Креативная психотерапия как средство душевно-духовного развития личности школьника (Отдельно см. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КВН "Я - подарок для Человечества")
статья по психологии по теме
Креативная психотерапия как средство душевно-духовного развития личности школьника
«Если бы сердце малюток имело, подобно городу Фивам,
сто ворот, то пусть входит туда радость во все эти ворота,
дабы они из сада юности как можно более
вынесли добра на поле будущей деятельности».
Демокрит.
Развитие педагогической науки на рубеже II - III тысячелетий характеризуется обостренным осознанием необходимости изменения методологии и содержания образования. На фоне глубокого цивилизационного кризиса и глобальных техногенных катастроф с особой необходимостью высвечивается проблема роли образования в судьбе отдельного человека и всего человечества. В конце XX -начале XXI века педагогика обратилась к широкому осмыслению онтологической реальности образования (А.Ф. Ахматов, Е.П. Белозерцев), утверждая, что оно нацелено в первую очередь на осознание человеком своей сущности.
Но сущность человека - духовна, и сегодня востребована личность, не только способная к самоорганизации, самоопределению, личностному творчеству, диалогическому общению, владеющая культурой взаимопонимания и взаимодействия, то есть с высоко развитой субъектностью, но и наделенная высшими нравственными смыслами, а значит духовностью (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, С.В. Кульневич).
Поэтому очень важно использовать в работе психологической службы школы все ресурсы развивающейся личности. На душевном уровне (ипостась субъекта – по Исаеву, Слободчикову) – развивать мышление, внимание, память; заниматься миром эмоций и чувств; укреплять волю. На духовном уровне – развивать ценностнообразующие, смысловые понятия подрастающего поколения.
Все это возможно как в рамках индивидуальной и групповой работы с учащимися, так и в массовой просветительской деятельности. Вашему вниманию предлагается авторская разработка – «Психологический КВН – Я подарок для человечества», который может быть использован и как самостоятельное мероприятие и как начальный урок-игра, для дальнейшего раскрытия заданного в нем материала. Этот КВН раскрывает все основные сущностные характеристики человека, показывает его трехсоставность – телесный, душевный и духовный уровень...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kreativnaya_psihoterapiya_dushevno_duhovnogo_razvitiya_lichnosti_-_kopiya.doc | 116.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Креативная психотерапия как средство душевно-духовного развития личности школьника
Ульихина А.В.
МОУ СОШ № 37
Педагог-психолог
Магистр педагогики
«Если бы сердце малюток имело, подобно городу Фивам,
сто ворот, то пусть входит туда радость во все эти ворота,
дабы они из сада юности как можно более
вынесли добра на поле будущей деятельности».
Демокрит.
Развитие педагогической науки на рубеже II - III тысячелетий характеризуется обостренным осознанием необходимости изменения методологии и содержания образования. На фоне глубокого цивилизационного кризиса и глобальных техногенных катастроф с особой необходимостью высвечивается проблема роли образования в судьбе отдельного человека и всего человечества. В конце XX -начале XXI века педагогика обратилась к широкому осмыслению онтологической реальности образования (А.Ф. Ахматов, Е.П. Белозерцев), утверждая, что оно нацелено в первую очередь на осознание человеком своей сущности.
Но сущность человека - духовна, и сегодня востребована личность, не только способная к самоорганизации, самоопределению, личностному творчеству, диалогическому общению, владеющая культурой взаимопонимания и взаимодействия, то есть с высоко развитой субъектностью, но и наделенная высшими нравственными смыслами, а значит духовностью (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, С.В. Кульневич).
Религиозное мироощущение, являющееся традиционным атрибутом русской ментальности, всегда подсказывало русскому человеку, что «не на небе, не на земле, нет большей красоты, чем душа человека» (Св.Макарий Великий). И, конечно, здесь в первую очередь речь идет о духовной составляющей человека. Здесь следует сказать, что если этим предметом заинтересовались педагоги и в воспитании школьников теперь часто муссируется вопрос их духовного воспитания, то тем более необходимо уделять внимание этому вопросу школьному психологу. Современные дети в массе совершенно не задумываются о сущности человека, его предназначении, смысле бытия, нравственных началах. Именно это показывает опыт работы психолога в школе.
