Психологическая безопасность образовательной среды
методическая разработка по психологии на тему
Психологическая безопасность образовательной среды- одно из самых важных условий для успешного учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_psihologicheskoy_bezopasnosti_obrazovatelnoy_sredy_gbou_resursnoy_shkoly.docx | 24.51 КБ |
test_pb_v_oo.docx | 60.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование психологической безопасности образовательной среды ГБОУ ресурсной школы № 717 (4).
Выполнила педагог-психолог:
Лукьянова А.В.
Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Характеристики психологической безопасности образовательной среды:
• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
• укрепление психического здоровья;
• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
Цель: оценка состояния психологической безопасности образовательной среды в ОУ
Задачи:
1. изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, учащихся и их родителей состояния её психологической безопасности;
2. выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья учащихся и учителей путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний;
Средства достижения поставленных задач:
- анкетирование;
Объекты изучения:
- ученик;
-педагог;
-родители.
Дата проведения исследования: 9.12.2016 г.
Для исследования была использована анкета-опросник для педагога, родителей и ученика «Психологическая безопасность образовательной среды организации».
Анализ результатов исследования показал, что для педагога характерно позитивное отношение к школе (100%) и, соответственно, высокий уровень отношения к образовательной среде школы. Также выявлено, что в позитивном отношении педагогов школы превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Эти данные представлены в таблице №1.
Как видно из таблицы, эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения педагога к образовательной среде школы преобладает над поведенческим, что может свидетельствовать о том, что данному педагогу по отношению к своей работе больше свойственно постоянное совершенствование и развитие их профессионального мастерства и способностей. Почти всегда работа вызывает у него хорошее настроение.
Следующим этапом анализа методики является определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды.
Для педагога характерна удовлетворенность в большой степени:
• взаимоотношениями с педагогами и специалистами,
• взаимоотношениями с обучающимися,
•возможность высказать свою точку зрения,
•сохранение личного достоинства,
• возможность проявлять инициативу, активность.
Таблица № 1. Отношение педагога к образовательной среде.
Компоненты отношения к образовательной среде школы | Ответы педагога (%) |
Эмоциональный | 100% |
Когнитивный | 100% |
Поведенческий | 90% |
Когнитивный и эмоциональный | 100% |
Эмоциональный и поведенческий | 100% |
Все три компонента | 90% |
Эмоциональный | 100% |
В большей степени педагога удовлетворен следующими показателями, представленными в таблице 2:
Степень удовлетворенности педагога характеристиками образовательной среды
Характеристика школьной среды | Степень удовлетворенности педагога (%) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Совсем нет | В небольшой степени | средне | В большой степени | В очень большой степени | |
Взаимоотношения с педагогами и специалистами | 100 % | ||||
Взаимоотношения с обучающимися | 100 % | ||||
Возможность высказать свою точку зрения | 100 % | ||||
Уважительное к себе | 100 % | ||||
Сохранение личного достоинства | 100 % | ||||
Возможность обратиться за помощью | 100 % | ||||
Возможность проявлять инициативу, активность | 100 % | ||||
Учет личных проблем и затруднений | 100 % |
Таким образом, мы видим высокую степень удовлетворенности педагогом важнейшими характеристиками школьной образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.
Следующий этап анализа - оценка уровня увлекательности работы для педагогов школы.
Педагог отмечает, что считает свою работу увлекательной. (Таблица 3)
Степень увлекательности работы для педагога образовательного учреждения.
| ||||||
|
Заключительный этап анализа исследования - это оценка степени защищенности педагога по их самоанализу.
Так, полностью защищенными по отношению к ученикам, коллегам и администрации чувствует себя педагог по следующим показателям:
• От публичного унижения/ от оскорбления
• От угроз
• От принуждения делать что либо против желания
• От игнорирования
• От недоброжелательного отношения
Дальнейший анализ результатов исследования опросника ученика показал, что для ребенка характерно позитивное отношение к школе (100%) и, также, высокий уровень отношения к образовательной среде школы. Также выявлено, что в отношение к школе превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Эти данные представлены в таблице №1.
Как видно из таблицы, эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения ученика к образовательной среде школы равно соотносится с поведенческим, что может свидетельствовать о том, что положительное отношение к школе у данного испытуемого по всем компонентам.
Определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды показывает удовлетворенность в следующих параметрах :
• взаимоотношениями с учителями,
• взаимоотношениями с учениками,
•возможность высказать свою точку зрения, и обратиться за помощью,
•уважительное отоношение к себе,
• возможность проявлять инициативу, активность.
Таблица № 1. Отношение ученика к образовательной среде.
Компоненты отношения к образовательной среде школы | Ответы ученика (%) |
Эмоциональный | 100% |
Когнитивный | 100% |
Поведенческий | 100% |
Когнитивный и эмоциональный | 100% |
Эмоциональный и поведенческий | 100% |
Все три компонента | 100% |
Эмоциональный | 100% |
Данный ученик удовлетворен следующими показателями, представленными в таблице 2:
Степень удовлетворенности ребенка характеристиками образовательной среды
Характеристика школьной среды | Степень удовлетворенности ученика (%) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Совсем нет | В небольшой степени | средне | В большой степени | В очень большой степени | |
Взаимоотношения сучителями | 100 % | ||||
Взаимоотношения с учениками | 100 % | ||||
Возможность обратиться за помощью | 100 % | ||||
Уважительное отношение к себе | 100 % | ||||
Возможность проявлять инициативу, активность | 100 % |
Очевидна очень высокая степень удовлетворенности важнейшими характеристиками школьной образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.
Таблица 3.
Степень увлекательности работы для обучающегося образовательного учреждения.
| ||||||
|
Еще одним важным моментом является показатель защищенности ученика по показателям.
• От публичного унижения/ от оскорбления
• От угроз
• От принуждения делать что либо против желания
• От игнорирования
• От недоброжелательного отношения , в большей степени, что может предполагать некоторый психологический дискомфорт ( в общение со сверстниками)
Следующим этапом исследования является опросник для родителя. Его ответы показали, что считает обученеи и воспитание в данной организации на высоком уровне. Преобладает позитивное отношение к школе (100%) и, соответственно, высокий уровень отношения к образовательной среде школы. Также выявлено, что в позитивном отношении к школе превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения к образовательной среде школы преобладает над поведенческим, что может свидетельствовать о том, позитивном отношением родителя по к школе и ответов «нравится» больше, чем «не нравится». И это всегда вызывает хорошее настроение.
Определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды.
Для родителя характерна удовлетворенность в большой степени:
• взаимоотношениями с учителями,
• взаимоотношениями с учениками,
•уважительное отношение к себе,
•возможность обратиться за помощью
• учет личных проблем и затруднений.
Таблица № 1. Отношение родителей к образовательной среде.
Компоненты отношения к образовательной среде школы | Ответы родителя (%) |
Эмоциональный | 100% |
Когнитивный | 100% |
Поведенческий | 100% |
Когнитивный и эмоциональный | 100% |
Эмоциональный и поведенческий | 100% |
Все три компонента | 100% |
Эмоциональный | 100% |
В большей степени педагога удовлетворен следующими показателями, представленными в таблице 2:
Степень удовлетворенности педагогов характеристиками образовательной среды
Характеристика школьной среды | Степень удовлетворенности педагога (%) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Совсем нет | В небольшой степени | средне | В большой степени | В очень большой степени | |
Взаимоотношения с педагогами и специалистами | 100 % | ||||
Взаимоотношения с обучающимися | 100 % | ||||
Возможность высказать свою точку зрения | 100 % | ||||
Уважительное к себе | 100 % | ||||
Сохранение личного достоинства | 100 % | ||||
Возможность обратиться за помощью | 100 % | ||||
Возможность проявлять инициативу, активность | 100 % | ||||
Учет личных проблем и затруднений | 100 % |
Таким образом, мы видим высокую степень удовлетворенности педагогом важнейшими характеристиками школьной образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.
Следующий этап анализа - оценка уровня увлекательности работы для педагогов школы.
Педагог отмечает, что считает свою работу увлекательной. (Таблица 3)
Степень увлекательности работы для педагогов образовательного учреждения.
| ||||||
|
Заключительный этап анализа исследования - это оценка степени защищенности педагогов по их самоанализу.
