Гендерные различия интеллектуальной лабильности школьников младшего подросткового возраста
статья по психологии на тему

Предеина Виктория Валерьевна

В данной статье рассматриваются  гендерные различия интелектуальной лабильности  на основе исследования школьников  младшего подросткового возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gender.docx46.9 КБ

Предварительный просмотр:

 «Гендерные различия интеллектуальной лабильности школьников младшего подросткового возраста»

Предеина В.В.

                                                                   

Санкт-Петербург

2016 г.

План.

  1. Понятие пола и гендера.
  2. Гендерные различия в сфере высших психических функций.
  3. Гендерные особенности  школьников  подросткового возраста.
  4. Понятие интеллектуальной лабильности.
  5. Исследования гендерных различий интеллектуальной лабильности школьников младшего подросткового возраста.

  1. Понятие пола и гендера.

"Пол" - одна из самых сложных и многозначных научных категорий. В самом общем виде это слово обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных  и связанных с ними признаков. Однако эти признаки неодинаковы у разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма, то есть расхождение анатомических, физиологических, психических и поведенческих черт особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие - количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации.  Долгое время половая принадлежность индивида казалась унитарной и однозначной. Однако в ХХ в. выяснилось, что пол - сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития, онтогенеза. Отсюда - расчленение категории пола на ряд более дробных понятий: генетический пол, хромосомный пол, гонадный пол, внутренний и внешний морфологический пол, репродуктивный пол и т.д. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференцировки дополняются социальными: на основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский (паспортный, акушерский или аскриптивный, т. е. приписанный) пол, в соответствии с которым ребенка воспитывают (пол воспитания), и т.д. Все эти обстоятельства накладываются на жизненный опыт ребенка и его образ Я, в результате чего формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека. Одни ее аспекты заданы биологически, а другие зависят от культуры и воспитания (половая социализация), причем они могут расходиться другом. Тем более не сводятся к биологии различия в социальном поведении мужчин и женщин. В первые два десятилетия ХХ в. немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин обычно подводили под рубрику "психологии пола" (psychology of sex), причем "пол" зачастую отождествляли с сексуальностью. В 1930-60-е гг. "психологию пола" сменила "психология половых различий" (sex differences); эти различия уже не сводили к сексуальности, но большей частью считали врожденными, данными природой. В конце 1970-х годов, по мере того, как круг исследуемых психических явлений расширялся, а биологический детерминизм ослабевал, этот термин сменился более мягким - "различия, связанные с полом" (sex related differences), причем предполагалось, что эти различия могут вообще не иметь биологической подосновы. Соответственно менялись представления о мужских и женских качествах, а также способы их измерения. В репродуктивном процессе (продолжение рода) мужчина и женщина выступают как противоположные, альтернативные, взаимоисключающие и взаимодополнительные начала. Многие другие различия выглядят менее определенными, изменчивыми, даже факультативными. Конкретные мужчины и женщины бывают разными и по своему физическому облику, и по своим психическим свойствам, и по своим интересам и занятиям, а наши нормативные представления о "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (фемининности), хотя и отражают некие реалии, в целом являются не чем иным, как стереотипами общественного сознания. С появлением в 1930-х годах специальных психологических тестов для измерения маскулинности и фемининности эта проблема стала особенно острой, причем выяснились три важных обстоятельства. Во-первых, конкретные мужчины и женщины обладают разными степенями маскулинности и фемининности. Они могут быть более или менее маскулинными, фемининными или андрогинными, сочетающими в себе мужские и женские свойства. Во-вторых, мужские и женские свойства многогранны и многомерны. "Мужское" телосложение может сочетаться с "женскими" интересами и чувствами, и наоборот, причем многое зависит от ситуации и сферы деятельности (деловая женщина может быть нежной в постели и агрессивной в бизнесе). В-третьих, наши представления о маскулинности и фемининности, как и измеряющие их психологические тесты, покоятся не на строгих аналитических теориях, а на житейском здравом смысле и повседневном опыте: мы называем какие-то черты или свойства фемининными просто потому, что в доступном нам эмпирическом материале их чаще или сильнее проявляли женщины. Но это может зависеть не от биологии, а от среды и воспитания. Происходящие на наших глазах изменения в социальном положении женщин и мужчин подорвали многие привычные стереотипы, побуждая рассматривать эти различия и вариации не как патологические извращения (перверсии) или нежелательные отклонения (девиации) от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые. 
Усложнение проблематики потребовало от науки терминологических уточнений. В 1960-70-х годах социальные и психологические аспекты взаимоотношений между мужчинами и женщинами описывались в таких понятиях как "половая роль", "полоролевые ожидания", "половая идентичность". Эти термины ясно говорили, что речь идет не о природных, а о социальных, интерактивных отношениях, нормах и т.д. Но прилагательное "половой" несло за собой длинный шлейф нежелательных значений и ассоциаций. Чтобы избавиться от этих ассоциаций и преодолеть биологический редукционизм, ученые ввели в науку понятие гендер ( английское gender, от лат. gens - род). В психологии гендер употребляется в широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями).  По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет - естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет - исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определенные свойства, придавая им символическое значение. Хотя физиология восприятия цвета у людей более или менее одинакова, одни культуры и языки терминологически различают только два или три, а другие - несколько десятков и даже сотен цветов. Это имеет свои социальные причины и следствия. Постепенная замена понятия «пол» на понятие «гендер» позволило точнее  определить и понятия гендерной индентичности и гендерной роли. Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, которая позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с ее / его воспринимаемым полом и гендером. Гендерная идентичность определяет то, как индивид переживает свой гендер, и способствует чувству индивидуальной тождественности, уникальности и принадлежности. Она не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, "типизации" или "кодирования". Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения, вплоть "перекодирования" или "переустановки" гендерной идентичности. Гендерная роль обозначает нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к "правильному" мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности / фемининности ребенка или взрослого. Гендерные роли и, тем более, ориентированное на них поведение не обязательно бывают однозначными. 

