Программа курса по выбору "Химия в быту".
элективный курс по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. А.И. Герцена
Утверждена
на заседании педагогического совета
МОУ СОШ №1 протокол №
директор МОУ СОШ №1
/Ситникова И.К./
ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ ПО ВЫБОРУ
(для 9 класса)
Тимашевск 2009 год.
Пояснительная записка
Современное состояние развития общества характеризуется проникновением химии во все сферы жизни. Фактически люди на производстве, в учебных, медицинских и правовых заведениях, в учреждениях культуры и спорта, а также в быту используют принципы и методы химии и разнообразные химические вещества. В целом это вызвано научно-техническим прогрессом и повышает уровень жизни людей. Поэтому ориентироваться в том, как правильно применять химические препараты, необходимо каждому современному человеку. Однако ошибки в вопросах химизации могут приводить к различным неприятностям, иногда - к значительным.
Химизация необходима, однако ее развитие должно базироваться на прочных знаниях. К сожалению, сегодня это требование не выполняется, так как в школах преподавание ведется лишь в направлении общего химического образования.
В связи с этим большую актуальность приобрело изучение в школе прикладных проблем химии. Поэтому наиболее приемлемым вариантом совершенствования учебного процесса на данном этапе является изучение элективного курса с условным названием «Химия в быту», дающего возможность школьникам получить знания об основных веществах, используемых в быту, и приобрести попутный опыт реализации дидактического принципа связи обучения с жизнью.
Содержание программы
Проект включает в себя исследовательский и информационный блоки.
На основе изучения информационных ресурсов учащиеся составляют опорные конспекты для изучения свойств веществ, входящих в продукты питания (тест - пробы), изучение pH - среды растворов. Самостоятельные исследования учащихся и приобретенные практические знания, умения и навыки, помогут ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы, научат доступно, наглядно представлять достаточно сложный теоретический материал и связывать его с практической деятельностью человека. В ходе выполнения проекта у учащихся формируется представление о веществах и их свойствах и их применении в практической жизни человека. Дидактические материалы помогут ответить на проблемные вопросы.
Программа курса рассчитана на 17 ч — одно полугодие 9-го класса.
Дидактические цели курса:
- воспитывать у учащихся экологическую грамотность поведение в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту, бережное отношение с веществами и материалами;
- развивать навыки практического использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- формировать самостоятельную познавательную деятельность, работу с большим объёмом информации;
- формировать навыки работы в команде;
- развивать критическое мышление, умение анализировать, сформулировать проблему указать пути её решения.
Методические задачи:
- расширить и углубить знания по теме «Химия в быту» с целью создания положительной мотивации обучения учащихся;
- развивать интерес у учащихся по предмету;
- научить проводить химический анализ;
Формы контроля: сообщения (мини – рефераты), творческие работы, практические работы.
Ожидаемый результат
- углубление знаний по теме «Химия в быту»;
- приобретение навыков практического использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- самостоятельная познавательная деятельность учащихся;
- навыки работы в команде;
- развитие критического мышления;
- умение анализировать, систематизировать и формулировать проблему и указывать пути её решения;
-формирование устойчивого интереса к предмету;
- повышение уровня самообразования учащихся.
Содержание программы
(всего 17 ч., 1ч. - в неделю)
Введение (1 час)
Цели и назначение элективного курса. Основные требования к учащимся (ТБ). Источники информации: справочники, научно – популярная литература, СМИ.
Химия вокруг нас. Бытовая химия.
Тема 1. Химия в медицине (2 часа)
Лекарственные препараты: классификация, фармакология, фармацевт, домашняя аптечка. Классификация лекарств в домашней аптечке в зависимости от назначения.
Практическая работа.
«Изучение свойств лекарственных препаратов. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты».
Тема 2. Моющие и чистящие средства (5 часов)
Мыло. Гигиенические средства. Способы изготовления мыла. Свойства мыла. Синтетические моющие средства (СМС) и поверхностно активные вещества (ПАВ). Косметические моющие средства. ПАВ и СМС. Химчистка. Удаление пятен. Распознавание пятен и их выведение. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практические работы.
«Получение мыла».
«Определение pH среды некоторых моющих и чистящих средств».
Тема 3. Химия и косметика (1 час)
Искусство косметики. Состав пудры, лака для ногтей. Вещества носители запаха. Классификация красителей для волос. Принципы действия дезодорантов. Химия нашей причёски.
Творческое задание в группах: «Изучение косметических средств и способов их применения».
Тема 4. Химия нашей пищи (8 часов)
Классификация продуктов питания. Натуральные и искусственные продукты. Диетические продукты. Химический состав и сравнительная энергетическая ценность продуктов. Правила рационального питания. Составные части пищи: углеводы, белки, жиры, витамины, микро- и макроэлементы. Витамины, их многообразие и роль в организме человека. Характеристика витаминов. Качественный анализ продуктов питания. Роль минеральных веществ в организме человека. Пищевые добавки: что скрывается за буквой «Е»? Влияние пищевых добавок на организм человека.
Итоговое занятие.
Лабораторные опыты.
Качественные реакции на крахмал, сахарозу. Цветные реакции белков.
Практические работы.
«Обнаружение жиров, белков, крахмала в продуктах питания».
«Пищевые добавки в продуктах питания».
Экскурсия на химическое производство пищевой промышленности (в лабораторию).
