Как распознать умственную отсталость
консультация по психологии на тему
Диагностика умственной отсталости у детей: основные методы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как распознать умственную отсталость у детей | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Как распознать умственную отсталость?
Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволяет выявить ее наличие, уровень интеллекта, степень выраженности психических нарушений и своевременно начать проведение соответствующих лечебно-реабилитационных мероприятий. Хорошие результаты обычно достигаются при сочетании медицинских подходов и длительного педагогического воздействия с обучением, воспитанием ребенка, приспособлением его к окружающей обстановке, выработке бытовых навыков и максимальной компенсации имеющегося отставания в развитии.
Естественно успех всех этих мероприятий будет зависеть от того, каков исходный уровень интеллекта ребенка, насколько точно проведена диагностика умственной отсталости, в чем причина имеющихся расстройств , насколько серьезны психические и соматические нарушения, каково окружение больного и настроенность родных и близких ребенка на длительную кропотливую работу по адаптации его в обществе.
Диагностика умственной отсталости у детей: основные методы
- Изучение анамнеза (заболевания у родственников в нескольких поколениях, течение беременности и родов, раннее развитие ребенка)
- Клинический осмотр ребенка врачом-психиатром (а при необходимости – неврологом, эндокринологом и другими специалистами), беседа с родителями, воспитателями, педагогами, сверстниками, оценка психофизического развития ребенка и его соответствия средней возрастной норме
- Консультация психиатра позволяет провести диагностику умственной отсталости, выявить наличие сопутствующих неврологических и психических нарушений – аутизма, нарушений поведения, психотических расстройств, эпилепсии, энуреза, заикания и др.
- Выявление наследственных заболеваний с проведением цитогенетических, иммуногенетических исследований
- Психологическое обследование с использованием различных тестов и методик, направленных на изучение внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, личностных особенностей, проведение психологической диагностики умственной отсталости
- Специальные диагностические исследования (КТ, МРТ, УЗИ, ЭЭГ, лабораторные исследования) для выявления заболеваний нервной системы и внутренних органов, неблагоприятно влияющих на психическое развитие ребенка.
Какие психологические тесты обычно используются для диагностики интеллектуальных нарушений?
1. В первые месяцы и годы жизни на первый план выходит оценка психомоторного и речевого развития ребенка путем наблюдения за его поведением, общением, речью, игрой. В этом возрасте используются простые тесты на различение предметов по форме, величине, цвету, выполнение точных движений, собирание пирамидки, постройка башни из кубиков, игровые задания с игрушками, лепка и т.п.
2. У дошкольников и младших школьников широко используются такие психологические методики диагностики умственной отсталости у детей, как исследование понимания переносного смысла пословиц и поговорок, обобщения, сравнения и исключения понятий, классификации предметов и выделении существенных признаков и др. Для этого в распоряжении психологов имеется обширный наглядный хорошо иллюстрированный материал в виде книг, альбомов, карточек.
3. Уровень невербального интеллекта достаточно информативно определяет методика Равена (цветные матрицы можно использовать с 4,5 лет, стандартные – с 8 лет).
4. Методика Векслера (есть взрослый и адаптированный для детей вариант) – диагностика умственной отсталости основана на определении так называемого коэффициента интеллекта IQ(при нарушениях интеллекта этот показатель ниже 70).
5. Тест Айзенка (с 18 лет и старше).
6. Тесты Амтхауэра, Кеттелла и др.
В большинстве случаев правильная диагностика Амтхауэра умственной отсталости у детей возможна в процессе внимательного осмотра ребенка опытным врачом-психиатром в динамике. Выраженная степень интеллектуальной недостаточности при этом определяется в первые годы жизни, а вот точная диагностика нарушений интеллекта при легкой умственной отсталости обычно возможна лишь в возрасте 5-7 лет, то есть при подготовке ребенка к школе и в процессе его обучения в 1-2 классе.
