Профилактика суицидального поведения и психоэмоциональной сферы подростков.
план-конспект занятия по психологии (11 класс) по теме
Профилактика суицидального поведения у подростков, занятие "Вор и маска".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_1.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Профилактика суицидального поведения у подростков.
Автор: Педагог-психолог МАОУ СОШ № 96 Сакаева Алевтина Викторовна.
Город Краснодар 2016г
Конспект занятия
Цель занятия: Профилактика суицидального поведения.
Образовательные задачи:
- Знакомство с приемами невербального общения с помощью психологической игры «Пойми другого»;
- Первичное знакомство с методами Комплексной сказкотерапии -чтения сказки Виктора Гнездилова «Вор и маска»4
- Знакомство с Арт-терапевтическим методом с помощью техники образного самовыражения «Кто я?» (работа с маской);
- Знакомство с Психологией личностного саморазвития, упражнения на рефлексию «Клубок».
Развивающие задачи:
-Формирование умения передавать информацию (логического и чувственного плана) с помощью изобразительных средств (линии, цвета);
-Развитие логического мышления на основе отражения логических операций:
- анализа (в процессе организации беседы и прослушивание психотерапевтической сказки, выполнения психологических упражнений);
- синтеза (в процессе выполнения коллективной работы);
- сравнения (в процессе игр и психологический упражнений);
- общения (при формулировке выводов);
- развитие творческого мышления (гибкости, беглости, оригинальности) в процессе решения поставленных творческих задач;
- развитие психических процессов ( внимание, восприятия, зрительной и слуховой памяти) в процессе психологических игр и упражнений и организации дискуссий по теме занятия.
Воспитательные задачи:
- воспитание толерантного отношения к личностным особенностям человека;
-воспитание внимательного отношения к другим;
- развитие умения работать в группе, коллективе;
- развитие коммуникативной активности, умения слушать .
Методы работы: исходя из заявленных задач занятия были отобраны методы , которые способны максимального содействовать их решению. Ведущим стал метод Комплексной сказкотерапии и арт-терапии, поскольку именно он позволяет снимать напряжения, развивать коммуникативные умения, помочь самовыражению, что на этапе знакомства является необходимым.
Возраст учащихся: 14-18 лет.
Оборудование и материалы
Для проведения психологических игр и упражнений использования раздаточный материал:
- карточки для игры « Интересные вопросы»,
- карточки для психологичной игры « Пойми другого»,
- бумажные маски « Кто я»,
- Карточки «Сокровища жизненной силы» Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева.
- Изобразительные материалы: листы белой бумаги, гуашь. Кисти, цветные карандаши и простые, баночки с водой салфетки.
- Для упражнения на рефлексию «Кубок» подготовлен клубок ниток.
- Для упражнения «Шляпа мудрости» шляпа для карточек «Сокровища жизненной силы» Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева.
Ход занятия
Первый этап- организационный
Задачи этапа: создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата посредством организации знакомства учащихся объединения друг с другом с педагогом в игровой форме.
Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья, расставленные по кругу). Психолог представляется. Учащиеся называют свои имена (они написаны на бейджиках), школу которую они представляют. Имя – это лишь одна их характеристик личности. Хотелось бы узнать ещё несколько характеристик ребят.
Игра « Интересные вопросы»
Каждому участнику дается карточка в вопросом. Педагог обращает внимание на то, что нужно активизировать фантазию и воображение.
Вопросы игры:
- Вообразите, с каким цветком вы можете себя представить?
- Каким предметом, вещью вы можете себя представить?
- Каким сказочным героем?
- Каким зверем?
- Каким временем года?
- Каким природным явлениям?
- С каким деревом вы себя сравниваете?
- Каким магазином вы можете себя представить?
- Какое по вашему мнению, у вас самое яркое качество?
- Какое качество вы в себе хотели развить?
- Какое качество в людях вам больше всего нравиться?
- Какое качество противоположного пола вы особенно цените?
- Что вам нравиться в собеседнике, рядом с которым вы сейчас находитесь?
- С чем вы не можете мириться?
- Чем вы увлекаетесь?
Каждому участнику предоставляется возможность ответить на вопросы игры. По ходу участники знакомиться друг с другом.
