конспект занятия по адаптации 5 класса : " Правило трёх "С"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Внеклассное занятие «Правило трех «С»- занятие в рамках работы по социально-психологической адаптации учащихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями. Цель занятия- развитие адаптивных способностей учащихся при переходе в среднее звено школы. Во время занятия решались разнообразные задачи которые направлены на:
-развитие толерантных качеств, воспитание позитивных личностных качеств: доброжелательности, эмпатии, уважения; эстетических чувств,
-совершенствование коммуникативных умений и навыков, готовности взаимодействовать с окружающими людьми на основе сотрудничества; развитие креативных способностей, мыслительных процессов; совершенствованию навыков самоконтроля, саморегуляции, произвольного внимания, моторной координации
-демонстрация значимости групповой сплоченности для личностного развития каждого учащегося, работа над осознанием позиции пятиклассника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_ssss.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие
(5 класс)
Тема: «Правило трех «С»
Цели:
Развитие адаптивных способностей, освоение нового социального опыта в период адаптации в среднем звене школы
Задачи:
Дидактические: показать значимость групповой сплоченности для личностного развития каждого учащегося, работать над осознанием позиции пятиклассника
Коррекционные: совершенствовать коммуникативные умения и навыки, готовность взаимодействовать с окружающими людьми на основе эмпатии, сотрудничества; развивать креативные способности, мыслительные процессы; совершенствовать навыки самоконтроля, саморегуляции, развивать произвольное внимание, моторную координацию
Воспитательные: развивать толерантные качества, воспитывать позитивные личностные качества: доброжелательность, эмпатию, уважение; эстетические чувства
Используемые методы и приемы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа
Наглядные - демонстрация, наблюдение
Практические -упражнение, игра
Методы практической коррекции - элементы сказкотерапии, арттерапии,
Категория участников: учащиеся 5 класса
Время: 40 мин.
Материалы и оборудование: сказка И. Коротеевой «И однажды утром», журналы, фрагменты цветов, клей, Цветок-правило
Предполагаемый результат: повышение адаптивных возможностей учащихся 5 класса, совершенствование коммуникативных умений и навыков, процесса самопознания учащихся, улучшение психологического климата в классе.
Структура занятия
I Вводная часть занятия: организационный момент, приветствие, эмоциональный настрой на работу.
II Основная часть занятия: ввод в занятие, упражнение «Цветик-семицветик»,упражнение «Повторяй за мной»,
III Заключительная часть занятия: резюмирование, рефлексия, подведение итогов; завершение занятия.
Ход занятия:
I Вводная часть занятия:
- организационный момент, приветствие, эмоциональный настрой на работу.
II Основная часть занятия:
1. Сообщение темы, задач занятия, мотивирование.
«Вы стали учениками 5 класса совсем недавно. Скажите, что изменилось в вашей жизни? (много учителей, кабинетная система, новые предметы) Стало труднее учиться? Так вот, чтобы вам было легче привыкнуть к новым условиям, быть более успешными, сплоченными, поверить в свои силы, увидеть преимущества сотрудничества, дружной, сплоченной работы, мы познакомимся с правилом трех «С».
а) Упражнение «Цветок»: «Перед вами необычный Цветок, на его лепестках выделены следующие слова: «Слушать», «Сочувствовать», «Сотрудничать». Это и есть слова нашего правила- правила – правила трех «С».(словарная работа: «сочувствовать»-…., «сотрудничать»-…..) Сегодня на занятии мы убедимся в том, как важно уметь слушать и слышать, быть внимательными, понимать других, сочувствовать, оказывать помощь, работать в коллективе»
б) Первое слово правила «слушать».
- Как вы думаете для чего нужно нам это правило?...............
Умения слушать и слышать, быть внимательными очень важны для успешной учебы. Предлагаю вам продемонстрировать то, как вы умеете быть внимательными, умеете слушать и слышать .
Упражнение «Повторяй за мной»: учащиеся должны выполнить инструкции взрослого(пробы Хеда):
- Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.
- Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
«Молодцы! Я вижу, что вы можете быть внимательными, слышать и слушать. А еще вы активные, веселые и сообразительные! Мне это очень нравится! Мы продолжаем. Сейчас вам тоже потребуется ваше умение внимательно слушать».
д) Работа со сказкой И. Коротеевой «И однажды утром…»
Каждый год с первыми лучами весеннего солнца на лесной поляне пробивались из-под снега тоненькие нежно-зеленые травинки, поднимали свои головки многочисленные цветы, тянули к солнцу нераскрывшиеся бутоны и просили солнечной ласки и тепла.
Лесная поляна превращалась в чудесную страну — страну Цветов. Ах! Как были прекрасны эти молодые цветы: высокие и низенькие, крупные и едва заметные на зеленом ковре, розовые и синие, белые и желтые — здесь были все цвета радуги, все цвета жизни. Все они такие разные, такие неповторимые и прекрасные. Но вот однажды на поляне появился цветок, которого прежде не видели. Это был необычный цветок. У него был высокий и толстый стебель, крупные изогнутые листья, а самое главное — не было самого цветка. И другие цветы говорили: «Посмотрите на него, он же другой, он не похож на нас. Ах, как он неуклюж и некрасив!»
