Исследовательские работы учащихся как способ приобщения к духовно-нравственному опыту предыдущих поколений
статья по краеведению на тему
Исследовательские работы учащихся как способ приобщения к духовно-нравственному опыту предыдущих поколений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_issledovatelskie_raboty_uchashchihsya.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательские работы учащихся как способ приобщения к духовно-нравственному опыту предыдущих поколений
Патриотизм как искреннее чувство любви к Родине развивается в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Социальное пространство для его формирования не ограничивается только школьными стенами. В решении этой задачи наиболее благоприятной, на мой взгляд, является внеурочная работа с учащимися. В течение 20 лет занимаюсь с детьми поисково-исследовательской деятельностью. С 2001 года был организован летний краеведческий лагерь «Ожинка», через который десятки ребят приобщились к истории своей малой родины. В 2007 г. краеведы и туристы школы объединились в лагерь «Следопыт». Была разработана программа деятельности, которая участвовала в двух конкурсах - муниципальном и республиканском - и выиграла два гранта: в 7 тыс. и 50 тыс. рублей, которые пошли на развитие материальной базы для туристско-краеведческой работы.
В результате исследовательских экспедиций, маршруты которых проходили по территориям Сысольского, Корткеросского, Койгородского, Усть-Вымского районов, был собран большой материал по топонимическим названиям местности, истории населённых пунктов, забытых деревень и спецпоселков. Участники экспедиции получили яркие впечатления от знакомства со старожилами, краеведами других школ, сел и поселков.
В каждом населенном пункте мы отдаем дань памяти павшим в годы Великой Отечественной войны, благоустраиваем памятники, в частности, в бывшем спецпосёлке Ниашор, где в 2004 г. был установлен памятник жертвам политических репрессий. Ребята встречаются с ветеранами войны и труда, тружениками тыла, оказывают им посильную волонтерскую помощь. Эти встречи способствуют формированию позитивного жизненного опыта. Нравственный результат подобной работы заключается в том, что дети познают историю своей малой родины, убеждаются, как много хороших людей живет в нашей республике, в поселках и селах, какое горячее участие местные краеведы и координаторы принимают в организации встреч, помогают поиску, оказывают теплый, радушный прием.
Собранный во время экспедиций материал, конечно же, находит применение на уроках истории и обществознания для обогащения содержания. Полностью солидарна с Д.С.Лихачевым, который утверждал, что « к патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать», чтобы ученик становился носителем ценностей гражданского общества, осознавал свою сопричастность к судьбам Родины.
Исключительно благодатной темой в формировании духовно-нравственного опыта учащихся является Великая Отечественная война. Проект «Обелиск нашей памяти», который реализовывался в ходе поисково-исследовательских экспедиций, дал замечательный материал для исследовательских работ, всколыхнул чувства благодарности в сердцах детей. Проект является долговременным. Главная его цель – сохранение памяти о погибших и пропавших без вести участниках войны.
В сельской местности скромный обелиск – часто единственная достопримечательность, которая обращает на себя взоры поисковиков. О чем могут рассказать скорбные списки на них? Прежде всего о тех, кто ушел на защиту Родины из деревень и сел: в Чухломе - это Сельковы и Сажины; в Вотче – Мальцевы, Поповы, Пыстины, Чумановы; в Межадоре – Раевские, Морозовы, Меньшенины, Остаповы. На обелиске села Куниб Юркины и Пешкины из деревни Шорйыв, Старцевы из Куниба, Аксеновы, Тырбылевы, Ситкаревы из Пустоши, Поповы, Пешкины из Вадыба. Всего 186 фамилий погибших и пропавших без вести. Об их судьбах ведется поисковая работа, на основе которой дети пишут исследовательские работы.
От первых, почти детских работ наподобие школьного сочинения, мы давно перешли к работам исследовательского характера с целями и задачами, актуальностью и анализом изученной литературы. Тематика исследований самая разнообразная, но вся она связана одной большой темой – темой малой родины, ее историей и культурой, природным наследием и, конечно же, судьбами людей, оставивших яркий след в памяти земляков. Позволю лишь назвать некоторые работы старшеклассников. Их героями являются деды и прадеды нынешних учеников, родственники и односельчане, «дети войны» и труженики тыла.
«Они сражались за Родину» - так называется работа Екатерины Голышевой о братьях Аксеновых из Пустоши, написанной на основе семейного архива. С фотографий смотрят на нас одухотворенные лица людей военного поколения. Это однополчане танкиста Михаила Аксенова, которые с боями прошли от Заполярья до Чехословакии. О крепком военном братстве повествует эта работа.
«Род Пешкиных из Вадыба». Николай Тихонович Пешкин – один из 34 однофамильцев из деревни Вадыб, имена которых запечатлены на обелиске села Куниб. Правнучка вадыбского бригадира полеводческой бригады проанализировала 11 писем солдата, умершего в госпитале от ран в 1942 году, восстановила по ним образ своего прадеда, который так мечтал вернуться домой, к семье, где его ждали супруга Александра Ивановна и пятеро детей. Эти письма хранятся теперь в Национальном музее Республики Коми, а копии находятся в школьном музее.
