Урок толерантности для учащихся 6 класса
классный час по психологии (6 класс) на тему
Проявления черствости души (клички, дразнилки) к тем, у кого физические недостатки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.П. Юркова
- «Урок толерантности»
- Для учащихся 6 класса
- Педагог-психолог: Женеева Л.А.
г. Зверево
2016г.
Вступительное слово:
Здравствуйте, все мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы. Все мы разные, но все мечтаем жить в согласии с собой и другими.
Милосердие. Доброта души. Сострадание. Уважение Дружба. Терпение
Что объединяет все эти слова?
Их можно объединить одним словом Толерантность. И тема нашего мероприятия звучит так «Толерантность – это …»
В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:
- в английском – готовность быть терпимым;
- во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
- в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
- в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
- в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
- - Толерантность - это милосердие.
- - Толерантность - это сострадание.
- - Толерантность - это уважение.
- - Толерантность - это доброта души.
- - Толерантность - это дружба.
Упражнение «Паутинка»
Цели:
- показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
- дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Ход игры:
– У меня в руках клубочек плохих поступков? и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику
Смотрите, что происходит, когда мы совершаем плохие поступки по отношению к другому человеку…
(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует.)
Обсуждение:
– Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).
МИНИ-ЛЕКЦИЯ
Из рассказов ребят;
-У меня плохое зрение — я ношу очки… Стоит мне сказать хоть слово или высказать свое мнение, только и слышу в ответ: « Молчи очкарик!» Мне очень обидно.
- Я оказалась одна: ни с кем не делюсь ни горем, ни радостью, и все из-за того, что я заикаюсь. На уроках стесняюсь отвечать, потому что дразнят.
- С тех пор, как я сломала ногу и ходила на костылях, меня только и зовут: « Эй, хромая иди сюда!» А какая я хромая, когда давно уже выздоровела.
- Я маленькая ростом и толстая и ничего не могу с этим поделать. Меня прозвали «булкой». Никто со мной не водится.
Понятно, приняв такие «сигналы бедствия», нельзя оставаться равнодушным к насмешкам, изобретателям разных кличек, прозвищ, ко всем, кто проявляет черствость души и жестокость к физическим недостаткам товарищей.
А знаете, какой след оставляют их грубость, клички и прозвища, как влияют на здоровье?
Больница. Приемный покой. Звонят телефоны. Подъезжают машины скорой помощи. На столе в регистратуре стопка медицинских карточек. Каждая — история болезни…
Врач делает выводы, что грубость и жестокость — опасное зло. Они отрицательно влияют на здоровье человека. 70% болезней сердца вызваны вредним действием на него грубости и оскорблений.
Всем, кто дает волю своей невоспитанности, своему злому языку: сочиняет клички, дразнилки, грубо оскорбляет самолюбие других, нужно понять, что физические недостатки не зависят от человека.
Смеяться над несчастьем, болезнью, физическими недостатками… Куда могут привести такие упражнения в жестокости, такое равнодушие к человеческой беде? Как ни прискорбно — в суд, где судят не только за проступки, преступления, но и за жестокость, которая приводит к преступности. Правда не все Злые и жестокие обязательно сами становятся преступниками, но их убежденность в безнаказанности за свои выходки можно считать тренировкой «на преступность». Бывает, что жестокость, бессердечность, равнодушие, озорство одних толкают на проступки, других на преступления.
Я расскажу, как история одной болезни превратилась в историю преступления…
В регистратуре больницы оказалась одна карточка с пометкой логопеда-врача, исправляющего дефекты речи: «Продолжение лечения по месту отбывания наказания». На скамье подсудимых трое несовершеннолетних подростков и тихая девочка. Как же она попала в их компанию?
Обстоятельства дела:
мальчики украли мотоцикл, а ее заставили их прикрывать… Выполняя их приказ девочка и думать не хотела, что становится соучастницей кражи…
В ходе разбирательства установлены прямые и косвенные причины, которые привели девочку к этому.
