Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ. Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие. Из опыта работы
статья по психологии по теме

Ульихина Анна Владимировна

Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ. Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие.

Мое отношение к детям-инвалидам следует из этики общения с таковыми. Где к ним не рекомендуется выказывать особых признаков жалости, гиперопеки. Отношение к ним как полноценным личностям, без акцента на «особость» только стимулирует самостоятельность и ответственность. Конечно при необходимости физической поддержки она оказывается, но совершенно не навязчиво. И здоровым детям и ребятам с ОВЗ приводятся примеры человеческого мужества, например такие как наш современник Ник Вуич, который поет, снимает видеоклипы и фильмы (не имея рук и ног является и актером и режиссером). 

         Невозможно быть инвалидом, сохраняя веру в себя и силу духа. Даже физические недостатки не могут помешать человеку жить активной, полноценной жизнью, добиваться поставленных целей, творить, быть успешным. Другое дело, как назвать человека, который будучи нормальным во всех отношениях не верит в себя, перестал мечтать и стремиться к лучшему? Спящим, не пробудившимся для жизни?

Невозможное возможно и тому доказательство  истории из жизни великих людей с ограниченными возможностями, как наших современников, так и предшественников, добившихся успеха вопреки тому, что должно бы их остановить.

         Итак: «Человеку для движения вперед необходимо постоянно иметь перед собою на вершинах славные примеры мужества... У будущего есть несколько имен. Для слабого человека имя будущего — невозможность. Для малодушного - неизвестность. Для глубокомысленного и доблестного — идеал. Потребность безотлагательна, задача велика, время пришло. Вперед, к победе!» (Виктор Мари Гюго.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_sistema_raboty_s_ovz.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ. Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие.

В соответствии с программой развития школы разработанной  руководителем педагогического коллектива школы  на период 2012-2016 гг.  где миссия школы обозначена как «обеспечение  равенства в доступности качественного образования и воспитания для разных и равных…» в своей работе руководствуюсь основными принципами психологического сопровождения:

         безусловное принятие каждой личности;

        признание уникальности личного опыта конкретного человека;

        создание условий для саморазвития, личностного роста, самоактуализации.

      Поэтому в отношении детей с ОВЗ у меня один «особый» подход - принятие таких детей как полноценных личностей, психологически – на равных условиях. Во все мероприятия, акции, выезды дети включаются без ограничений, никто не заостряет на их инвалидности особого внимания.

    В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23)

 Являясь мамой своих двух детей-инвалидов (по зрению, 4 и 7 класс) привлекаю их, их одноклассников - учащихся школы-интерната 3-4 вида, ко всем направлениям осуществляемой деятельности. Иногда привлекаются воспитанники интерната №4 (дети 8 вида) и молодежь из интерната для инвалидов №1 (различные диагнозы).

       В 2014 году деятельность психологической службы школы и ее активистов была систематизирована. В соответствии с программой психологической службы школьники занимаются с психологом по нескольким направлениям, а затем показывают свои творческие заготовки и акции другим детям и взрослым. Те учащиеся, которые желали не только получать, но и нести психологические знания в массы в театральной форме стали посещать занятия театра психологических зарисовок «Элис» (ранее «театральный коллектив «Элис»» также под моим руководством. С 2008 года существовал как просветительский театр, всегда нес психологическую составляющую).

      Другие же учащиеся, которые желали в другом качестве быть полезными людям, объединились под моим руководством в добровольческий отряд «Горький ШоКоЛаД». На занятиях ребята готовили викторины, беседы, соц.опросы и т.д. Получали психологические знания и готовились нести их в массы (в школе, поселке, других образовательных учреждениях).

     Также ведутся и занятия с Одаренными учащимися по программе «Нить Ариадны», где приглашаются не только одаренные по подтвержденному факту, но все кто хочет попробовать себя в исследовательской деятельности (конечно это касается и детей с ОВЗ). Сюда же я включаю индивидуальную работу с учащимися, групповые занятия и выезды интеллектуальной направленности, расширяющие кругозор и одухотворяющие моих юных воспитанников.

Вспоминается много за прожитый год. Вот перед вами несколько зарисовок:

- выезд на фестиваль «Золотой витязь» - ребята не только посмотрели представленные картины, но и «пообщались» насколько возможно с режиссерами из Болгарии и Германии.

- «Зарница» на территории мужского монастыря – в рамках которой и экскурсия по пещерному храму, беседы с монахами, уха на свежем воздухе и забытые русские игры.

- труд в женском монастыре Петропавловки, заслуженная трапеза с игуменьей монастыря, рассказ сестер об удивительных событиях и людях.

