Урок толерантности для учащихся 6 класса
классный час по психологии (6 класс) на тему

Женеева Любовь Александровна

Проявления черствости души (клички, дразнилки) к тем, у кого физические недостатки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.П. Юркова

  1. «Урок толерантности»
  2. Для учащихся 6 класса
  3.                   Педагог-психолог: Женеева Л.А.

г. Зверево

2016г.

Вступительное слово:

Здравствуйте, все мы  живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы. Все мы разные, но все мечтаем жить в согласии с собой и другими.

Милосердие. Доброта души. Сострадание. Уважение Дружба. Терпение

Что объединяет все эти слова?

  Их можно объединить одним словом  Толерантность. И тема нашего   мероприятия звучит так «Толерантность – это …»

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:

  • в английском – готовность быть терпимым;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

  1. - Толерантность - это милосердие.
  2. - Толерантность - это сострадание.
  3. - Толерантность - это уважение.
  4. - Толерантность - это доброта души.
  5. - Толерантность - это дружба.

 Упражнение  «Паутинка»

Цели:

  • показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
  • дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Ход игры:

– У меня в руках клубочек плохих поступков? и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику

Смотрите, что происходит, когда мы совершаем плохие поступки по отношению к другому человеку…

 (Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует.)

Обсуждение:

–  Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?

–  Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).

МИНИ-ЛЕКЦИЯ

Из рассказов ребят;

-У меня плохое зрение — я ношу очки… Стоит мне сказать хоть слово или высказать свое мнение, только и слышу в ответ: « Молчи очкарик!» Мне очень обидно.

- Я оказалась одна: ни с кем не делюсь ни горем, ни радостью, и все из-за того, что я заикаюсь. На уроках стесняюсь отвечать, потому что дразнят.

- С тех пор, как я сломала ногу и ходила на костылях, меня только и зовут: « Эй, хромая иди сюда!» А какая я хромая, когда давно уже выздоровела.

- Я маленькая ростом и толстая и ничего не могу с этим поделать. Меня прозвали «булкой». Никто со мной не водится.

Понятно, приняв такие «сигналы бедствия», нельзя оставаться равнодушным к насмешкам, изобретателям разных кличек, прозвищ, ко всем, кто проявляет черствость души и жестокость к физическим недостаткам товарищей.

  А знаете,   какой след оставляют их грубость, клички и прозвища, как влияют на здоровье?

Больница. Приемный покой. Звонят телефоны. Подъезжают  машины скорой помощи. На столе в регистратуре стопка медицинских карточек. Каждая — история болезни…

     Врач делает выводы, что грубость и жестокость — опасное зло. Они отрицательно влияют на здоровье человека. 70% болезней сердца вызваны вредним действием на него грубости и оскорблений.

Всем, кто дает волю своей невоспитанности, своему злому языку: сочиняет клички, дразнилки, грубо оскорбляет самолюбие других, нужно понять, что физические недостатки не зависят от человека.

Смеяться над несчастьем, болезнью, физическими  недостатками… Куда могут привести  такие упражнения в жестокости, такое равнодушие к человеческой беде? Как ни прискорбно — в суд, где судят не только за проступки, преступления, но и за жестокость, которая приводит к преступности. Правда не все Злые и жестокие обязательно сами становятся преступниками, но их убежденность в безнаказанности за свои выходки можно считать тренировкой «на преступность». Бывает, что  жестокость, бессердечность, равнодушие, озорство одних толкают на проступки, других на преступления.

Я расскажу, как история одной болезни превратилась в историю преступления…

  В регистратуре больницы оказалась одна карточка с пометкой логопеда-врача, исправляющего дефекты речи: «Продолжение лечения по месту отбывания наказания».  На скамье подсудимых трое несовершеннолетних подростков и тихая девочка. Как же она попала в их компанию?

Обстоятельства дела:  

мальчики украли мотоцикл, а ее заставили их прикрывать… Выполняя их приказ девочка и думать не хотела, что становится соучастницей кражи…

  В ходе разбирательства установлены прямые и косвенные причины, которые привели девочку к этому.

