Психологический КВН "Я - подарок для человечества"
презентация к уроку по психологии на тему
Личность всегда в понимании отечественных психологов была продуктом социального воздействия, интериоризации смыслов, предлагаемых общественной идеологией. По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, обобщающих отечественные подходы в изучении личности, понятие личности обозначает особый способ существования человека – существования как члена общества. Сущность личности проявляется в ее позиции, во взаимоотношениях человека с другими людьми, раскрывается в жизненных целях, мотивах и способах поведения. Одна из потребностей личности, описанных отечественными психологами А.В. Петровским, В.С. Мерлиным, – оставить о себе память, запечатлеть себя в других. Эта потребность в персонализации, или желание быть метаиндивидуальностью, имеет социальное выражение, но корень её глубже –потребность в осмысленности существования, в осмысленности своего бытия...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_psihologicheskiy_kvn.doc | 271 КБ |
psihologicheskiy_kvn.ppt | 2.93 МБ |
doklad_kreativnaya_psihoterapiya_dushevno_duhovnogo_razvitiya_lichnosti_-_kopiya.doc | 116.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КВН «Я – ПОДАРОК ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Автор: | Ульихина А. В. Педагог-психолог МОУ СОШ № 37, магистр педагогики |
Апробация: | МОУ СОШ № 37, начальная школа, 17 апреля 2009 г. Школа-интернат 3-4 вида, апрель 2010. г. Хабаровск. |
Цель: | выявить общий уровень знаний и представлений учащихся о душе, познакомить с генезисом понятия “душа” |
Задачи: |
пробуждать любопытство и мотивацию познавательной деятельности. |
Применяемые технологии: |
|
Оборудование: | Карточки для жеребьевки; таблички (тело, душа, воля, разум, чувства, дух); черный ящик, клубок ниток; «таинственная карта». |
Рекомендации по проведению. Занятие разработано для учащихся младшего школьного возраста (1 - 4 класс). В зависимости от возрастных и интеллектуальных показателей детей занятие может быть модифицировано для среднего и старшего звена. Продолжительность занятия – 45 минут. Занятие может выступать в качестве диагностики представлений учащихся о внутреннем мире, выявление их уровня психологической культуры. На основании полученных данных можно продолжать знакомство с душевным миром человека, разрабатывая курс занятий по психологии.
Рекомендуется проводить занятие с группой детей (не более 15 человек), тогда у каждого будет возможность высказаться. Если нет возможности поработать с группой детей, то можно провести занятие с целым классом, разделив его на две группы или как познавательный урок-игру между параллелью классов.
Вступление «Нежданные гости»
(агиттеатр школьного коллектива «Элис»)
Мальвина: - Ах, ну ты опять наверняка не помыл руки?
Буратино: - Послушай, ты такая нудятина, тебя волнует только внешнее, никогда не спросишь: «Что у тебя на душе?», например…
Мальвина: - Мне хватает нашего вечно страдающего Пьеро, «душа болит, душа болит», не понимаю. Я люблю, чтобы все было четко. Если есть руки – они должны быть чистыми, если есть голова, она должна мыслить, и непременно чтобы было видно – читать, писать и т.д. А весь этот ваш невидимый внутренний мир… сказочки!
Пьеро: - В кого ты такая сухая! Вот представь – когда путник приходит домой с дальней дороги, он говорит: «Как я запылился!» О чем он?
М: - Ну… об одежде.
П: - Правильно. Но вот он отряхнулся от дорожной пыли, сел, тяжело вздохнул и сказал: «Как я устал, у меня все болит». Про что это?
М: - Про тело…
П: - Но я, продолжает путник, столько видел красивого, столько сделал полезного… я все равно очень рад и доволен!
М: - А это значит о душе? Интересно. Мне бы даже хотелось узнать об этом поподробнее.
