Урок психологии для подростков по теме «Как решать конфликт?»
методическая разработка по психологии на тему

Лезина Юлия Юрьевна

В условиях внедрения Новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов, одной из приоритетных задач школы становится воспитание самостоятельной и ответственной личности, со сформированной культурой здорового и безопасного образа жизни, умеющей взаимодействовать с другими людьми и готовой конструктивно разрешать возникающие конфликты. У школьника должны быть сформированы такие умения и компетенции, как уважение и принятие ценностей семьи и общества, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьѐй и обществом, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своѐ мнение. Для этого в школе необходимо создать условия, при которых каждый ребѐнок имел возможность под руководством педагогов развивать в себе эти качества и в случае необходимости мог получить квалифицированную помощь. Особого внимания требуют школьники, которые в силу своих индивидуальных психологических и физиологических особенностей испытывают коммуникативные и личностные проблемы и нуждаются в индивидуальной поддержке.

Самое большое количество конфликтных ситуаций в школе происходит среди учащихся 5-8 классов, что обусловлено особенностями подросткового возраста. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Профилактика конфликтов – это их предупреждение. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия.

С целью профилактики конфликтов, а также информирования о способах конструктивного решения конфликтов и формирования навыков анализа конфликтов было разработано занятие в форме конференции для подростков по теме «Как решать конфликт?».  В данной разработке используются  элементы тренинга групповой сплоченности, работа в группах, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций. Численность группы может быть от 10 человек и более. В данном занятии раскрываются такие стили поведения как: уход, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. Вся структура данного занятия  направлена на то, чтобы учащиеся познакомились с данными стилями поведения, научились распознавать их в жизни, узнали о положительных и отрицательных сторонах каждого стиля и определили для себя, какой самый эффективный для них стиль поведения в конфликте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_psihologii.docx21.93 КБ
Office presentation icon pril_1.ppt404 КБ

Предварительный просмотр:

Лезина Юлия Юрьевна,

педагог-психолог МКОУ «Мыскаменская школа-интернат», Ямальский район, ЯНАО

Урок психологии для младших подростков по теме

«Как решать конфликт?»

Социальная адаптация, т.е. активное приспособление путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Поэтому для педагога, работающего категорией конфликтных детей основной должна быть направленность на коррекцию и развитие коммуникативных функций для того, чтобы ребенок мог более успешно адаптироваться в социуме. Это один из уроков, посвященных отношениям в коллективе и обществе.

ЦЕЛЬ:

  1. Информирование о способах конструктивного решения конфликтов.
  2. Формирование навыков анализа конфликтов.
  3. Групповое сплочение классного коллектива.

МЕТОДЫ: словесный, наглядный, практический, ИКТ.

ПРИЕМЫ: прием конференции, элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, работа в группах и коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, карточки, мультфильм, мультимедийная презентация, рефлексия.

МАТЕРИАЛЫ: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, пространство для активных упражнений и 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников, карточки с ситуациями, мультфильм “Зима в Простоквашино”, листы и письменные принадлежности для работы команд.

Ход урока

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я сегодня приглашаю вас на необычную журналистскую конференцию, посвященную разрешению конфликтов. Но попасть на это мероприятие непросто, нужно заслужить это право. Как видите, у нас запланированы 2 команды (по числу столов), а команд еще нет. Поэтому я предлагаю вам пройти ряд испытаний, которые помогут сформировать дружные команды для работы в нашем конференц-зале. Итак, первое испытание.

2 Разминка “Атомы”.

Я буду называть число, а вам нужно будет объединяться в группы с названным числом. Если кто-то останется лишним, будет подходить ко мне. Проводит разминку, основная цель которой – поделить команды на 2 группы (последнее объединение). Итак, вот у нас и получились 2 команды. Но до конференц-зала далеко. Путь туда полон опасных препятствий и запутанных дорог. У каждой команды будет свой путь, преодолеть который можно только, действуя сообща. Итак, каждая команда выстроится в колонну друг за другом, возьмется друг за друга (за талию) и аккуратно, не теряя одноклассников в пути, пойдет, преодолевая указанные мною препятствия.

3. Упражнение “Тропинка” (2 варианта).

3.1. Вам на пути попалась скользкая грязь… Дальше низкая горная пещера… Хорошая ровная дорога… И последнее препятствие – узкая горная расщелина, через которую нужно протиснуться. Поздравляю, вы в конференц-зале! (Усаживает за 1 стол).

3.2. У вас на пути – болото, которое можно преодолеть, только перепрыгивая с кочки на кочку… Показался мост над пропастью, состоящий из одной узкой дощечки… На пути последнее препятствие – небольшой забор (стул), который нужно всем преодолеть…Вот и вы добрались до конференц-зала, поздравляем. (Усаживаются за 2 стол).

4. Конференция.

