Психологическая безопасность образовательной среды
методическая разработка по психологии на тему

Лукьянова Алена Владимировна

Психологическая безопасность образовательной среды- одно из самых важных условий для успешного учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование психологической безопасности образовательной среды ГБОУ ресурсной школы № 717 (4).

Выполнила педагог-психолог:

 Лукьянова А.В.

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Характеристики психологической безопасности образовательной среды:

• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;

• укрепление психического здоровья;

• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;

• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Цель: оценка состояния психологической безопасности образовательной среды в ОУ

Задачи:

1. изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, учащихся и их родителей состояния её психологической безопасности;

2. выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья учащихся и учителей путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний;

Средства достижения поставленных задач:

- анкетирование;

Объекты изучения:

- ученик;

-педагог;

-родители.

Дата проведения исследования: 9.12.2016 г.

Для исследования была использована анкета-опросник для педагога, родителей и ученика «Психологическая безопасность образовательной среды организации».

Анализ результатов исследования показал, что для педагога характерно позитивное отношение к школе (100%) и, соответственно, высокий уровень отношения к образовательной среде школы. Также выявлено, что в позитивном отношении педагогов школы превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Эти данные представлены в таблице №1.

Как видно из таблицы, эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения педагога к образовательной среде школы преобладает над поведенческим, что может свидетельствовать о том, что данному педагогу по отношению к своей работе больше свойственно постоянное совершенствование и развитие их профессионального мастерства и способностей. Почти всегда работа вызывает у него хорошее настроение.

Следующим этапом анализа методики является определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды.

Для педагога характерна удовлетворенность в большой степени:

• взаимоотношениями с педагогами и специалистами,

• взаимоотношениями с обучающимися,

•возможность высказать свою точку зрения,

•сохранение личного достоинства,

• возможность проявлять инициативу, активность.

Таблица № 1. Отношение педагога к образовательной среде.

Компоненты отношения к образовательной среде школы

 Ответы педагога (%)

Эмоциональный

100%

Когнитивный

100%

Поведенческий

90%

Когнитивный и эмоциональный

100%

Эмоциональный и поведенческий

100%

Все три компонента

90%

Эмоциональный

100%

В большей степени педагога удовлетворен следующими показателями, представленными в таблице 2: 

Степень удовлетворенности педагога  характеристиками образовательной среды

Характеристика школьной среды

Степень удовлетворенности педагога (%)

1

2

3

4

5

Совсем нет

В

небольшой степени

средне

В

большой степени

В очень большой степени

Взаимоотношения с педагогами и специалистами

100 %

Взаимоотношения с обучающимися

100 %

Возможность высказать свою точку зрения

100 %

Уважительное к себе

100 %

Сохранение личного достоинства

100 %

Возможность обратиться за помощью

100 %

Возможность проявлять инициативу, активность

100 %

Учет личных проблем и затруднений

100 %

Таким образом, мы видим высокую степень удовлетворенности педагогом важнейшими характеристиками школьной образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.

Следующий этап анализа - оценка уровня увлекательности работы для педагогов школы.

Педагог отмечает, что считает свою работу увлекательной. (Таблица 3)

Степень увлекательности работы для педагога образовательного учреждения.

Степень увлекательности

Процент

В очень большой степени

В большой степени

100%

 

 

Заключительный этап анализа исследования - это оценка степени защищенности педагога по их самоанализу.

Так, полностью защищенными по отношению к ученикам, коллегам и администрации чувствует себя  педагог по следующим показателям:

• От публичного унижения/ от оскорбления

• От угроз

• От принуждения делать что либо против желания

• От игнорирования

• От недоброжелательного отношения

 Дальнейший анализ результатов исследования опросника ученика показал, что для ребенка характерно позитивное отношение к школе (100%) и, также, высокий уровень отношения к образовательной среде школы. Также выявлено, что в отношение к школе превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Эти данные представлены в таблице №1.

Как видно из таблицы, эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения ученика к образовательной среде школы равно соотносится с поведенческим, что может свидетельствовать о том, что  положительное отношение к школе у данного испытуемого по всем компонентам.

Определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды показывает  удовлетворенность в следующих параметрах :

• взаимоотношениями с учителями,

• взаимоотношениями с учениками,

•возможность высказать свою точку зрения, и обратиться за помощью,

•уважительное отоношение к себе,

• возможность проявлять инициативу, активность.

Таблица № 1. Отношение ученика к образовательной среде.

Компоненты отношения к образовательной среде школы

 Ответы ученика (%)

Эмоциональный

100%

Когнитивный

100%

Поведенческий

100%

Когнитивный и эмоциональный

100%

Эмоциональный и поведенческий

100%

Все три компонента

100%

Эмоциональный

100%

Данный ученик удовлетворен следующими показателями, представленными в таблице 2: 

Степень удовлетворенности ребенка характеристиками образовательной среды

Характеристика школьной среды

Степень удовлетворенности ученика (%)

1

2

3

4

5

Совсем нет

В

небольшой степени

средне

В

большой степени

В очень большой степени

Взаимоотношения сучителями

100 %

Взаимоотношения с учениками

100 %

Возможность обратиться за помощью

100 %

Уважительное отношение к себе

100 %

Возможность проявлять инициативу, активность

100 %

Очевидна очень высокая степень удовлетворенности  важнейшими характеристиками школьной образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.

 Таблица 3.

Степень увлекательности работы для обучающегося образовательного учреждения.

Степень увлекательности

Процент

В очень большой степени

100%

В большой степени

 

 

Еще одним важным моментом является показатель    защищенности  ученика по показателям.

• От публичного унижения/ от оскорбления

• От угроз

• От принуждения делать что либо против желания

• От игнорирования

• От недоброжелательного отношения , в большей степени, что может предполагать некоторый психологический дискомфорт ( в общение со сверстниками)

Следующим этапом исследования  является опросник  для родителя. Его ответы показали, что  считает обученеи и воспитание в данной организации на высоком уровне. Преобладает позитивное отношение к школе (100%) и, соответственно, высокий уровень отношения к образовательной среде школы. Также выявлено, что в позитивном отношении к школе превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

 

Эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения  к образовательной среде школы преобладает над поведенческим, что может свидетельствовать о том, позитивном отношением  родителя по  к школе  и ответов «нравится» больше, чем «не нравится». И это всегда  вызывает  хорошее настроение.

Определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды.

Для родителя характерна удовлетворенность в большой степени:

• взаимоотношениями с учителями,

• взаимоотношениями с учениками,

•уважительное отношение к себе,

•возможность обратиться за помощью

• учет личных проблем и затруднений.

Таблица № 1. Отношение родителей к образовательной среде.

Компоненты отношения к образовательной среде школы

 Ответы родителя (%)

Эмоциональный

100%

Когнитивный

100%

Поведенческий

100%

Когнитивный и эмоциональный

100%

Эмоциональный и поведенческий

100%

Все три компонента

100%

Эмоциональный

100%

В большей степени педагога удовлетворен следующими показателями, представленными в таблице 2: 

Степень удовлетворенности педагогов характеристиками образовательной среды

Характеристика школьной среды

Степень удовлетворенности педагога (%)

1

2

3

4

5

Совсем нет

В

небольшой степени

средне

В

большой степени

В очень большой степени

Взаимоотношения с педагогами и специалистами

100 %

Взаимоотношения с обучающимися

100 %

Возможность высказать свою точку зрения

100 %

Уважительное к себе

100 %

Сохранение личного достоинства

100 %

Возможность обратиться за помощью

100 %

Возможность проявлять инициативу, активность

100 %

Учет личных проблем и затруднений

100 %

Таким образом, мы видим высокую степень удовлетворенности педагогом важнейшими характеристиками школьной образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.

Следующий этап анализа - оценка уровня увлекательности работы для педагогов школы.

Педагог отмечает, что считает свою работу увлекательной. (Таблица 3)

Степень увлекательности работы для педагогов образовательного учреждения.

Степень увлекательности

Процент

В очень большой степени

В большой степени

100%

 

 

Заключительный этап анализа исследования - это оценка степени защищенности педагогов по их самоанализу.

