Профессиональное самоопределение. Кризисы профессионального становления личности
статья

 

В период взрослости человек осваивает важные для себя сферы жизни (профессиональная деятельность, создание собственной семьи и воспитание детей, уход за стареющими родителями, организация досуга), принимая в них самое активное участие. Ведущим фактором развития в этот период является профессиональная деятельность, как пространство самоактуализации личности.

Вхождение человека в мир его профессии сопряжено с профессиональным становлением личности, под которым понимается индивидуальный, личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор (Реан, 2003). В зрелости развитие «Я» как профессионала взаимосвязано с развитием личности человека в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizisy_professionalnogo_stanovleniya_lichnosti.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение.

Кризисы профессионального становления личности

Профессиональное самоопределение

В период взрослости человек осваивает важные для себя сферы жизни (профессиональная деятельность, создание собственной семьи и воспитание детей, уход за стареющими родителями, организация досуга), принимая в них самое активное участие. Ведущим фактором развития в этот период является профессиональная деятельность, как пространство самоактуализации личности.

Вхождение человека в мир его профессии сопряжено с профессиональным становлением личности, под которым понимается индивидуальный, личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор (Реан, 2003). В зрелости развитие «Я» как профессионала взаимосвязано с развитием личности человека в целом [10].

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, рассматривается как основа самоутверждения человека в обществе. В.А. Бодров: «Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения, …профессиональное самоопределение не только акт выбора профессии, но динамическая процедура формирования профессионала на всем жизненном пути [1]».

Профессиональное самоопределение – это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности, это процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей человека, осуществляющего такой выбор [13].

Профессиональное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С. Пряжникова. Он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [7].

При сравнении периодизаций разных исследователей, несмотря на различия, обусловленные особенностями теоретико-методологических взглядов, социально-экономическим и духовным развитием общества, можно увидеть общее в выделении стадий процесса профессионального самоопределения.

Таблица «Периодизации профессионального самоопределения»

Этапы освоения профессии

(А.К. Маркова) [11]

Фазы развития профессионала

(Е.А. Климов) [9]

Этапы освоения профессии

(Д. Сьюпер) [1]

Стадии профессионального самоопределения

(А.В. Коваленко, Л.А. Шиканов) [13]

Оптант (фаза оптанта, оптации) - озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии, выбор

Этап пробуждения, когда происходит развитие основных интересов и способностей (от рождения до 15 лет)

Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст)

Адепт (или фаза адепта) - приверженности к профессии, осваивание ее

Этап исследования своих сил и устремлений, этап "разведки". Здесь происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 15 до 24 лет)

Профессиональное образование и подготовка как основа выбранной профессии

Адаптация человека к профессии

Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе)

Профессиональная адаптация, характеризующаяся самостоятельной трудовой деятельностью, формированием индивидуального стиля деятельности (ИСД) и включением в систему производственных и социальных отношений

Самоактуализация человека в профессии (приспособление человека к профессии - "выработка индивидуальной профессиональной нормы", "планки" самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять)

Интернал (или фаза интернала) - опытный работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту

Этап консолидации, стремление обеспечить в найденном поле устойчивую личностную позицию (от 25 до 44 лет)

Самореализация в труде (частичная или полная) - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом:

*этап первичной профессионализации - характеризуется тем, что специалист осваивает и продуктивно выполняет нормативно одобряемую деятельность, определяет свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений;

*этап вторичной профессионализации -высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присуща социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка;

*этап профессионального мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении.

Гармонизация человека с профессией

Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам)

Преобразование, обогащение человеком своей профессии (уровень творчества)

Авторитет (или фаза авторитета; она, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей)

Этап сохранения достигнутых позиций (развитие в ходе карьерных усилий (от 45 до 64 лет)

Этап свободного владения несколькими профессиями (специалист выходит за рамки своей формальной деятельности)

Наставник (или фаза наставничества, наставника в широком смысле слова как человека, у которого и коллеги готовы поручиться, перенять опыт)

Этап творческого самоопределения себя как личности

Этап спада, ухода, уменьшения активности, частичного участия в профессиональной и социальной жизни (от 65 лет и более)

Уход из профессиональной жизни

Самоопределение – это всегда утверждение собственной позиции в проблемной ситуации. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. Профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт, имеющий внутриличностный характер.

Выделяют факторы, обуславливающие конфликты профессионального самоопределения:

  • рассогласование составляющих направленности;
  • несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетенции;
  • противоречие между направленностью личности на достижение успеха и недостаточным уровнем развития социально-профессиональных способностей;
  • несовпадение представлений о своих профессиональных способностях и реальных возможностей;
  • противоречие между профессиональным потенциалом и социальными ограничениями [7].

Переход от одного этапа (стадии) профессионального самоопределения к другому, характеризуется изменением социальной ситуации, сменой ведущей деятельности, возникновением психологических новообразований и, по Э.Ф. Зееру, инициирует возникновение кризисов психического развития, которые оправданно называть кризисами профессионального развития личности. Решающее значение в возникновении этих кризисов принадлежит смене и перестройке ведущей деятельности.

