Программа психологического тренинга "Мой выбор - быть счастливым"
план-конспект занятия по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Цель программы - формирование установок на создание оптимальной модели семейной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_treninga_moy_vybor_-_byt_schastlivym.docx | 58.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
Ново-Савиновского района города Казани
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
психологического содействия успешной адаптации подростков (молодежи)
в социуме
“Мой выбор - быть счастливым!”
Автор программы:
педагог – психолог
высшей квалификационной категории
С.В.Изотова
Казань – 2012 г.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
психологического содействия успешной адаптации подростков (молодежи)
в социуме «Мой выбор – быть счастливым»
Данная программа была апробирована на базе гимназии №7 Ново-Савиновского района г. Казани. В течение четырех лет проводилась тренинговая работа с 55 учащимися четырех 10-х академических классов.
Введение.
Тема программы “Мой выбор - быть счастливым!” взята не случайно и актуальна по многим причинам. То, какой станет наша страна в будущем, зависит от того, сколько и каких детей мы имеем сейчас, в настоящем. Статистика в этом плане не утешительна, так как большой процент семей, ощущающих себя в новых экономических условиях недостаточно социально защищенными, не в состоянии создать своим детям нормальных условий для личностного развития.
В настоящее время взросление молодежи в нашей стране происходит в непростых условиях социально-экономических изменений, нестабильности семейного института, своеобразного “информационного взрыва”, размытости моральных и нравственных ценностей. Как следствие, для современного молодого человека (подростка) возникает необходимость использования специальных психолого-педагогических мер для развития своего “Я”, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными знаниями и внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в обществе.
Известно, что подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов, в том числе и в становлении характера. Многие исследователи выделяют в качестве основной характеристики этого возраста противоречивость, понимаемую как неравномерность развития различных сфер личности - интеллектуальной, половой, социальной (Бодалев А.А., Выготский Л.С., Кон И.С., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эриксон Э.). Противоречивость подросткового возраста является результатом двух тенденций: индивидуализации (развития самосознания) и социализации (усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду).
В этот период выявляются психологические особенности и специфические подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей социальной среды, проявляется эмоциональная неустойчивость, тревожность на всех уровнях общения (подразумевается особая чувствительность подростков к оценке другими себя – своей внешности, способностей и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих, подчеркнутая независимость, неприятие авторитетов и общепринятых правил). Подростковый период характеризуется также недостаточно развитой способностью к рефлексии, слабостью анализа и синтеза информации, недостаточно высоким уровнем внимания и быстрой утомляемостью, сложностью вербализации своих переживаний и т.д. У подростков в неблагополучных семьях перечисленные проблемы стоят особо остро.
Особое внимание при создании данной программы автор уделила проблемам, связанным с выбором партнера и подготовкой к созданию счастливой, гармоничной семьи. Причиной послужило то, что в последнее время заметно упал престиж семьи. Брак перестал быть пожизненным - разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой. Ежегодно по стране заключается около 3 миллионов браков, а расторгается более 900 тысяч. За последние пять лет в нашей республике почти на 75% возросло число родителей, лишенных родительских прав. Каждый год на 60% увеличивается число подростков, самовольно уходящих из семьи. Вызывает тревогу увеличение числа женщин, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
Такое положение в значительной степени создалось из-за того, что до недавнего времени на семью обращалось слишком мало внимания. За этой общей причиной кроется немало конкретных, одна из важнейших - неподготовленность молодежи к браку и семейной жизни. На сегодняшний день в обществе назрела необходимость в проведении психопрофилактических мероприятий с целью укрепления семьи, формирования адекватных жизненных ценностей, нравственного возрождения, популяризации гуманистической практики в построении семейных отношений. При этом важно обеспечить переход от теоретических постулатов к эффективным практическим мероприятиям.
Счастье будущей семьи во многом зависит от того, что оба супруга представляют собой как личности. Именно поэтому задачи первого, второго и третьего блоков программы - дать наиболее полное представление о личности в целом, раскрыть сущность основных понятий, характеризующих личность, пробудить стремление к самопознанию и самовоспитанию, к наиболее оптимальной самореализации в жизни и обществе.
На первый план в программе “Мой выбор – быть счастливым!” автором выдвигаются этико-психологические моменты и, прежде всего, - умение строить повседневные взаимоотношения, психологическая подготовленность к браку и рождению детей, культура чувств. Большое внимание в программе уделяется представлениям подростков об отношениях в любви. Эта проблема сегодня особенно актуальна, так как традиционные представления о любви в значительной степени утратили свое прежнее значение. Подросток сегодня окружен сбивающим с толку разнообразием ролей, предлагаемых различными референтными группами и значимыми “другими”, многие из которых никак не отражают его потребностей в эмоциональном тепле и коммуникации. Поэтому программа включает рассмотрение таких важных понятий как любовь, выбор партнера, создание семьи, построение оптимальных отношений между людьми, вступающими в брак.
В программе уделено достаточно внимания разрешению семейных конфликтов и оптимизации семейных отношений, а также подростку предлагается “примерить” на себя роль будущего родителя. То есть, большое внимание в программе авторы уделяют проработке проблемы детско-родительских отношений. Отношения с родителями важны для развития ребенка в любом обществе, в любом возрасте – особенно в подростковом. Гармоничные отношения с родителями выступают залогом благополучного развития ребенка, помогают его становлению как счастливого человека и полноценного члена общества. Проблемами специфики детско-родительских отношений в подростковом возрасте занимались многие отечественные и зарубежные психологи (Байард Д., Бернс Р., Захаров А.И., Кривцова С.В., Райс Ф., Спиваковская А.С., Эйдемиллер Э.Г.).