П: - Мальвина! Ты же такая умная! Если бы ты хоть на минуту оторвалась от своего ноутбука
Ты бы знала, что существует такая наука как психология! Наука о душе…
Б: - (поперхнувшись чаем) А я думал, что психология нужна только психам!
П: - Психология не от слова псих, на древнем греческом языке словом «психея» обозначали невидимый внутренний мир человека, его душу.
Психея – это душа, пусть будет она хороша,
Пусть будет она, пусть будет она - улыбками, светом полна.
Психея – это я сам, то, что находится там.
Ты внутрь загляни, от пыли встряхни – В душе засияют огни!
Вот. Это я сам придумал.
М: - Молодец, Пьеро. Только, кажется, мы очень увлеклись, и ребятам пора объяснить, куда они попали.
Б: - О да, добро пожаловать в Клуб веселых и находчивых! Впереди у вас увлекательное путешествие в мир психологии, которое мы назвали «Я – подарок для человечества».
Ведущий (психолог): - Ребята, а как вы думаете почему?
(ответы учащихся)
Ведущий: - Дело в том что каждый из нас, каждый из вас, каждый человек со своей единственной и неповторимой душой – уникален. Он такой один. И у каждого приходящего в этот мир свой путь, своя цель, можно даже сказать свое задание – предназначение. Только необходимо понять – какое. И следовать ему. Оно, это задание – обязательно доброе и полезно для всех. Для этого у каждого есть свои особенные дары – способности, которыми обладает только данный человек. Если мы поймем это, то тогда мы действительно сможем сделать свою жизнь - подарком для человечества.
КВН - игра
1 этап – формирование команд. Название, эмблема и девиз команды.
В: - возьмите каждый по жребию.
Те игроки, которым достанутся слова отражающие телесный мир человека – будут болельшиками команды, а те у кого душевную ипостась – основной командой.
Жеребьевка. Телесный мир:
ИГРА В ЛАПТУ | ИГРА В ТЕННИС | ИГРА В ФУТБОЛ |
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ | СТРИЖКА ВОЛОС | ЧИСТКА ЗУБОВ |
ВКУСНЫЙ ПИРОГ | МОРОЖЕНОЕ НА ДЕСЕРТ | ПРЫЖКИ НА БАТУТЕ |
ЗАКАЛКА ПО УТРАМ | СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА | ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ |
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОХОД | ВЕЛОГОНКИ | АЛЬПИНИЗМ |
Душевный мир:
ПОМОЩЬ ВЕТЕРАНУ | ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА | САДОВОДСТВО |
ПЕНИЕ В ХОРЕ | РАЗУЧИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГАММЫ | ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК |
КЛУБ «ПОЧЕМУЧЕК» | БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ | УБОРКА КВАРТИРЫ |
КАРУСЕЛИ В ПАРКЕ | ПОХОД В ЗООПАРК | ВЫШИВКА |
ОРИГАМИ | ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ | ДРУЖБА |
Болельщики в это время готовят плакаты в поддержку.
Участникам выстроиться: От светлого – к темному, по росту, по месяцу рождения.
В: - Ребята, обратите внимание – Мальвина разместила для вас таблички отражающие 2 составляющие человека - «ТЕЛО» и «ДУША». А еще, посмотрите, указано, что душа – это наши воля, чувства и мысли.
Cейчас мы проведем опрос по всем этим проявлениям душевной жизни. За каждый этап вам вручается часть от таинственной карты. Берегите ее до конца игры, она вам понадобится!!!
Итак, воля.
2 этап «Блиц-опрос» - ВОЛЯ
Стихотворение «Лежебока» (читает Мальвина):
Горько живет лежебока –
кровать лежебоке высока.
Полы от кровати далеко.
Слезать лежебоке – морока!..
Вот и лежит Лежебока.
Спит лежебока без срока.
Уже отлежал оба бока.
Спит и вздыхает глубоко:
- Кабы еще оба бока!
Вопросы для обсуждения:
- - что такое сила воли;
- - как вы думаете – ответить грубостью на обиду или промолчать, где здесь нужна сила воли?