Соучастница кражи...   Но она оказывается еще и героиня. Кажется совсем недавно совершила самоотверженный поступок: сама малышка  третьеклассница, она возвращалась из школы… Вдруг  в безлюдном переулке прозвучал отчаянный детский крик: из окна деревянного дома валил густой, сизый дым. «Пожар!», «Скорее на помощь!» Брошен портфель. Руки едва дотянулись до высокого подоконника. Едкий дым  ослепил глаза. «Скорее. Там  в удушливой мгле, маленькие дети. Им страшно. Надо успеть».  Она успела и спасла двух малышей — виновников беды. Скорая помощь доставила всех троих  в больницу. Но из больницы отважная девочка вышла с осложнением после пережитого нервного потрясения. Отстала от одноклассников по учебе. А в новом классе ее стали дразнить: « немая» да   «немая» - и так год за годом. Ей хотелось бы иметь подружек, друзей, участвовать в их затеях, играх, а ее не принимали, избегали, обижали… Вот и стала радоваться всякому, кто мог заступиться. Мальчики с улицы приняли ее в свою компанию, но их «дружба» требовала оплаты…

  Определяя меру наказания 14-летней соучастнице преступления, на суде вынесли частное определение: школе,  равнодушному классному коллективу,  в котором училась девочка, - всем, кто вместо того, чтобы узнать о ее самоотверженном поступке, а узнав гордились бы  ею, оберегали  -  обижали и  толкнули  в дурную компанию. Но закон есть закон: за совершенный проступок положено наказание.

   Вот к чему могут привести на первый взгляд безобидные дразнилки, насмешки, издевки и всякая другая распущенность. Всем нужно понять, что физические недостатки не зависят от человека: стало плохое зрение, поломали ногу,  такое может случиться с каждым.

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я  взяла и улыбнулась.

Стало вдруг легко-легко…

–  Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!

 Упражнение Черты толерантной личности

Цель: закрепить знания о толерантной личности и оценить степень своей толерантности.

Инстукция:: надо поставить +  напротив  трех черт присущих толерантному человеку, затем  + напротив трех  черт, присущих вам в наибольшей степени.

Затем подсчитывается число ответов по каждому качеству

     Участники получают возможность сравнить представления о чертах толерантного  человека  и  данного класса

№ п/п

Черты толерантной личности

A                                                   Б

Наиболее выражены у толерантного человека

Черты, которые есть у вас

1

Расположенность к другим

2

Снисходительность

3

Терпение

4

Чувство юмора

5

Чуткость

6

Доверие

7

Альтруизм

8

Терпимость к различиям

9

Умение владеть с собой

10

Доброжелательность

11

Умение не осуждать других

12

Гуманизм

13

Умение слушать

14

Любознательность

15

Способность к сопереживанию

Упражнение «Комплименты»

Цель:

  • создание доброжелательной атмосферы;
  • повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже после самой большой ссоры .

(ребята делают комплименты друг другу справа от ведущего)

Заключительное задание

 В конце мне хочется сказать, что класс– это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор.

Видеофильм Т. Мухаметшиной  Песня о доброте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"

Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности"...

Урок толерантности в 7 классе "Понять, принять, простить"

Этот урок можно провести в  виде классного часа, а можно как урок по обществознанию или цикл уроков о толерантности. Это не совсем обычный урок. Лн был проведен 17 февраля в День добра.Его цель: ...

Урок толерантности для учащихся среднего звена

Определение, отличительные черы толерантной и интолерантной личности, упражнение "Моя толерантность"...

Урок толерантности для учащихся 5 класса

Урок толерантности  для 5 класса.  Рассматривается:  что такое толерантность, влияние кличек, дразнилок на здоровье,  качества важные для дружбы...

урок толерантности в 8 классе

И снова об умении уживаться друг с другом...

План-конспект урока гимнастики для учащихся класса

Закрепление, совершенствование и учёт выполнения гимнастических упражнений...