Важность изучения и проработки отношений с родителями в подростковом возрасте обусловлена следующими обстоятельствами:
- высока значимость этих отношений для обеих сторон - это проявляется в наличии или отсутствии состояния эмоционального благополучия, тесно связанного с особенностями этих отношений;
- особенности отношений с родителями существенным образом влияют на личностное развитие подростка и на решение таких задач развития, особо актуальных в этом возрасте, как достижение автономности и построение эго-идентичности;
- в последнее время ярко выражены негативные тенденции в развитии отношений в семье, в частности, детско-родительских отношений, вследствие чего возникает необходимость их профилактики и коррекции.
Детско-родительские отношения могут рассматриваться с двух сторон – со стороны родителя и со стороны ребенка. В связи с этим, нельзя не учитывать активность подростка как участника детско-родительских отношений и необходимость учета его представлений об особенностях этих отношений.
Программа составлена на основе подхода гуманистической психологии, согласно которому ребенок – не объект воздействия взрослого, не сырье для формирования чего (кого) бы то ни было. Ребенок – это автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности, и сам несущий ответственность за это самостановление. Суть данного подхода – способствовать раскрытию и развитию сущности человека, его позитивного потенциала; оценить конфликты, симптомы и всю жизненную ситуацию в ином свете, не столько как проблему, но как одну из попыток решить ее.
Большое место в программе занимает одно из направлений гуманистической психологии – позитивный подход Н.Пезешкиана. Кроме того, в программе использовались подходы и взгляды гештальттерапии, особенно при обращении к эмоциональной сфере, к переживаниям и состояниям участников. Положения психосинтеза - о возможности нахождения некой “третьей” точки осознания ситуации, независимой и объединяющей крайние варианты, также близки автору и используются в программе.
Цель программы:
- формирование установок на создание оптимальной модели семейной жизни.
Основные задачи:
- помощь подростку в самореализации, в раскрытии и развитии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненный выбор;
- развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
- диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;
- привитие навыков адекватного поведения в конфликте;
- обучение успешному общению с окружающими на основе осознания собственного опыта и понимания психологических принципов эффективного общения;
- помощь в осознании поло-ролевой идентификации, формировании установки на осознанный выбор жизненного партнера;
- формирование ценностной ориентации на создание семьи, популяризация гуманистической практики в построении семейных отношений;
- подготовка к сознательному родительству, ознакомление с оптимальными воспитательными стратегиями;
- проработка детско-родительских отношений;
- формирование установки на здоровый образ жизни.
Особенность программы состоит в том, что автор посчитал нужным составить ее из нескольких последовательных блоков, которые взаимосвязаны между собой. К тому же каждый из блоков может быть использован отдельно от других, в зависимости от конкретного запроса.
I блок “Самопознание” включает диагностику личности участников, а также социально-психологические упражнения на обучение навыкам самопознания, самопринятия и саморазвития, повышение самооценки.
II блок “Ориентация на общение” содержит социально-психологические упражнения на развитие коммуникативных навыков, умения противостоять манипуляциям и давлению, уверенности в себе.
III блок “Конфликты и пути их разрешения” подразумевает ознакомление участников с основными видами и типами конфликтов (внутриличностные, межличностные, конструктивные, неконструктивные) и содержит социально-психологические упражнения по разрешению конфликтов и оптимизации психологических состояний в конфликтных ситуациях.
IV блок “Выбор жизненного партнера” включает рассмотрение таких важных понятий как: поло-ролевая идентификация, мужская и женская психология, осознанный выбор партнера, типичные ошибки при выборе партнера.
V блок “Семьеведение” содержит социально-психологические упражнения, направленные на разрешение супружеских конфликтов, оптимизацию семейных отношений, принципов планирования будущей семьи.
VI блок “Родители-дети” направлен на проработку детско-родительских конфликтов и “примерку” на себя роли будущего родителя, ознакомление с различными стилями воспитания детей.
VII блок “Здоровый образ жизни” нацелен на профилактику таких социально-негативных явлений в подростковой и молодежной среде, как наркомания, алкоголизм и ВИЧ/СПИД.
Необходимо отметить, что прохождение этапов данной программы осуществляется именно в приведенной последовательности, так как по мнению автора, участникам вначале следует понять и принять себя как личность, узнать свои сильные и принять свои слабые стороны. Самопознание и самопринятие необходимо не только для дальнейшего саморазвития личности, но и для понимания других людей.
Формы работы:
- диагностика, в том числе, игровая и проективная;
- лекционные фрагменты ведущего;
- групповые дискуссии (структурированные, неструктурированные, тематические, интеракционные);
- игровые методы (ситуационно-ролевые, дидактические, творческие и др. игры);
- методы, направленные на развитие социальной перцепции;
- психогимнастика;
- медитативные техники;
- элементы психотерапевтической практики.
Состав группы:
- тренинговая программа предназначена для подростков и молодежи (14-20 лет);
- группы должны быть скомплектованы участниками примерно одного возраста;
- оптимальная численность группы - 10-15 человек.
Режим работы:
Тренинг рассчитан на 14 встреч по 3 – 3,5 часа.
Условия для проведения программы:
- Помещение для проведения тренинговых занятий должно позволять расставить стулья по кругу.
- Небольшие листы бумаги или картона с булавками для именных табличек (“бейджи”).
- Комната должна быть достаточно просторной, чтобы кроме круга из стульев, было еще пространство для подвижных игр и упражнений.
Таким образом, данная программа психологического содействия успешной адаптации детей и подростков в социуме, имея в основе гуманистический подход, использует широкий набор методических приемов и техник. Основные положения гуманистической психологии о равноправии и соавторстве в общении его участников, предполагают многообразие, гибкость и “живость” всей программы. Диалоговый, многомерный подход к организации занятий предполагает спонтанность психолога и участников группы.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ.
