Планета моего класса Адаптационная трехэтапная игра для пятиклассников (по методу создания проекта) Педагог-психолог Сакаева А.В. |
ЗАДАЧИ 1. Практиковать через личностные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим. 2. Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей. 3. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон. Личность — тайна одного, любовь — тайна двух, а всеобщий коллектив как исторический организм, вечно стремящийся себя утвердить, — это тайна не одного, не двух и не трех, но тайна всего человечества. | А.Ф. Лосев |
I ЭТАП
<<Три главных испытания>> Цель: помочь учащимся осознать процесс начинающего взросления. Основополагающая идея: в традиционном культуре существовали достаточно разработанные ритуалы инициации, которые позволяли быстро изменить детский статус подростка на взрослый. В нашей культуре такие обряды отсутствуют, подростковый период растянут во времени. Нередко он сопровождается достаточно острыми кризисными проявлениями у подростков ,приводящими к конфликтами со своим окружением. Мы полагаем , что современных подростков необходимо через серию занятий познакомить с трудностями , которые им необходимо преодолевать на пути к взрослению. Данное занятие является первым из этой серии. Его следует проводить в первом полугодии 5-ого класса Оборудование: индивидуальный лист испытаний и фишки для наклеивания на этот лист, клей. Ход занятия Ведущий читает сказку: На далекой планете Детства Жили маленькие принц и принцесса. Было им там тепло и уютно. Все их любили и исполняли желания и просьбы. На желто-фиолетовых деревьях там громко чирикали обезьянополусы , а по полянам носились воробьезавры. Там было весело и беззаботно. Но вот пришло время, когда к принцу с принцессе подошел правитель той планеты Мудролюб и сказал: -Вы уже выросли, вам пора собираться в дальний путь на планету Взросления. Я принес вам крылья. Примеряйте и давайте учиться летать. -Но зачем нам улетать отсюда? – спросили дети.- Нам здесь отлично. Мы не хотим взрослеть и становиться вечно занятым и спешащими на работу, как эти скучные взрослые. Мы остаемся здесь. Кроме того , на других планетах листья только зеленые-скукота!- и животные не умеют превращаться одно в другое. Мы остаемся здесь. -Вы не можете остаться здесь, - покачал головой Мудролюб.- В вас созрело уже столько способностей << могу делать сам >> , что они будут заставлять вас пробовать найти им применение. Вам захочется самим принимать различные решения , делать то ,что хочется. Но вы быстро растете. И если помедлите . крылья уже не смогут выдержать вас , и вы останетесь на планете Детства навечно. -Ладно,давай крылья . Примерим их,-сказали дети. -Не все так просто,-опять покачал головой Мудролюб.- Чтобы преодолеть путь к планете Взросления, вам понадобятся все ваши силы , а главные из них- это сила воли ,сила ума и сила добра. -Ну с силой воли и силой ума мы согласны-это полезные штуки . пригодятся всегда. А вот зачем сила добра? Явно лишняя ,-возразили принц и принцесса. -Нет ,это самая главная сила взрослых ,- ответил Мудролюб. –Взрослые ,они на то и взрослые ,что умеют помогать другим. Отдавать себя. А не только получать, как дети. Надо научиться заботиться о других –иначе не почувствуешь себя взрослым. -Ну уговорил. Будем искать в себе три силы,- согласились ребята. Однако легко сказать – труднее сделать. Вот она сила воли- найдешь ее, схватишь. А она, как скользкий мячик , из рук выскакивает. И тогда начинаешь выкрикивать, других перебивать, на уроках учителя отвлекать, ребят. А когда домашнее задание делать начинаешь , так сила воли под парту прячется и никак не хочется доводить его до конца. А сила ума , как нарочно, на математике засыпает или на русском , когда думать надо. Хочется все бросить и поговорить с соседом. А сила добра как раз на уроке отлично себя чувствует. Хочется всем помогать, а не с учебником , к примеру работать. Но после звонка прячется куда-то в тайное место. И уже хочется не помогать, а побегать и покричать. Трудно было искать эти силы принцу и принцессе , но уж очень хотелось им на планету Взросления. И ,как во всякой сказке ,все –таки нашли свои силы. Трудности преодолели. И тогда как-то вечером очень странно посмотрели на них родители – с гордостью и радостью! -Кажется ,наши дети повзрослели, -сказали они. А ребята при этом засмущались и стали быстро засовывать что-то в карманы. И взрослые не заметили, что из карманов торчали кусочки желто-фиолетовых листьев и маленькие слонообезьянчики ,потому что ребята решили кусочки планеты Детства захватить с собой в Жизнь. А мы с вами заметили, но мы позволим им это. Не так ли?
