Профилактика суицидального поведения и психоэмоциональной сферы подростков.
план-конспект занятия по психологии (11 класс) по теме

Профилактика суицидального поведения у подростков, занятие "Вор и маска".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_1.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

       

Тема: Профилактика суицидального поведения у подростков.    

Автор: Педагог-психолог МАОУ СОШ № 96 Сакаева Алевтина Викторовна.

                                  Город Краснодар 2016г

               

Конспект занятия

Цель занятия: Профилактика суицидального поведения.

Образовательные задачи:

  • Знакомство с приемами невербального общения с помощью психологической игры «Пойми другого»;
  • Первичное знакомство с методами Комплексной сказкотерапии -чтения сказки Виктора Гнездилова «Вор и маска»4
  • Знакомство с Арт-терапевтическим методом с помощью техники образного самовыражения «Кто я?» (работа с маской);
  • Знакомство с Психологией личностного саморазвития, упражнения на рефлексию «Клубок».

Развивающие задачи:

-Формирование умения передавать информацию (логического и чувственного плана) с помощью изобразительных средств (линии, цвета);

-Развитие логического мышления на основе отражения логических операций:

  • анализа (в процессе организации беседы и прослушивание психотерапевтической сказки, выполнения психологических упражнений);
  • синтеза (в процессе выполнения коллективной работы);
  • сравнения (в процессе игр и психологический упражнений);
  • общения (при формулировке выводов);

- развитие творческого мышления (гибкости, беглости, оригинальности) в процессе решения поставленных творческих задач;

- развитие психических процессов ( внимание, восприятия, зрительной и слуховой памяти) в процессе психологических игр и упражнений и организации дискуссий по теме занятия.

Воспитательные задачи:

- воспитание толерантного отношения к личностным особенностям человека;

-воспитание внимательного отношения к  другим;

- развитие умения работать   в группе, коллективе;

- развитие коммуникативной активности,  умения слушать .

 Методы работы:   исходя из заявленных задач занятия были отобраны методы ,  которые  способны максимального содействовать их  решению. Ведущим стал метод Комплексной сказкотерапии и арт-терапии, поскольку именно он позволяет снимать напряжения, развивать коммуникативные умения, помочь самовыражению, что на этапе знакомства является необходимым.

Возраст учащихся: 14-18 лет.

Оборудование и материалы

 Для проведения психологических игр и упражнений использования раздаточный материал:

  • карточки для игры « Интересные  вопросы»,
  • карточки для психологичной игры « Пойми другого»,
  •  бумажные маски « Кто я»,
  • Карточки «Сокровища жизненной силы» Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева.
  • Изобразительные материалы: листы белой бумаги, гуашь. Кисти, цветные карандаши и простые, баночки с водой салфетки.
  • Для упражнения на рефлексию «Кубок» подготовлен клубок ниток.
  • Для упражнения «Шляпа мудрости» шляпа для карточек «Сокровища жизненной силы» Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева.

                   Ход занятия

Первый этап- организационный

Задачи этапа: создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата посредством организации знакомства учащихся объединения друг с другом с педагогом в игровой форме.

Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья, расставленные по кругу). Психолог представляется. Учащиеся называют свои имена (они написаны на бейджиках), школу которую они представляют. Имя – это лишь одна их характеристик личности. Хотелось бы узнать ещё несколько характеристик ребят.

Игра « Интересные вопросы»

Каждому участнику дается карточка в вопросом. Педагог обращает внимание на то,  что нужно активизировать фантазию и воображение.

Вопросы игры:

  1. Вообразите, с каким цветком вы можете себя представить?
  2. Каким предметом, вещью вы можете себя представить?
  3. Каким сказочным героем?
  4. Каким зверем?
  5. Каким временем года?
  6. Каким природным явлениям?
  7. С каким деревом вы себя сравниваете?
  8. Каким магазином вы можете себя представить?
  9. Какое по вашему мнению, у вас самое яркое качество?
  10. Какое качество вы в себе хотели развить?
  11. Какое качество в людях вам больше всего нравиться?
  12. Какое качество противоположного пола вы особенно цените?
  13. Что вам нравиться в собеседнике, рядом с которым вы сейчас находитесь?
  14. С чем вы не можете мириться?
  15. Чем вы увлекаетесь?