I блок “Самопознание”.
Данный блок открывает программу, поэтому в начале занятий для ведущего важными являются не только задачи диагностики личностных особенностей участников, а также формирование сплоченности группы, выработки правил и принципов работы в группе, мотивирования на занятия. Это происходит непосредственно в процессе знакомства участников группы со своими личностными особенностями.
Цель: способствовать осознанию и принятию себя, своей личности, пониманию других людей.
Задачи:
- формирование стремления к самопознанию, погружение в свой личностный мир и ориентация в нем,
- осознание собственной индивидуальности (темперамента, характера и т.д.), своих сильных и слабых сторон (самоанализ и рефлексия),
- формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей,
- формирование навыков позитивного мышления, принятие себя таким, какой ты есть,
- повышение самооценки.
Данный блок состоит из двух занятий.
1-е занятие “Осознание своей личности”. Основное содержание - диагностика особенностей личности участников, характеристики качеств личности. Тренировка навыков самораскрытия.
2-е занятие “Моя индивидуальность”. Основное содержание - интеграция участниками полученной информации в целостный портрет своей личности. На данном этапе участники развивают свои способности к самопознанию, тренируют безоценочное восприятие своих качеств и качеств участников группы. Коррекция самооценки.
Программа
№ | Тема | Кол-во теоретич. час. | Кол-во практич. час. |
1 | Введение в тренинг. Выработка правил, принципов, режима тренинговой работы. | 20 мин. | |
2 | Знакомство участников. Разминка: упражнение на создание непринужденной доброжелательной атмосферы и сплоченности группы. | 15 мин. | |
3 | Постановка личных целей участников тренинга. | 10 мин. | |
4 | Осознание важности самопознания. Освоение приемов самодиагностики. | 20 мин. | |
5 | Ознакомление с результатами диагностики. Обсуждение. | 20 мин. | |
6 | Освоение способов самораскрытия. Упражнение на принятие себя таким, какой есть. Дискуссия. | 10 мин. | 10 мин.-упражнения 10 мин. – дискуссия |
7 | Закрепление навыков самораскрытия. Упражнение по формированию личностной установки на постоянный внутренний самоанализ. | 30 мин. | |
8 | Осмысление сильных и слабых сторон своей личности. Упражнения на формирование привычки думать о себе положительно. | 30 мин.- упражнения. 10 мин. – дискуссия | |
9 | Выделение самой яркой индивидуальной черты. Обсуждение. Упражнения. | 10 мин. | 30 мин. |
10 | Осознание действительных целей своей жизни. Упражнения. | 10 мин. | 30 мин. |
11 | Принятие ответственности. Упражнение на отработку данных навыков. Обсуждение. | 10 мин. | 20 мин. |
12 | Отработка навыков понимания себя и окружающих людей. Упражнение на коррекцию самовосприятия. | 10 мин. | 20 мин. |
13 | Упражнения на формирование и закрепление позитивной оценки своей личности и личности участников тренинга. | 30 мин. | |
14 | Составление плана на будущее. | 10 мин. – дискуссия | |
Обобщение полученных ЗУН. Подведение итогов. | 10 мин. |
Итого: 6 – 6,5 часов.
II блок “Ориентация на общение”.
Данный блок предназначен для обучения коммуникативным навыкам, понимания психологических принципов оптимального общения.
Цель: формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, противостоять манипуляции, аргументировать и отстаивать свою позицию.
Задачи:
- осознание участниками своих коммуникативных потребностей,
- обучение основам успешного ролевого взаимодействия,
- приобретение навыков эмоционально-положительного общения с людьми,
- знакомство с особенностями невербальной коммуникации,
- обучение основам активного слушания,
- обучение навыкам противостояния манипуляции,
- обучение навыкам аргументации своей точки зрения, отстаивания своих интересов.
Блок состоит из двух занятий.
1-е занятие “Самопрезентация”. Основное содержание - лекционные фрагменты ведущего по ознакомлению с наиболее оптимальными формами общения. Специальные упражнения, направленные на формирование отдельных коммуникативных умений и навыков повседневного и делового общения.
2-е занятие “Противостояние манипуляции”. Основное содержание - психологические этюды и игры, в которых активизируются все умения. Обучение навыкам противостояния манипуляциям и давлению.
Программа
№ | Тема | Кол-во теоретич. час. | Кол-во практич. час. |
1 | Вступительное слово ведущего. Активизация собственного коммуникативного опыта участников. Осознание проблем общения. | 20 мин. | |
2 | Постановка личных целей тренинга. Разминочное упражнение. Осознание своих коммуникативных потребностей. | 10 мин. | 10 мин. |
3 | Особенности установления контакта с людьми в разных ситуациях. Чувство собственного достоинства и личная позиция в общении. Упражнение на обнаружение собственных трудностей в общении у участников. | 20 мин. | 20 мин. |
4 | Принципы и правила установления успешного контакта. Упражнения. | 10 мин. | 20 мин. |
5 | Осознание своей позиции и позиции собеседника в общении. Упражнения на развитие чувствительности к давлению, манипуляции, сотрудничеству. | 10 мин. | 30 мин. |
6 | Правила и принципы партнерского общения. Упражнения. Обсуждение. | 10 мин. | 20 мин. |
7 | Анализ причин непонимания людьми друг друга. Упражнение. Обсуждение. | 10 мин. | 20 мин. |
8 | Правила активного слушания. Упражнение на поддержку общения. Обсуждение. | 10 мин. | 20 мин. |
9 | Упражнения на уточнение мыслей собеседника. Понятие о контексте и подтексте. Обсуждение. | 10 мин. | 20 мин. |
10 | Понятие о конфликте в общении. Эмоциональная и рациональная сторона конфликтных взаимодействий. | 10 мин. | 20 мин. |
11 | Умение говорить “нет”. Упражнения. Обсуждение. | 10 мин. | 20 мин. |
12 | Особенности невербальной коммуникации. Практическое применение языка жестов. | 10 мин. | 30 мин. |
13 | Противостояние манипуляции. Упражнение. | 20 мин. | |
14 | Обобщение полученных ЗУН. Подведение итогов. | 10 мин. |
Итого: 6 – 6,5 часов
III блок “Конфликты и пути их разрешения”.
