психическому и физическому здоровью.
Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности.
Условия организации безопасной образовательной среды в учебном заведении следующие:
- отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития;
- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
- удовлетворение основных потребностей в личностно – доверительном общении;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, педагогов-психологов, управленцев, родителей;
- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса
Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса.
Такая психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов.
Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, в частности психологического неблагополучия детей и подростков, должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями.
Развитие личности обучающегося, успешность учебно - воспитательного процесса происходит в условиях психологического комфорта безопасности образовательной среды образовательного учреждения.
В Доме Детского Творчества созданы организационно-педагогические условия для развития социальной компетентности и позитивной социализации воспитанника. Психолого-педагогический консилиум является структурой диагностико - коррекционного типа – необходимым звеном в процессе социально-психологического сопровождения. Его деятельность направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением негативных процессов, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество воспитанников Дома Детского Творчества
В течение всего учебного года с педагогическим коллективом и обучающимися Дома Детского Творчества ведется работа по созданию комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, педагогов и родителей. Ключевыми мероприятиями данного направления психологической службы являются: проведение тренинговых занятий с обучающимися; диагностическая работа с обучающимися, педагогами и родителями, ориентированная на выявление уровня степени выраженности отношения по шкалам: «психологическая комфортность», психологическая удовлетворенность», «психологическая безопасность».
Данные диагностики «Удовлетворённость родителей деятельностью учреждения» свидетельствуют о высоком уровне удовлетворённости родителей деятельностью объединений и учреждения в целом.
В диагностике принимали участие родители из 26 творческих объединений города и района, что составляет 61,9 % (примерно 80 % родителей в каждом объединении).
Результаты тестирования:
- высокий уровень удовлетворённости: 21 объединение (87,5%) ,
- средний уровень удовлетворенности: 3 объединения (12,5%),
- низкий уровень удовлетворенности: отсутствует.
Сравнительные результаты диагностики за три последних года
Учебный год | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
Уровень удовлетворённости по 4-х бальной шкале | 3,3 | 3,3 | 3,4 |
Результат диагностики «Уровень комфортности пребывания детей в учебном заведении» показал: что у 87,9% обучающихся в МКОУ ДОД «ДДТ» высокий уровень комфортности пребывания в образовательном учреждении. 12,1% - со средним уровнем комфортности. 0% - с низким уровнем комфортности в образовательном учреждении.
Таким образом, проведённая диагностика показала, что уровень комфортности пребывания воспитанников в «ДДТ» - высокий.
По результату тестирования «Выявление мотивации успеха у обучающихся» выявлена позитивная мотивация на успех. При такой мотивации обучающийся, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Дети уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны.
На основе проведенной работы были составлены аналитические справки и методические рекомендации по дальнейшему сопровождению участников образовательного процесса.
Профилактика нарушений психологического здоровья детей и подростков, с целью, которой является создание условий для переживания жизненных трудностей и восстановление душевного равновесия, преодоления внутренних конфликтов и противоречий во взаимоотношениях, проводилась в рамках работы тренинга.
Большую роль в социальном творчестве молодых играет деятельность районной школьной организации «РСМ», объединяющей 100 старшеклассников от 14 до 18 лет. Цель организации – вовлечение старшеклассников в общественно активную социальную деятельность.
Успех Дома Детского Творчества – это результат сотрудничества воспитанников, родителей и педагогов. Сегодня здесь занимаются более 1800 детей и подростков. Количество стабильно и составляет 25 % от количества всех учащихся Братского района.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности проводимой работы всеми участниками образовательного пространства (педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования и администрацией). Деятельность специалистов в данном направлении имеет положительный результат, что проявляется в благоприятном психологическом климате как в педагогическом, так и в детском коллективе.
Образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего поколения, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными.
Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников.
Если бы Вы поняли, как сильны Ваши мысли, Вы бы никогда не думали негативно!
Спасибо за внимание!
