Профессиональное самоопределение. Кризисы профессионального становления личности
статья
В период взрослости человек осваивает важные для себя сферы жизни (профессиональная деятельность, создание собственной семьи и воспитание детей, уход за стареющими родителями, организация досуга), принимая в них самое активное участие. Ведущим фактором развития в этот период является профессиональная деятельность, как пространство самоактуализации личности.
Вхождение человека в мир его профессии сопряжено с профессиональным становлением личности, под которым понимается индивидуальный, личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор (Реан, 2003). В зрелости развитие «Я» как профессионала взаимосвязано с развитием личности человека в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizisy_professionalnogo_stanovleniya_lichnosti.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное самоопределение.
Кризисы профессионального становления личности
Профессиональное самоопределение
В период взрослости человек осваивает важные для себя сферы жизни (профессиональная деятельность, создание собственной семьи и воспитание детей, уход за стареющими родителями, организация досуга), принимая в них самое активное участие. Ведущим фактором развития в этот период является профессиональная деятельность, как пространство самоактуализации личности.
Вхождение человека в мир его профессии сопряжено с профессиональным становлением личности, под которым понимается индивидуальный, личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор (Реан, 2003). В зрелости развитие «Я» как профессионала взаимосвязано с развитием личности человека в целом [10].
Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, рассматривается как основа самоутверждения человека в обществе. В.А. Бодров: «Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения, …профессиональное самоопределение не только акт выбора профессии, но динамическая процедура формирования профессионала на всем жизненном пути [1]».
Профессиональное самоопределение – это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности, это процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей человека, осуществляющего такой выбор [13].
Профессиональное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С. Пряжникова. Он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [7].
При сравнении периодизаций разных исследователей, несмотря на различия, обусловленные особенностями теоретико-методологических взглядов, социально-экономическим и духовным развитием общества, можно увидеть общее в выделении стадий процесса профессионального самоопределения.
Таблица «Периодизации профессионального самоопределения»
Этапы освоения профессии (А.К. Маркова) [11] | Фазы развития профессионала (Е.А. Климов) [9] | Этапы освоения профессии (Д. Сьюпер) [1] | Стадии профессионального самоопределения (А.В. Коваленко, Л.А. Шиканов) [13] |
Оптант (фаза оптанта, оптации) - озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии, выбор | Этап пробуждения, когда происходит развитие основных интересов и способностей (от рождения до 15 лет) | Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст) | |
Адепт (или фаза адепта) - приверженности к профессии, осваивание ее | Этап исследования своих сил и устремлений, этап "разведки". Здесь происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 15 до 24 лет) | Профессиональное образование и подготовка как основа выбранной профессии | |
Адаптация человека к профессии | Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе) | Профессиональная адаптация, характеризующаяся самостоятельной трудовой деятельностью, формированием индивидуального стиля деятельности (ИСД) и включением в систему производственных и социальных отношений | |
Самоактуализация человека в профессии (приспособление человека к профессии - "выработка индивидуальной профессиональной нормы", "планки" самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять) | Интернал (или фаза интернала) - опытный работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту | Этап консолидации, стремление обеспечить в найденном поле устойчивую личностную позицию (от 25 до 44 лет) | Самореализация в труде (частичная или полная) - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом: *этап первичной профессионализации - характеризуется тем, что специалист осваивает и продуктивно выполняет нормативно одобряемую деятельность, определяет свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений; *этап вторичной профессионализации -высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присуща социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка; *этап профессионального мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении. |
Гармонизация человека с профессией | Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам) | ||
Преобразование, обогащение человеком своей профессии (уровень творчества) | Авторитет (или фаза авторитета; она, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей) | Этап сохранения достигнутых позиций (развитие в ходе карьерных усилий (от 45 до 64 лет) | |
Этап свободного владения несколькими профессиями (специалист выходит за рамки своей формальной деятельности) | Наставник (или фаза наставничества, наставника в широком смысле слова как человека, у которого и коллеги готовы поручиться, перенять опыт) | ||
Этап творческого самоопределения себя как личности | |||
Этап спада, ухода, уменьшения активности, частичного участия в профессиональной и социальной жизни (от 65 лет и более) | Уход из профессиональной жизни |
Самоопределение – это всегда утверждение собственной позиции в проблемной ситуации. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. Профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт, имеющий внутриличностный характер.
Выделяют факторы, обуславливающие конфликты профессионального самоопределения:
- рассогласование составляющих направленности;
- несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетенции;
- противоречие между направленностью личности на достижение успеха и недостаточным уровнем развития социально-профессиональных способностей;
- несовпадение представлений о своих профессиональных способностях и реальных возможностей;
- противоречие между профессиональным потенциалом и социальными ограничениями [7].
Переход от одного этапа (стадии) профессионального самоопределения к другому, характеризуется изменением социальной ситуации, сменой ведущей деятельности, возникновением психологических новообразований и, по Э.Ф. Зееру, инициирует возникновение кризисов психического развития, которые оправданно называть кризисами профессионального развития личности. Решающее значение в возникновении этих кризисов принадлежит смене и перестройке ведущей деятельности.