Подробно изучены физиологические, интеллектуальные, нравственные, эмоциональные, поведенческие различия мужчин и женщин. Опираясь на многочисленные результаты исследований, сегодня можно создать полное представление о личностных качествах мужчин и женщин во все периоды их развития и формирования. Рассмотрим гендерные особенности    детей школьного возраста.

  1. Гендерные различия в сфере высших психических функций.


В рамках данной части работы кратко будут рассмотрены отличия женщин и мужчин в познавательной сфере.
Рассмотрим отличия в проявлениях внимания, восприятия, чувствительности и отдельных аспектах мышления.
При выполнении заданий на внимание, в частности корректурные пробы, выявлено, что женщины выполняют задания быстрее, но менее точно, мужчины же наоборот. Был сделан вывод, что при выполнении заданий на внимание, женщины ориентируются на быстроту, а мужчины на точность. При этом женщины могут повышать темп выполнения работ без снижения точности, мужчины при увеличении темпа теряют в точности. В заданиях, где нужно быстро воспринимать детали и часто переключать внимание, женщины показывают большую эффективность, чем мужчины (D. Andrew, D. Paterson, 1946). Кроме того, у студенток выше были и другие характеристики внимания: избирательность, устойчивость, объем (различия достоверны на уровне p < 0,001).
Задачи на пространственное и временное ориентирование с большим успехом и с меньшим напряжением умственных сил выполняются лицами мужского пола. Так по данным Г. С. Шляхтина, женщины в большей степени переоценивают длительность временных интервалов (от 3 до 40 с), чем мужчины, т. е. для женщин время бежит быстрее. Мужчины шире, чем женщины, распределяют свое внимание, в незнакомой обстановке (новая местность, новый маршрут движения) они держатся увереннее, лучше ориентируются. Внимание женщин не распределяется столь широко, как у мужчин. Но зато в пределах воспринимаемого все отражается в их сознании детально и тщательно. Поэтому известную им местность они знают лучше.
Восприятие и запоминание словесной информации было более трудным для мужчин, а восприятие и запоминание числовой и музыкальной информации — более трудным для женщин (В. Ф. Коновалов, Н. А. Отмахова).

