Влияние мультфильмов на младших школьников
опыты и эксперименты по психологии на тему

Нацибуллина Альбина Рустэмовна

Практическая работа по изучению влияния современных мультфильмов на познавательную деятельность младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нацибуллина Альбина Рустэмовна

педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №127» Приволжского района г.Казани

Казань 2012

Содержание

  1. Введение……………………………………………….с.3
  2. Теоретический обзор

Влияние телевидения на детей………………………с.4

Мультфильмы: плюсы и минусы……………………с.8

  1. Практическое исследование…………………………с.10
  2. Список литературы…………………………………..с.16
  3. Приложение 1
  4. Приложение 2
  5. Приложение 3

Введение

В развитии ребенка очень важна роль сказки. Для самых маленьких сказка – это дополнительная связь с родителями, так они учатся слушать и начинают понимать, что мама или папа с ними заодно. Детки постарше с помощью сказки начинают понимать, что такое «хорошо», как поступать правильно, учатся шутить и жалеть других. Олицетворяя себя с главными героями, они сражаются за добро и справедливость. А благодаря отрицательным героям дети учатся отличать плохое действие от хорошего поступка, добро от зла. Впервые о дружбе малыши так же узнают из сказок. Но сейчас родители зачастую слишком заняты, чтобы уделять время чтению сказок. Поэтому просто включают телевизор и велят смотреть мультфильмы, зачастую зарубежные. Несомненно, СМИ играют огромную роль в жизни людей, ведь это источник информации. Однако уже давно ведутся дискуссии на тему влияния СМИ (телевидения и интернета) на развитие детей. Многие родители рано или поздно задумываются, а каково же влияние мультфильмов на детей? Не стоит ли поразмышлять о том, что смотрят дети, проанализировать предлагаемую мультпродукцию.

Цель исследования: особенности влияния мультфильмов на духовное развитие детей младшего школьного возраста.        

Гипотеза: зарубежные мультфильмы отрицательно влияют на формирование нравственных качеств ребенка

Задачи:

1. Провести анализ  литературы по вопросу влияния СМИ (компьютера и телевидения) на развитие ребенка, особенности восприятия мультфильмов детьми.

2. Спланировать и провести исследование (диагностику и анкетирование).

3. Проанализировать  полученные данные.

4. Сформулировать выводы, рекомендации на основе полученных данных.

Теоретический обзор

  1. Влияние телевидения на детей.

В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последние 15 – 20 лет, заметно уменьшились воспитательные функции семьи и школы. Общение с детьми уходит у родителей на второй план. Отсюда – возросшее влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирования мировоззрения подрастающего поколения. СМИ, нередко заменяя родителей, дают результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть или исправить.

Например, специалисты подсчитали, что дошкольники смотрят телевизор в среднем по четыре часа в день. За все школьные годы молодые люди проводят у экрана 15 тысяч часов, а на уроках около 11 тысяч часов, то есть значительно меньше времени, чем перед экранами телевизоров. За это время они видят примерно 13 тысяч случаев насильственной смерти.

Телевизор рассказывает или показывает ребенку больше “сообщений”, чем родители, друзья или учителя и довольно часто дети доверяют этим сообщениям не меньше, а иногда даже больше чем родным и близким. А современное отечественное телевидение для привлечения внимания широкой публики и получение больших прибылей от рекламы склонно транслировать насильственные или эротические сюжеты, пробуждая самые низкие инстинкты человека(1).

Если взрослый еще может критически оценивать всю эту телепродукцию и отделять виртуальную реальность от действительности, то дети, из-за отсутствия у них полного сознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким телевизионным передачам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным. Ребенок часто эти телевизионные схемы воспринимает как план для подражания в реальной жизни и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели — ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь того, к чему стремишься законными методами, то не страшно в чем-то переступить границу; если ты богатый и сильный — закон для тебя не писан. В результате имеем привыкание к этим сценам, формирование представлений, что основной путь решения большинства проблем – насильственный, и формирование весьма странных идеалов или образцов для наследования. Данные социологического исследования канд. псих. наук О.Ю. Дроздова (Ин-т психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины) показывают что 58% молодежи стремится копировать поведение телегероев, большей частью из иностранных фильмов, а 37,3% молодежи вообще готовы совершить противоправные действия, копируя телегероев.

Особенно опасно показывать фильмы со сценами насилия или разврата и агрессивные мультфильмы маленьким детям. Например, когда двухлетним детям показали «Том и Джерри», то после мультфильма они начали драться маленькими табуреточками, которые были в комнате, копируя героев. А некоторые дети могут взять молоток или нож, как герои этих мультиков и ударить другого ребенка или даже взрослого. Четырехлетний ребенок начал бить кулачками своих родных после просмотра «Матрицы», так как он увидел, что хороший Нео долгое время бился с плохими «дядями». Исследователи выяснили, что дети, которые осуществили преступление, покалечив других детей во время игры, вообще не понимают, что такое боль живого существа и сопереживание, так как они не могут поставить себя на место того ребенка, которому они нанесли ущерб, так как родители их этому не научили, а мультфильмы наоборот показывали, как «прикольно» наносить боль другому существу или человеку, как это показано в «Том и Джерри»(1).