Блок предназначен для формирования знаний о природе конфликта, развития умений по выявлению конфликтов на раннем этапе и по конструктивному их решению.
Цель: формирование и развитие навыков адекватного поведения в конфликтной ситуации.
Задачи:
- информирование участников о видах, особенностях и последствиях конфликтов,
- разрушение стереотипа о негативной функции конфликта (конструктивный конфликт),
- привитие навыков адекватного поведения в конфликтной ситуации,
- обучение способам уменьшать остроту конфликта,
- отработка поведенческих умений и навыков в конфликте с помощью ролевых игр,
- обучение навыкам самопомощи, направленной на оптимизацию психического состояния.
Данный блок состоит из двух занятий.
1-е занятие “Конфликты”. Основное содержание - лекционные фрагменты ведущего по ознакомлению с видами, особенностями, последствиями конфликтов. Специальные упражнения, направленные на формирование отдельных умений и навыков поведения в конфликте. Обучение способам уменьшать остроту конфликта, держаться в рамках реалистического решения проблемы.
2-е занятие “Жизненные кризисы. Саморегуляция”. Основное содержание - психологические этюды и игры, в которых активизируются все умения. Изучение различных точек зрения на конфликт методом групповой дискуссии. Обучение навыкам саморегуляции и снятия психологического напряжения.
Программа
№ | Тема | Кол-во теоретич. час. | Кол-во практич. час. |
1 | Приветствие. Вступительное слово ведущего. Разминочное упражнение. Постановка личных целей участников тренинга. | 10 мин. | 10 мин. |
2 | Актуализация воспоминаний, связанных с конфликтными ситуациями. | 10 мин. | |
3 | Понятие о природе конфликта. Виды, особенности и последствия конфликтов. Эмоциональная и рациональная сторона конфликтных взаимодействий. | 20 мин. | |
4 | Выявление индивидуального стиля поведения в конфликте участников. Интепритация результатов тестирования. | 20 мин. | 20 мин. Диагностика |
5 | Разрушение стереотипа о негативной функции конфликта. Конструктивный и неконструктивный конфликт. Упражнения. Обсуждение. | 10 мин. | 20 мин. |
6 | Развитие навыков разрешения конфликтов: конструктивные способы разрешения конфликта. Управление конфликтом. Упражнения. Обсуждение. | 10 мин. | 25 мин. |
7 | Применение правил активного слушания для установления равноправных отношений в конфликтных ситуациях. Упражнение. | 10 мин. | 20 мин. |
8 | Анализ стратегии поведения оппонента. Навыки эмпатии. Упражнение. Обсуждение. | 10 мин. | 10 мин. |
9 | Выработка альтернативы, поиск компромисса. Навыки аргументации и активного слушания. | 10 мин. | 20 мин. |
10 | Понятие о внутриличностном конфликте. Психологические защиты личности. Медитативные упражнения. Обсуждение. | 10 мин. | 30 мин. |
11 | Возрастные кризисы в жизни человека. | 15 мин. | |
12 | Агрессивное поведение. | 10 мин. | 20 мин. |
13 | Оптимизация психологического состояния. Упражнения на саморегуляцию. | 10 мин. | 20 мин. |
14 | Обобщение полученных ЗУН. Подведение итогов. | 10 мин. |
Итого: 6 – 6,5 часов
IV блок “Выбор жизненного партнера”.
Данный блок включает рассмотрение таких важных понятий как: осознанный выбор партнера, особенности мужской и женской психологии, любовь и влюбленность и т.д.
Цель: осознание и принятие своего жизненного опыта, осознание своей половой принадлежности, осознанный выбор будущего партнера.
Задачи:
- осознание и принятие своего жизненного опыта,
- осознание своей поло-ролевой идентификации,
- формирование адекватного образа мужчины и женщины, принятие себя как мужчины (женщины),
- выстраивание отношений с противоположным полом,
- выбор будущего партнера: осознание образа будущего избранника, осознание вопросов любви, выстраивание взаимоотношений с партнером.
Блок состоит из двух занятий.
1-е занятие “Поло-ролевая идентификация”. Основное содержание - помощь участникам группы в осознании своей поло-ролевой принадлежности, формирование образов женщины и мужчины. Уделяется внимание переживаниям подростков, связанным с отношениями между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами; осознанию реального образа будущего избранника (избранницы), вопросам любви и брака, выстраиванию гармоничных взаимоотношений.
2-е занятие “Поиск и выбор будущего партнера”. Основное содержание - психологические этюды, психо-драматическое проигрывание ситуации знакомства. Изучение различных точек зрения на любовь, выбор партнера, семейную жизнь, начало вступления в интимные отношения.
