Конспект урока: Деловая беседа
план-конспект урока по психологии на тему

Васильева Татьяна Викторовна

Конспект урока: Деловая беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka-2.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: деловая беседа

Цель: познакомить учащихся с условиями и приемами эффективного ведения деловой беседы, фразами беседы; проанализировать различные тактики и стили ведения беседы; развить навыки правильного построения делового разговора.

Ход работы.

Тема нашего урока - деловое общение и беседа. Мы попробуем выяснить, какие условия должны соблюдаюсь, чтобы беседа или деловой разговор прошел удачно. Постараемся также сформировать некоторые навыки ведения эффективной деловой беседы.

  1. Деловое общение.

По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое общение) и неформальным (светское, обыденное, бытовое).

Деловое общение - это процесс взаимодействия между собеседниками (партнерами), в котором происходит обмен продуктами деятельности, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. В отличие от делового, в обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели.Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах:

  • деловая беседа;
  • деловые переговоры;
  • деловые совещания;
  • публичные выступления.

В нашем курсе мы с вами будем говорить о первой и последней форме.

2. Функции деловой беседы. Фазы беседы.

Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, с тем чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач деловой беседы - убедить собеседника принять конкретные предложения. В жизни, думаю, всем вам придется в той или иной мере вести деловые беседы. Прием на работу, разговор с начальником или с другими людьми, от которых зависит выполнение ваших планов, - все это разновидности деловой беседы.

От того, как партнеры (собеседники) могут наладить контакт друг с другом, настолько эффективно смогут общаться, часто зависит исход дела.

Как мы уже знаем, наиболее важным является начало беседы. Искусный собеседник будет применять специальные приемы, чтобы расположить к себе, наладить благоприятную атмосферу, и только затем перейдет к убеждению партнера в правильности своих аргументов.

Деловая беседа состоит из 6 фаз:

  1. подготовительная фаза
  2. контактная фаза
  3. ориентировочная фаза
  4. фаза аргументации и контраргументации
  5. завершение
  6. анализ

3. Подготовительная и контактная фазы.

То, как мы начинаем общение с человеком (в данном случае беседу), во многом определяет характер и результаты взаимодействия.

В некотором смысле общение начинается еще до личной встречи, в процессе предварительной подготовки. Перед началом разговоры нужно четко сформулировать для себя, чего необходимо достигнуть в результате.

        Как мы уже говорили, очень важной является контактная фаза беседы. И здесь нам нужно вспомнить о приемах расположения к себе.

Какие приемы расположения к себе мы с вами уже изучали?

Чтобы беседа была продуктивной, с самого начала необходимо постараться выполнить задачи контактной фазы:

  • установить контакт с собеседником
  • создать благоприятную атмосферу для беседы
  • привлечь внимание партнера к беседе
  • пробудить интерес к беседе
  • «перехватить» инициативу, если это необходимо.

В налаживании контакта большую роль играют условия беседы - место, время, наличие помех (присутствие посторонних, телефонные звонки, шум, беспорядок в комнате, на столе и т.д.).  Постарайтесь обеспечить максимальный комфорт, по возможности предпочтите беседу с партнером посторонним телефонным звонкам. Все это подчеркнет его значимость, покажет ваше уважительное отношение к нему.

Об установлении контакта и приемах активного слушания мы говорили с вами на предыдущих уроках. Для создания благоприятной атмосферы выражайте собеседнику свое одобрение, избегайте критических оценок его поведения и высказываний. Снять напряженность, которая очень часто присутствует в начале беседы, можно, просто сказав несколько теплых приятных фраз личного характера, мягко пошутив. С той же целью можно использовать какое-то небольшое событие, анекдотичный случай, сравнение, увязав его с содержанием беседы.

4. Начало беседы.

Существуют такие способы начала беседы, которые закрывают нам путь к успеху или сильно затрудняют его достижение.