Так, полностью защищенными по отношению к  образовательной среде чувствует себя родитель в 90%  из 100% по следующим показателям:

• От публичного унижения/ от оскорбления , скорее, да, чем нет а в остальном полностью чувство защищенности и комфорта:

• От угроз

• От принуждения делать что либо против желания

• От игнорирования

• От недоброжелательного отношения

Таким образом, анализируя вышеуказанные полученные результаты по всем показателям образовательную среду ГБОУ школы № 717 (4) можно считать психологически безопасной и комфортной для работающих в ней педагога, ученика и его родителя



Предварительный просмотр:

 «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ»,

Опросник состоит из трех частей (текст опросника приведен в приложении):

  1. Отношение к образовательной среде организации.
  2. Значимые характеристики образовательной среды организации и удовлетворенность ими.
  3. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.

Приложение 1

Текст опросника для педагога

Уважаемый коллега!

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды вашей образовательной организации

Выберите один из вариантов ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните. 

  1. Как Вы думаете, требует ли работа в Вашей школе постоянного совершенствования Вашего мастерства?

 Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

  1. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует работу, которая очень не нравится; «9» - работу, которая очень нравится. Оцените свою работу от 1 до 9.

 1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1 – 2 года) перейти на другое место работы?

Да         Не могу сказать             Нет

  1. Помогает ли Ваша работа развитию Ваших способностей?

 Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

  1. Если бы представилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность и связать профессиональное развитие с ней?

Да                       Не могу сказать                   Нет

  1. Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?

 

Обычно

плохое

Чаще плохое, чем хорошее

Не влияет

Чаще хорошее, чем плохое

Обычно хорошее

  1. Из перечисленных ниже характеристик образовательной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристики по 5-балльное системе.

 Характеристики школьной среды

В какой степени Вы удовлетворены каждой

из выбранных Вами характеристик

Совсем нет

В небольшой степени

Средне

В большой степени

В очень большой степени

1

2

3

4

5

1. Взаимоотношения с педагогами и специалистами

 

 

 

 

 

2. Взаимоотношения с обучающимися

 

 

 

 

 

3. Возможность высказать свою точку зрения

 

 

 

 

 

4. Уважительное отношение к себе

 

 

 

 

 

5. Сохранение личного достоинства

 

 

 

 

 

6. Возможность обратиться за помощью

 

 

 

 

 

7. Возможность проявлять инициативу, активность

 

 

 

 

 

8. Учет личных проблем и затруднений

 

 

 

 

 

  1. Считаете ли Вы свою работу интересной, увлекательной?

 Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

  1. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в образовательной организации от:

 

Полностью не защищен

Скорее не защищен, чем защищен

Как сказать

Скорее защищен, чем не защищен

Полностью защищен

1

2

3

4

5

1. Публичного унижения/оскорблений:

а) обучающимися (воспитанниками)

 

 

 

 

 

б) коллегами

 

 

 

 

 

в) администрацией

 

 

 

 

 

2. Угроз:

а) обучающихся (воспитанников)

 

 

 

 

 

б) коллег

 

 

 

 

 

в) администрации

 

 

 

 

 

3. Принуждения делать что-либо против Вашего желания:

а) обучающимися (воспитанниками)

 

 

 

 

 

б) коллегами

 

 

 

 

 

в) администрацией

 

 

 

 

 

4. Игнорирования:

а) обучающимися (воспитанниками)

 

 

 

 

 

б) коллегами

 

 

 

 

 

в) администрацией

 

 

 

 

 

5. Недоброжелательного отношения:

а) обучающихся (воспитанников)

 

 

 

 

 

б) коллег

 

 

 

 

 

в) администрации

 

 

 

 

 

  1. Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете, вернулись бы Вы на свое место работы?

Нет                               Не знаю                              Да

  1. Каждый коллектив, хотя он и состоит из разных людей, имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какое из них лучше всего характеризует особенности коллектива, в котором Вы работаете.
  1. Работать нужно так, как работают в нашем коллективе.
  2. Работать нужно лучше, чем работают в нашем коллективе.
  3. Меня мало волнует, как работают в нашем коллективе.