Тесты на интеллект в детском возрасте показывают некоторое превосходство девочек над мальчиками, уровень вербального и невербального интеллекта и речемыслительных функций у девочек выше, чем у мальчиков. Возможно, это связано с более ранним созреванием головного мозга девочек. В возрасте 15-17 лет картина меняется, мальчики обгоняют девочек и в среднем показывают более высокие результаты.
Выявлено, что независимость эффективности мышления от предварительного опыта и знаний, начиная с 8 лет и далее, включая взрослых, выше у лиц мужского пола (E. Mccoby, C. Jacklin).
По данным Д. В. Рукавишникова, у мужчин наблюдается более высокий уровень прогностической компетентности при оценке возможных житейских событий по сравнению с женщинами, так же как и достоверно более высокий уровень способности прогнозировать и упреждать перемещение в пространстве.
По данным И. А. Сергеевой, девочки старшего дошкольного возраста лучше справились с «Ассоциативным тестом», а мальчики — с тестом Равена, что дает основание говорить о лучшем развитии у первых вербальной сферы, а у вторых — невербальной. Отмечается , что в тестах технического понимания оценки женщин ниже, чем оценки мужчин (C. Bennett, R. Cruikshank, 1942). М. М. Гарифуллиной и Э. Р. Пээтс выявлено, что у мужчин образное мышление имеет более высокий уровень развития.
В этой же работе отмечается, что основные характеристики логического мышления (обобщенность, понятливость, богатство словарного запаса) у женщин оказались взаимозависимыми (т. е. между ними имеются тесные корреляции), в то время как у мужчин наблюдается некоторая автономность разных систем вербального интеллекта. Аналогичная тенденция, хотя и менее выраженная, наблюдается и в структуре невербального интеллекта, которая у женщин проявляется как единая система. У мужчин эти же связи слабее, и характер их более сложен.
В. П. Багрунов отмечает, что мужчины лучше решают новые интеллектуальные и сенсомоторные задачи, однако при тренировке и стереотипизации происходит нивелировка этих половых различий. Больше того, интеллектуальная и сенсомоторная активность женщин больше поддается изменениям при обучении и тренировке, вследствие чего в деятельности, требующей развития стереотипных профессиональных навыков, лучших результатов достигают женщины, утверждает этот автор.
И. С. Кон отмечает, что склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей.
Р. К. Малинаускас, используя опросник Кеттелла, нашел, что среди мужчин больше, чем среди женщин, лиц с высоким уровнем абстрактного мышления (фактор B).
Несмотря на распространенное мнение о более высоких математических способностях лиц мужского пола, зарубежные исследования обнаружили довольно противоречивые факты. 
М. Костик (Kostik, 1954) и Е. Хилгард с соавторами (E. Hilgard et al., 1954) выявили преимущество лиц мужского пола (выпускников школы и студентов) в переносе обучения (применении навыков и знаний к новым ситуациям). Е. Свини (E. Sweeney, 1953) обнаружил значительное превосходство мужчин в «переструктуризации», т. е. отказе от первоначального подхода и организации фактов по-новому. Это было выявлено на мужских и женских группах, уравненных по общим умственным, вербальным и математическим способностям.
По данным Петрова и Ильина, в возрасте 18-26 лет уровень развития памяти у мужчин выше, чем у женщин, а в возрасте 27-33 лет и 41-46 лет женщины опережают мужчин. По данным В. В. Волкова и В. Ф. Коновалова с соавторами, в младшем школьном возрасте память лучше у девочек, а в возрасте 18-26 лет, по данным В. Ф. Коновалова и Я. И. Петрова, память лучше у мужчин. Анализ половых различий в памяти с учетом характера запоминаемого материала показывает, что действительная картина выглядит гораздо сложнее.
К. Ховланд (1963), например, отмечает, что количественные различия мнемических функций между полами не так отчетливы, как качественные. Так, если для запоминания давать в одних случаях описание каких-либо технических процессов, а в других — описание мехов зверей, то окажется, что информацию о физических, химических или механических характеристиках лучше запоминают мальчики, а принадлежности туалета быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти девочек. Дело, следовательно, в направленности интересов лиц мужского и женского пола.
По данным казанских психологов, преимущество мужчин или женщин (студентов) в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: при запоминании цифр преимущество имеют мужчины, а при запоминании слов — женщины, однако при запоминании слов эти различия незначительны. В отношении запоминания цифр эти данные согласуются с данными В. Ф. Коновалова с соавторами для возрастной группы 18-35 лет. Лучшее запоминание слов женщинами отметили и другие ученые (Р. С. Моргунова, 1976; В. Н. Андреева). Правда, по В. Н. Андреевой, различия выявляются только в том случае, если на заучивание даются пары слов, а не отдельные слова. Зато другие авторы показали преимущество лиц женского пола в заучивании слов и на этапах онтогенеза, предшествующих взрослости: у дошкольников (Н. М. Гнедова и С. М. Елинова) и школьников (В. В. Волков). По данным В. П. Умнова, образная память у студенток в возрасте 18-21 года лучше, чем у студентов того же возраста. Женщины лучше запоминают имена людей, увиденных ими на фотографиях (W. Kaess, S. Witryol).
В литературе неоднократно отмечался тот факт, что мужчины и женщины различаются по взаимосвязям различных психических процессов. М. Э. Тынтс выявлено, что у женщин число значимых связей между показателями сенсомоторного навыка и показателями концентрации, переключения внимания и объемом кратковременной памяти больше, и они более тесные, чем у мужчин. Так, в корреляционной матрице женщин высокую степень тесноты имели 84 % из всех связей, а у мужчин — только 40 %. Показано, что у испытуемых женского пола показатели сенсомоторного навыка зависят как от концентрации, переключения и распределения внимания, так и от памяти; у мужчин же — главным образом от памяти, и в меньшей степени от свойств внимания.
Отличия в уровне и особенностях интеллекта мужчин и женщин объясняют с двух позиций, с одной стороны, как следствие генетических особенностей, как то гормональный фон, и особенностей строения и работы головного мозга, и с позиции социальной, как результат разного полоролевого распределения и общества, воздействующего на детей через основные виды игр, систему приоритетов и ожиданий. Общество изначально ориентирует мужчину на значимость внешних обстоятельств, на признание другими мужчинами, формируют самооценку, ориентирующуюся на результаты – как-то карьера, деньги, признание. Женщин же подталкивают к значимости для них отношений, семьи, эмоциональной гармонии. При таком отличии структуры целей неудивительно, что усилия мужчин и женщин направлены на развитие различных способностей и навыков. При этом девочки и мальчики сталкиваются с разной системой ожиданий от них. От мальчиков ожидают более яркого проявления математических способностей, более высокого интеллекта, лучшего практического мышления, от девочек ожидают скорее прилежания, чем гениальности. В принципе, в настоящий момент мы наблюдаем определённый слом стереотипов и общественных ожиданий и от женщин, и от мужчин.