Итак, можно теперь начинать нашу конференцию. Она посвящена умению разрешать конфликты. Каждый из вас сможет принять активное участие, высказать свое мнение на эту тему.

4.2. Обсуждение.

Итак, что такое, по-вашему, конфликт? (Высказываются мнения, затем суммируются, анализируются, и предъявляется следующее определение “Конфликт – столкновение, разногласие интересов и целей, которое нарушает нормальное взаимодействие людей, препятствует достижению их целей”  1 . Приведите примеры конфликтов из жизни или мультфильмов, сказок.

4.2. “Конфликт – это хорошо или плохо?”

А теперь я предлагаю вам подумать, конфликт – это хорошо или плохо? 1 команда в течение 3-х минут выпишет как можно больше минусов конфликта, вторая – как можно больше плюсов. Выполнение и обсуждение. Можно дополнить теорией.

Минусы:

  • ухудшение отношений между людьми,
  • затрата времени, сил,
  • различные потери.

Плюсы:

  • решение ситуации,
  • движение с мертвой точки, развитие,
  • выяснение и удовлетворение целей участников конфликта,
  • начало совместной деятельности.

Делается вывод о положительной роди конфликтов при умении их правильного (конструктивного) разрешения. Наша с вами сегодняшняя задача – с помощью специальных знаний и умений научиться правильно решать конфликты.

4.3. “Основные стили поведения в конфликте”.

Обсуждается случай:

Миша забросил на шкаф шапки пяти одноклассниц и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Девочки отреагировали на выходку по-разному: Валя тихо плакала и стала просить Мишу достать шапку. Вера сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила еще дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Таня сказала: “Если ты мне отдашь шапку, я тебе дам списать математику”, а Лена предложила Мише стать на ее место, подумать, каково ей будет без прогулки, и обсудить, как можно быстро достать шапки.

Ребята решают, чей способ поведения в конфликте быстрее приведет к его разрешению и почему. В результате обсуждения делается вывод: способы поведения в конфликте – соперничество, уступка, уход (избегание), компромисс и сотрудничество.

4.4. “Как проявляются способы поведения в конфликте?”

Зачитываются варианты действий в конфликте, ребята определяют способы:

– полное согласие, чувство бессилия, плач, уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

– требование безоговорочного послушания, критика позиции другого, угрозы, унижение другого, поиск союзников, применение физического насилия, перекрикивание (соперничество (наступление));

– молчание, игнорирование обидчика, язвительные замечания за спиной обидчика, полный отказ от отношений и решения ситуации (избегание);

– решение конфликта на основе взаимных уступок (компромисс);

– поиск справедливого исхода, заявление о своих чувствах и правах, совместное решение проблемы (сотрудничество).

Каждый их этих способов еще сравнивают с каким-либо животным – проводится анализ.

Я предлагаю подумать, как вы сами ведете себя в конфликте, какой способ поведения выбираете.

4.5. “Конфликтные ситуации”.

А теперь я предлагаю каждой команде по ситуации, которую они должны обсудить и разыграть исход 2 разными путями: благоприятный исход конфликта и неблагоприятный. После демонстрации сценок другая команда должна проанализировать, какую стратегию избрали участники конфликта в обоих случаях. Команды выбирают карточки с ситуациями, ведущий помогает организовать инсценировку и последующий анализ.

1 ситуация.

2 ситуация.

5. “Как выиграть обоим участникам конфликта?”

Ребята, как вы думаете, при каком способе поведения в конфликте выигрывают оба участника? (сотрудничество). Да, ведь при всех других вариантах один из участников чувствует себя проигравшим, обиженным или испуганным. Я предлагаю подробнее рассмотреть вариант, когда оба участника чувствуют себя выигравшими, сохраняют хорошие отношения и настроение. Для этого я предлагаю командам в течение 5 минут разработать план, по которому можно решать конфликты. Что конкретно вы будете делать при возникновении конфликта? Проведение, анализ. Ведущий ориентируется на следующий план.

  1. Узнать желания друг друга (Что ты хочешь и почему?).
  2. Обсудить, какое решение будет справедливым.
  3. Договориться о том, что будет делать каждый участник конфликта, чтобы его разрешить.

6. “Применение знаний на практике”.

Ну а теперь, вооружившись разработанными вами рекомендациями, я предлагаю помочь участникам одного сказочного конфликта. Просмотр, обсуждение и разработка плана выхода из конфликта в м/ф “Зима в Простоквашино”.

Примерные вопросы для анализа.

  1. Назовите участников конфликта. Какова роль Печкина в конфликте?
  2. Из-за чего произошел конфликт?
  3. Какие ошибки допускают участники конфликта? По каким причинам участники конфликта так себя ведут?
  4. Какую модель поведения в конфликте избрали участники?
  5. Как участникам конфликта прийти к модели сотрудничества, пользуясь разработанным нами планом?

