Кто такой психолог?
статья по теме

Лукьянова Алена Владимировна

 

 

Существует масса мифов и стереотипов восприятия психологов. Кем только нас не рисует общество. Однако чаще всего мы "смотрим насквозь", "делим собеседников на больных и здоровых", "все знаем об отношениях и поэтому никогда не испытываем никаких проблем в личной жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_zhe_takoy_psiholog.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

 

Кто такой психолог?

Существует масса мифов и стереотипов восприятия психологов. Кем только нас не рисует общество. Однако чаще всего мы "смотрим насквозь", "делим собеседников на больных и здоровых", "все знаем об отношениях и поэтому никогда не испытываем никаких проблем в личной жизни". Получается некий такой кибер-психолог.

Конечно же, есть и другой образ, тот который формируют наши клиенты, ученики, близкие и родные. С течением времени этот образ становится все ярче, и уже давно исчез тот нимб над головой, нам уже позволено быть живыми, иметь право на ошибку. И вот этот образ уж точно нам по вкусу!

Ну, уж коли мы называем себя психологами, то исследовать будем проблемную зону.

За время своей работы я не раз сталкивалась с настороженным отношением к психологам, с непониманием наших профессиональных возможностей.

Я попыталась узнать, по каким причинам люди не обращаются к специалисту, даже когда понимают, что не могут справиться сами со своими проблемами.

На нескольких интернет-форумах и сервисах были проведены опросы пользователей на эту тему. Итак, основные причины, по которым не обращаются к психологу, даже если есть такая потребность:

Жалко (или просто нет) денег — 35%;

Плохое впечатление от психологов, с которыми сталкивался, в том числе, школьными — 22%;

Не верю, что это поможет — 17%;

Не знаю, к кому обратиться — 11%;

Не пошел бы к чужому человеку, о котором ничего не знаю — 7%;

Психологи — все лузеры, учиться на психологов идут одни неудачники — 4%;

Стеснительность — не хочется раскрывать свои тайны — 4%.

Мне показалось интересным, что негативный опыт общения с психологами занимает второе место. Действительно, людей, утверждающих, что "по образованию они психологи" или просто "психологов по жизни" немало, и они всегда готовы давать "профессиональные" советы. Особо была отмечена категория школьных психологов — вполне возможно, далеко не всегда имеющих хорошую профессиональную подготовку и опыт работы.

Это заставляет задуматься. Работа малоопытных людей на должности школьного психолога может послужить своеобразной "прививкой" для подростков и отбить желание обращаться к специалистам в будущем. И очевидно, что зачастую выпускников с дипломом "психолог", а тем более "педагог-психолог" охотнее всего берут на низкооплачиваемую должность школьного психолога. Проблема? Несомненно. Состояние проблемы на сегодня — имеет широкое распространение, находится в стадии обсуждения.

Внимание привлекает и категория "не знаю к кому обратиться", явно свидетельствующая о том, что возможно мы пока недорабатываем в отношении популяризации прикладной науки, маркетинга и презентации своих услуг.

Если же говорить о том, что может сделать специалист для того, чтобы к его профессии относились с большим уважением, то ответ может быть только один: "хорошо и профессионально работать". Этим мы действительно изменим мнение о профессии к лучшему, а, кроме того, возможно, перестанем вообще заботиться об имидже.

Итак, давайте прольём свет на суть деятельности этого специалиста — психолога. Психолог — это человек, получивший профессиональное образование, подтвержденное дипломом, наличие которого дает право заниматься профессиональной деятельностью. Практический психолог применяет все достижения науки на практике, консультируя людей по их проблемам, проводя психодиагностику, профилактику, психотерапию и прочие виды практической деятельности.

Сколько в России психологов никто не знает точно и даже приблизительно, а "инвентаризация" нашего психологического сообщества выглядит очень непростой задачей.

Почему так сложно её решить? Проблем много — отсутствует соответствующая статистика, не решен даже вопрос о том, кого следует считать психологами. Можно ли причислять к ним, например, окончивших "сокращенные" психологические курсы, авторов психологических произведений или самопровозглашенных "докторов парапсихологических наук вселенской академии познания"?