Так, полностью защищенными по отношению к образовательной среде чувствует себя родитель в 90% из 100% по следующим показателям:
• От публичного унижения/ от оскорбления , скорее, да, чем нет а в остальном полностью чувство защищенности и комфорта:
• От угроз
• От принуждения делать что либо против желания
• От игнорирования
• От недоброжелательного отношения
Таким образом, анализируя вышеуказанные полученные результаты по всем показателям образовательную среду ГБОУ школы № 717 (4) можно считать психологически безопасной и комфортной для работающих в ней педагога, ученика и его родителя
Предварительный просмотр:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ»,
Опросник состоит из трех частей (текст опросника приведен в приложении):
- Отношение к образовательной среде организации.
- Значимые характеристики образовательной среды организации и удовлетворенность ими.
- Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.
Приложение 1
Текст опросника для педагога
Уважаемый коллега!
Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды вашей образовательной организации
Выберите один из вариантов ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.
- Как Вы думаете, требует ли работа в Вашей школе постоянного совершенствования Вашего мастерства?
Да | Пожалуй, да | Не могу сказать | Пожалуй, нет | Нет |
- Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует работу, которая очень не нравится; «9» - работу, которая очень нравится. Оцените свою работу от 1 до 9.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
- Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1 – 2 года) перейти на другое место работы?
Да Не могу сказать Нет
- Помогает ли Ваша работа развитию Ваших способностей?
Да | Пожалуй, да | Не могу сказать | Пожалуй, нет | Нет |
- Если бы представилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность и связать профессиональное развитие с ней?
Да Не могу сказать Нет
- Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?
Обычно плохое | Чаще плохое, чем хорошее | Не влияет | Чаще хорошее, чем плохое | Обычно хорошее |
- Из перечисленных ниже характеристик образовательной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристики по 5-балльное системе.
Характеристики школьной среды | В какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристик | ||||
Совсем нет | В небольшой степени | Средне | В большой степени | В очень большой степени | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Взаимоотношения с педагогами и специалистами |
|
|
|
|
|
2. Взаимоотношения с обучающимися |
|
|
|
|
|
3. Возможность высказать свою точку зрения |
|
|
|
|
|
4. Уважительное отношение к себе |
|
|
|
|
|
5. Сохранение личного достоинства |
|
|
|
|
|
6. Возможность обратиться за помощью |
|
|
|
|
|
7. Возможность проявлять инициативу, активность |
|
|
|
|
|
8. Учет личных проблем и затруднений |
|
|
|
|
|
- Считаете ли Вы свою работу интересной, увлекательной?
Да | Пожалуй, да | Не могу сказать | Пожалуй, нет | Нет |
- Насколько защищенным Вы чувствуете себя в образовательной организации от:
| Полностью не защищен | Скорее не защищен, чем защищен | Как сказать | Скорее защищен, чем не защищен | Полностью защищен |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Публичного унижения/оскорблений: | |||||
а) обучающимися (воспитанниками) |
|
|
|
|
|
б) коллегами |
|
|
|
|
|
в) администрацией |
|
|
|
|
|
2. Угроз: | |||||
а) обучающихся (воспитанников) |
|
|
|
|
|
б) коллег |
|
|
|
|
|
в) администрации |
|
|
|
|
|
3. Принуждения делать что-либо против Вашего желания: | |||||
а) обучающимися (воспитанниками) |
|
|
|
|
|
б) коллегами |
|
|
|
|
|
в) администрацией |
|
|
|
|
|
4. Игнорирования: | |||||
а) обучающимися (воспитанниками) |
|
|
|
|
|
б) коллегами |
|
|
|
|
|
в) администрацией |
|
|
|
|
|
5. Недоброжелательного отношения: | |||||
а) обучающихся (воспитанников) |
|
|
|
|
|
б) коллег |
|
|
|
|
|
в) администрации |
|
|
|
|
|
- Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете, вернулись бы Вы на свое место работы?
Нет Не знаю Да
- Каждый коллектив, хотя он и состоит из разных людей, имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какое из них лучше всего характеризует особенности коллектива, в котором Вы работаете.
- Работать нужно так, как работают в нашем коллективе.
- Работать нужно лучше, чем работают в нашем коллективе.
- Меня мало волнует, как работают в нашем коллективе.