7. Итоги.

Итак, сегодня мы с вами узнали много нового о том, как решать конфликты. Кто хочет поделиться своим мнением, что было самым интересным в нашей конференции, и как он сможет применять полученные знания в жизни? Высказывания.

8. Упражнение “Спасибо за…”

И в заключение нашей встречи мне бы хотелось, чтобы все участники наших дружных команд поблагодарили друг друга за совместную работу. Сделаем мы это следующим образом. Будем передавать друг другу мягкую игрушку и хвалить своего соседа по команде за самое его лучшее качество, проявленное сегодня в игре (ум, сообразительность, доброту, поддержку, активность и т.д.).

9. Прощание.

Итак, большое спасибо вам за работу. Возвращаемся из нашего конференц-зала.

Список литературы:

  1. С.Ю.  Головин. Словарь практического психолога, МИНСК.: ХАРВЕСТ, 1998 Г
  2. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Издательство “Речь”, 2005. – 176с.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер с нем.; В 4-х томах. Т.4.2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160с.
  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему “Я”: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – М.: Генезис, 2005. – 207с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНФЛИКТ - СТОЛКНОВЕНИЕ, РАЗНОГЛАСИЕ ИНТЕРЕСОВ И ЦЕЛЕЙ, КОТОРОЕ НАРУШАЕТ НОРМАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ, ПРЕПЯТСТВУЕТ ДОСТИЖЕНИЮ ИХ ЦЕЛЕЙ.

Слайд 2

Способ поведения Характеристика П олное согласие, чувство бессилия, плач, уничтожение или полное подчинение одной из сторон К ритика, угрозы, унижение другого, поиск союзников, применение физического насилия, перекрикивание М олчание, игнорирование обидчика, язвительные замечания за спиной обидчика, полный отказ от отношений и решения ситуации Р ешение конфликта на основе взаимных уступок П оиск справедливого исхода, заявление о своих чувствах и правах, совместное решение проблемы Способы поведения в конфликтной ситуации Валя Вера Лариса Таня Лена УСТУПКА СОПЕРНИЧЕСТВО ИЗБЕГАНИЕ КОМПРОМИСС СОТРУДНИЧЕСТВО

Слайд 3

Способы поведения в конфликтной ситуации Стратегия Характеристика Уступка П олное согласие, чувство бессилия, плач, уничтожение или полное подчинение одной из сторон Соперничество К ритика, угрозы, унижение другого, поиск союзников, применение физического насилия, перекрикивание Избегание М олчание, игнорирование обидчика, язвительные замечания за спиной обидчика, полный отказ от отношений и решения ситуации Компромисс Р ешение конфликта на основе взаимных уступок Сотрудничество П оиск справедливого исхода, заявление о своих чувствах и правах, совместное решение проблемы

Слайд 4

ЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА – ТО, ПРИ КОТОРОМ ВЫИГРЫВАЮТ ОБА УЧАСТНИКА СОТРУДНИЧЕСТВО

Слайд 5

Узнать желания друг друга (Что ты хочешь и почему?). Обсудить, какое решение будет справедливым. Договориться о том, что будет делать каждый участник конфликта, чтобы его разрешить.

Слайд 6

Примиритель Сочувствующий Провокатор (подстрекатель) УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА Консультант Невинная жертва Инициатор конфликта Избегают конфликта, никогда в открытую не говорят свою позицию, не ссорятся, но могут неосторожно высказаться, спровоцировав конфликт Тоже не любят конфликт, стремятся помирить, дают советы, пытаются сгладить конфликт Пассивная роль «козла отпущения» Заинтересован в конфликте, активно призывает всех встать на свою сторону, использует конфликт для своих целей (он ему выгоден)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык и математика) "Выбирай, решай, твори!"

Форма урока: путешествие по "Морю  тайн и надежд"....

Урок развития речи "Страница школьной газеты "Решаем проблему прозвищ"

Форма урока- деловая игра.Основная технология- проектная..Цель урока : создание тематической газеты.Задачи:Образовательная- повторить особенности и жанры публицистического стиля, научить создавать тек...

Тематическое планирование элективного курса по математике 5 класса по теме "Учимся решать задачи"

Тематическое планирование элективного курса по математике 5 класса по теме "Учимся решать задачи"....

Электронный образовательный ресурс на тему: "Учимся решать задачи на смеси и сплавы"

Обучающая презентация на тему решение задач на смеси с сплавы...

Электронный образовательный ресурс на тему: "Учимся решать линейные уравнения"

обучающая презентация на тему "учимся решать линейные уравнения"...

Занятие на тему "Учимся решать проблемы сами".

Задачи: Обучение подростков жизненным навыкам действия в проблемнойситуации.Развитие умения критически мыслить; формировать, излагать и    Аргументировать собственную точку зрения. Акти...