Программа
№ | Тема | Кол-во теоретич. час. | Кол-во практич. час. |
1 | Приветствие. Вступительное слово ведущего. Разминочное упражнение. Постановка личных целей участников тренинга. | 10 мин. | 15 мин. |
2 | Осознание своей поло-ролевой идентификации. Формирование адекватного образа мужчины и женщины, принятие себя как мужчины (женщины). | 20 мин. | 20 мин. – упражнения 10 мин. – дискуссия |
3 | Выстраивание отношений с противоположным полом, психологическая совместимость партнеров. | 20 мин. | 20 мин. – упражнения 10 мин. – дискуссия |
4 | Выбор будущего партнера: осознание образа будущего избранника, идеальная модель будущего партнера. | 15 мин. | 30 мин. |
5 | Типичные ошибки при выборе партнера. | 20 мин. | 10 мин. – дискуссия |
6 | Особенности мужской и женской психологии. | 20 мин. | 20 мин. |
7 | Психодраматическое проигрывание ситуации знакомства. Обсуждение. | 10 мин. | 20 мин. |
8 | Как произвести благоприятное впечатление. Упражнение на отработку данных навыков. | 10 мин. | 10 мин. |
9 | Осознание вопросов любви. Как отличить любовь от влюбленности. | 10 мин. | 20 мин. |
10 | Начало вступления в интимные отношения. Ответственное поведение – защищенный секс. | 20 мин. | 20 мин. – дискуссия |
11 | Обобщение полученных ЗУН. Подведение итогов. | 10 мин. |
Итого: 6 – 6,5 часов
V блок “Семьеведение”.
Ознакомление подростков с основными функциями, этапами и динамикой развития семьи; с семейными трудностями и проблемами, а также способами их разрешения. Сюда же входят социально-психологические упражнения, направленные на разрешение семейных конфликтов и оптимизацию семейных отношений.
Семья – это болезненная тема для многих детей. Поэтому данный блок работы нуждается в серьезной психологической подготовке ведущего, работа с семейной проблематикой должна быть максимально этичной и при этом достаточно глубокой.
Цель: формирование ценностной ориентации на создание семьи, популяризация гуманистической практики в построении семейных отношений.
Задачи:
- осознание и принятие своего семейного опыта,
- обучение навыкам разрешения семейных конфликтов, оптимизации семейных отношений,
- планирование будущей семьи.
Блок состоит из двух занятий.
1-е занятие “Осознание и принятие своего семейного опыта” направлено на осознание и принятие своего жизненного опыта, необходимого для последующего построения своей жизни.
2–е занятие “Принципы построения будущей семьи” нацелено на рассмотрение таких понятий как: функции семьи, эмоциональная поддержка, распределение ответственности и т.д. Игровые упражнения направлены на проработку супружеских конфликтов и планирование модели будущей семьи.
Программа
№ | Тема | Кол-во теоретич. час. | Кол-во практич. час. |
1 | Приветствие. Вступительное слово ведущего. Разминочное упражнение. Постановка личных целей участников тренинга. | 10 мин. | 10 мин. |
2 | Упражнения на осознание и принятие своего семейного опыта. | 30 мин. | |
3 | Брак с различных точек зрения. Функции семьи. Развитие супружеских отношений. | 20 мин. | 10 мин. – дискуссия |
4 | Эмоциональная сторона супружества. Искусство быть супругами. Умение оказывать эмоциональную поддержку друг другу. Умение слышать и слушать, выяснять желания друг друга, умение договариваться о своих потребностях. Осознание языка тела. | 20 мин. | 10 мин. – дискуссия 20 мин. – упражнения |
5 | Планирование и перспективы семьи. Распределение обязанностей. Кто из партнеров чаще берет на себя ответственность и как он при этом чувствует себя, чего ждет от партнера. Умение распределять роли (обязанности), умение вести переговоры, сотрудничество. | 20 мин. | 30 мин. – ролевые игры |
6 | Конфликты в семье. Почему возникают проблемы, которые перерастают в конфликт. “Конфликт представлений”. Поведенческий конфликт. | 20 мин. | 10 мин. – дискуссия 20 мин. – упражнения |
7 | Жизненный сценарий будущей семьи. | 20 мин. | 10 мин. – дискуссия |
8 | Место интимных отношений в системе жизненных ценностей. Обсуждение. | 20 мин. | 20 мин.- дискуссия |
9 | Роли и стереотипы семейных отношений. | 30 мин. | 10 мин. – дискуссия |
10 | Возрастные и половые особенности сексуального поведения. | 20 мин. | |
11 | Модели благополучной и неблагополучной семьи. | 20 мин. | 20 мин. – упражнения |
12 | Обобщение полученных ЗУН. Подведение итогов. | 10 мин. |
Итого: 6 – 6,5 часов
VI блок “Родители – дети”.
Данный блок дает возможность подростку “примерить” на себя роль будущего родителя, включает ознакомление с различными стилями воспитания детей, а так же рассмотрение типичных проблем, возникающих во взаимоотношениях детей и родителей.
Цель: проработка детско–родительских отношений, подготовка к сознательному родительству.
Задачи:
- выявление актуальных проблем в общении с родителями,
- закрепление навыков разрешения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с родителями,
- формирование умения принимать ответственность на себя,
- ознакомление со стилями семейного воспитания.
Данный блок состоит из двух занятий.
1-е занятие “Детско-родительские отношения” содержит игры, направленные на оптимизацию детско-родительских взаимоотношений, разрешение семейных конфликтов.
2-е занятие “Примерка на себя роли родителя” рассматривает такие понятия как: стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка, домашнее насилие, права ребенка, кризисы взросления.