Соучастница кражи... Но она оказывается еще и героиня. Кажется совсем недавно совершила самоотверженный поступок: сама малышка третьеклассница, она возвращалась из школы… Вдруг в безлюдном переулке прозвучал отчаянный детский крик: из окна деревянного дома валил густой, сизый дым. «Пожар!», «Скорее на помощь!» Брошен портфель. Руки едва дотянулись до высокого подоконника. Едкий дым ослепил глаза. «Скорее. Там в удушливой мгле, маленькие дети. Им страшно. Надо успеть». Она успела и спасла двух малышей — виновников беды. Скорая помощь доставила всех троих в больницу. Но из больницы отважная девочка вышла с осложнением после пережитого нервного потрясения. Отстала от одноклассников по учебе. А в новом классе ее стали дразнить: « немая» да «немая» - и так год за годом. Ей хотелось бы иметь подружек, друзей, участвовать в их затеях, играх, а ее не принимали, избегали, обижали… Вот и стала радоваться всякому, кто мог заступиться. Мальчики с улицы приняли ее в свою компанию, но их «дружба» требовала оплаты…
Определяя меру наказания 14-летней соучастнице преступления, на суде вынесли частное определение: школе, равнодушному классному коллективу, в котором училась девочка, - всем, кто вместо того, чтобы узнать о ее самоотверженном поступке, а узнав гордились бы ею, оберегали - обижали и толкнули в дурную компанию. Но закон есть закон: за совершенный проступок положено наказание.
Вот к чему могут привести на первый взгляд безобидные дразнилки, насмешки, издевки и всякая другая распущенность. Всем нужно понять, что физические недостатки не зависят от человека: стало плохое зрение, поломали ногу, такое может случиться с каждым.
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
Упражнение Черты толерантной личности
Цель: закрепить знания о толерантной личности и оценить степень своей толерантности.
Инстукция:: надо поставить + напротив трех черт присущих толерантному человеку, затем + напротив трех черт, присущих вам в наибольшей степени.
Затем подсчитывается число ответов по каждому качеству
Участники получают возможность сравнить представления о чертах толерантного человека и данного класса
№ п/п | Черты толерантной личности | A Б | |
Наиболее выражены у толерантного человека | Черты, которые есть у вас | ||
1 | Расположенность к другим | ||
2 | Снисходительность | ||
3 | Терпение | ||
4 | Чувство юмора | ||
5 | Чуткость | ||
6 | Доверие | ||
7 | Альтруизм | ||
8 | Терпимость к различиям | ||
9 | Умение владеть с собой | ||
10 | Доброжелательность | ||
11 | Умение не осуждать других | ||
12 | Гуманизм | ||
13 | Умение слушать | ||
14 | Любознательность | ||
15 | Способность к сопереживанию |
Упражнение «Комплименты»
Цель:
- создание доброжелательной атмосферы;
- повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже после самой большой ссоры .
(ребята делают комплименты друг другу справа от ведущего)
Заключительное задание
В конце мне хочется сказать, что класс– это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор.
Видеофильм Т. Мухаметшиной Песня о доброте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"
Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности"...
Урок толерантности в 7 классе "Понять, принять, простить"
Этот урок можно провести в виде классного часа, а можно как урок по обществознанию или цикл уроков о толерантности. Это не совсем обычный урок. Лн был проведен 17 февраля в День добра.Его цель: ...
Урок толерантности для учащихся среднего звена
Определение, отличительные черы толерантной и интолерантной личности, упражнение "Моя толерантность"...
Урок толерантности для учащихся 5 класса
Урок толерантности для 5 класса. Рассматривается: что такое толерантность, влияние кличек, дразнилок на здоровье, качества важные для дружбы...
урок толерантности в 8 классе
И снова об умении уживаться друг с другом...
План-конспект урока гимнастики для учащихся класса
Закрепление, совершенствование и учёт выполнения гимнастических упражнений...
"Самый классный классный-2020" Классный час «Урок толерантности» в 8 классе
Классный час «Урок толерантности» в 8 классе ...