Профессиональный кризис как шанс для профессионального развития
Анализ профессионального становления личности подводит к выводу: переход от одной стадии профессиональной жизни к другой, как правило, сопровождается особыми кризисами, которые можно определить, как кризисы профессионального становления. Эти кризисы могут и не осознаваться, но от этого они не перестают существовать и влиять на всю жизнедеятельность человека.
Каждый человек на протяжении всей жизни неоднократно встречается с понятием «кризис». Оно широко используется в нашей повседневности. В современных психологических исследованиях широко представлены кризисы психического развития, возрастные и жизненные кризисы. Кризисы профессионального становления личности реже становятся предметом изучения психологов. При изучении этого вопроса можно обращаться к работам Э.Ф. Зеера, Е.П. Ермолаевой, А.К. Марковой, Н.С. Пряжникова, В.А. Толочека, В.А. Бодрова, Е.А. Климова.
Дословно «кризис» (krisis) в переводе с греческого означает решение, поворотный пункт.
Под кризисом профессионального становления следует понимать относительно непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки личности, обусловленные внутренними противоречиями и неудовлетворенностью своей деятельностью. Разновидностью профессиональных кризисов являются творческие кризисы, обусловленные творческой несостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью.
Кризис в профессиональном самоопределении и становлении самосознания профессионала может рассматриваться как своеобразный «шанс» для человека стать лучше, а для профессионала — перейти на следующий этап своего развития, каждый последующий этап развития должен быть «выстрадан» (или «заслужен») человеком. И наоборот, если человек каким-то образом (незаслуженно) оказывается на последующем этапе своего развития, то за это обычно приходится расплачиваться и ему самому, и окружающим его людям (родственникам, коллегам или клиентам).
Применительно к профессиональному развитию можно привести замечание В.П. Зинченко: «Каждый этап должен исчерпать себя, тогда он обеспечит благоприятные условия перехода к новому этапу и останется на всю жизнь. Классическая тупость чиновника объясняется игровой дистрофией в детстве».
Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы, детерминирующие кризисы профессионального становления:
- Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом.
- Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд).
- Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром "эмоционального сгорания").
- Изменение социально-профессиональной ситуации (вступление в новую должность, участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).
- Тотальная погруженность в социально-профессиональную среду.
- Служебные и жизненно важные события (смена местожительства, перерыв в работе, "служебный роман").
- Качественная перестройка способов выполнения профессиональной деятельности.
Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности [6, 14, 16]. Основываясь на описанных Л.С. Выготским фазах возрастных кризисов, Э.Ф. Зеер выделил кризисы профессионального развития:
- предкритическая фаза характеризуется тем, что проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем;
- критическая фаза: осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт ("конфликт - ядро кризиса"). При этом выделяются типы конфликтов профессионального развития на данной фазе:
- мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального развития, дезинтеграцией профессиональных ориентаций и установок;
- когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
- поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты.
- посткритическая фаза. Но при этом способы разрешения кризиса могут иметь разный характер: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный. Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смену места работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития. Профессионально-нейтральное отношение личности к кризисам приводит к профессиональной стагнации, равнодушию и пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональной деятельности: в быту, различного рода хобби, садоводстве и т.п. Деструктивные последствия кризисов выражаются в нравственном разложении, профессиональной апатии, пьянстве, безделье [6, 14, 16].
Пергаменщик Л.А.: «Не всегда представляет опасность сам кризис, а скорее то, что мы упустили шанс. Кризис может повлечь за собой рост и созревание. В психическом кризисе можно выделить две стороны: опасность для личностного роста и потенциал личностного роста» [12].
Таблица. Кризисы профессионального развития личности (по Зееру Э.Ф.) [6]
Кризис | Факторы, обусловливающие кризис | Способы преодоления кризиса |
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет) | Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности | Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки |
Кризис профессионального выбора (16-18 лет) | Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизнедеятельности. Перестройка ведущей деятельности | Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии |
Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет) | Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности | Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии |
Кризис профессионального роста (23-25 лет) | Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и ухудшение финансовых возможностей | Повышение квалификации. Карьера. Смена места работы, вида деятельности. Хобби, семья, быт |
Кризис профессиональной карьеры (30-33 года) | Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая доминанта профессиональных ценностей | Переход на новую должность или работу. Освоение новой специальности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения |
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40—42 года) | Неудовлетворенность возможностями реализовать ебя в сложившейся профессиональной ситуации, коррекция «Я-концепции». Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации | Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность. Переход на новую должность или работу. Смена профессиональной позиции, сексуальные увлечения, создание новой семьи |
Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) | Уход на пенсию и новая социальная роль. Новый способ жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Сужение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья | Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно-полезную деятельность |
Кризис социально-профессиональной адекватности (65-70 лет) | Социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью | Социально-психологическая активность, освоение новых социально полезных видов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "От профессионального самоопределения - к профессиональному успеху"
Программа воспитательной работы...
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...
Основная профессиональная образовательная программа профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессии 16437 Парикмахер
Программа профессиональной подготовки по профессии 16437 Парикмахер - 3 месяца...