Каждому участнику предоставляется возможность ответить на вопросы игры. По ходу участники знакомиться друг с  другом.

Игра «Пойми другого»

Задача участников придумать, как невербальном виде продемонстрировать свое желание ( демонстрируют желания все участники). Предлагаются карточки с желаниями:

  1. Я хочу посмотреть  по телевизору программу о животных.
  2. Я мечтаю о лете.
  3. Я хочу отдохнуть на море.
  4. Я мечтаю получить в подарок машину.
  5. Я мечтаю получить в подарок букет ромашек.
  6. Я хочу попробовать торт «Наполеон».
  7. Я мечтаю встретить друга.
  8. Я хочу поступить в музыкальную школу.
  9. Я мечтаю научиться красиво рисовать.
  10. Я мечтаю стать знаменитым артистом.
  11. Я хочу научиться плавать.
  12. Я мечтаю увидеть жителя другой планеты.
  13. Я мечтаю о золотой медали.
  14. Я мечтаю стать космонавтом.
  15. Я мечтаю о том, чтобы все люди были счастливы.

Во время игры все участники активно взаимодействуют, смеются. Проявляются в себе видят в окружающих находчивость и смекалку, узнают друг друга.

Второй этап-введения в тему

Задача- развития нравственного иммунитета, повышения самооценки и мотивация к самореализации себя в жизни.

Чтения сказки

Ребята, закройте глаза и подумайте о чем-то очень вам приятном и когда будете готовы откройте глазки, и мы отправляемся в сказку…

        

 

Вор и маска (сказка)


Жил как-то мудрый король со своей прекрасной дочерью. Когда наступила пора принцессе выходить замуж, король объявил, чтобы кандидаты в женихи явились во дворец для отбора. Было поставлено только два условия: иметь хорошую репутацию (это было требование короля) и быть красивым (этого желала принцесса). 

Среди узнавших об этом был один вор. Жизнь, полная преступлений и обмана, наложила отпечаток на его лицо. Морщины лжи и предательства обезобразили его внешность, но когда-то он был красив. 

Природная хитрость не давала ему покоя, и вор решил бороться за руку принцессы: «Я придумаю, как обойти других!» 

Он тайно посетил знаменитого изготовителя масок и заказал маску, которая возвращала ему облик невинной юности. 

С помощью маски вору удалось легко пройти первые туры отбора. Сначала, возвращаясь по вечерам домой, он смеялся над тем, как легко ему удалось обмануть советников короля. 

«Ну и глупцы же они!» — думал он, рассматривая в зеркале свое настоящее лицо. 

Однако через несколько недель он понял, что дело обстоит не так просто. Вор остался в числе последних двадцати претендентов на руку принцессы, и их фотографии были напечатаны во всех газетах. Репортеры все время толпились у дверей его дома и задавали вопросы, на которые ему совсем не хотелось отвечать. Вор притворялся скромным и говорил, что, наверное, не пройдет дальнейший отбор и что его личная жизнь не представляет никакого интереса. Теперь он не снимал маску даже ночью и жил в постоянном страхе перед разоблачением. 

Вскоре его известили, что он остался в числе последних трех кандидатов. Понимая, что в случае разоблачения его ждет казнь, вор решил бежать из страны. Но когда он выходил из дома, его приветствовали два солдата, присланные королем. Было слишком поздно! 

В день последнего тура вор отправился во дворец, ожидая самого худшего. Впрочем, в нем еще теплилась надежда, что не он окажется избранником принцессы. Однако девушка уже приняла решение и говорила с другими кандидатами очень недолго, просто из вежливости. Потом она взяла его за руку и сказала отцу: «Вот он». 
В отчаянной попытке избежать разоблачения, вор отвел Короля в сторону: «Ваше величество, это большая честь для меня, но мне необходимо время на подготовку. Нельзя ли отложить обручение на один год?» 

Король с радостью согласился. Конечно, настоящим намерением вора было желание при первой же возможности убежать из страны, однако это оказалось невозможным. Теперь он был слишком известным человеком в королевстве. Толпы зевак постоянно собирались вокруг его дома в надежде хоть мельком увидеть будущего короля. Его приглашали произносить речи, присутствовать на церемониях. И, что было хуже всего, — целовать младенцев. А он ненавидел младенцев! И при этом ему надо было сохранять видимость чести и добродетели, стараться соответствовать тому образу, на который его обрекла маска. Он проклинал себя за то, что купил ее. 

