«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе» (Из опыта работы)
статья на тему

Байбосынова Касиет Абдуалиевна

Доклад раскрывает  тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

КГУ «Средняя школа №15»

«РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ»

Из опыта работы учителя казахского языка Байбосыновой К.А.

                                     

г. Усть-Каменогорск, 2014 г.

Слайд-1  (Тема) 

«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе»

Слайд -2      

„Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле”.

Назарбаева Сара Алпысовна

        

        Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы.                              Задача учителей заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.

          Конечно, воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе.  Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Казахский язык не является среди них исключением.                                          

        Арсенал средств формирования и воспитания духовно-нравственных качеств учащихся  на уроках казахского языка необычайно богат.

Слайд -3. Большое внимание уделяется работе с текстом различного содержания: о жизни замечательных людей, о традициях и обычаях казахского народа, о государственных символах,  о достижениях науки, культуры и искусства. Тексты, которые помогают учащимся понять и оценить нравственные поступки людей,  позволяют рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.                                   

Например по темам (учебник 11 кл) «Атакәсіп», «Атамекен», «Туған жер», «Ұлттық тағамдар»  раскрываю, что человек живет в развивающемся этнокультурном пространстве, что жизнь человека невозможна без гармонии, что человек ко всему должен относиться с уважением, любовью, терпением. Каждому человеку важно прожить свою жизнь красиво, спокойно, уравновешенно. Он должен нести в мир не зло, разрушения, а только благие дела и мысли.                    

Слайд -4. Пословицы-поговорки (на слайде несколько пословиц и поговорок на казахском языке с переводом). В казахских пословицах и поговорках народ утверждает нравственные нормы, которым должен следовать человек: трудолюбие, патриотизм, взаимовыручка, смелость. Он осуждает людские пороки: лень, трусость, болтливость, сплетни, хвастовство, жадность, лицемерие, пьянство. Содержательность, глубина мысли в пословицах и поговорках оказывают на учащихся воспитательное и эстетическое воздействие. Они воспитывают нас в духе любви к Родине, народу, призывают хранить традиции, прививают чувство патриотизма.

Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются  карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.  На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.                                                          Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете смысл пословицы? 2.Чему учит пословица? (честности, правдивости, искренности) 3.Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность) 4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу: Честность-нечестность;            Правдивость - лживость; Искренность-неискренность. 5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.                            6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.                     7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?   Таким образом, задавая наводящие вопросы, удается добиться от учащихся успешного выполнения заданий.  

Слайд -5.  Крылатые выражения и слова назидания великих людей.      

Слайд -6. Стихи разных авторов.  Даже простое прочтение стихотворений, не пройдет для учащегося зря, а зародит в нем искорку духовности, любви к своему Отечеству.

Слайд -7.   Использование на уроках выступлений, рассказов и биографий ученых, выдающихся людей, организация поисково-самостоятельной работы учащихся. 

Слайд -8.  Особо стоит выделить уроки с использованием регионального компонента. Наравне с полученными знаниями о своём крае учащийся должен испытывать чувство гордости за свою малую родину, её неповторимость, осознать себя её частью и как следствие почувствовать желание сохранить её уникальность, продолжить традиции предков.

Слайд -9. Организуя работу по созданию творческих работ по предмету, нередко предлагаю изготовить презентации по определенным темам, оформление буклетов или поделки. В таких видах работ проявляется их личностное отношение к окружающему миру, постигают  ценность и радость бытия, ценность ручной работы, познают  национальную, казахскую культуру.

                                                                                                                                      Слайд -10.         На уроках часто использую такие формы работы как, работа в парах, работа в группе. Учащиеся учатся работать сообща, вкладывая в общее дело что – то своё, прислушиваясь к мнению одноклассников. Такие формы работы помогают ученикам понять ценность совместной работы.                                          Хочется отметить, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и учащихся, учащихся между собой.

Слайд -11.          Очень часто успех воспитания, интерес к предмету, выбор профессии происходит и от организации внеклассных мероприятий по предмету (Праздник Наурыз, День языков народов Казахстана, День Независимости РК и т. д.). Важнейшей задачей внеклассных мероприятий является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа, других народов.

Итак, учебный процесс на уроках казахского языка является целенаправленным развитием обучающегося как личности, гражданина, способствует освоению им нравственных ценностей и нравственных установок, а также моральных норм общества.

         

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...

«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе»  

Презентация о средствах (тексты, пословицы и поговорки, крылатые выражения и слова назидания, стихи, опорные схемы, творческие работы учащихся) формирования и воспитания духовно-нравственных качеств у...

Актуальность и планирование работы по реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся

В статье  для выступления на районном методическом объединении  председателей школьных методических  объединений классных руководителей указана актуальность планирования работы по прогр...

Духовно-нравственное воспитание как профилактика социально-негативных явлений среди подростков (из опыта работы)

Одно из актуальных направлений духовно-нравственного воспитания следует назвать реализацию комплекса эффективных профилактических мер, препятствующих разрастанию социально-негативных явлений  в...

Мастер-класс по теме “Регионоведение на уроках немецкого языка с целью духовно-нравственного воспитания учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС ОО" (авторская работа)

С данным материалом я выступала перед учителями немецкого языка на региональном уровне. Вопросом краеведения я занимаюсь уже достаточное время. Это очень интересный и важный вопрос, особенно в наше сл...