Программа
№ | Тема | Кол-во теоретич. час. | Кол-во практич. час. |
1 | Приветствие. Вступительное слово ведущего. Постановка личностных целей участников группы. | 15 мин. | |
2 | Упражнение на создание непринужденной доброжелательной атмосферы и сплоченности группы. | 10 мин. | |
3 | Представления о том, какую семью можно считать счастливой (несчастливой). Функции семьи. Групповая дискуссия “Где и когда начинает формироваться личность” | 20 мин. | 20 мин. |
4 | Тактики поведения в семейном конфликте. Ролевые игры, направленные на проработку детско-родительских проблем. | 20 мин. | 60 мин. |
5 | Стили семейного воспитания. Упражнение на поиск благоприятного для ребенка стиля воспитания. | 20 мин. | 30 мин. |
6 | Роль отца, матери и их взаимоотношений на развитие личности ребенка (сценарное программирование). Дискуссия. | 10 мин. | 20 мин |
7 | Проблемы поощрения и наказания. Домашнее насилие. Права ребенка. | 20 мин. | 10 мин. |
8 | Примерка на себя роли будущего родителя. Упражнение. Обсуждение. | 20 мин. | |
9 | Возрастные кризисы развития. Подростковый возраст. | 15 мин. | |
10 | Составление группового коллажа “Портрет моей будущей семьи”. | 60 мин. | |
11 | Подведение итогов. Обратная связь. | 10 мин. |
Итого: 6 – 6,5 часов.
VII блок “Здоровый образ жизни”.
Данный блок ориентирован на рассмотрение 2-х проблем: профилактика наркомании и ВИЧ/СПИДа. Мы считаем рассмотрение данных проблем весьма актуально для современной действительности.
Для проведения этих занятий очень важна специальная подготовка ведущих, желательно обучение на специализированных курсах. Ведущий должен хорошо ориентироваться в данных проблемах, т.к. обычно у подростков возникает в процессе работы множество вопросов. Важно избегать нравоучительной позиции и преподносить материал в интересной форме.
Цель: формирование установки на здоровый образ жизни.
Задачи:
- предоставление достоверной информации,
- обучение безопасным формам поведения в экстремальных ситуациях,
- обучение практическим навыкам противостояния давлению и манипуляциям.
Данный блок так же состоит из 2-х занятий:
1-е занятие “Защити себя сам” направлено на профилактику ВИЧ/СПИДа.
2-е занятие “Жизненный тупик” направлено на профилактику химической зависимости и проводится в форме дискуссионного клуба с элементами тренинговых упражнений.
Программа 1-го занятия.
| Тема | Кол-во теоретич. час. | Кол-во практич. час. |
1 | Вступительное слово ведущего. Выяснение ожиданий, коммуникативная игра на сплочение группы. | 15 мин. | 15 мин. |
2 | Актуализация проблемы (статистика). | 5 мин. | |
3 | Общие понятия ВИЧ/СПИД. | 5 мин. | |
4 | Развитие ВИЧ-инфекции. | 5 мин. | |
5 | Переход ВИЧ-инфекции в СПИД. | 5 мин. | |
6 | Тестирование на ВИЧ. | 5 мин. | |
7 | Передача ВИЧ-инфекции. | 5 мин. | |
8 | Безопасное поведение. Упражнение на осознание актуальности данной проблемы. | 10 мин. | 10 мин. |
9 | Пути передачи ВИЧ – инфекции: парентеральный, половой путь. | 10 мин. | |
10 | Аварийные ситуации. Ситуационная задача на отработку навыков поведения в экстремальной ситуации. | 15 мин. | 20 мин. |
11 | Ответственное поведение - защищенный секс. | 15 мин. | |
12 | Противостояние манипуляциям. Упражнения на отработку умения сказать “нет”. | 15 мин. | 20 мин. |
13 | Подведение итогов. Обратная связь. | 10 мин. |
Итого: 3 – 3,5 часа
Программа 2-го занятия.
№ | Тема | Кол-во теоретич. час. | Кол-во практич. Час. |
1 | Вступительное слово ведущего. Разминка: упражнение на создание непринужденных доверительных отношений. | 10 мин. | 10 мин. |
2 | Групповая дискуссия на выявление актуальных знаний участников тренинга “Что такое наркотик?”, “Сталкивался ли ты в жизни с людьми употребляющими наркотики?”. | 10 мин. | |
3 | Лекционный фрагмент ведущего: общие понятия- наркотики, психологическая и физическая зависимости, механизмы формирования физической зависимости. Статистика. | 15 мин. | |
4 | Работа в малых группах по обсуждению стереотипного утверждения “Это мое тело, моя жизнь и я имею право распоряжаться собой так, как хочу. Это не приносит вреда окружающим”. | 15 мин. | |
5 | Подведение ведущим итогов дискуссии. | 5 мин. | |
6 | Работа в малых группах по обсуждению стереотипного утверждения “Марихуана (препарат конопли) – чистый, растительный продукт, не приносит вреда организму”. | 15 мин. | |
7 | Подведение ведущим итогов дискуссии. | 5 мин. | |
8 | Обсуждение в малых группах вопроса “Каковы причины, по которым подростки начинают употреблять наркотики? Альтернативные способы удовлетворения собственных потребностей”. | 15 мин. | |
9 | Подведение итогов. Информация о Центре и возможности получить бесплатную психологическую помощь. | 10 мин. | |
10 | Обсуждение в малых группах вопроса “Как меняется социальный статус человека, употребляющего наркотики?” | 15 мин. | |
11 | Подведение итогов. | 5 мин. | |
12 | Обсуждение в малых группах вопроса “Как можно помочь вашему другу, если вы узнали, что он употребляет наркотики?” | 15 мин. | |
13 | Подведение итогов. | 5 мин. | |
14 | Обсуждение в малых группах вопроса “Каковы последствия употребления наркотиков?” | 15 мин. | |
15 | Подведение итогов. | 5 мин. | |
16 | Отработка навыка противостояния манипуляции, умения говорить “нет”. Ролевая игра. | 15 мин. | |
17 | Упражнение на поднятие настроения, повышение групповой сплоченности. | 10 мин. | |
18 | Подведение итогов. Обратная связь. | 10 мин. |
Итого: 3 – 3,5 часа
Заключение.