- Какие волевые качества, или наоборот их отсутствие, отражены в следующих пословицах:
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Тише едешь, дальше будешь.
3 этап – ЧУВСТВА
Стих «Хмурый человек» (читает Пьеро):
Он не любит ни весенних рек,
Ни деревьев, ни людей хороших.
Ходит это хмурый человек
И улыбки гасит у прохожих.
До чего же неприветный взгляд
С выраженьем вечного вопроса!
Даже на играющих ребят
Он глядит насуплено и косо.
Кто такой? Откуда? Отчего
Стал он нашей радости помехой?
Где бы вы не встретили его,
Непременно оштрафуйте смехом.
Вопросы для обсуждения: Ребята, какие бывают чувства и зачем они нужны человеку?
Игра «Угадай чувства». Вызываются желающие и с помощью мимики показывают какое-то чувство. Остальные должны его отгадать.
Болельщики- Игра «Путаница» Выбрать ведущего, взяться всем за руки и запутаться. Ведущий должен аккуратно распутать руки.
Команда - Инсценировка «Проблема в школе» (дать окончание ситуации)
4 этап «Ум да разум»
Стих «Горыныч» (читает Буратино):
Горынюшка, Змея Горыныча сын,
Позднее учителя в класс прилетал.
Двумя головами он врал про часы,
А третьей при этом бессовестно спал.
Одной головою дремал весь урок,
Другой увлеченно с соседом болтал,
А третьей он думал «Когда же звонок?» -
А также ворон за окошком считал.
Но если к доске вызывали его,
Как рыба молчал и уже не дремал,
Вертел головами и ждал одного,
Чтоб кто-то ему что-нибудь подсказал.
А папа Горыныч ему говорил:
Ну что за сынок безголовый растет!
Три кепочки носит да спит за троих!
Но, правда, он здорово хором поет…»
Вопросы для обсуждения: - есть ли разница в понятиях Ум и Разум…
Логические задачки:
- Какую ноту никогда не кладут в суп? – (ноту соль)
- Из какого крана не льется вода? – (подъемного)
- Какой кистью не выкрасишь стену – (виноградной)
- Какую одежду и селедка носить будет – (шуба0
- Что общего у елок и мальчишек? – (шишки)
- Какую баранку нельзя есть? – (руль)
- Что делает сторож, если у него на кепке сидит воробей? – (спит)
- На березе три больших грецких орехов и шесть маленьких. Сколько всего орехов? – (ноль)
Задача: - В чашке, стакане, графине и бочонке находятся: сок, молоко, квас и вода.
Известно, что вода и сок не в чашке. Сосуд с молоком стоит между графином и сосудом с квасом, в бочонке не молоко и не вода, стакан стоит около бочонка и емкостью с соком. В какой сосуд налита каждая из жидкостей.
- Ребята, скажите, что необходимо тренировать, чтобы без ошибочно решать такие задачи? (память, внимание, мышление)
5 этап «ЛИЧНОСТЬ».
Беседа «Что вы об этом знаете».
Задание команде - Игра «Орехи». Вызываются по два человека из команды. Выбирают по одному грецкому ореху, запоминают особенности и опускают обратно в лоток. Затем каждый должен отыскать свой орешек.
Болельщикам - Игра: «18 умений». Каждый должен рассказать по очереди об одном из членов своей команды (Вася умеет…).
6 этап «Дух»
Беседа.
Ребята, вспомните, что говорит Баба Яга, входя в избушку где прячется герой сказки… «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», или есть такая фраза: «В здоровом теле – здоровый дух». Давайте поразмышляем, что же это значит.
Удивительное дело! Узнаю я, чуть дыша…
Есть у нас не только тело – есть внутри у нас душа!
А еще, скажу вам в слух, есть в составе нашем Дух.
Так что помни весь свой век – З-х составен человек!