Доклад подготовил:
педагог – психолог МКОУ ДОД «ДДТ» Т.В. Гарькуша
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «психологическая безопасность» Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Психологическая безопасность образовательной среды В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность учителей, учащихся и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды - как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.
Референтность [от лат. referens — сообщающий] — один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности с другим человеком или группой лиц. Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательные учреждения , представляют собой социальный институт общества, который обеспечивает создание системы психологической безопасности
Психологическое сопровождение Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса.
Формы психологического насилия 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребёнка); 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания); 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)
Угрозы психологической безопасности образовательного пространства 1. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы детского сада или школы, стремится «покинуть» школу
Угрозы психологической безопасности образовательного пространства 2 . Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.
Угрозы психологической безопасности образовательного пространства 3. Психологическое насилие в процессе взаимодействия Психологическое насилие - физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия. Следствие – получение ребенком психологической травмы
Угрозы психологической безопасности образовательного пространства 4. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью
Угрозы психологической безопасности образовательного пространства 5. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении Следствие – неэффективность психологического сопровождения участников образовательного пространства ; угроза психическому и физическому здоровью
Психологическая безопасность Модель психологической безопасности образовательного пространства включает: 1. защищенность от психологического насилия; 2. референтная значимость окружения; 3. удовлетворенность в личностно - доверительном общении; 4. система психологической помощи и сопровождения субъектов образовательной среды
Дом Детского Творчества ведет работу по созданию комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся и педагогов. Ключевыми мероприятиями данного направления являются: проведение тренинговых занятий с обучающимися; диагностическая работа с обучающимися, педагогами и родителями (используемые методики: тест «Мотивация успеха и боязнь неудачи», авт. А.А. Реан; анкета «Мотивы посещения»; анкета «Уровень комфортности при посещении объединений МКОУ ДОД «ДДТ», рисуночный тест «Школа зверей» (авт. Т.А. Нежнова); анкета для родителей «Удовлетворены ли вы работой объединения, которое посещает ваш ребенок», авт. П.В. Степанов), ориентированная на выявление уровня степени выраженности отношения по шкалам: «психологическая комфортность», психологическая удовлетворенность», «психологическая безопасность».
Диагностика «Удовлетворённость родителей деятельностью учреждения» свидетельствуют о высоком уровне удовлетворённости родителей деятельностью объединений и учреждения в целом. В диагностике принимали участие родители из 26 творческих объединений города и района, что составляет 61,9 % (примерно 80 % родителей в каждом объединении). Результаты тестирования: - высокий уровень удовлетворённости: 21 объединение (87,5%) , - средний уровень удовлетворенности: 3 объединения (12,5%), - низкий уровень удовлетворенности: отсутствует.
Учебный год 2012-2013 2013-2014 2014-2015 Уровень удовлетворённости по 4-х бальной шкале 3,3 3,3 3,4 Сравнительные результаты диагностики за три последних года
Результат диагностики «Уровень комфортности пребывания детей в учебном заведении» показал: 87,9% обучающихся высокий уровень; 12,1% - обучающихся средний уровень; 0% - с низким уровнем комфортности. Таким образом, проведённая диагностика показала, что уровень комфортности пребывания воспитанников в «ДДТ» - высокий. По результату тестирования «Выявление мотивации успеха у обучающихся» выявлена позитивная мотивация на успех
Образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего поколения, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников.
Если бы Вы поняли, как сильны Ваши мысли, Вы бы никогда не думали негативно! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Психологическая безопасность образовательной среды"
Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между су...
"Социальная и психологическая безопасность образовательной среды"
Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодеж...
«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»
Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...
Психологическая безопасность образовательной среды
Психологическая безопасность образовательной среды- одно из самых важных условий для успешного учебного процесса....
Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения
Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности...
Психологическая безопасность образовательной среды
Методические материалы отражают понятие и критерии оценки психологически безопасной образовтаельной среды, дают характеристику последствий при нарушении психологичсекой безопасности ребенка, предлагаю...
Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»
Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»...