Игра «Пойми другого»
Задача участников придумать, как невербальном виде продемонстрировать свое желание ( демонстрируют желания все участники). Предлагаются карточки с желаниями:
- Я хочу посмотреть по телевизору программу о животных.
- Я мечтаю о лете.
- Я хочу отдохнуть на море.
- Я мечтаю получить в подарок машину.
- Я мечтаю получить в подарок букет ромашек.
- Я хочу попробовать торт «Наполеон».
- Я мечтаю встретить друга.
- Я хочу поступить в музыкальную школу.
- Я мечтаю научиться красиво рисовать.
- Я мечтаю стать знаменитым артистом.
- Я хочу научиться плавать.
- Я мечтаю увидеть жителя другой планеты.
- Я мечтаю о золотой медали.
- Я мечтаю стать космонавтом.
- Я мечтаю о том, чтобы все люди были счастливы.
Во время игры все участники активно взаимодействуют, смеются. Проявляются в себе видят в окружающих находчивость и смекалку, узнают друг друга.
Второй этап-введения в тему
Задача- развития нравственного иммунитета, повышения самооценки и мотивация к самореализации себя в жизни.
Чтения сказки
Ребята, закройте глаза и подумайте о чем-то очень вам приятном и когда будете готовы откройте глазки, и мы отправляемся в сказку…
Вор и маска (сказка)
Жил как-то мудрый король со своей прекрасной дочерью. Когда наступила пора принцессе выходить замуж, король объявил, чтобы кандидаты в женихи явились во дворец для отбора. Было поставлено только два условия: иметь хорошую репутацию (это было требование короля) и быть красивым (этого желала принцесса).
Среди узнавших об этом был один вор. Жизнь, полная преступлений и обмана, наложила отпечаток на его лицо. Морщины лжи и предательства обезобразили его внешность, но когда-то он был красив.
Природная хитрость не давала ему покоя, и вор решил бороться за руку принцессы: «Я придумаю, как обойти других!»
Он тайно посетил знаменитого изготовителя масок и заказал маску, которая возвращала ему облик невинной юности.
С помощью маски вору удалось легко пройти первые туры отбора. Сначала, возвращаясь по вечерам домой, он смеялся над тем, как легко ему удалось обмануть советников короля.
«Ну и глупцы же они!» — думал он, рассматривая в зеркале свое настоящее лицо.
Однако через несколько недель он понял, что дело обстоит не так просто. Вор остался в числе последних двадцати претендентов на руку принцессы, и их фотографии были напечатаны во всех газетах. Репортеры все время толпились у дверей его дома и задавали вопросы, на которые ему совсем не хотелось отвечать. Вор притворялся скромным и говорил, что, наверное, не пройдет дальнейший отбор и что его личная жизнь не представляет никакого интереса. Теперь он не снимал маску даже ночью и жил в постоянном страхе перед разоблачением.
Вскоре его известили, что он остался в числе последних трех кандидатов. Понимая, что в случае разоблачения его ждет казнь, вор решил бежать из страны. Но когда он выходил из дома, его приветствовали два солдата, присланные королем. Было слишком поздно!
В день последнего тура вор отправился во дворец, ожидая самого худшего. Впрочем, в нем еще теплилась надежда, что не он окажется избранником принцессы. Однако девушка уже приняла решение и говорила с другими кандидатами очень недолго, просто из вежливости. Потом она взяла его за руку и сказала отцу: «Вот он».
В отчаянной попытке избежать разоблачения, вор отвел Короля в сторону: «Ваше величество, это большая честь для меня, но мне необходимо время на подготовку. Нельзя ли отложить обручение на один год?»
Король с радостью согласился. Конечно, настоящим намерением вора было желание при первой же возможности убежать из страны, однако это оказалось невозможным. Теперь он был слишком известным человеком в королевстве. Толпы зевак постоянно собирались вокруг его дома в надежде хоть мельком увидеть будущего короля. Его приглашали произносить речи, присутствовать на церемониях. И, что было хуже всего, — целовать младенцев. А он ненавидел младенцев! И при этом ему надо было сохранять видимость чести и добродетели, стараться соответствовать тому образу, на который его обрекла маска. Он проклинал себя за то, что купил ее.