Несколько вопросов о Вас самих:

Ваш пол: мужской         женский

Ваш возраст (полных лет): _________

Педагогический стаж работы в ОО: _________

Приложение 2

Текст опросника для обучающегося (воспитанника)

Уважаемый ученик!

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы.

Исследование проводится анонимно.

Попросите ученика выбрать один из вариантов ответа, наиболее соответствующий его мнению, отметьте ответ знаком «+» или подчеркните.

  1. Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей образовательной организации постоянного совершенствования Ваших возможностей?

 Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

  1. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует школу, которая очень не нравится; «9» - школу, которая очень нравится. Оцените свою школу от 1 до 9.

 1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Если бы переехали в другой район города, стали бы ездить на учебу в свою образовательную организацию?

Нет                                 Не знаю                              Да

  1. Считаете ли Вы, что обучение в образовательной организации помогает развитию:

 а) интеллектуальных способностей

 Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

б) жизненных умений и навыков

 Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

  1. Если бы пришлось выбирать из всех образовательных организаций района, выбрали бы Вы свою?

Да                        Не могу сказать                              Нет

  1. Какое настроение чаще всего бывает у Вас в период пребывания в образовательной организации?

 Обычно   плохое

Чаще плохое, чем хорошее

Не влияет

Чаще хорошее, чем плохое

Обычно хорошее

  1. Из перечисленных ниже характеристик образовательной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристики по 5-балльное системе.

 Характеристики школьной среды

В какой степени Вы удовлетворены каждой

из выбранных Вами характеристик

Совсем нет

В небольшой степени

Средне

В большой степени

В очень большой степени

1

2

3

4

5

1. Взаимоотношения с учителями

 

 

 

 

 

2. Взаимоотношения с учениками

 

 

 

 

 

3. Возможность высказать свою точку зрения

 

 

 

 

 

4. Уважительное отношение к себе

 

 

 

 

 

5. Сохранение личного достоинства

 

 

 

 

 

6. Возможность обратиться за помощью

 

 

 

 

 

7. Возможность проявлять инициативу, активность

 

 

 

 

 

8. Учет личных проблем и затруднений

 

 

 

 

 

  1. Считаете ли Вы свое обучение в образовательной организации интересным?

 Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

  1. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в образовательной организации от:

 

Полностью не защищен

Скорее не защищен, чем защищен

Как сказать

Скорее защищен, чем не защищен

Полностью защищен

1

2

3

4

5

1. Публичного унижения/оскорблений:

а) одноклассниками

 

 

 

 

 

б) педагогами

 

 

 

 

 

2. Угроз:

а) одноклассников

 

 

 

 

 

б) педагогами

 

 

 

 

 

3. Принуждения делать что-либо против Вашего желания:

а) одноклассниками

 

 

 

 

 

б) педагогами

 

 

 

 

 

4. Игнорирования:

а) одноклассниками

 

 

 

 

 

б) педагогами

 

 

 

 

 

5. Недоброжелательного отношения:

а) одноклассников

 

 

 

 

 

б) педагогами

 

 

 

 

 

  1. Предположим, что по каким-то причинам Вы долго не могли посещать образовательную организацию, вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы?

Нет                                 Не знаю                              Да

Несколько вопросов о Вас самих:

Ваш пол: мужской             женский

Ваш возраст (полных лет): ___________


Приложение 3

По возможности проведите работу с родителями, опросив их по тексту опросника

Текст опросника для родителя

Уважаемый родитель!

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды образовательной организации

Исследование проводится анонимно.

Выберите один из вариантов ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.

  1. Считаете ли Вы, что обучение ребенка в данной школе помогает развитию его интеллектуальных способностей и жизненных умений?

 Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

  1. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, отправили бы Вы ребенка в свою?

Нет                                 Не знаю                              Да

 

  1. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует школу, которая очень не нравится; «9» - школу, которая очень нравится. Оцените школу, где учится Ваш ребенок.

 1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Каждая школа имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какое из них лучше всего характеризует стиль Вашей школы.
  1. Обучать и воспитывать нужно так, как это делают в нашей ОО.
  2. Обучать и воспитывать нужно лучше, чем это делают в нашей ОО.
  3. Меня не очень волнует, как обучают и воспитывают в нашей ОО.
  1. Какое настроение бывает у Вас, когда Вы посещаете ОО, где учится Ваш ребенок?