После чтения сказки ведущий предлагает учащимся обсудить следующие вопросы: -Пришло ли им время взрослеть? Если да, то почему? -Действительно ли для взросления необходимы сила воли, сила ума, сила добра ? Может быть, нужны еще какие-то силы? -Почему принц и принцесса захватили с собой во взрослость кусочки планеты Детства ?
После ведущий раздает учащимся листы испытаний и предлагает выполнить задания , в которых они могут испытать себя: достаточно ли у них силы воли, ума, добра . Объясняет ,что за каждый момент проявления сил они будут получать фишки для вклеивания в свои листы. Затем приглашает приступить к испытаниям.
Упражнение 1. << Испытание сили воли >> Учащимся предлагается поиграть в игру <<Чьи ладошки >> Выбирается водящий . Он отворачивается от класса. Далее по указанию ведущего кто-то тихо подходит сзади и кладет на спину ладошки. Водящему необходимо угадать , кто это сделал. Сила воли будет проявляться в том , что ребята не будут рваться на роль водящего или того, кто прикладывает ладошки, а будут ждать выбора ведущего.
Упражнение 2. <<Испытание силы ума>> Каждому ученику раздается<<психологический пример>>. Необходимо << решить его>> (описать ситуацию, когда такая <<арифметика >> возможна), зачитать решение классу и обосновать его. Примеры могут быть такими: Радость+ доверие Страх + неуверенность в себе Выпячивание себя + радость Надежда +доброжелательность
Упражнение 3. <<Испытание силы добра >> Этому испытанию придается очень большое значение . Поэтому учащимся даются две попытки. Во время первой ведущий называет имя одного из учеников и предлагает детям 30 секунд написать как можно больше его хороших качеств. Вторая попытка- придумать подарок, который бы хотелось подарить соседу по парте , и показать его так , чтобы тот догадался.
В заключении занятия учащиеся подсчитывают количество набранных фишек .Делается вывод : у кого –то более развита одна сила, у кого-то другая. Но все готовы отправиться в путь к Взрослости. Затем учащиеся вытаскивают для себя напутствия из <<Шляпы мудрости >> ,которые психолог готовит им заранее.
II ЭТАП. СОЗДАНИЕ МАТЕРИКОВ Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно познакомиться с вами. (Ведущий представляется.) Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой. Упражнение «Знакомство» (Проводится, если это занятие является первой встречей с пятиклассниками.) Ведущий. Давайте познакомимся поближе. Встаньте в круг. Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Получив мяч, пожалуйста, назовите свое имя и своего соседа слева. Темп! Дополнительно: назвать по кругу все, что нравится, все, что дети любят, что им приятно. Упражнение «Аплодисменты по кругу» Ведущий. Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательный класс, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом игра продолжается и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются ...» Деление на группы Ведущий. Сегодня нам предстоит объемная работа, поэтому лучше выполнить ее, разбившись на группы. Сделаем мы это с помощью цветных карточек. Выберите карточку любого цвета (понравившегося). Спасибо! Прошу занять место за столами с флажками соответствующего цвета и продолжим знакомство. Ребята, мы знакомы с вами слишком короткое время, и вы для меня одна большая загадка. Приоткроем занавес вашей души и постараемся разгадать, какой каждый из вас и какие вы все вместе. Пожалуйста, на визитке, рядом со своим именем, напишите качество характера, которое начиналось бы с той же буквы, что и ваше имя. Пусть участники группы помогут друг другу в подборе таких качеств. При затруднении выдать памятку «Черты характера». Если детям не нравится качество характера, начинающееся с буквы имени, или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества. Рефлексия Кто-либо из группы представляет остальных участников. Ведущий. Спасибо! Итак, сделан