Несколько вопросов о Вас самих:
Ваш пол: мужской женский
Ваш возраст (полных лет): _________
Педагогический стаж работы в ОО: _________
Приложение 2
Текст опросника для обучающегося (воспитанника)
Уважаемый ученик!
Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы.
Исследование проводится анонимно.
Попросите ученика выбрать один из вариантов ответа, наиболее соответствующий его мнению, отметьте ответ знаком «+» или подчеркните.
- Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей образовательной организации постоянного совершенствования Ваших возможностей?
Да | Пожалуй, да | Не могу сказать | Пожалуй, нет | Нет |
- Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует школу, которая очень не нравится; «9» - школу, которая очень нравится. Оцените свою школу от 1 до 9.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
- Если бы переехали в другой район города, стали бы ездить на учебу в свою образовательную организацию?
Нет Не знаю Да
- Считаете ли Вы, что обучение в образовательной организации помогает развитию:
а) интеллектуальных способностей
Да | Пожалуй, да | Не могу сказать | Пожалуй, нет | Нет |
б) жизненных умений и навыков
Да | Пожалуй, да | Не могу сказать | Пожалуй, нет | Нет |
- Если бы пришлось выбирать из всех образовательных организаций района, выбрали бы Вы свою?
Да Не могу сказать Нет
- Какое настроение чаще всего бывает у Вас в период пребывания в образовательной организации?
Обычно плохое | Чаще плохое, чем хорошее | Не влияет | Чаще хорошее, чем плохое | Обычно хорошее |
- Из перечисленных ниже характеристик образовательной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристики по 5-балльное системе.
Характеристики школьной среды | В какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристик | ||||
Совсем нет | В небольшой степени | Средне | В большой степени | В очень большой степени | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Взаимоотношения с учителями |
|
|
|
|
|
2. Взаимоотношения с учениками |
|
|
|
|
|
3. Возможность высказать свою точку зрения |
|
|
|
|
|
4. Уважительное отношение к себе |
|
|
|
|
|
5. Сохранение личного достоинства |
|
|
|
|
|
6. Возможность обратиться за помощью |
|
|
|
|
|
7. Возможность проявлять инициативу, активность |
|
|
|
|
|
8. Учет личных проблем и затруднений |
|
|
|
|
|
- Считаете ли Вы свое обучение в образовательной организации интересным?
Да | Пожалуй, да | Не могу сказать | Пожалуй, нет | Нет |
- Насколько защищенным Вы чувствуете себя в образовательной организации от:
| Полностью не защищен | Скорее не защищен, чем защищен | Как сказать | Скорее защищен, чем не защищен | Полностью защищен |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Публичного унижения/оскорблений: | |||||
а) одноклассниками |
|
|
|
|
|
б) педагогами |
|
|
|
|
|
2. Угроз: | |||||
а) одноклассников |
|
|
|
|
|
б) педагогами |
|
|
|
|
|
3. Принуждения делать что-либо против Вашего желания: | |||||
а) одноклассниками |
|
|
|
|
|
б) педагогами |
|
|
|
|
|
4. Игнорирования: | |||||
а) одноклассниками |
|
|
|
|
|
б) педагогами |
|
|
|
|
|
5. Недоброжелательного отношения: | |||||
а) одноклассников |
|
|
|
|
|
б) педагогами |
|
|
|
|
|
- Предположим, что по каким-то причинам Вы долго не могли посещать образовательную организацию, вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы?
Нет Не знаю Да
Несколько вопросов о Вас самих:
Ваш пол: мужской женский
Ваш возраст (полных лет): ___________
Приложение 3
По возможности проведите работу с родителями, опросив их по тексту опросника
Текст опросника для родителя
Уважаемый родитель!
Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды образовательной организации
Исследование проводится анонимно.
Выберите один из вариантов ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.
- Считаете ли Вы, что обучение ребенка в данной школе помогает развитию его интеллектуальных способностей и жизненных умений?
Да | Пожалуй, да | Не могу сказать | Пожалуй, нет | Нет |
- Если бы пришлось выбирать из всех школ района, отправили бы Вы ребенка в свою?