          - Концерты и спектакли, фестивали и музейные выставки. Например фестиваль стран АТР где особенно детям понравился молодой Японец и его игра на старинном шамисене причем современных композиций.

А также поездки в ДВТРК - «Дальневосточная», экскурсия на военные корабли, познавательная беседа о профессии ветеринара в конном клубе «Арагон», благотворительная поездка в дельфинарий.

Мне понравилась одна фраза известного психолога Поля Торренса работающего, кстати, с одаренными детьми:

«Творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Это созвучно с тем, что известный русский философ и ученый Иван Ильин говорил о духовном опыте, как самом важном для полноценного развития ребенка.

      Надо отметить, что современные дети, даже обладающие таким высоким потенциалом одаренности, имеют недостаточно высокий кругозор, стойкое мировоззрение, нравственный стержень. Дети бывают за пределами школы крайне редко. В рамках отдельных плановых посещений музеев, мест отдыха в основном с классом, в летний период. С родителями же общение ограничивается отдыхом на даче. А живое общение заменяется у современных школьников «сидением в интернете». Поэтому считаю очень важным наполнить жизнь ребенка истинным смыслом, показать многообразие и красоту реальной жизни, пробудить интерес к живому общению и познанию.

       Ранее я уже неоднократно имела возможность работать с одаренными учащимися школы подготавливая их к различным школьным и городским научным и творческим выступлениям, и мои воспитанники становились победителями конкурсов. Дети с ОВЗ  участвуя в театральном коллективе становились победителями различных творческих театральных конкурсов. Были и победители в научно-исследовательских работах по проблемам наркомании, космонавтики, краеведения, истории школы. В этом учебном году много внимания уделялось журналистике (так как есть необходимость множество мероприятий освещать в прессе, веб-ресурсах). Учащиеся учились самостоятельно писать статьи, брать интервью. Одна из моих учениц (9 класс) стала победительницей конкурса юных журналистов «Голос поколения-2014» (проблемы со зрением). Мои дети стали победителями школьного этапа по ОПК.

 Наверно мое отношение к детям-инвалидам выходит из этики общения с таковыми. Где к ним не рекомендуется выказывать особых признаков жалости, гиперопеки. Отношение к ним как полноценным личностям, без акцента на «особость» только стимулирует самостоятельность и ответственность. Конечно при необходимости физической поддержки она оказывается, но совершенно не навязчиво. И здоровым детям и ребятам с ОВЗ приводятся примеры человеческого мужества, например такие как наш современник Ник Вуич, который поет, снимает видеоклипы и фильмы (не имея рук и ног является и актером и режиссером).  

         Невозможно быть инвалидом, сохраняя веру в себя и силу духа. Даже физические недостатки не могут помешать человеку жить активной, полноценной жизнью, добиваться поставленных целей, творить, быть успешным. Другое дело, как назвать человека, который будучи нормальным во всех отношениях не верит в себя, перестал мечтать и стремиться к лучшему? Спящим, не пробудившимся для жизни?

Невозможное возможно и тому доказательство  истории из жизни великих людей с ограниченными возможностями, как наших современников, так и предшественников, добившихся успеха вопреки тому, что должно бы их остановить.

         Итак: «Человеку для движения вперед необходимо постоянно иметь перед собою на вершинах славные примеры мужества... У будущего есть несколько имен. Для слабого человека имя будущего — невозможность. Для малодушного - неизвестность. Для глубокомысленного и доблестного — идеал. Потребность безотлагательна, задача велика, время пришло. Вперед, к победе!» Виктор Мари Гюго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)

Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....

"Воспитательная работа в школе как неотъемлемая часть формирования духовно - нравственного сознания ребенка (из опыта работы)

Данная работа представляет собой фрагмент из представления  опыта работы классного руководителя по формированию духовно-нравственного сознания школьников....

«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе» (Из опыта работы)

Доклад раскрывает  тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе...

Духовно-нравственное воспитание школьников (из опыта работы)

Презентация представляет собой обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию учащихся на районном семинаре классных руководителей....

Исследовательские работы учащихся как способ приобщения к духовно-нравственному опыту предыдущих поколений

Исследовательские работы учащихся как способ приобщения к духовно-нравственному опыту предыдущих поколений...

Жизнь и деятельность Д.С.Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно - нравственном становлении обучающихся (из опыта работы)

Материал статьи может быть использован как на уроках русского языка, так и литературы в классах среднего и старшего звена основной школы.  В данной статье предлагаются различные формы уроков по н...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Из опыта работы

Материалы для выступление на тему "Духовно-нравственное воспитание школьников"...