  1. Гендерные особенности школьников  подросткового возраста.

Различий между полами, особенно в пубертатный период, предостаточно на всех уровнях, о чем свидетельствуют работы Ж. Пиаже, К. Хорни, И.С. Кона, Н.Ю. Ерофеевой, А.Г. Хрипковой, Д.В. Колесова и других исследователей. А именно:

• Девочки-школьницы задают втрое больше вопросов, чем мальчики, любят сопровождать свою речь оборотами «не правда ли?», «разве не так?»…

• Девочки растут быстрее мальчиков. Их рост прекращается обычно после первой менструации, мальчики растут до 18 лет.

• Физиологически девочки созревают примерно на 3 года раньше мальчиков.

• Юноши отличаются повышенной вспыльчивостью. В возрасте 15–24 лет они в 6 раз чаще попадают в передряги, нередко кончающиеся смертельным исходом, в 4 раза чаще провоцируют дорожные происшествия, и погибает их в 3 раза больше, чем женщин того же возраста.

• Иностранные языки школьницы усваивают быстрее, качественнее, легче.

• Школьницы чаще извиняются и пространно объясняются, не заканчивая начатой мысли. 

• Девочки-школьницы предпочитают не говорить о своих желаниях прямо и легче идут на компромисс. Мальчики в своих суждениях более решительны и чаще занимают однозначную позицию.

• При решении задач мальчики предпочитают объему качество, а девочки – количество.

• Мальчики более склонны к предметно-инструментальной деятельности    и легче овладевают навыками работы с различными веществами, инструментами и материалами. 

• Девочки предпочитают работать с вербальной (словесной) информацией, достигая при этом более высоких результатов, чем мальчики. 

• Девочки более склонны к изучению гуманитарных предметов, мальчики – естественных.

 • Мальчики более склонны к самостоятельной исследовательской деятельности, предпочитая решать проблему, а не действовать по шаблону.

• Девочки отдают предпочтение готовым алгоритмам, табличным способам получения результата.

• Юноши больше философствуют и отдают предпочтение логике.

• Девушкам больше нравится психология, литература, изучение тем, выходящих на личность, на семью, бытовые ситуации. 

• Мальчики предпочитают диалог, дискуссию.

• Девочки склонны к монологам, предпочитают слышать и выражать себя.

• Мальчики предпочитают область возможного – отсюда интерес к виртуальности, компьютерным технологиям, к фантастике.

• Девочки более рациональны. На выбор (предмета изучения, компьютера, будущего партнера и т.д.) они смотрят под прагматическим углом зрения, сообразуясь с тем, насколько он способствует достижению цели. 