Нет Не знаю Да
- Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует школу, которая очень не нравится; «9» - школу, которая очень нравится. Оцените школу, где учится Ваш ребенок.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
- Каждая школа имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какое из них лучше всего характеризует стиль Вашей школы.
- Обучать и воспитывать нужно так, как это делают в нашей ОО.
- Обучать и воспитывать нужно лучше, чем это делают в нашей ОО.
- Меня не очень волнует, как обучают и воспитывают в нашей ОО.
- Какое настроение бывает у Вас, когда Вы посещаете ОО, где учится Ваш ребенок?
Обычно плохое | Чаще плохое, чем хорошее | Не влияет | Чаще хорошее, чем плохое | Обычно хорошее |
- Если бы Вы переехали в другой район, стали бы Вы продолжать обучать ребенка в данной ОО?
Нет Не знаю Да
- Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристики по 5-балльное системе.
Характеристики школьной среды | В какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристик | ||||
Совсем нет | В небольшой степени | Средне | В большой степени | В очень большой степени | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Взаимоотношения с учителями |
|
|
|
|
|
2. Взаимоотношения с учениками |
|
|
|
|
|
3. Возможность высказать свою точку зрения |
|
|
|
|
|
4. Уважительное отношение к себе |
|
|
|
|
|
5. Сохранение личного достоинства |
|
|
|
|
|
6. Возможность обратиться за помощью |
|
|
|
|
|
7. Возможность проявлять инициативу, активность |
|
|
|
|
|
8. Учет личных проблем и затруднений |
|
|
|
|
|
- Насколько защищенным Вы чувствуете себя в ОО от:
| Полностью не защищен | Скорее не защищен, чем защищен | Как сказать | Скорее защищен, чем не защищен | Полностью защищен |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Публичного унижения/оскорблений: | |||||
а) администрацией |
|
|
|
|
|
б) педагогами |
|
|
|
|
|
2. Угроз: | |||||
а) администрации |
|
|
|
|
|
б) педагогов |
|
|
|
|
|
3. Принуждения делать что-либо против Вашего желания: | |||||
а) администрацией |
|
|
|
|
|
б) педагогами |
|
|
|
|
|
4. Игнорирования: | |||||
а) администрацией |
|
|
|
|
|
б) педагогами |
|
|
|
|
|
5. Недоброжелательного отношения: | |||||
а) администрации |
|
|
|
|
|
б) педагогов |
|
|
|
|
|
Несколько вопросов о Вас самих:
Ваш пол: мужской женский
Ваш возраст (полных лет): __________
Задание по анализу результатов:
По результатам работы с тремя опросниками Вам необходимо проанализировать ответы всех участников по показателям:
Отношение к образовательной среде школы
Вариант 1. Вопросы построены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов.
Опросник для учителей
№ вопроса | Позитивное отношение | Нейтральное отношение | Негативное отношение |
1. | Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет |
2. | 7 – 9 | 4 – 6 | 1 – 3 |
3. | Нет | Не могу сказать | Да |
4. | Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет |
5. | Нет | Не могу сказать | Да |
6. | Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое | Не влияет | Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее |
8. | Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет |
10. | Да | Не знаю | Нет |
11. | 1 | 3 | 2 |
Примечание. В таблицу внесены только те подпункты, которые отражают отношение к образовательной среде школы и учитываются при подсчете показателя отношения к образовательной среде.
Опросник для учеников
№ вопроса | Позитивное отношение | Нейтральное отношение | Негативное отношение |
1. | Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет |
2. | 7 – 9 | 4 – 6 | 1 – 3 |
3. | Да | Не знаю | Нет |
4а. | Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет |
4б. | Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет |
5. | Да | Не могу сказать | Нет |
6. | Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое | Не влияет | Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее |
8. | Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет |
10. | Да | Не знаю | Нет |
Опросник для родителей
№ вопроса | Позитивное отношение | Нейтральное отношение | Негативное отношение |
1. | Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет |
2. | Да | Не знаю | Нет |
3. | 7 – 9 | 4 – 6 | 1 – 3 |
4. | 1 | 3 | 2 |
5. | Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое | Не влияет | Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее |
6. | Да | Не знаю | Нет |
При обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов.