 Обычно   плохое

Чаще плохое, чем хорошее

Не влияет

Чаще хорошее, чем плохое

Обычно хорошее

  1. Если бы Вы переехали в другой район, стали бы Вы продолжать обучать ребенка в данной ОО?

Нет                                 Не знаю                              Да

  1. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристики по 5-балльное системе.

 Характеристики школьной среды

В какой степени Вы удовлетворены каждой

из выбранных Вами характеристик

Совсем нет

В небольшой степени

Средне

В большой степени

В очень большой степени

1

2

3

4

5

1. Взаимоотношения с учителями

 

 

 

 

 

2. Взаимоотношения с учениками

 

 

 

 

 

3. Возможность высказать свою точку зрения

 

 

 

 

 

4. Уважительное отношение к себе

 

 

 

 

 

5. Сохранение личного достоинства

 

 

 

 

 

6. Возможность обратиться за помощью

 

 

 

 

 

7. Возможность проявлять инициативу, активность

 

 

 

 

 

8. Учет личных проблем и затруднений

 

 

 

 

 

  1. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в ОО от:

  

Полностью не защищен

Скорее не защищен, чем защищен

Как сказать

Скорее защищен, чем не защищен

Полностью защищен

1

2

3

4

5

1. Публичного унижения/оскорблений:

а) администрацией

 

 

 

 

 

б) педагогами

 

 

 

 

 

2. Угроз:

а) администрации

 

 

 

 

 

б) педагогов

 

 

 

 

 

3. Принуждения делать что-либо против Вашего желания:

а) администрацией

 

 

 

 

 

б) педагогами

 

 

 

 

 

4. Игнорирования:

а) администрацией

 

 

 

 

 

б) педагогами

 

 

 

 

 

5. Недоброжелательного отношения:

а) администрации

 

 

 

 

 

б) педагогов

 

 

 

 

 

 

Несколько вопросов о Вас самих:

Ваш пол: мужской             женский

Ваш возраст (полных лет): __________


Задание по анализу результатов:

По результатам работы с тремя опросниками Вам необходимо проанализировать ответы всех участников по показателям:

Отношение к образовательной среде школы

Вариант 1. Вопросы построены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов.

Опросник для учителей

 № вопроса

Позитивное отношение

Нейтральное отношение

Негативное отношение

1.

Да; пожалуй, да

Не могу сказать

Нет; пожалуй, нет

2.

7 – 9

4 – 6

1 – 3

3.

Нет

Не могу сказать

Да

4.

Да; пожалуй, да

Не могу сказать

Нет; пожалуй, нет

5.

Нет

Не могу сказать

Да

6.

Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое

Не влияет

Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее

8.

Да; пожалуй, да

Не могу сказать

Нет; пожалуй, нет

10.

Да

Не знаю

Нет

11.

1

3

2

Примечание. В таблицу внесены только те подпункты, которые отражают отношение к образовательной среде школы и учитываются при подсчете показателя отношения к образовательной среде.

Опросник для учеников

№ вопроса

Позитивное отношение

Нейтральное отношение

Негативное отношение

1.

Да; пожалуй, да

Не могу сказать

Нет; пожалуй, нет

2.

7 – 9

4 – 6

1 – 3

3.

Да

Не знаю

Нет

4а.

Да; пожалуй, да

Не могу сказать

Нет; пожалуй, нет

4б.

Да; пожалуй, да

Не могу сказать

Нет; пожалуй, нет

5.

Да

Не могу сказать

Нет

6.

Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое

Не влияет

Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее

8.

Да; пожалуй, да

Не могу сказать

Нет; пожалуй, нет

10.

Да

Не знаю

Нет

Опросник для родителей

№ вопроса

Позитивное отношение

Нейтральное отношение

Негативное отношение

1.

Да; пожалуй, да

Не могу сказать

Нет; пожалуй, нет

2.

Да

Не знаю

Нет

3.

7 – 9

4 – 6

1 – 3

4.

1

3

2

5.

Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое

Не влияет

Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее

6.

Да

Не знаю

Нет

При обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов.

