Духовно-нравственное воспитание школьников. Из опыта работы
методическая разработка
Материалы для выступление на тему "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления | 16.72 КБ |
Презентация к выступлению | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
С. 1. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения с.2.– это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе образования.
Не секрет, что в современных условиях высокой доступности информации, по самым разным каналам на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие,
С3. преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность.
С. 4 В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в числе важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое местo поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почитались как главные.
Т.е. школа, как и семья, является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. И здесь приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна.
С.5 Именно в связи с этим в учебных планах в свое время появились такие курсы как «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно–нравственной культуры народов России», призванные по-новому посмотреть на некоторые вопросы образования и воспитания.
Те цели и задачи курсов, которые ставятся перед нами в нормативных документах, на мой взгляд, слишком общие, широкие (для всех модулей), пока далёкие, недостижимые за такое короткое время в пределах одного модуля.
К тому же сформировать целостную мировоззренческую систему ценностей всего за 34 часа у учащихся 10-11 лет невозможно. Эта работа более длительная, она будет продолжена и в среднем, и в старшем звене на других уроках.
С. 6 Поэтому перед собой ставлю более реальные, узкие цели и задачи: дать первичное представление о добре и зле, убедить детей задуматься о тех поступках, которые они совершали и совершают, сформировать умение анализировать свои и чужие поступки, высказывать своё мнение, уважать мнение своих одноклассников. Как это сделать?
В нашей школе родители уже много лет выбирают модуль «Основы светской этики» в 4 классе, его продолжением в 5 классе является курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». И я хотела бы сейчас раскрыть возможности курсов в плане духовно-нравственного воспитания на конкретных примерах своей работы..
С.7 Само содержание курсов обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.
С.8 В основе моей работы с классом лежит системно-деятельностный подход. Стараюсь организовать деятельность учащихся на уроке так, чтобы им было интересно и легко учится. Использую различные формы – и групповую работу, и работу в парах, различные игровые методики, творческие задания.
С.9 А главное, даю детям возможность высказаться. Моя роль здесь заключается в том, чтобы правильно направить беседу, ученики сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрываются, т.к. речь идёт не об абстракциях, а о вполне обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.
С. 10 Очень часто учащиеся самостоятельно готовят сообщения к урокам, выполняют творческие задания..
С.11 Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей. Поэтому ведущее место сейчас отводится методу проектов. Мои уроки не исключение.
С.12 За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придётся обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться и т.д. Разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание. Продумать презентацию. Особо радует, что родители активно помогают своим детям готовить домашние задания, создают вместе с детьми небольшие презентации, проекты к урокам.
С.13 Часть тем проектов предлагают нам авторы программы. Но, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей, дети предлагают темы близкие и интересные именно с их точки зрения.
С. 14. И каждая тема решает определённые воспитательные задачи:
- укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
С. 15 -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
С.16. - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- развитие мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
С.17 Таким образом, можно сказать, что частично духовно-нравственные качества человека будущего общества закладываются именно на уроках курсов, которые я преподаю, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах занятий, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.
С. 18 Закончить свое выступление я хотела бы словами Василия Андреевича Жуковского «Образование – это воспитание для доброделания. Торопитесь делать добро!» Удачи всем в этом благом, хотя и нелегком деле!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)
Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное воспитание школьников (из опыта работы)
Презентация представляет собой обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию учащихся на районном семинаре классных руководителей....
Методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы нашей школы.Главная цель деятельности учителя, в первую очередь учителя истории, &nda...
"Роль экскурсий и туристических поездок в воспитании школьников"(из опыта работы)
На педсовете, посвященном внеурочной деятельности я поделилась опытом организации, выбора поездок и экскурсий для школьников среднего и старшего возраста....
Роль самодеятельного театра в патриотическом воспитании школьников (из опыта работы школьной театральной студии "Дебют")
Сейчас каждая образовательная организация самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Огромную подд...
Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей среди молодежи: из опыта работы
Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей среди молодежи: из опыта работы преподавателя русского языка и литературы...
- Мне нравится (1)