первый шаг, чтобы загадка «Какой Я? И какие МЫ вместе?» была разгадана. «Создаем материки» Ведущий рисует на доске круг. Как вы думаете, на что это похоже? После ответов детей ведущий дорисовывает (наклеивает) звезды за кругом. Что же это теперь? Да, это планета. Затем ведущий вывешивает заранее заготовленный ватман с изображенной на нем голубой планетой. На этом макете планеты будут отражены основные моменты создаваемого проекта. Антуан де Сент-Экзюпери, который рассказал удивительную историю о Маленьком Принце, написал в своей книге, что существуют сотни планет, которым имена не дали, и среди них есть такие маленькие, что их даже в телескоп трудно разглядеть. Сегодня я предлагаю вам создать планету, которую не может открыть ни один астроном на свете. Это планета моего класса. (Так будет называться проект, который мы создадим в течение трех занятий.) На вашей планете будут материки и океаны, озера и реки, пустыни и горы. И в вашей власти, чтобы их количество зависело от вашей фантазии. Ребята, я знаю, что с некоторыми своими одноклассниками вы учитесь не первый год, а с другими близко познакомились только в этом учебном году. Общаясь, вы узнаете друг друга, поэтому вполне уместен на планете материк общения. В школе главной вашей работой является учеба. Следующий материк — материк учения. У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка, кинофильмы, коллекционирование — это материк интересов. Вы любите развлекаться: вместе гулять, кататься на велосипеде, на санках, на горке, ходить друг к другу в гости — у нас будет материк развлечений. Даже взрослые люди не скрывают того, что любят мечтать. Пусть на нашей планете будет материк мечты. А теперь посовещайтесь в своей группе и решите, макет какого из материков вы хотели бы создать. Сделайте 2–3 выбора на случай, если один и тот же материк понравится двум группам. Ведущий помогает распределить макеты материков между группами. Вам самим предстоит решить, чем наполнена жизнь каждого материка. Создавая макет своего материка, назовите географические объекты именами интересов, развлечений, мечтаний, учебной деятельности, общения. При этом постарайтесь вспомнить пристрастия не только вашей группы, но и всего класса. Затем каждая группа представит свой материк, остальные выскажут свои предложения и дополнения. Прочитайте еще раз памятку и приступайте к работе, дав волю вашей фантазии! Самостоятельная работа Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты. Практика показывает, что решения могут быть очень разнообразными: море Любви, гора Футбол, озеро Дискотек, пустыня Плохих отметок. (Звучит легкая инструментальная музыка.) Презентация материков Затем дети высказывают свои дополнения и предложения. Материки размещаются на планете. Игра «Палец вверх» Эта игра демонстрирует результат хорошо выполненной работы. Один из играющих начинает игру. Подходя к кому-либо, называет его по имени и показывает большой палец. Тот, к кому обратились, выбирает следующего ученика и приветствует таким же образом.
ПРИЛОЖЕНИЕ Памятка «Черты характера» Азартный Аккуратный Активный Благородный Благосклонный Быстрый Вежливый Веселый Внимательный Волевой Гениальный Гибкий Голосистый Гордый Деликатный | Деловой Дерзкий Добродушный Доброжелательный Егоза Жалостливый Железный характер Заботливый Звонкоголосый Изящный Интересный Искренний Капризуля Красивый Ласковый | Ловкий Любопытный Милый Молодец Мужественный Надежный Напористый Настойчивый Необычный Новый Опрятный Отважный Отзывчивый Открытый Отчаянный | Порядочный Правдивый Преданный Работящий Радостный Разумный Робкий Самостоятельный Самый-самый Сердечный Стойкий Счастливый Талантливый Терпеливый Трудолюбивый | Уважительный Удачливый Умный Упорный Фантазер Физически сильный Храбрый Хранитель тайн Человеколюбивый Чудесный Чуткий Шаловливый Щедрый Эмоциональный Юркий |
|
|