Следует отметить, что сочетание негативного и позитивного показателей определяется как нейтральное отношение. Например, на два вопроса даны негативные ответы, а на один – позитивный. Соответственно, один негативный и один позитивный ответы определяются как нейтральное, противоречивое отношение.

Вариант 2. Категория «отношение» может также рассматриваться в единстве трех компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного (рационального).

Компоненты отношения к образовательной среде школы в оценках ее участников

 Участники

Когнитивный компонент (номера вопросов)

Эмоциональный компонент (номера вопросов)

Поведенческий компонент (номера вопросов)

Учитель

1, 4, 11

2, 6, 8

3, 5, 10

Ученик

1, 4а, 4б

2, 6, 8

3, 5, 10

Родитель

1, 4

3, 5

2, 6

Примечание. Структура подсчета родительских оценок является достаточно полноценной в объеме два утверждения на один определяемый компонент.

 Отношение к среде по каждому компоненту определяется следующими сочетаниями:

  • Позитивное отношение к образовательной среде школы (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса компонента или два положительных, а третий имеет любой другой знак):

+ + +; + + 0; + + – (для учителей и учеников);

+ +; + 0 (для родителей).

  • Нейтральное, противоречивое отношение  к образовательной среде школы (эта категория включает в себя следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, ответ на третий вопрос имеет любой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки):

0 0 0; + 0 0; – 0 0; + – 0 (для учителей и учеников);

0 0; + – (для родителей).

  • Негативное отношение к образовательной среде школы (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа отрицательных, а третий с любым другим знаком):

– – – ; – – 0; – – + (для учителей и учеников);

– – ; – 0 (для родителей).

Определение уровней отношения к ОС школы

Процент выборов по показателям: позитивное, нейтральное, негативное отношение к ОС школы

Уровень отношения к ОС школы

0 – 20

Низкий

21 – 40

Ниже среднего

41 – 60

Средний

61 – 80

Высокий

81 – 100

Очень высокий

Значимые характеристики образовательнойсреды ОО и удовлетворенность ими

Во второй части опросника для определения значимых характеристик были отобраны восемь наиболее используемых в описании социального компонента образовательной среды:

  1. взаимоотношения с учителями
  2. взаимоотношения с учениками
  3. возможность высказать свою точку зрения
  4. уважительное отношение
  5. сохранение личного достоинства
  6. возможность обратиться за помощью
  7. возможность проявлять инициативу, активность
  8. учет личных проблем и затруднений

Вариант 1 использования опросника включает в себя оценку пяти наиболее значимых для испытуемых характеристик и удовлетворенности ими.

Вариант 2 включает в себя анализ удовлетворенности всеми характеристиками.

Определение уровней удовлетворенностихарактеристиками образовательной средыОО

Суммарное число баллов

Уровень удовлетворенности характеристиками ОС школы

1 – 1,7

Низкий

1,8 – 2,5

Ниже среднего

2,6 – 3,3

Средний

3,4 – 4,1

Высокий

4,2 – 5

Очень высокий

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии рассматривается по следующим направлениям:

  1. защищенность от унижения/оскорблений
  2. защищенность от угроз
  3. защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение)
  4. защищенность от игнорирования (социальной изоляции)
  5. защищенность от недоброжелательного отношения (знак отношения)

Часть 3 опросника позволяет получить как общий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии, так и частные показатели.

Вариант 1. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии может определяться по каждой категории участников образовательной среды (например, с помощью опросника для учеников можно выявить уровень их защищенности от одноклассников и от учителей).

Вариант 2. Защищенность от психологического насилия в образовательной среде может определяться как единый суммарный показатель.

Количество баллов суммируется и делится на количество подпунктов опросника (15 подпунктов для учителей, 10 – для учеников и родителей).

Определение уровней защищенности в ОС школы

Суммарное число баллов

Уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии

1 – 1,7

Низкий

1,8 – 2,5

Ниже среднего

2,6 – 3,3

Средний

3,4 – 4,1

Высокий

4,2 – 5

Очень высокий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»

Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все  р...

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды»

Доклад на тему «Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды» был подготовлен и озвучен на областной научно-практической...