Тесты для диагностики детей 4 -7 лет | |
Проблемная ситуация | Тестовые методики |
Плохо себя ведет дома. Не слушается | Методика Рене Жиля. Фильм - тест межличностные отношения ребенка |
Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников. | |
Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ) | |
Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен) | |
Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) | |
ЦТО (исследование отношений к значимым людям) | |
Шкала степени отверженности ребенка в семье. | |
Всего боится страхи | Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен) |
Застенчивый. Не общается со сверстниками. Проблемы в общении со взрослыми | Методика Рене Жиля. Фильм - тест межличностные отношения ребенка. |
Цветовая проективная социометрия | |
Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен). | |
ЦТО (исследование отношений к значимым людям) | |
Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) | |
Агрессивный, дерется. | Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) |
Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен) | |
Методика Рене Жиля. (Фильм - тест межличностные отношения ребенка. | |
Не усидчивый. | Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников. |
Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) | |
Готовность к школе | Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе |
Тесты для диагностики детей 7-11 лет | |
Проблемы в отношениях с учителями. Проблемы поведения в школе | Методика Рене Жиля. (Фильм - тест межличностные отношения ребенка. |
Цветовая проективная социометрия | |
ЦТО (отношение к учителям, к учебным предметам) | |
Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет) | |
Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант) | |
Проблемы в учебе. Плохо учится. | Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников. |
ШТУР | |
ЦТО (отношение к учебным предметам, отношение к учителям) | |
Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет) | |
Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант) | |
Проблемы в отношениях со сверстниками. | Методика Рене Жиля. (Фильм - тест межличностные отношения ребенка |
Проективный тест школьной тревожности | |
Цветовая проективная социометрия | |
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант) | |
Проблемы в отношениях с родителями. Проблемы поведения дома. | «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY) |
Методика Рене Жиля. Фильм - тест межличностные отношения ребенка. | |
Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников | |
Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ) | |
ЦТО (отношение к значимым людям) | |
Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) | |
Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант) | |
Тесты для диагностики детей 11-14 лет | |
Проблемы в отношениях с учителями. Проблемы поведения в школе. | Тест школьной тревожности Филлипса |
Выявление акцентуаций (Тест - опросник Шмишека) | |
Диагностика принятия других, В. Фей. | |
Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой. | |
ЦТО (отношение к учителям, учебным предметам) | |
Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ | |
Проблемы в учебе. Не хочет учиться. | Тест школьной тревожности Филлипса |
Тест структуры интеллекта Амтхауэра с 12 лет | |
Тест структуры интеллекта Амтхауэра (модификация Ясюковой) | |
Диагностика культурно-независимого интеллекта (Р. Кетелл) | |
ШТУР | |
ЦТО (проективный тест отношений) | |
Проблемы в отношениях со сверстниками | Выявление акцентуаций. Тест - опросник Шмишека |
Диагностика принятия других, В. Фей. | |
Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой. | |
Методика Рене Жиля. Фильм - тест межличностные отношения ребенка. (до 12 лет) | |
Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ). | |
Цветовая проективная социометрия | |
Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ | |
Проблемы в отношениях с родителями. Проблемы поведения дома | «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY) |
Тест на межличностную зависимость. Методика Р. Гиршфильда, адаптация О.П. Макушиной | |
Опросник Кеттелла (до 12 лет | |
Выявление акцентуаций. Тест - опросник Шмишека | |
Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ | |
Диагностика принятия других, В. Фей. | |
Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой. | |
Методика Рене Жиля. Фильм - тест межличностные отношения ребенка (до 12 лет) | |
Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона) (с 12 лет) | |
Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ) |
В общем, не стоит затягивать с обращением к специалисту при наличии каких-либо проблем с развитием ребенка. Ранняя диагностика умственной отсталости позволит начать лечение как можно раньше и улучшить прогноз заболевания, обеспечить удовлетворительную социальную адаптацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками
В данной работе описаны особенности логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками и представлена авторская система коррекционной работы....
Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путем использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок на уроках русского языка, чтения и развития речи.
Данный материал способствует развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса....
особенности нравственного сознания умственно отсталого школьника
доклад о воспитании нравственности у детей с проблемами в интеллектуальном развитии....
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – лёгкая умственная от
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умств...
Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей
Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...