Поэтому очень важно использовать в работе психологической службы школы все ресурсы развивающейся личности. На душевном уровне (ипостась субъекта – по Исаеву, Слободчикову) – развивать мышление, внимание, память; заниматься миром эмоций и чувств; укреплять волю. На духовном уровне – развивать ценностнообразующие, смысловые понятия подрастающего поколения.
Все это возможно как в рамках индивидуальной и групповой работы с учащимися, так и в массовой просветительской деятельности. Вашему вниманию предлагается авторская разработка – «Психологический КВН – Я подарок для человечества», который может быть использован и как самостоятельное мероприятие и как начальный урок-игра, для дальнейшего раскрытия заданного в нем материала. Этот КВН раскрывает все основные сущностные характеристики человека, показывает его трехсоставность – телесный, душевный и духовный уровень. Причем наполняемость беседой ведущего может иметь самый разный объем и сложность в соответствии с возрастом учащихся. Ими могут быть школьники от первого до 11 класса. Кроме того, это мероприятие доступно как учащимся массовой школы, так и учащимся специализированных школ и классов. КВН апробирован в МОУ СОШ № 37 (1 - 4 классы), в школе-интернате 3-4 вида (1 - 2) классы.
Также КВН был проведен в качестве мастер-класса для учителей воскресных школ и педагогов интересующихся вопросами духовно-нравственного воспитания (семинар проходил на базе воскресной школы Христорождественского собора, г. Хабаровск, 2009 г.)
Из опыта работы следует отметить, что современные учащиеся действительно очень обеднены психологическими знаниями. Например при вопросе о том что такое Воля человека, были ответы в 4 классе – это Павел Воля, это когда говорят –«век воли не видать», это каникулы. Часто не было произнесено ни одного ответа по существу. После КВН ребята получали очень важные сведения, обогащая свой внутренний мир, а также приобретали навык работы в команде, эмоциональную разрядку.
КВН интересен также тем, что в него включены элементы креативной терапии, особенно такого метода, как арт-терапия (средствами театра), который активно использует автор статьи в психокоррекционной работе с учащимися. В современной науке достаточно полно изучены психологические аспекты творческой деятельности (Л.С. Выготский, Л.Л. Гурова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), роль образного мышления в развитии творческих способностей (Л.С. Выготский, И.А. Герасимова, М.С. Каган и др.). Особую важность для духовно-субъектного самостроительства личности имеет выявление психических механизмов развития внутреннего мира в процессе словесного творчества. Это важно потому, что артистами при проведении КВН для школьников могут выступать дети с различными нарушениями, которым также необходимо быть востребованными, проявить свои творческие способности, ощущать важность своей миссии – то, что они несут своим выступлением очень важные знания для других.
Личность всегда в понимании отечественных психологов была продуктом социального воздействия, интериоризации смыслов, предлагаемых общественной идеологией. По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, обобщающих отечественные подходы в изучении личности, понятие личности обозначает особый способ существования человека – существования как члена общества. Сущность личности проявляется в ее позиции, во взаимоотношениях человека с другими людьми, раскрывается в жизненных целях, мотивах и способах поведения. Одна из потребностей личности, описанных отечественными психологами А.В. Петровским, В.С. Мерлиным, – оставить о себе память, запечатлеть себя в других. Эта потребность в персонализации, или желание быть метаиндивидуальностью, имеет социальное выражение, но корень её глубже –потребность в осмысленности существования, в осмысленности своего бытия.
Как пишет А. Лихачев, «Только потому наше сознание отличается от психики животного, что оно дано себе в самосознании и совести, что наши чувства выстраиваются в отношении Блага и Красоты, наша воля соотносится с Истиной и Добром. Потому-то человек, в отличие от животного, и имеет культуру – язык, нравственность, искусство, что его психическое разомкнуто навстречу качественно иному, онтологически высшему способу бытия. Его "индивидуальный дух" привносит в его душевную жизнь интуиции или жажду истины, красоты, добра»
Поэтому все необходимое для развития этих душевно-духовных составляющих ребенку дает креативная терапия. Остановимся на обсуждении этого вопроса более подробно. Терапия творчеством, это совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей и взрослых, для развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности. Цель такой работы заключается в гармонизации внутреннего состояния, т.е. восстановления его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.
Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой. Но сейчас арт-терапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно “therapia” в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду “социальное врачевание” личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.
Методы такого воздействия достаточно широки: песочная терапия, телесно – ориентированнная терапия, фототерапия, сказкотерапия, игровая терапия, арт-терапия. Три последних достаточно легко сочетаются и доступны в работе школьного педагога-психолога.
Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом в статье “Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании”. Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления остается арт-терапия. Если использование искусства как терапевтического фактора доступно для педагога, то, в большей степени, сообразно работе школьного психолога, особенно при работе с младшими школьниками.
Хотя приоритет теоретического обоснования арт-терапии принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобретательного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях. Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях.
По М. Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.
В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д. Именно театр является в работе автора статьи наиболее применяемым средством.
Здесь можно говорить о некотором преимуществе «театральной» терапии перед другими формами психотерапевтической работы:
- Театральная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
- поведение в процессе творчества является объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
- арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
- арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
- арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.
При этом специальная подготовка, талант не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека, какие цели он перед собой ставит.
Согласно исследованиям А.И. Копытина, за рубежом заметно возросла роль арт-терапевтов в сфере образования. Они работают в специализированных и общеобразовательных школах, чаще с детьми, имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, а также проблемы в обучении.
Как пишет Качурина А.И. «методы арт-терапии связывают интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный»
Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с младшими школьниками, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.
Из театральных атрибутов для психологических занятий могут применяться элементы костюмов – парики, атрибуты сказочных героев. Очень понравился детям обычный (причем неисправный) микрофон, создающий особую атмосферу. Ребята на занятии воображают себя репортерами, берут интервью, воображают себя достигшими профессиональных успехов.
В работе школьного психолога, для более эффективного сопровождения учащихся появилось в целом очень много возможностей. В том числе и ЦОР, когда на занятии можно показать обучающий м/ф, слайд-шоу, а также проводить коррекцию с помощью развивающих компьютерных игр, которые теперь доступно изготовить самим, чем автор статьи в дальнейшем также готов поделиться.
Литература
- Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1.
- Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
- Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
- Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
- Качурина О. И.; Романова Н.А. Арт-терапия.
- Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.
- Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях Московский психотерапевтический журнал. №3, 2005, с.20-50.
- Мерлин В.С Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. 1986.
- Пахно И.В. Креативная терапия.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии М.. 1998.
- Платон (арх.) Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
- Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвосарского СПб., 1999.
- Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И.Копытина. СПб., 2000.
- Рудестам Р. Групповая психотерапия. СПб., 1999.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., Школа-Пресс, 1995.
- Фигдор Г. Детская агрессивность// Начальная школа. 1998. № 11/12.
- Л.Ф.Шеховцова Л.Ф., Представления о личности в современной психологии и христианстве.
- Письмо Минобразования России от 22.02.99 № 220/11-12// Начальная школа. 1999. № 9. С. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический КВН "Я - подарок для человечества"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11349429","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"font-size: 12px; width: 349px; height: 480px...
Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...
Психологический тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания "Я - подарок для человечества"
Цель: психологическое здоровье педагогов.Задачи: снятие эмоционального напряжения педагогов,поиск внутренних ресурсов,повышение уверенности в себе....
Психологический тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Я – подарок для человечества»
В любой профессиональной деятельности очень важно сохранить психологическое здоровье. На наш взгляд, психологический тренинг целесообразно направить на снятие эмоционального напряжения педаг...
Проект деятельности дворовой площадки «Территория Детства» (Креативный детский центр досуга и развития -Хаб)
Пояснительная запис...
Постоянное совершенствование профессиональной компетентности учителя как основной компонент достижения успеха в развитии как отдельно взятой школы, так и образования страны в целом
Профессиональная компетентность учителя физической культуры в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) кардинально отличается от компетентности предста...
Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
- Мне нравится (1)