Конспект урока "Деловое письмо"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Вайзерова Евгения Александровна

Конспект урока "Деловое письмо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-delovoe_pismo.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Тема : Деловое письмо. Заявление.   8 класс

Цель : формировать представления о «заявлении», его оформлении.

Задачи :

    Обучающие:

    закрепление знаний о ранее изученных деловых бумагах, сферах их применения, повторение правильности оформления некоторых из них (с опорой на схему); знакомство с образцом написания заявления, последовательностью расположения элементов в нём.

     Воспитательные :

    воспитание  потребности быть грамотным человеком; позитивного отношения к критике одноклассников, чувства товарищества, коллективизма.

      Коррекционные :

   развитие и коррекция речи через словарную работу, обогащение словаря; развитие целенаправленного внимания; мыслительных операций (анализа и сравнения).

Оборудование : раздаточный материал ( по словарной работе, по автобиографии, объявлению); планы деловых бумаг ( автобиография, объявление, доверенность, объяснительная, заявление).

                                             Ход урока.

1. Организационный момент.

     2.  Актуализация знаний учащихся.

        а) Словарная работа :  на уроках русского языка, социально-бытовой ориентировки вы познакомились с некоторыми видами деловых бумаг. Сейчас я предлагаю вам вспомнить их. Ваша задача к каждому толкованию слова найти нужное определение и записать его в скобках.

 Перед детьми листочки с определениями :

1.  Деловая бумага, в которой правдиво и убедительно объясняются причины нарушения трудовой дисциплины, совершения неблаговидного поступка. (                                      ).

2. Документ, в котором человек последовательно описывает свою жизнь.   (                                          ).

3. Документ, которым человек доверяет кому-то действовать вместо себя: получить деньги, посылку, какие-то ценности.            

     (                                         )      

     4.  Деловая бумага, из которой мы узнаём  что, где и когда происходит                                  

     (                                         )

( объяснительная, объявление, доверенность, автобиография)

       б )Опрос учащихся:

- Что называется «доверенностью»?

- Где вам может понадобиться доверенность?

- Дайте определение деловой бумаги «Объяснительная записка».

- В каких случаях она может вам пригодиться? Почему очень важно уметь писать объяснительные?  (Правильно составленная бумага, грамотно и толково сформулированные те или иные обстоятельства, могут помочь избежать незаслуженного наказания, а , может быть, и увольнения).

- Что называется «автобиографией»?

- Когда вы будете её писать?

- Что можно узнать из объявления?

- Может ли в жизни пригодиться такое умение?

- Давайте повторим план написания объявления:

  1. Название деловой бумаги.
  2. Дата, время и место проведения.
  3. Дополнительные сведения.
  4. Ответственный за проведение мероприятия.

   

    в)Задание : написать объявление, используя план, данные предложения и словосочетания.

     Отъезд в  8 часов 30 минут. Участникам экскурсии иметь запас еды. Объявление. Ответственный Поветкин Илья.

15 октября; проводится сбор отъезжающих на экскурсию за город; в 8 часов; в актовом зале.  

                           / Работа длится 5 минут, сильные ученики , после выполнения работы и проверки учителя , помогают более слабым – направляющая помощь/.

                           /Дифференцированная работа : пока дети заканчивают это задание, тем, кто уже справился  правильно с работой ,даётся работа по корректированию текста/.

                                          Автобиография.

   

      Я, Иванов Сергей Петрович, родился 3 июня 1985 года в Москве солнечным деньком. Мой отец, Иванов Пётр Алексеевич, очень ответственный человек, работает водителем автобуса. Мать, Иванова Ирина Петровна, очень душевная женщина, работает медицинской сестрой в детской больнице.

     В 1992 году я поступил в школу № 45, с удовольствием там учился и закончил её в 2002 году. Обучался столярному делу и получил профессию столяра. Учил меня профессии Смирнов Т.Ф.

     Мой адрес : г. Амурск, ул. Центральная, д.7, кв. 65. второй подъезд, пятый этаж.

10.09.2014 г.                                                                     С. Иванов.

- Проверка двух заданий, чтение полученных текстов.

- Почему вы убрали из текста «автобиография» именно эти фразы и предложения? (не соответствуют деловым бумагам).

- Что необходимо помнить для написания всех деловых бумаг? (Содержание должно быть точным, чётким и кратким, с соблюдением норм оформления).

3. Сообщение нового материала.

   а) Вводное слово учителя:

- Каждому в жизни хоть раз приходиться обращаться к кому-то с просьбой, иногда это необходимо сделать в письменной форме. Такая деловая бумага называется «заявлением». Заявление пишется (адресуется) или организации , или должностному лицу.

    б) Разминка.

- Я предлагаю вам, каждому  ряду по 5 слов – названий должностей , в них не хватает по 2-3 первых буквы (это существительные в Д.п.,так как мы в заявлениях обращаемся к « кому»). Задание для каждого ряда, но выйти к доске должен каждый ученик, можно совещаться.

 Кому         ..правляющему                              …дседателю

                   …гадиру                                         …ректору

                   …ководителю                                …министратору

                   …ведующей                                   …чальнику

                   …курору                                         …зиденту

- Давайте ещё раз прочитаем название должностных лиц, к которым можно обратиться с заявлением.

     в)Работа по учебнику.

  - Рассмотрите образец заявления в учебнике (стр.126).Попробуйте установить последовательность расположения элементов заявления.

     Элементы заявления :

  • наименование должностного лица, к которому обращаются с просьбой. (  в Д.п., этот элемент пишется с середины строки.
  • ФИО заявителя в Р.п., должность, иногда указывается адрес заявителя.
  • Наименование документа (пишется посередине строки с маленькой буквы и ставится точка – предложение закончилось).
  • Изложение просьбы (пишется с новой строки).
  • Подпись (справа), число (слева).

4.Закрепление знаний.

Составление заявления о приёме в ПУ-12.

1)Запись на доске ФИО директора ПУ-12, специальности для учащихся нашей школы:

             Директору ПУ -12 Муратовой В.В.

             штукатур – маляр – плиточник

             плотник – столяр - стекольщик

2) Разбор устный текста просьбы :

            Прошу принять меня в училище на обучение по специальности…

3)Самостоятельная работа учащихся .

4) Индивидуальная помощь слабым учащимся.

5)Проверка работы.

5. Подведение итога урока .

- Какую деловую бумагу вы учились сегодня оформлять?

- Для чего нужен этот документ?

- О чём можно просить в заявлении?

- Почему важно грамотно оформить заявление, например, о приёме на работу? (первое впечатление о работнике).

(Оценивание работы учащихся на уроке)

6. Домашнее задание : написать заявление директору школы, просьба – на усмотрение учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".

В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".

Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....

конспект урока письма "Письмо заглавной и строчной буквы О,о"

конспект урока письма " Письмо заглавной и строчной букв О,о"...

конспект урока письма "Письмо заглавной и строчной буквы О,о"

конспект урока письма " Письмо заглавной и строчной букв О,о"...

конспект урока письма "Письмо заглавной и строчной буквы О,о"

конспект урока письма " Письмо заглавной и строчной букв О,о"...

План-конспект урока письма а в 10 классе. Всё о письмах на английском языке.

Тема урока: Все о письмах  на английском языке.УМК:   «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 10 класса общеобразовательных учреждений (авторы О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Мих...

Конспект урока письма в 5 классе для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Тема: «Письмо слов с буквами сходными по начертанию: Ц ц, Щ щ, й. Обобщение».

Формирование навыка письма является одной из наиболее трудных задач при обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Как сделать это проще и интереснее? Научить различать буквы сходные по ...