Программа “Мой выбор – быть счастливым!” посвящена одной цели – формированию у подростков адекватных представлений о семейной жизни. С разных сторон обращаясь к осознанию себя, своей жизни, человек приходит к открытию новых значений, отношений, восприятий, условий, что дает жизнь новым возможностям.
В программе определяется путь личностного развития подростка - от осознания личностных качеств к принятию чувств, выстраиванию контактов, развитию способности адекватного и наиболее полного познания себя, расширению связей в социальных ситуациях, моделированию близких отношений.
Автор программы убеждена, что после занятий по программе “Мой выбор – быть счастливым!” - дети будут способны встать на путь осознания себя, личностных изменений и построения своей жизни.. У них появятся для этого знания и ресурсы: опыт принятия себя такими, какие они есть, ощущение своей уникальности и любви к себе, чувство полноты жизни.
Конечным результатом работы по программе “Мой выбор – быть счастливым!” является – становление благополучного, самостоятельного взрослого человека. И этот человек в будущем, надеемся, сможет создать благополучную, счастливую семью, что будет являться главным итогом проделанной работы.
Список литературы:
- Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы (7 – 9 классы): Методическое пособие. – Казань: Издательство “ДАС”, 2002 г. – 55 стр.
- Алиева М.А., Гришанович Т.В. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации), / под. ред. Е.Г. Трошихиной – СПБ.: Речь, 2002. – 216 стр.
- Карпов А.М. Самозащита от наркомании (Образовательно-вопитательная модель первичной профилактики и психотерапии наркомании) – 2 издание, дополнительное. – Казань: изд-во “Карпол”, 2001. – 46 стр.
- Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков. 2т. – СПБ, ГМНПГ “Иматон”, 2000г.
- ВИЧ/СПИД/ИППП: Пособие для преподавателей, / под.ред. О.М. Романенко. – Казань: Новое знание, 2000. – 135 стр.
- Павлова Е.В., Копосова Т.В., Ахмедзянова А.Э. Тренинг по ВИЧ/СПИД/ИППП: Методическое пособие. – Казань, 2002. – 72 стр.
- Тренинг уверенности в себе “Подросток” (Методическое пособие для специалистов “Семья” по работе с младшими подростками 10-13 лет). – Самара, 1999. – 36 стр.
- Основы ведения первичной профилактики наркотической зависимости: Методическое пособие в помощь студентам – волонтерам, работающим в проекте “Стоп наркотик!” / Составитель Пиотровская Е.А. – Казань: ИнТехЦентр, 2002. – 68 стр.
- Игры, обучение, тренинги, досуг … / Под. ред. В.В. Петрусинского – М.: Новая школа, 1994. – 368 стр.
- Конвенция о правах ребенка: ООН, ЮНИСЕФ (UNICEF).
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 140 стр.
- Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по А.Адлеру. – СПБ.: Речь, 2000.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками – М.: Генезис, 1999 – 272 стр.
- Ялан И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПБ., 2000. – 640 стр.
- Кулаков С. Работа с подростками. Семинар для психологов Центра. Социально-психологический центр Адмиралтейского р-на, 1992.
- Ялов А., Соколовская. Тренинги в цикле “Психодиагностика и психотерапия”. Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования, 1995.
- Лебедева А., Овечкин А. Мужчина и женщина. Санкт-Петербургский институт гештальта, 1999.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы – М.: Новая школа, 1995. – 144стр.
Приложение 1.
Пример разработки тематического занятия из I блока программы “Самопознание и самопринятие”
1-е занятие – “Осознание своей личности”
1. Представление ведущего. Выяснение ожиданий.
2. Выработка правил работы в группе.
3. Слово ведущего о тренинге.
4. Знакомство с группой.
“Каждый участник по очереди называет свое имя или так, как он хочет, чтобы к нему сегодня обращались, добавляя к имени эпитет или прилагательное на ту же букву, что и имя, ярко его характеризующее или обращающее на него внимание”
5. Небольшое вступительное слово тренера, посвященное тематике всего занятия.
“Мы живем в мире людей и вещей. И мы знаем о качествах вещей. Мы знаем, что хрустальная ваза может разбиться, а шерстяная вещь, если мы ее покупаем, должна обладать определенными качествами. То же и с людьми. Очень важно знать о своих качествах и качествах других людей. На сегодняшнем занятии мы попробуем вместе осознать и принять себя, а также будем учиться понимать людей. С помощью упражнений попробуем найти свои слабые и сильные стороны”.
6. Упражнение “Взаимные комплименты”.
Участники делятся на равные части и встают, образуя внутренний и внешний круг. Дети встают лицом друг к другу. Человек из внешнего круга говорит участнику во внутреннем круге: “Мне нравится, что ты…”, человек из внутреннего круга отвечает на это: “Да, я (повторяет), и еще я …”. Затем меняются кругами.
Обсуждение:
- Какие чувства испытывали, что было трудным?;
- Трудно или легко было отвечать на комплимент?;
- Что больше всего понравилось – делать комплименты или принимать их?;
- Какие комплименты показались необычными?
7. Лекционный фрагмент ведущего, направленный на раскрытие таких понятий как:
- Индивидуальность;
- Самопринятие;
- Самооценка;
- Комплексы;
- Самоактуализация;
- Уверенность в себе.