  1. Появление признаков неуверенности в себе и в необходимости встречи. Избегайте фраз типа: «Не знаю, даст ли что-нибудь наша беседа..», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать..». Наоборот, полезно, начиная разговор, подчеркнуть, что послужило поводом для встречи. Обозначьте цель беседы, дайте партнеру почувствовать, что готовы ответить на все его вопросы.
  2. Проявление неуважения  начале встречи, даже в мягкой форме, например: «Давайте с вами быстренько рассмотрим..», «Я как раз случайно проходит мимо и решил заглянуть к вам..».
  3. Возбуждение оборонительной позиции у собеседника первыми же вопросами. Это происходит, например, в случаях, когда вы без предварительной подготовки начинаете разговор с трудных проблемных моментов, по которым могут быть разногласия.

Человек, искушенный в деловых контактах, часто начинает беседу  так называемого «Вы-подхода». Он с самого начала пытается поставить себя на место собеседника, представить себе его интересы. Это отражается как на содержании, так и на форме высказываний.

Сравните, например:

«Я бы хотел..» и «Вы хотите..»

«Мне представляется интересным..» и «Это должно быть интересным для вас..»

5. Фаза ориентации.

Для успешной ориентации в проблеме и ведении разговора желательно выполнять следующие условия.

  1. Заинтересовать собеседника и объяснить ему, чем вызван ваш интерес к беседе.
  1. Подчеркнуть ценность и положительные последствия беседы партнера.
  2. Использовать соответствующие условиям беседы виды слушания (активное нерефлексивное) и правильно выбрать технику слушания (раскрашивание, эхо, развитие идеи, резюмирование, отражение чувств и др.)
  3. Учитывать интересы, мотивы, чувства, стиль общения собеседника.
  4. Уважать его мнение, стараться по достоинству оценить его мысли и ход рассуждений.
  5. Избегать преждевременным выводов и решений в начале беседы/6 которые могут сделать вас «глухим и слепым» в ходе разговора.
  6. Стараться не вынуждать собеседника некорректными вопросами или фразами прибегать к защитному поведению; не давать оценок и советов.
  7. Придерживаться оптимальной интенсивности, тон и темпа беседы (с учетом стиля собеседника), соблюдать паузы для отдыха и осмысления сказанного.
  8. Следить за ходом беседы и поведением партнера, восстанавливать контакт при его нарушении.

Практическая работа.

Закрепление пройденного материала.

Ролевая игра «Прием на работу»

Исходная ситуация: «Вы закончили институт и хотите устроиться на работу в престижную фирму. Вы приходите в офис к начальнику и видите секретаршу..»

Трое желающих разыгрывают ситуацию, используя прием расположения к себе (в общении с секретаршей, в воле которой допустить вас к начальнику или нет). Если этот этап пройден, то дальше разыгрывается разговор с начальником. Здесь надо применить навыки самопрезентации, расположения к себе, провести фазу ориентировки и контакта, если получится - то попробовать убедить начальника в том, что лучшей кандидатуры на должность менеджера ему не найти.

Остальные учащиеся наблюдают, как используются изученные приемы. Затем анализируют выполненные упражнения, при желании происходит смена актеров, которые хотят попробовать применить приемы создания благоприятной атмосферы для разговора и самопрезентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока(деловой игры) по химии и географии в 10 классе по теме "Нефтехимия"

Урок - деловая игра по теме "Нефтехимия проводится в 10 классе в форме телешоу программы "Химия сегодня" с участием телеведущего, тележурналиста и представителей фирмы "НЕГРУСЬ"...

Конспект урока-деловой игры по обществознанию

Разработка урока по теме Рыночная экономика.Цели урока:дать представление об экономических отношениях между производителями и потребителями в условиях рыночной экономики и их поведении на р...

Конспект урока делового и творческого письма в специальной коррекционной школе 8 вида.

Конспект урока делового и творческого  письма в специальной коррекционной школе 8 вида....

Конспект урока "Деловое письмо"

Конспект урока "Деловое письмо"...

Конспект урока "Деловая игра "Ателье".

Урок разработан для обучающихся 8-9 классов с ОВЗ....

Конспект урока "Деловая игра "Магазин".

Урок разработан для обучающихся 8-9 классов с ОВЗ....

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...