Сегодня в нашей стране психологи работают в различных сферах и подразделяются на тех, кто работает в:

Учреждениях здравоохранения;

Системе образования и социальном обслуживании населения;

В производственных организациях;

Частной практике.

Вот некоторые из должностей: педагоги-психологи, психологи рекламы и религии, МВД и МЧС, нейропсихологи, психологи-эксперты, реабилитологи, политологи.

Рекомендую тем, кто еще определяется с выбором своей психологической специализации обратиться к книге "Психология как профессия", изданной группой авторов факультета психологии МГУ. В книге даны подробные описания специфики деятельности, режима труда, уровня заработной платы и трудностей каждой конкретной специализации.

 Психолог — вообще трудная и, можно сказать, вредная профессия. По большому счету, профессиональный психолог, независимо оттого, что он делает (диагностирует, обучает, консультирует или терапевтирует), — вкладывает в людей всего себя. Всё потому что главным орудием психолога является его личность. И, отнюдь не технические средства, новые компьютерные программы или диагностические тесты, которые могут даже помешать в работе психолога, так как существует риск, что он будет слишком надеяться на технику и перестанет мыслить самостоятельно.

Какими качествами должен обладать психолог чтобы помогать людям?

Во-первых, терпением;

Во-вторых, умением слушать собеседника и становится на его позицию;

В-третьих, умением сохранять "холодную" голову в критические для клиента моменты;

В-четвертых, искренним стремлением помочь человеку, доверившемуся ему.

 

Известно, что профессия оказывает существенное влияние на мировоззрение, личность человека, его взаимодействие с окружающими.

Так как работа требует постоянного внимания к людям, контакта, сопереживания, включения каких-то собственных эмоций, то наступает такой феномен, его назвали эмоциональным выгоранием, когда встреча с человеком, разговор уже не вызывают никаких переживаний кроме раздражения и опустошения. Это бывает вообще у людей, чья работа связана с эмоциональным, личным контактом. Сюда попадают учителя, врачи. Когда происходит астенизация, эмоциональное истощение и может притупляться чувствительность, реакция становится монотонной, однообразной, кажется, что все это уже слышал не раз. Это серьезная помеха, потому что важно в каждом человеке видеть именно его, а не всех прошедших перед твоими глазами клиентов.

По сути, эмоциональное выгорание, это целый набор разных симптомов. Несколько лет назад в Научном Центре Психического Здоровья психологи провели исследование на тему "Феномен коммуникативной перегрузки". Эта формулировка точней выгорания. В принципе, человек может находиться в контакте с другими ограниченное время, и, что важно, после этого ему нужно определенное время побыть одному на интеграцию. Вот это то время, которое люди не умеют брать. Достаточно много людей, у которых способность к интеграции себя снижена, и тогда действительно очень быстро наступает феномен эмоционального выгорания. "Роскошь человеческого общения " — роскошь только тогда, когда она редкая. Просто нужно время, в которое организм сам проделает интегративную работу. Нужно быть одному. И очень важный показатель для каждого человека, это сколько времени в день он проводит в одиночестве, ничем особенно не занимаясь. Нормальный показатель — около часа.

Как говорится, за всё нужно платить. И расплата за профессионализм психолога, в том, что происходят искажения личности. Если конкретно, то у некоторых очень сильно усиливается безответственность, недирективность. Со временем трудней предъявлять требования к собственным детям. Вместо того чтобы их воспитывать и требовать от них, чтобы они делали уроки, вели себя, как подобает, поддерживаешь в них творческий рост и страсть к эксперименту.

Какие ресурсы для восстановления? Для многих важно искусство. Люди или что-нибудь пишут-рисуют, или они с этим как-то соприкасаются — слушают музыку, например. Искусство очень многое дополняет и дает. Мощным ресурсом является собственное творчество (петь, играть на чем либо, танцевать латину, заниматься кулинарией). Важный кусочек — это возможность побыть самим с собой, выйти из постоянного взаимодействия, просто уйти в какое-то пространство для собственного интереса, переживаний. Для меня, например, оказывается важным просто сохранять хорошее отношение к людям. Поэтому и общаюсь я с теми людьми, которые мне симпатичны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...