В: - А теперь, внимание, черный ящик! С помощью этого наши русские герои не раз отыскивали путь… Правильно, в ящике – клубок ниток!
Игра «Паутинка – ласковые слова» - «Ласковым словом и камни сломаешь»
(Сначала рассказать и обсудить с ребятами притчу «про веник и прутья», о дружбе)
Игра: выбранный «паук» обвязывает детей нитками (7-9 человек), каждого обматывает отдельно и так всех. Затем распутывает. Но перед этим каждый должен сказать предыдущему распутанному ласковое, доброе слово лично для него.
В: - А теперь, внимание. Каждая команда имеет по какой-то части от таинственной карты. Как же теперь быть, ведь так карту не прочитать…?
Правильно, надо объединиться.
Вам дана шифровка. Сложите карту так, чтобы цифры расположились в порядке возрастания, по 3 в каждом ряду.
ШИФРОВКА: 15А 10Ж 5Р 8У 11Б 3Д
Итак – победила «Дружба» (получилось именно это слово). Недаром говорят - «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Именно дружба и конечно любовь к людям и всему прекрасному является главным в понимании духовного мира человека!
А теперь аккуратно переворачивайте карту, не сдвигая части.
7 этап - «Таинственная карта».
С помощью этой карты, вы можете отыскать свой приз!!!
Таинственная карта В восточном направлении сделайте Х шагов (от стола жюри), теперь поверните к СОЛНЦУ и сделайте У шагов, УЛЫБНИТЕСЬ и получите ЗАСЛУЖЕННЫЙ ПРИЗ! Х – число дней в феврале в високосном году, У – твоя самая любимая отметка. |
Спасибо за внимание!!!
Приложение.
ШИФРОВКА, обратная сторона карты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Креативная психотерапия как средство душевно-духовного развития личности школьника
Ульихина А.В.
МОУ СОШ № 37
Педагог-психолог
Магистр педагогики
«Если бы сердце малюток имело, подобно городу Фивам,
сто ворот, то пусть входит туда радость во все эти ворота,
дабы они из сада юности как можно более
вынесли добра на поле будущей деятельности».
Демокрит.
Развитие педагогической науки на рубеже II - III тысячелетий характеризуется обостренным осознанием необходимости изменения методологии и содержания образования. На фоне глубокого цивилизационного кризиса и глобальных техногенных катастроф с особой необходимостью высвечивается проблема роли образования в судьбе отдельного человека и всего человечества. В конце XX -начале XXI века педагогика обратилась к широкому осмыслению онтологической реальности образования (А.Ф. Ахматов, Е.П. Белозерцев), утверждая, что оно нацелено в первую очередь на осознание человеком своей сущности.
Но сущность человека - духовна, и сегодня востребована личность, не только способная к самоорганизации, самоопределению, личностному творчеству, диалогическому общению, владеющая культурой взаимопонимания и взаимодействия, то есть с высоко развитой субъектностью, но и наделенная высшими нравственными смыслами, а значит духовностью (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, С.В. Кульневич).
Религиозное мироощущение, являющееся традиционным атрибутом русской ментальности, всегда подсказывало русскому человеку, что «не на небе, не на земле, нет большей красоты, чем душа человека» (Св.Макарий Великий). И, конечно, здесь в первую очередь речь идет о духовной составляющей человека. Здесь следует сказать, что если этим предметом заинтересовались педагоги и в воспитании школьников теперь часто муссируется вопрос их духовного воспитания, то тем более необходимо уделять внимание этому вопросу школьному психологу. Современные дети в массе совершенно не задумываются о сущности человека, его предназначении, смысле бытия, нравственных началах. Именно это показывает опыт работы психолога в школе.
Поэтому очень важно использовать в работе психологической службы школы все ресурсы развивающейся личности. На душевном уровне (ипостась субъекта – по Исаеву, Слободчикову) – развивать мышление, внимание, память; заниматься миром эмоций и чувств; укреплять волю. На духовном уровне – развивать ценностнообразующие, смысловые понятия подрастающего поколения.