Целый год ему пришлось терпеть эти муки, и никто не догадывался, что за внешностью благородного человека скрывается душа вора. 
Наконец настал день Королевского Обручения. Уверенный, что его ждет разоблачение и смерть, вор отправился во дворец с тяжелым сердцем. 

Принцесса вышла встретить своего избранника, и он попросил ее остаться на короткое время с ним наедине. Девушка подумала: «Может быть, он меня, наконец, поцелует?» Но вместо этого он бросился к ее ногам. 

— Baшe Королевское Высочество, — зарыдал вор. — Я должен сделать ужасное признание. Можете ли вы простить меня? 
И он поведал ей всю историю обмана и рассказал, что он вовсе не прекрасный принц, а уродливый вор. 
После того как он закончил, наступило долгое молчание. Наконец принцесса сказала: 
— Я прощу тебя, но только при одном условии: сними маску и покажи мне, какой ты на самом деле! 

С трудом он заставил себя поднести руки к лицу. Дрожа от стыда и страха, он снял маску и повернулся к принцессе. 

— Чудовище! — закричала она и дала ему пощечину. 
— Да, да, я знаю, — бормотал он. — Я... 
— Что это за глупая шутка? — снова закричала принцесса. — Чего ты добиваешься? 
— Что вы хотите сказать? 
— Возьми это, — сказала она, подавая ему зеркало. 
Он взглянул в зеркало. Потом в изумлении несколько раз перевел взгляд с зеркала на маску и опять на зеркало. Там было одно и то же лицо! 

За тот год, который ему пришлось прожить как добродетельному и порядочному человеку, его лицо изменилось. Да что лицо, он сам изменился! 

Добродетельные поступки изменили его внешность и характер, хотя он сам и не ощущал этого. Но сомнений не было — он стал другим. 
К счастью, принцесса скоро заметила забавную сторону происшедшего: «Пойдем! Давай сделаем вид, что ничего этого не было». 

И пара направилась на встречу с Королем. 
Потом, когда бывший вор стал новым правителем страны, люди считали его самым мудрым и справедливым королем из всех, кто когда-либо правил их страной.

Беседа

  1. Кто главный герой?
  2. Какое лицо было у вора в начале сказки?
  3. Правда ли, что жизнь часто накладывает отпечаток к на внешность человека?
  4. Как изменилась затем жизнь вора, когда он одел маску?
  5. Что произошло с его лицом в конце сказки?
  6. Бывает ли в нашей реальной жизни так, что от поступка меняется и внешность человека, и его внутренний мир?

В процессе идет  активное обсуждения со всеми участниками, все друг друга дополняют и дет дискуссия.

Третий этап- арт-терапевтическое упражнения- работа с маской

Задача- образное самовыражения.

Сначала психолог предлагает задуматься над своим личностными качествами, рассказать о себе с помощью маски.

Представляется в качестве примера маска «Кто я»:

-любовь к рисованию- на маске брови изображены виде карандаша и кисти;

-пунктуальность-на щеке часы;

-любовь к путешествиям – на другой щеке маски нарисован компас;

-Музыкальные способности-волосы изображены в виде скрипичного ключа.

Анализ работ проходит в свободной форме  в  доброжелательной атмосфере.

Четвёртый этап рефлексия занятия

Задачи: определить степень удовлетворенности занятием, совместной деятельности; выяснить наличия интереса. Перспективы совместной деятельности.

Упражнения « Клубок»

Психолог предлагает образовать круг. Каждый участник называет то, что сегодня понравилось. Дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу и так, пока не замкнется круг.

Последним участником. Которому передается клубок является психолог. Он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующее занятие.

В качестве заключения психолог подносить к каждому участнику шляпу мудрости с просьбой вытянуть карточку  «Сокровища жизненной силы» Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...

«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»

В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подрост...

Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...

План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

План работы по профилактике  суицидального поведения среди детей и подростков...

Проективная диагностика в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.

Сказки - это и мощное психотерапевтическое средство и одновременно психологическая диагностика. Сочинение собственных сказок открывают знания, которые живут в душе учащегося и активизированы в данный ...

Доклад по теме: " Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков".

Аннотация (резюме): В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупр...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...