• Мальчики предпочитают открытое соперничество, решение споров в открытой борьбе.

• Девочки склонны к коварству, предпочитая хитрую и скрытую борьбу.

• Свои чувства и намерения мальчики выражают открыто.

• Девочки скрывают это и могут долго ждать, чтобы отомстить обидчику.

• Мальчики предпочитают четкие однозначные указания, девочки способны понять намек.

• Девушки более устойчивы в своей «женской роли».

• Юноши лучше реагируют на изменение окружающей среды благодаря активности    и практическим действиям.

 

  1. Понятие интеллектуальной лабильности.

Нервная система любого живого организма обладает таким свойством, как лабильность. Это скорость изменения процессов возбуждения и торможения в специфических клетках – нейронах. Проявляется такое качество и в физиологическом плане, и в психологическом. В первом случае отмечаются вегетативные нарушения в организме, что приводит к сбоям в работе различных его органов и систем. При этом часто нарушаются такие жизненно важные функции как дыхание, кровообращение и многие другие. Психологическое же проявление данного свойства нервной системы – эмоциональная и интеллектуальная лабильности. При этом в современных условиях для человека очень важна последняя из них. Интеллектуальная лабильность – что это такое? Психическая активность человеческого мозга основана, прежде всего, на качестве его интеллекта. Это понятие подразумевает определенный уровень умственного развития, позволивший в свое время разделить человека, как существо разумное, и животных. Интеллект как способность включает в себя склонность к познанию, логическому мышлению, анализу полученной информации. И здесь, как никогда важна интеллектуальная лабильность. Что же это такое? В условиях современного общества, его быстрого развития, поток поступающей извне информации непрерывно растет. Успешность деятельности человека зависит не только от его конкретных профессиональных знаний. Крайне необходимо умение мыслить продуктивно и конструктивно, быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, выделяя существенное и необходимое в каждый конкретный момент. Для этого требуется достаточно высокий уровень интеллектуальной лабильности, что подразумевает быстрое переключение между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.

Подобное качество нервной системы очень востребовано в современном мире. Человек, обладающий достаточной лабильностью умственных способностей, всегда адекватно реагирует на изменения ситуации, умеет мыслить нестандартно, быстрее приобретает новые умения и навыки. Такие свойства очень важны в различных сферах деятельности.

Существует множество тестов, на основе которых можно выяснить, насколько развиты у конкретного человека различные психические качества: память, внимание, мышление. Обычно определяется только одно какое-либо из них, например, внимание. Однако для человека очень важной является способность к его переключению, или интеллектуальная лабильность, тест на которую проводят с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности. Материал для обследования, состоящий из 40 быстро перечисляемых заданий, предлагается в устной форме. Это исключает возможность возврата к пропущенному вопросу. Для записи ответов есть специальный бланк. Он представляет собой прямоугольник, разделенный на 42 квадрата с определенными номерами, которые идут не по порядку. Для проверки уровня интеллектуальной лабильности тест предусматривает задания, требующие быстрого переключения внимания, начиная уже с того, что их номера не совпадают с порядком нумерации квадратов. Ответы, вписываемые в бланк, могут представлять собой буквы, цифры, прямые линии, а также различные геометрические фигуры. При оценивании результатов учитываются как ошибочно выполненные, так и пропущенные задания. Высокий уровень интеллектуальной лабильности предполагает не более 4 допущенных недочетов. При наличии же 15 ошибок и более, переключаемость между процессами возбуждения и торможения очень низка.
В результате тестирования возможно выявление одного из четырех уровней интеллектуальной лабильности, в зависимости от количества допущенных ошибок. Способность нервной системы к быстрому переходу от состояния возбуждения к торможению или же, наоборот, оценивается следующим образом: хорошая, средняя, низкая и очень низкая. Современный мир требует от человека достаточно высокого уровня интеллектуальной лабильности. Ведь только при хорошей способности нервной системы к своевременному переключению можно достичь значительных успехов в выбранной сфере деятельности. Это объясняется тем, что получение любых новых знаний и умений требует обучения, способность к которому зависит от интеллекта и такого его свойства, как лабильность.

  1. Исследования гендерных различий интеллектуальной лабильности школьников младшего подросткового возраста.

Модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» для подростков и юношества используется с целью прогноза успешности обучения и освоении нового вида деятельности.

Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а так же заданную скорость выполнения. Это в совокупности отражает способность ребёнка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того в методику включён ряд заданий, выявляющий умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.