Все это возможно как в рамках индивидуальной и групповой работы с учащимися, так и в массовой просветительской деятельности. Вашему вниманию предлагается авторская разработка – «Психологический КВН – Я подарок для человечества», который может быть использован и как самостоятельное мероприятие и как начальный урок-игра, для дальнейшего раскрытия заданного в нем материала. Этот КВН раскрывает все основные сущностные характеристики человека, показывает его трехсоставность – телесный, душевный и духовный уровень. Причем наполняемость беседой ведущего может иметь самый разный объем и сложность в соответствии с возрастом учащихся. Ими могут быть школьники от первого до 11 класса. Кроме того, это мероприятие доступно как учащимся массовой школы, так и учащимся специализированных школ и классов. КВН апробирован в МОУ СОШ № 37 (1 - 4 классы), в школе-интернате 3-4 вида (1 - 2) классы.
Также КВН был проведен в качестве мастер-класса для учителей воскресных школ и педагогов интересующихся вопросами духовно-нравственного воспитания (семинар проходил на базе воскресной школы Христорождественского собора, г. Хабаровск, 2009 г.)
Из опыта работы следует отметить, что современные учащиеся действительно очень обеднены психологическими знаниями. Например при вопросе о том что такое Воля человека, были ответы в 4 классе – это Павел Воля, это когда говорят –«век воли не видать», это каникулы. Часто не было произнесено ни одного ответа по существу. После КВН ребята получали очень важные сведения, обогащая свой внутренний мир, а также приобретали навык работы в команде, эмоциональную разрядку.
КВН интересен также тем, что в него включены элементы креативной терапии, особенно такого метода, как арт-терапия (средствами театра), который активно использует автор статьи в психокоррекционной работе с учащимися. В современной науке достаточно полно изучены психологические аспекты творческой деятельности (Л.С. Выготский, Л.Л. Гурова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), роль образного мышления в развитии творческих способностей (Л.С. Выготский, И.А. Герасимова, М.С. Каган и др.). Особую важность для духовно-субъектного самостроительства личности имеет выявление психических механизмов развития внутреннего мира в процессе словесного творчества. Это важно потому, что артистами при проведении КВН для школьников могут выступать дети с различными нарушениями, которым также необходимо быть востребованными, проявить свои творческие способности, ощущать важность своей миссии – то, что они несут своим выступлением очень важные знания для других.
Личность всегда в понимании отечественных психологов была продуктом социального воздействия, интериоризации смыслов, предлагаемых общественной идеологией. По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, обобщающих отечественные подходы в изучении личности, понятие личности обозначает особый способ существования человека – существования как члена общества. Сущность личности проявляется в ее позиции, во взаимоотношениях человека с другими людьми, раскрывается в жизненных целях, мотивах и способах поведения. Одна из потребностей личности, описанных отечественными психологами А.В. Петровским, В.С. Мерлиным, – оставить о себе память, запечатлеть себя в других. Эта потребность в персонализации, или желание быть метаиндивидуальностью, имеет социальное выражение, но корень её глубже –потребность в осмысленности существования, в осмысленности своего бытия.
Как пишет А. Лихачев, «Только потому наше сознание отличается от психики животного, что оно дано себе в самосознании и совести, что наши чувства выстраиваются в отношении Блага и Красоты, наша воля соотносится с Истиной и Добром. Потому-то человек, в отличие от животного, и имеет культуру – язык, нравственность, искусство, что его психическое разомкнуто навстречу качественно иному, онтологически высшему способу бытия. Его "индивидуальный дух" привносит в его душевную жизнь интуиции или жажду истины, красоты, добра»
Поэтому все необходимое для развития этих душевно-духовных составляющих ребенку дает креативная терапия. Остановимся на обсуждении этого вопроса более подробно. Терапия творчеством, это совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей и взрослых, для развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности. Цель такой работы заключается в гармонизации внутреннего состояния, т.е. восстановления его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.
Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой. Но сейчас арт-терапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно “therapia” в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду “социальное врачевание” личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.
Методы такого воздействия достаточно широки: песочная терапия, телесно – ориентированнная терапия, фототерапия, сказкотерапия, игровая терапия, арт-терапия. Три последних достаточно легко сочетаются и доступны в работе школьного педагога-психолога.
Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом в статье “Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании”. Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления остается арт-терапия. Если использование искусства как терапевтического фактора доступно для педагога, то, в большей степени, сообразно работе школьного психолога, особенно при работе с младшими школьниками.
Хотя приоритет теоретического обоснования арт-терапии принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобретательного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях. Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях.
По М. Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.
В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д. Именно театр является в работе автора статьи наиболее применяемым средством.
Здесь можно говорить о некотором преимуществе «театральной» терапии перед другими формами психотерапевтической работы:
- Театральная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
- поведение в процессе творчества является объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
- арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
- арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
- арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.
При этом специальная подготовка, талант не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека, какие цели он перед собой ставит.
Согласно исследованиям А.И. Копытина, за рубежом заметно возросла роль арт-терапевтов в сфере образования. Они работают в специализированных и общеобразовательных школах, чаще с детьми, имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, а также проблемы в обучении.
Как пишет Качурина А.И. «методы арт-терапии связывают интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный»
Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с младшими школьниками, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.
Из театральных атрибутов для психологических занятий могут применяться элементы костюмов – парики, атрибуты сказочных героев. Очень понравился детям обычный (причем неисправный) микрофон, создающий особую атмосферу. Ребята на занятии воображают себя репортерами, берут интервью, воображают себя достигшими профессиональных успехов.
В работе школьного психолога, для более эффективного сопровождения учащихся появилось в целом очень много возможностей. В том числе и ЦОР, когда на занятии можно показать обучающий м/ф, слайд-шоу, а также проводить коррекцию с помощью развивающих компьютерных игр, которые теперь доступно изготовить самим, чем автор статьи в дальнейшем также готов поделиться.
Литература
- Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1.
- Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
- Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
- Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
- Качурина О. И.; Романова Н.А. Арт-терапия.
- Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.
- Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях Московский психотерапевтический журнал. №3, 2005, с.20-50.
- Мерлин В.С Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. 1986.
- Пахно И.В. Креативная терапия.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии М.. 1998.
- Платон (арх.) Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
- Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвосарского СПб., 1999.
- Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И.Копытина. СПб., 2000.
- Рудестам Р. Групповая психотерапия. СПб., 1999.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., Школа-Пресс, 1995.
- Фигдор Г. Детская агрессивность// Начальная школа. 1998. № 11/12.
- Л.Ф.Шеховцова Л.Ф., Представления о личности в современной психологии и христианстве.
- Письмо Минобразования России от 22.02.99 № 220/11-12// Начальная школа. 1999. № 9. С. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики
Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...
Урок экологии 9 класс "Возможности человечества к адаптации"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа "Биосфера и человечество", автор - И.М.Швец....
Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в питании"
Урок экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....
Креативная психотерапия как средство душевно-духовного развития личности школьника (Отдельно см. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КВН "Я - подарок для Человечества")
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11349400","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 349px; height: 480px; float: left;","width":"349"}}]]Креативная...
социальный проект "Подарок в подарок" (День матери)
Создание открытки своими руками для мам и бабушек.Подарить открытки воспитанникам детского сада....
Психологический тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания "Я - подарок для человечества"
Цель: психологическое здоровье педагогов.Задачи: снятие эмоционального напряжения педагогов,поиск внутренних ресурсов,повышение уверенности в себе....
Психологический тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Я – подарок для человечества»
В любой профессиональной деятельности очень важно сохранить психологическое здоровье. На наш взгляд, психологический тренинг целесообразно направить на снятие эмоционального напряжения педаг...
- Мне нравится (1)