Целый год ему пришлось терпеть эти муки, и никто не догадывался, что за внешностью благородного человека скрывается душа вора.
Наконец настал день Королевского Обручения. Уверенный, что его ждет разоблачение и смерть, вор отправился во дворец с тяжелым сердцем.
Принцесса вышла встретить своего избранника, и он попросил ее остаться на короткое время с ним наедине. Девушка подумала: «Может быть, он меня, наконец, поцелует?» Но вместо этого он бросился к ее ногам.
— Baшe Королевское Высочество, — зарыдал вор. — Я должен сделать ужасное признание. Можете ли вы простить меня?
И он поведал ей всю историю обмана и рассказал, что он вовсе не прекрасный принц, а уродливый вор.
После того как он закончил, наступило долгое молчание. Наконец принцесса сказала:
— Я прощу тебя, но только при одном условии: сними маску и покажи мне, какой ты на самом деле!
С трудом он заставил себя поднести руки к лицу. Дрожа от стыда и страха, он снял маску и повернулся к принцессе.
— Чудовище! — закричала она и дала ему пощечину.
— Да, да, я знаю, — бормотал он. — Я...
— Что это за глупая шутка? — снова закричала принцесса. — Чего ты добиваешься?
— Что вы хотите сказать?
— Возьми это, — сказала она, подавая ему зеркало.
Он взглянул в зеркало. Потом в изумлении несколько раз перевел взгляд с зеркала на маску и опять на зеркало. Там было одно и то же лицо!
За тот год, который ему пришлось прожить как добродетельному и порядочному человеку, его лицо изменилось. Да что лицо, он сам изменился!
Добродетельные поступки изменили его внешность и характер, хотя он сам и не ощущал этого. Но сомнений не было — он стал другим.
К счастью, принцесса скоро заметила забавную сторону происшедшего: «Пойдем! Давай сделаем вид, что ничего этого не было».
И пара направилась на встречу с Королем.
Потом, когда бывший вор стал новым правителем страны, люди считали его самым мудрым и справедливым королем из всех, кто когда-либо правил их страной.
Беседа
- Кто главный герой?
- Какое лицо было у вора в начале сказки?
- Правда ли, что жизнь часто накладывает отпечаток к на внешность человека?
- Как изменилась затем жизнь вора, когда он одел маску?
- Что произошло с его лицом в конце сказки?
- Бывает ли в нашей реальной жизни так, что от поступка меняется и внешность человека, и его внутренний мир?
В процессе идет активное обсуждения со всеми участниками, все друг друга дополняют и дет дискуссия.
Третий этап- арт-терапевтическое упражнения- работа с маской
Задача- образное самовыражения.
Сначала психолог предлагает задуматься над своим личностными качествами, рассказать о себе с помощью маски.
Представляется в качестве примера маска «Кто я»:
-любовь к рисованию- на маске брови изображены виде карандаша и кисти;
-пунктуальность-на щеке часы;
-любовь к путешествиям – на другой щеке маски нарисован компас;
-Музыкальные способности-волосы изображены в виде скрипичного ключа.
Анализ работ проходит в свободной форме в доброжелательной атмосфере.
Четвёртый этап рефлексия занятия
Задачи: определить степень удовлетворенности занятием, совместной деятельности; выяснить наличия интереса. Перспективы совместной деятельности.
Упражнения « Клубок»
Психолог предлагает образовать круг. Каждый участник называет то, что сегодня понравилось. Дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу и так, пока не замкнется круг.
Последним участником. Которому передается клубок является психолог. Он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующее занятие.
В качестве заключения психолог подносить к каждому участнику шляпу мудрости с просьбой вытянуть карточку «Сокровища жизненной силы» Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков
доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...
«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»
В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подрост...
Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...
План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...
Проективная диагностика в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.
Сказки - это и мощное психотерапевтическое средство и одновременно психологическая диагностика. Сочинение собственных сказок открывают знания, которые живут в душе учащегося и активизированы в данный ...
Доклад по теме: " Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков".
Аннотация (резюме): В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупр...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...