Следует отметить, что сочетание негативного и позитивного показателей определяется как нейтральное отношение. Например, на два вопроса даны негативные ответы, а на один – позитивный. Соответственно, один негативный и один позитивный ответы определяются как нейтральное, противоречивое отношение.
Вариант 2. Категория «отношение» может также рассматриваться в единстве трех компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного (рационального).
Компоненты отношения к образовательной среде школы в оценках ее участников
Участники | Когнитивный компонент (номера вопросов) | Эмоциональный компонент (номера вопросов) | Поведенческий компонент (номера вопросов) |
Учитель | 1, 4, 11 | 2, 6, 8 | 3, 5, 10 |
Ученик | 1, 4а, 4б | 2, 6, 8 | 3, 5, 10 |
Родитель | 1, 4 | 3, 5 | 2, 6 |
Примечание. Структура подсчета родительских оценок является достаточно полноценной в объеме два утверждения на один определяемый компонент.
Отношение к среде по каждому компоненту определяется следующими сочетаниями:
- Позитивное отношение к образовательной среде школы (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса компонента или два положительных, а третий имеет любой другой знак):
+ + +; + + 0; + + – (для учителей и учеников);
+ +; + 0 (для родителей).
- Нейтральное, противоречивое отношение к образовательной среде школы (эта категория включает в себя следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, ответ на третий вопрос имеет любой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки):
0 0 0; + 0 0; – 0 0; + – 0 (для учителей и учеников);
0 0; + – (для родителей).
- Негативное отношение к образовательной среде школы (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа отрицательных, а третий с любым другим знаком):
– – – ; – – 0; – – + (для учителей и учеников);
– – ; – 0 (для родителей).
Определение уровней отношения к ОС школы
Процент выборов по показателям: позитивное, нейтральное, негативное отношение к ОС школы | Уровень отношения к ОС школы |
0 – 20 | Низкий |
21 – 40 | Ниже среднего |
41 – 60 | Средний |
61 – 80 | Высокий |
81 – 100 | Очень высокий |
Значимые характеристики образовательнойсреды ОО и удовлетворенность ими
Во второй части опросника для определения значимых характеристик были отобраны восемь наиболее используемых в описании социального компонента образовательной среды:
- взаимоотношения с учителями
- взаимоотношения с учениками
- возможность высказать свою точку зрения
- уважительное отношение
- сохранение личного достоинства
- возможность обратиться за помощью
- возможность проявлять инициативу, активность
- учет личных проблем и затруднений
Вариант 1 использования опросника включает в себя оценку пяти наиболее значимых для испытуемых характеристик и удовлетворенности ими.
Вариант 2 включает в себя анализ удовлетворенности всеми характеристиками.
Определение уровней удовлетворенностихарактеристиками образовательной средыОО
Суммарное число баллов | Уровень удовлетворенности характеристиками ОС школы |
1 – 1,7 | Низкий |
1,8 – 2,5 | Ниже среднего |
2,6 – 3,3 | Средний |
3,4 – 4,1 | Высокий |
4,2 – 5 | Очень высокий |
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии рассматривается по следующим направлениям:
- защищенность от унижения/оскорблений
- защищенность от угроз
- защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение)
- защищенность от игнорирования (социальной изоляции)
- защищенность от недоброжелательного отношения (знак отношения)
Часть 3 опросника позволяет получить как общий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии, так и частные показатели.
Вариант 1. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии может определяться по каждой категории участников образовательной среды (например, с помощью опросника для учеников можно выявить уровень их защищенности от одноклассников и от учителей).
Вариант 2. Защищенность от психологического насилия в образовательной среде может определяться как единый суммарный показатель.
Количество баллов суммируется и делится на количество подпунктов опросника (15 подпунктов для учителей, 10 – для учеников и родителей).
Определение уровней защищенности в ОС школы
Суммарное число баллов | Уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии |
1 – 1,7 | Низкий |
1,8 – 2,5 | Ниже среднего |
2,6 – 3,3 | Средний |
3,4 – 4,1 | Высокий |
4,2 – 5 | Очень высокий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»
Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все р...
«Информационная образовательная среда образовательного учреждения и программа информатизация школы»
ИОС...
Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.
Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...
«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды»
Доклад на тему «Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды» был подготовлен и озвучен на областной научно-практической...
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г....