Календарно-тематическое планирование элективного курса
по теме: «Химия в быту»
(17 часов)
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт | Дата | ||||
Введение (1 час) | |||||||||
1 | Цели и задачи элективного курса. Основные требования к учащимся (ТБ). Источники информации. Химия вокруг нас. Бытовая химия. | 1 | Рассказ, лекция с элементами беседы | Опорный конспект, сообщения | |||||
Тема 1. Химия в медицине (2 часа): | |||||||||
2 | Лекарственные препараты. Классификация лекарств в домашней аптечке. | 1 | Лекция с элементами беседы | Опорный конспект | |||||
3 | Изучение свойств лекарственных препаратов. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты. | 1 | ПР №1 в парах | Отчёт | |||||
Тема 2. Моющие и чистящие средства (5 часов): | |||||||||
4 | Мыло. | 1 | Лекция | Опорный конспект | |||||
5 | Получение мыла. | 1 | ПР №2 | Отчёт | |||||
6 | Синтетические моющие средства (СМС) и поверхностно активные вещества (ПАВ). | 1 | Лекция с элементами беседы | Сообщения, конспект, таблица | |||||
7 | Определение pH среды некоторых моющих и чистящих средств. | 1 | ПР №3 | Отчёт | |||||
8 | Химчистка. | 1 | Лекция с элементами беседы | Опорный конспект | |||||
Тема 3. Химия и косметика (1 час): | |||||||||
9 | Искусство косметики. Состав пудры, лака для ногтей. Вещества носители запаха. Классификация красителей для волос. Принципы действия дезодорантов. Химия нашей причёски. | 1 | Лекция с элементами беседы, творческое задание в группах | Опорный конспект, отчёт
| |||||
Тема 4. Химия нашей пищи (8 часов): | |||||||||
10 | Общая характеристика продуктов питания. | 1 | Лекция с элементами беседы | Опорный конспект | |||||
11 | Составные части пищи: углеводы, белки, жиры, витамины, микро- и макроэлементы. | 1 | Семинар, работа в группах | Сообщения | |||||
12 | Обнаружение жиров, белков, крахмала в продуктах питания. | 1 | ПР №4 в парах | Отчёт | |||||
13 | Витамины, их многообразие и роль в организме человека. | 1 | Лекция с элементами беседы | Сообщения, конспект, таблица | |||||
14 | Роль минеральных веществ в организме человека. | 1 | Лекция с элементами беседы | Сообщения, конспект, таблица | |||||
15 | Пищевые добавки: что скрывается за буквой «Е»?. | 1 | Лекция | Опорный конспект | |||||
16 | Пищевые добавки в продуктах питания. | 1 | ПР №4 в группах | Отчёт | |||||
17 | Итоговое занятие. | 1 | Экскурсия на хим. пр-во | Отчёт |
Темы самостоятельных исследований:
- Достижения химии могут не только служить во благо, но и причинять вред.
- Какие лекарства, по вашему мнению, обязательно должны входить в ассортиментный минимум любой бытовой аптечки?
- Витамины.
- Полезно или вредно мыло.
- Химия и красота. Из чего делают косметику.
- Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты.
- Символы на этикетках одежды.
Литература:
- Иванов В. Т., Шамин А. Н. Путь к синтезу белка. - Л.: Химия, 1982.
- Каплун А. П. Биотехнология, химия, медицина // Химия в школе. - 1994. - № 2. - С. 6-13.
- Книга о вкусной и здоровой пище / Под ред. Л. И. Воробьевой. — М.: ВО Агропромиздат, 1988.
- Конарев Б. Н. Любознательным о химии. Органическая химия. — М.: Пищевая промышленность, 1982.
- Несмеянов А. Н., Беликов В. М. Пища будущего. - М.: Педагогика, 1979.
- Николаев Л. А. Химия жизни. - М.: Просвещение, 1973.
- Поллер 3. Химия на пути в третье тысячелетие. - М.: Мир, 1982.
- Строев Е. А. Биологическая химия. — М.: Высшая школа, 1986.
- Филиппович Ю. Б. и др. Практикум по общей биохимии. — М.: Просвещение, 1975.
- Энциклопедия «Наука», - «Дорлинг Киндерсли», Лондон, 1999 г.
- О.С.Габриелян «Химия 11», - «Дрофа», 2003 г.
- О.С.Габриелян «Химия 10», - «Дрофа», 2002 г.
- О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии- 10 класс», - «Блик и К0», 2001 г.
- Журнал «Химия в школе №4 , 1999 г.
- Журнал «Химия в школе №5 , 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс для подростков "Искусство быть!"
Курс расчитан на подростков среднего и старшего звена. Состоит из из двух блоков: Блок личностного развития и блока социальных навыков....
Программа курса по выбору "Эстетика быта"
Курс «Эстетика быта» используется в предпрофильной подготовке обучающихся 9 класса, относится к авторским курсам по выбору межпредметного характера. Программа курса рассчитана на 34 часа в год. В осно...
доклад по теме:"преподавание курса ЭЕЛЕМЕНТЫ ФИЗИКИ В БЫТУ И НА ПРОИЗВОДСТВЕ"
организация и содержание учебно-воспитательного процесса специальных(коррекционных) образовательных учереждений в условиях модернизации образования...
Программа элективного курса по биологии « Как быть здоровым »
Краткосрочная образовательная программа « Как быть здоровым» предназначена для того, чтобы помочь ученику сориентироваться в выборе профиля обучения в старшей школе, дать возможность ученику проявит...
Рабочая программа курса по выбору "Химия в быту"
Курс по выбору "Химия в быту" предназначен для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Задачи курса: углубить представления учащихся о веществах, используемых в быту, ...
Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров"
Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров" разработана по направлению "спортивно-оздоровительная деятельность" для 7 класса...
Программа межпредметного курса «Здоровый быт – здоровым быть»
внеурочная деятельность...