Какой замечательный образ нежного отца, любящего мужа, гражданина и патриота предстает в работе Веры Мальцевой «Эпистолярный жанр Великой Отечественной». Это исследование выполнено на основе документов районного архива и музея истории и культуры Сысольского района. Работа построена на письмах Василия Яковлевича Попова из Визинги, погибшего в Эстонии весной 1944 года. Он похоронен в братской могиле, где местные эсэсовцы проводят сейчас свои сборища, и это вызывает естественный гнев и возмущение возрождающимся нацизмом в странах Прибалтики и в Украине, где каждая пядь земли полита кровью советских бойцов.
Автор исследовательской работы «Связист Мальцев из Вотчи» Мария Старцева поведала историю портрета своей прабабушки, который нарисовал однополчанин Василия Мальцева, прошел с ним всю войну и вот уже 70 лет хранится в семье бывшего фронтовика, как бесценная реликвия, напоминающая о Великой войне. Список работ, посвящённых военной тематике, можно продолжать бесконечно. Это говорит о том, что события 70-летней давности волнуют сердца наших детей.
Таким образом, поисково-исследовательская деятельность имеет большой практический смысл, связанный с увековечением исторической памяти о Великой Отечественной войне, формирует духовно-нравственную личность, развивает исследовательские компетенции учающихся. Юный краевед, раз прикоснувшись к реликвиям той огненной поры, не останется равнодушным к ветерану, пожилому человеку, сохранит в душе глубокую благодарность тем, кто приближал светлый праздник Победы.
На территории сельского поселения Куниб в живых не осталось ни одного участника боевых действий, и менее двадцати человек – это труженики тыла и дети войны. Это люди, умеющие ценить скромные материальные блага, сохранившие душевную щедрость, веру в жизнь, огромное трудолюбие, активную жизненную позицию, и важно сохранить для потомков их уникальный социальный опыт проживания в суровых жизненных испытаниях.
История малой родины – это те истоки, которые формируют нравственность детей, это огромный духовный опыт. В работе «Поселок с весенним названием» авторы представили метод «народной стройки», каким возводилось здание Первомайской средней школы 1958 г., рассказали о той значительной роли, какую играли в поселке в 1950-60-е годы женсовет, гремевший на всю республику, и родительский комитет, члены которого вели кружки для детей. Записали воспоминания старожилов о том, как играли в футбол семейные мужчины, сами обустроившие стадион в центре поселка, и о том, как наводили общественный порядок дружинники или всем поселком ходили в клуб на товарищеские суды и индийские фильмы. Это все примеры соборности, которая практически исчезла из нашей жизни, но которая так объединяла наш народ. Это уходящие реалии жизни, в которых запечатлен неоценимый опыт духовно-нравственной жизни предыдущих поколений.
Еще одно направление в поисковой работе – православное краеведение, которое представлено уже несколькими работами, высоко оцененными на республиканском уровне. Это прежде всего судьбы представителей духовенства, история церквей, часовен и святынь, которые являются духовным наследием края. Героями исследований стали П.Н.Шаламов – священник из Вотчи и его супруга М.А.Шаламова, попавшие в колесо репрессий 30-х годов; Клочков М.Н. – первый учитель кунибских детей и репрессированный священник из Межадора, нашедший свой последний приют в спецпоселке Шудог Корткеросского района; священномученик Серафим Звездинский, причисленный к лику святых, отбывавший ссылку в Визинге в 1923-25 гг.; «След Стефана Пермского на земле Сысольской».
Следует отметить, что глубоко проникаются результатами поисково-исследовательской деятельности единицы ребят. Это прежде всего авторы работ, которые исследуют огромные пласты народной жизни. Но их труд потом становится достоянием и других школьников – через экскурсии в музее, классные часы, школьные конференции, публикации в газетах «Республика» и «Маяк Сысолы».
Полагаю, что работа в данном направлении обладает неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями и содействует духовному становлению детей. Она формирует такие нравственные чувства, как долг, ответственность, гражданственность, патриотизм; определяет нравственную позицию и, не сомневаюсь, нравственное поведение. Опыт подсказывает, что те ребята, которые занимались поисковой работой, отдавали личное время изучению архивных документов, краеведческой литературы, анализу семейных архивов, встречались и беседовали с героями исследований, плечом к плечу работали с научным руководителем – безнравственными людьми уже никак не станут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение к духовно-нравственным ценностям на занятиях дополнительного образования»
Данная статья обобщает опыт работы педагога за 10 лет по реализации программы дополнительного образования «Лозоплетение», в ней кратко излагается суть собственного направления декоративно-...
Приобщение к духовно-нравственным традициям на занятиях дополнительного образования
В статье показана неразрывная связь духовной и материальной культуры народа на примере работы кружка с использованием природных материалов при создании сказочных персонажей. Представленный материал от...
Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения
Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...
Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения
24 октября 2012 года в МБОУ СОШ с. Георгиевка района имени Лазо Хабаровского края прошёл районный семинар учителей химии, биологии и математики, на котором я выступала с мастер-классом по теме "Технол...
Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ. Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие. Из опыта работы
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11354334","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 336px; height: 480px; float: left;","width":"336"}}]]Психологич...
Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"
Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"...
Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников интерната через декоративно-прикладное творчество».
В современных условиях образования внеклассная и внешкольная работа приобретает важное значение, т. к. представляет возможности для углубления знаний по истории, культуре, народной педагогике, для при...