Профессиональный кризис как шанс для профессионального развития

Анализ профессионального становления личности подводит к выводу: переход от одной стадии профессиональной жизни к другой, как правило, сопровождается особыми кризисами, которые можно определить, как кризисы профессионального становления. Эти кризисы могут и не осознаваться, но от этого они не перестают существовать и влиять на всю жизнедеятельность человека.

Каждый человек на протяжении всей жизни неоднократно встречается с понятием «кризис». Оно широко используется в нашей повседневности. В современных психологических исследованиях широко представлены кризисы психического развития, возрастные и жизненные кризисы. Кризисы профессионального становления личности реже становятся предметом изучения психологов. При изучении этого вопроса можно обращаться к работам Э.Ф. Зеера, Е.П. Ермолаевой, А.К. Марковой, Н.С. Пряжникова, В.А. Толочека, В.А. Бодрова, Е.А. Климова.

Дословно «кризис» (krisis) в переводе с греческого означает решение, поворотный пункт.

Под кризисом профессионального становления следует понимать относительно непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки личности, обусловленные внутренними противоречиями и неудовлетворенностью своей деятельностью. Разновидностью профессиональных кризисов являются творческие кризисы, обусловленные творческой несостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью.

Кризис в профессиональном самоопределении и становлении самосознания профессионала может рассматриваться как своеобразный «шанс» для человека стать лучше, а для профессионала — перейти на следующий этап своего развития, каждый последующий этап развития должен быть «выстрадан» (или «заслужен») человеком. И наоборот, если человек каким-то образом (незаслуженно) оказывается на последующем этапе своего развития, то за это обычно приходится расплачиваться и ему самому, и окружающим его людям (родственникам, коллегам или клиентам).

Применительно к профессиональному развитию можно привести замечание В.П. Зинченко: «Каждый этап должен исчерпать себя, тогда он обеспечит благоприятные условия перехода к новому этапу и останется на всю жизнь. Классическая тупость чиновника объясняется игровой дистрофией в детстве».

Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы, детерминирующие кризисы профессионального становления:

  • Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом.
  • Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд).
  • Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром "эмоционального сгорания").
  • Изменение социально-профессиональной ситуации (вступление в новую должность, участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).
  • Тотальная погруженность в социально-профессиональную среду.
  • Служебные и жизненно важные события (смена местожительства, перерыв в работе, "служебный роман").
  • Качественная перестройка способов выполнения профессиональной деятельности.

Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности [6, 14, 16]. Основываясь на описанных Л.С. Выготским фазах возрастных кризисов, Э.Ф. Зеер выделил кризисы профессионального развития:

  • предкритическая фаза характеризуется тем, что проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем;
  • критическая фаза: осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт ("конфликт - ядро кризиса"). При этом выделяются типы конфликтов профессионального развития на данной фазе:
  • мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального развития, дезинтеграцией профессиональных ориентаций и установок;
  • когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
  • поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты.
  • посткритическая фаза. Но при этом способы разрешения кризиса могут иметь разный характер: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный. Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смену места работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития. Профессионально-нейтральное отношение личности к кризисам приводит к профессиональной стагнации, равнодушию и пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональной деятельности: в быту, различного рода хобби, садоводстве и т.п. Деструктивные последствия кризисов выражаются в нравственном разложении, профессиональной апатии, пьянстве, безделье [6, 14, 16].

Пергаменщик Л.А.: «Не всегда представляет опасность сам кризис, а скорее то, что мы упустили шанс. Кризис может повлечь за собой рост и созревание. В психическом кризисе можно выделить две стороны: опасность для личностного роста и потенциал личностного роста» [12].

Таблица. Кризисы профессионального развития личности (по Зееру Э.Ф.) [6]

Кризис

Факторы, обусловливающие кризис

Способы преодоления кризиса

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет)

Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности

Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки

Кризис профессионального выбора (16-18 лет)

Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизнедеятельности. Перестройка ведущей деятельности

Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии

Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет)

Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности

Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии

Кризис профессионального роста (23-25 лет)

Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и ухудшение финансовых возможностей

Повышение квалификации. Карьера. Смена места работы, вида деятельности. Хобби, семья, быт

Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)

Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая доминанта профессиональных ценностей

Переход на новую должность или работу. Освоение новой специальности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40—42 года)

Неудовлетворенность возможностями реализовать ебя в сложившейся профессиональной ситуации, коррекция «Я-концепции». Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации

Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность. Переход на новую должность или работу. Смена профессиональной позиции, сексуальные увлечения, создание новой семьи

Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет)

Уход на пенсию и новая социальная роль. Новый способ жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Сужение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья

Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно-полезную деятельность

Кризис социально-профессиональной адекватности (65-70 лет)

Социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью

Социально-психологическая активность, освоение новых социально полезных видов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

      Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...