8. Личностная диагностика участников.
- “Характерологический опросник К. Леонгарда”
Цель проведения опроса: выявление характерологических особенностей личности.
- “Висбаденовский опросник”.
Цель тестирования:
- дать возможность самому ребенку соприкоснуться с представлением о себе, оценить себя с помощью конкретных вопросов;
- предоставить возможность, достаточно плавно, погрузиться в тему программы;
- наметить план проведения дальнейших занятий (выбрать актуальные индивидуальные качества).
- Тест конструктивный рисунок человека из геометрических фигур”.
Цель: - выявление индивидуально-типологических особенностей.
9. Лекционный фрагмент ведущего: роль и значение позитивного мышления.
10. Упражнение на развитие навыков позитивного мышления “Ситуация”.
“Вспомните, какой либо конфликт, который произошел у Вас недавно в школе (институте и т.д.). После чего вы видите только отрицательные последствия произошедшего. Поэтому напряжение, которое возникло у Вас в конфликте, Вы переживаете долго и не можете от него избавиться. Как сбросить это напряжение быстро?”.
Возьмите чистый лист бумаги и в левой части листа перечислите отрицательные последствия данного конфликта. Затем отмеченные вами характеристики ситуации переведите в позитив.
Обсуждение:
- Сложно ли было найти положительное в отрицательном?
- Что вызвало наибольшее затруднение?
- Легко ли было соблюдать баланс?
11. Медитативное упражнение.
Детям предлагается выйти из помещения по одному, при этом представить себя чем-то или кем-то. Например: “Я облако, мягкое и легкое. И я улетаю отсюда в заоблачную даль”.
12. Подведение итогов. Обратная связь.
Приложение 2.
Пример разработки тематического занятия из VI блока программы “Дети - родители”
1-е занятие – “Детско-родительские отношения”
- Приветствие участников. Вступительное слово ведущего.
“На сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с наиболее часто встречающимися проблемами во взаимоотношениях между детьми и родителями. Узнаем различные мнения о таком понятии как семья. Познакомимся со стилями семейного воспитания”.
- Разогревающее упражнение “Мяч”.
Все участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мяч. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не назовут друг друга, не переспрашивая.
- Игра “Инопланетянин”.
“Представьте себе, что я инопланетянка, прилетела с другой планеты и не знаю, что такое семья. Объясните популярно, что же это такое (ведущий записывает на листе бумаги все высказывания и задает уточняющие вопросы)”.
- Дискуссия – “Где и когда начинается формирование личности?”.
5. В течение жизни учителя, родители, друзья, окружающие указывают нам, как видеть мир, что ценить в жизни. На основе этого формируются ценности, убеждения и мы принимаем собственные решения.
Разыгрывание ситуации: “Родители говорят Вам придти в 9 часов домой. А друзья убеждают погулять до 10”.
- На чье воздействие Вы ориентируетесь?
- Что происходит, когда различные воздействия противоречат друг другу?
- Кого вы послушаете? С кем согласитесь?
- Кто оказывает на вас наибольшее воздействие?
- Ролевая игра.
“Уроки закончились. Родителям кажется, что Вы занимаетесь меньше чем нужно. Поэтому они хотят, чтобы Вы сидели дома и делали домашнее задание. Но Вы узнали, что Ваши друзья гуляют на улице. Вы хотите быть сними. Ваши действия (разыграть)”.
Обсуждение:
- Конфликт какого рода возникает чаще между родителями и детьми?
- Что чувствуют дети, когда ссорятся с родителями?
- Что чувствуют родители, когда ссорятся с детьми?
- Чего родители хотят от своих детей?
- Чего дети хотят от своих родителей?
- Как они могли бы удовлетворить свои потребности?
- Лекционный фрагмент ведущего:
- Функции семьи;
- Счастливая семья;
- Несчастливая семья.
- Прослушайте пожалуйста фразы и запомните свои ощущения.
- Я имею право на уважительное обращение;
- Я имею право побыть в одиночестве;
- Каждый из нас свободный человек;
- Каждый способен распоряжаться собственной жизнью;
- Каждый человек способен распоряжаться собственным временем;
- Каждый человек способен сделать для другого то, что он хочет для него сделать.
- Я имею право быть счастливым.
- Завершающее упражнение “Кто остался без стула?”.
По кругу расставлены стулья, на один стул меньше, чем количество участников игры. Все идут по кругу. По сигналу (хлопку) ведущего каждый должен занять ближний стул, “нерасторопный” выбывает из игры. Количество стульев и участников уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.
10. Подведение итогов. Обратная связь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- просветительская программа по формированию здорового образа жизни "Здоровым быть-счастливо жить" для 2-9 классов
Учебно-просветительская программа "Здоровым быть- счастливо жить" направлена на совершенствование методов и форм сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Программа призвана реализовать основ...
Программа психологической работы с детьми группы риска «ТВОЙ ВЫБОР»
Программа направлена на формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих совершению правонарушений и преступлений сре...
Программа курса по выбору "Эстетика быта"
Курс «Эстетика быта» используется в предпрофильной подготовке обучающихся 9 класса, относится к авторским курсам по выбору межпредметного характера. Программа курса рассчитана на 34 часа в год. В осно...
Рабочая программа курса по выбору "Химия в быту"
Курс по выбору "Химия в быту" предназначен для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Задачи курса: углубить представления учащихся о веществах, используемых в быту, ...
Программа курса по выбору "Химия в быту".
Элективный курс....
Презентация "Здоровым быть - счастливым быть"
Презентация...
Психологический тренинг "Научись быть счастливым"
Главная цель тренинга-стимулирование самопознания и развития навыков позитивного мировосприятия....