Но неуклюжий и некрасивый цветок все больше тянулся к солнцу, прислушивался к дыханию уже почти осеннего ветра. Он знал, что нужен другим, знал многое, потому что умел слушать, слышать других. И, что самое главное, умел чувствовать, понимать других. И многие цветы рассказывали ему о своей боли. Он плакал вместе с ними, был опорой для слабых, отдавал им последнюю влагу; он радовался жизни, забывая, что его отвергли. И однажды утром на уже осенней поляне расцвел цветок неповторимой красоты. И все узнали в нем тот некрасивый, неуклюжий цветок. Да! Это был он! Он расцвел красотой своей души, потому что умел слушать, помогать, делиться, поддерживать, ничего не требуя взамен.
Вопросы для обсуждения:
- Как сначала отнеслись цветы к появлению необычного цветка?
- Как этот необычный цветок относился к другим цветам на поляне?
- Что случилось с ним однажды утром?
- Как вы думаете, изменились ли взаимоотношения между цветами на цветочной поляне? Почему? Какая основная мысль сказки? Итак, важно сочувствовать, понимать, оказывать помощь другим, ничего не требуя взамен, просто так»
2. Динамическая пауза:
-упражнения «Бутон», «Бабочка», «Ветерок»
-дыхательная гимнастика:
Вдох через нос-выдох через нос
Вдох через рот -выдох через рот
Вдох через рот-выдох через нос
Вдох через нос-выдох через рот
3.Продолжение занятия:
а) Упражнение в технике «Коллаж»:
Техника "Коллаж"
Цель: раскрытие потенциальных возможностей учащихся
Задачи:
-получить успешный результат и сформировать положительную установку на коллективную деятельность;
-выразить своё отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, своё понимание темы;
-развить художественные способности и повысить самооценку; чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей;
-проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;
-дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажем является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение, способствовать повышению психологического климата в группе
Тема коллажа: «Мой класс»
Материалы для коллажа: глянцевые журналы, разнообразные изображения цветов, картинки, природные материалы, клей, цветные карандаши, фломастеры, ножницы
Инструкция: вырежьте из журналов цветы, а затем оформите их в композицию. Нужно изобразить ваш класс в виде цветочной поляны. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным. Коллаж нужно оформить в виде цветочной поляны. Для этого нужно просто листать журналы, просматривать изображения. То, что «откликается» на вашу тему, «выдернуть», вырезать, отложить в сторону. Затем из этого материала «склеить» образ. Важно при этом «не застревать»
Правила ТБ при работе с ножницами и клеем
Обсуждение:
-Что именно мы изобразили этим коллажем?(этой композицией)
-Понравилось ли вам создавать цветочную поляну?
-Вы довольны результатом работы?
- Вы все были активны, молодцы. У вас получилась цветочная поляна? А этот ни что иное, как ваш класс. Главное, что вы все вместе, вы- коллектив, вы умеете работать вместе. Молодцы, вы показали умение работать в группе, помогать друг другу, сотрудничать.
III Заключительная часть занятия. Резюмирование, подведение итогов:
«Сегодня мы познакомились с правилом трех «С». В чем оно заключается? В умении слушать, сочувствовать, сопереживать Что особенно запомнилось? Почему так важно уметь сотрудничать, помогать друг другу, видеть в других положительные качества? Какой опыт приобрели сегодня, как этот опыт можно будет использовать в повседневной жизни?
Спасибо! На память о нашей встрече я хочу каждому из вас подарить на память цветок с изображением правила трех «С», который, я надеюсь, поможет вам стать успешными пятиклассниками»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:«КОНТРОЛЬНО-ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ ПИЖАМЫ»
С большой радостью приходят учащиеся на контрольно-игровые уроки, которые проводятся в конце каждой четверти.Начинается урок , как и любой с повторения. Они заполняют инструкционную карту, фланелеграф...
Конспект занятия по теме «Ребусы. Правила решение ребусов».
Конспект разработан для учащихся 3-4 класса. Рассчитан на 1 час....
Конспект занятия по теме "Простые правила дорожного движения. Светофор. Пешеходный переход" разработан для учащихся со сложными и множественными нарушениями развития среднего школьного возраста
Конспект занятия по теме "Простые правила дорожного движения. Светофор. Пешеходный переход" (направление социальное развитие) разработан для учащихся среднего школьного возраста со сложными и множеств...
Конспект занятия для 5 классов "Эмоции правят мной или я ими?"
Данное занятие разработано для учащися 5 классов общеобразовательной школы. Направлено на более глубинное понимание свои моций и чувств, контроль и проявления....
Конспект занятий по адаптации пятиклассников "Планета моего класса".
Адаптационная трехэтапная игра для пятиклассников(по методу создания проекта)...
Конспект занятия по изобразительному искусству "Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
Тема: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива»Тип урока: комбинированный (обобщение и изучение нового материала)Цель: расширение представления о перспективе, как средстве ор...
Конспект занятия по адаптации первоклассников
Цель: Развитие доверительных отношений в группе....