Конспект урока "Деловое письмо"
план-конспект урока (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема : Деловое письмо. Заявление. 8 класс
Цель : формировать представления о «заявлении», его оформлении.
Задачи :
Обучающие:
закрепление знаний о ранее изученных деловых бумагах, сферах их применения, повторение правильности оформления некоторых из них (с опорой на схему); знакомство с образцом написания заявления, последовательностью расположения элементов в нём.
Воспитательные :
воспитание потребности быть грамотным человеком; позитивного отношения к критике одноклассников, чувства товарищества, коллективизма.
Коррекционные :
развитие и коррекция речи через словарную работу, обогащение словаря; развитие целенаправленного внимания; мыслительных операций (анализа и сравнения).
Оборудование : раздаточный материал ( по словарной работе, по автобиографии, объявлению); планы деловых бумаг ( автобиография, объявление, доверенность, объяснительная, заявление).
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
а) Словарная работа : на уроках русского языка, социально-бытовой ориентировки вы познакомились с некоторыми видами деловых бумаг. Сейчас я предлагаю вам вспомнить их. Ваша задача к каждому толкованию слова найти нужное определение и записать его в скобках.
Перед детьми листочки с определениями :
1. Деловая бумага, в которой правдиво и убедительно объясняются причины нарушения трудовой дисциплины, совершения неблаговидного поступка. ( ).
2. Документ, в котором человек последовательно описывает свою жизнь. ( ).
3. Документ, которым человек доверяет кому-то действовать вместо себя: получить деньги, посылку, какие-то ценности.
( )
4. Деловая бумага, из которой мы узнаём что, где и когда происходит
( )
( объяснительная, объявление, доверенность, автобиография)
б )Опрос учащихся:
- Что называется «доверенностью»?
- Где вам может понадобиться доверенность?
- Дайте определение деловой бумаги «Объяснительная записка».
- В каких случаях она может вам пригодиться? Почему очень важно уметь писать объяснительные? (Правильно составленная бумага, грамотно и толково сформулированные те или иные обстоятельства, могут помочь избежать незаслуженного наказания, а , может быть, и увольнения).
- Что называется «автобиографией»?
- Когда вы будете её писать?
- Что можно узнать из объявления?
- Может ли в жизни пригодиться такое умение?
- Давайте повторим план написания объявления:
- Название деловой бумаги.
- Дата, время и место проведения.
- Дополнительные сведения.
- Ответственный за проведение мероприятия.
в)Задание : написать объявление, используя план, данные предложения и словосочетания.
Отъезд в 8 часов 30 минут. Участникам экскурсии иметь запас еды. Объявление. Ответственный Поветкин Илья.
15 октября; проводится сбор отъезжающих на экскурсию за город; в 8 часов; в актовом зале.
/ Работа длится 5 минут, сильные ученики , после выполнения работы и проверки учителя , помогают более слабым – направляющая помощь/.
/Дифференцированная работа : пока дети заканчивают это задание, тем, кто уже справился правильно с работой ,даётся работа по корректированию текста/.
Автобиография.
Я, Иванов Сергей Петрович, родился 3 июня 1985 года в Москве солнечным деньком. Мой отец, Иванов Пётр Алексеевич, очень ответственный человек, работает водителем автобуса. Мать, Иванова Ирина Петровна, очень душевная женщина, работает медицинской сестрой в детской больнице.
В 1992 году я поступил в школу № 45, с удовольствием там учился и закончил её в 2002 году. Обучался столярному делу и получил профессию столяра. Учил меня профессии Смирнов Т.Ф.
Мой адрес : г. Амурск, ул. Центральная, д.7, кв. 65. второй подъезд, пятый этаж.
10.09.2014 г. С. Иванов.
- Проверка двух заданий, чтение полученных текстов.
- Почему вы убрали из текста «автобиография» именно эти фразы и предложения? (не соответствуют деловым бумагам).
- Что необходимо помнить для написания всех деловых бумаг? (Содержание должно быть точным, чётким и кратким, с соблюдением норм оформления).
3. Сообщение нового материала.
а) Вводное слово учителя:
- Каждому в жизни хоть раз приходиться обращаться к кому-то с просьбой, иногда это необходимо сделать в письменной форме. Такая деловая бумага называется «заявлением». Заявление пишется (адресуется) или организации , или должностному лицу.
б) Разминка.
- Я предлагаю вам, каждому ряду по 5 слов – названий должностей , в них не хватает по 2-3 первых буквы (это существительные в Д.п.,так как мы в заявлениях обращаемся к « кому»). Задание для каждого ряда, но выйти к доске должен каждый ученик, можно совещаться.
Кому ..правляющему …дседателю
…гадиру …ректору
…ководителю …министратору
…ведующей …чальнику
…курору …зиденту
- Давайте ещё раз прочитаем название должностных лиц, к которым можно обратиться с заявлением.
в)Работа по учебнику.
- Рассмотрите образец заявления в учебнике (стр.126).Попробуйте установить последовательность расположения элементов заявления.
Элементы заявления :
- наименование должностного лица, к которому обращаются с просьбой. ( в Д.п., этот элемент пишется с середины строки.
- ФИО заявителя в Р.п., должность, иногда указывается адрес заявителя.
- Наименование документа (пишется посередине строки с маленькой буквы и ставится точка – предложение закончилось).
- Изложение просьбы (пишется с новой строки).
- Подпись (справа), число (слева).
4.Закрепление знаний.
Составление заявления о приёме в ПУ-12.
1)Запись на доске ФИО директора ПУ-12, специальности для учащихся нашей школы:
Директору ПУ -12 Муратовой В.В.
штукатур – маляр – плиточник
плотник – столяр - стекольщик
2) Разбор устный текста просьбы :
Прошу принять меня в училище на обучение по специальности…
3)Самостоятельная работа учащихся .
4) Индивидуальная помощь слабым учащимся.
5)Проверка работы.
5. Подведение итога урока .
- Какую деловую бумагу вы учились сегодня оформлять?
- Для чего нужен этот документ?
- О чём можно просить в заявлении?
- Почему важно грамотно оформить заявление, например, о приёме на работу? (первое впечатление о работнике).
(Оценивание работы учащихся на уроке)
6. Домашнее задание : написать заявление директору школы, просьба – на усмотрение учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".
В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....
Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".
Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....
конспект урока письма "Письмо заглавной и строчной буквы О,о"
конспект урока письма " Письмо заглавной и строчной букв О,о"...
конспект урока письма "Письмо заглавной и строчной буквы О,о"
конспект урока письма " Письмо заглавной и строчной букв О,о"...
конспект урока письма "Письмо заглавной и строчной буквы О,о"
конспект урока письма " Письмо заглавной и строчной букв О,о"...
План-конспект урока письма а в 10 классе. Всё о письмах на английском языке.
Тема урока: Все о письмах на английском языке.УМК: «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 10 класса общеобразовательных учреждений (авторы О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Мих...
Конспект урока письма в 5 классе для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Тема: «Письмо слов с буквами сходными по начертанию: Ц ц, Щ щ, й. Обобщение».
Формирование навыка письма является одной из наиболее трудных задач при обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Как сделать это проще и интереснее? Научить различать буквы сходные по ...