В течение ограниченного количества времени (4 - 5 секунд) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфлённый на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполнятся именно в нём. Прочитанное задание по условиям инструкции второй раз повторять нельзя. Если ребёнок не успел или не услышал задание, то он должен оставить квадрат пустым и работать дальше.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное  или выполненное с ошибкой задание.

Нормы выполнения:

0-2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

3-4 средняя лабильность;

5-7 низкая лабильность, трудности в переобучении;

больше 7 ошибок – малоуспешен в любом виде  деятельности.

Экспериментальное исследование проводилось в декабре 2012, 2013, 2014 гг. на параллелях 5,6,7 классов.

В исследовании приняли участие  всего 287 школьников от 11 до14 лет – 164 мальчика и 123 девочки.

Экспериментальное исследование интеллектуальной лабильности школьников показали следующие результаты.

Уровень интеллектуальной лабильности

Показатели мужские

Показатели женские

Высокий уровень

18,9 % (31 чел)

22,7 % (28 чел)

Средний уровень

20,7 % (34 чел)

22 % (27 чел)

Низкий уровень

18,9 % (31 чел)

23,6 % (29 чел)

Очень низкий уровень

41,5 % (68 чел)

31,7 % (39 чел)

Тест на интеллектуальную лабильность у школьников в возрасте 11-14 лет, показывают некоторое превосходство девочек над мальчиками. Показатели высокого, среднего и низкого уровня интеллектуальной лабильности у девочек выше, чем у мальчиков. А количество мальчиков с очень низким уровнем, малоуспешных в любом виде деятельности, на 10 % больше, чем девочек. Возможно, это связано с более ранним созреванием головного мозга девочек.

Данный тест предназначен для прогноза успешности обучения.  Но при сопоставлении полученных результатов теста с реальной успешностью обучения школьников,  данные результаты не всегда совпадали и у мальчиков, и у девочек. Например, учащиеся с высокими показателями интеллектуальной лабильности по факту являлись очень слабыми учениками, некоторые из них имели «2» по  предметам (примеры мальчиков), либо были средними «троечниками» (примеры и мальчиков и девочек). И наоборот, учащиеся, успешно справляясь с учёбой, будучи хорошистами, показывали либо средний, либо низкий уровень интеллектуальной лабильности (чаще девочки). С чем связано это расхождение? Можно предположить, что с высоким уровнем интеллектуальной лабильности дети имеют скрытый хороший потенциал, но имеют слабую мотивацию к обучению, а как следствие  - лень, нежелание выполнять домашние задания,  повышать свой уровень знаний. И имея высокую мотивацию, сознательность, часто даже прибегая к механическому заучиванию учебного материала, при низком и среднем уровне интеллектуальной лабильности, достигают результаты в обучении (чаще девочки).

Литература и источники:

  1. Выготский Л.C. Педагогическая психология. М., 1991.О.И.
  2. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности    школьников. М., 1988.
  3. Истратова, Т.В. Эксакусто. Справочник психолога средней школы. Издание четвёртое. Ростов-на-Дону:Феникс 2006.
  4. http://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7637-intellektualnaja-labilnost.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мягкая" профилизация у детей младшего подросткового возраста

Как выявить склонности и интересы ребенка 11-13 лет.....Большая и трудная задача...Но все разрешимо и выполнимо при грамотном подходе к проблеме...

Психовозрастные особенности младшего подросткового возраста

Представлена презентация для родительского собрания, в которой раскрываются психо логические и возрастные  особенности младшего подросткового возраста....

Патриотическое воспитание детей младшего подросткового возраста.

         В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип  личности.  Нужны люди деловые, уверенные ...

"Психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста"

ldquo;… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожидан...

Презентация к родительскому собрагию Переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Адаптация в средней школе.

Презентация для выступлдения на общешкольном родительском собрании 5х классов.Возрастные особенности 5-классников. Внутренние изменения. Внешние изменения. Трудности 5-классника.Признаки адаптации....

Результаты исследования «Гендерные особенности в проявлении агрессивности в подростковом возрасте»

Результаты исследования «Гендерные особенности в проявлении агрессивности в подростковом возрасте»....

Роль дидактических игр в развитии интереса к изучению английского языка у школьников младшего подросткового возраста.

Общение на иностранном языке, по мнению Е.И. Пассова, есть «…сложный процесс, требующий от учителя определенных знаний, а от ученика мотивации к общению».Не секрет, что обучающиеся ...