К сожалению значительная часть зарубежных мультфильмов наполнены агрессивными или аморальными сценами: разнообразные Покемоны и киборги, которые постоянно уничтожают друг друга.

Результаты можно наблюдать в реальной жизни.

Барселона. Трое подростков решили повторить трюк, который они увидели по телевидению и поздно вечером натянули через улицу пластиковый шнур и наблюдали, как он перерезал горло мотоциклисту.

Лондон. Двое шестилетних мальчика полностью разрушили дом своих соседей, чтобы повторить телепередачу и заслужить премию. В детский передачи предлагалось самым оригинальным способом разрушить построенный в телестудии дом.

Осло. Группа 5-6 летних детей игралась в черепашки - ниндзя и насмерть забила одну из девочек.

Валенсия. 20-летний юноша, переодевшись черепашкой -ниндзя залез в соседний дом и зарезал супругов и их дочь.

И таких случаев становится все больше, так как ради зрелищности и наживы телекомпании часто пренебрегают моральными нормами и переходят разрешенные границы. В США был такой случай. Утром 1 мая 1998 года большинство американских телекомпаний прервали трансляцию детских передач и в прямом эфире начали показывать самоубийство на улице Лос-Анжелеса мужчины, который узнал, что он болен СПИДом. И большинство детей были вынуждено смотреть, как этот мужчина бегал с ружьем, угрожая другим, а потом выстрелил себе в голову, залив собственной кровью часть улицы. Телекомпании позже попросили извинения у родителей, но ситуации это не меняет и последствия мы уже наблюдаем сегодня, когда почти ежемесячно передают новости, что тот или иной школьник или студент застрелил своих одноклассников или учителей или просто незнакомых людей, так как им поставили плохую оценку или обидели и они, таким образом, расплачиваются за оскорбление.

Негативное влияние современных СМИ на развитие детей очевидны для специалистов.

Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.

В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма,  когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения (8).

Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации.  Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается,  дети ему  подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.

Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.

Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или  находятся в красивом помещении или просто  рисуется красивая сцена,  которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о  красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления.

Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы, и  фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже  ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о  красоте, о норме не хотят их им показывать.

Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми  никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора.  У детей   подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить  реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c  насилием  мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.

Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают  взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность  концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью(3).

Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же.  И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее.  Ребенок привыкает делать только  то, что не требует усилия. Он с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.

Вот некоторые рекомендации специалистов (2):

  • Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. А если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, или у него черепно-мозговая травма, менингит, если у него повышенная возбудимость, плохой сон, ранний отказ от дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет.
  • Здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин. 5-6летние дети 30 мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.
  • Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту "мелькания". Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.
  • До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому нельзя оставлять ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.

Необходимо учитывать и факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером:

- повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы
- расстройство сна, нарушение памяти и внимания
- рост аллергических реакций организма
- изменение в костно-мышечной системе
- специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой
- развитие близорукости 
     

    
2. Мультфильмы: плюсы и минусы.

Мультипликационные фильмы не случайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные мультики близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм — это эффективное средство воспитания ребёнка.

Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира (5). Одним из самых важных образов является женский образ. Глядя на стереотипы мульт-героинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько - поведение героинь мультфильмов. Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и др.) просмотрели множество лент западного кинематографа и пришли к выводу, что поведение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для российских женщин качества, какие прославляют советские старые добрые сказки - такие как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность, и материнство как таковое. Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою правоту. Молодежный унисекс - в чем то продолжение унисекса мультипликационного. И часто мультгероиня не только наделяется качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах.

Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что им нравится - для них полезно. Когда ребенку нравится нож, и он начинает неосторожно с ним играть - родители его отбирают, но в отношении того, что воспитывает в ребенке моральные качества, родители не всегда задумываются. В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни (7). Многие из взрослых воспитаны не достаточно правильным образом, и такое воспитание транслируется на детей. Ребенок нуждается в качественном внимании родителей, но зачастую они настолько погружены в свои проблемы, что вместо собственного внимания дают ребенку внимание от телевизора. Кто-то может возразить, что дети сами хотят смотреть мультфильмы. Но взрослые и должны различать, что благо для детей, а что - нет.

К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Опираясь на мнения Д.В. Андрющенко, Н.Е. Марковой, И.Я. Медведевой, перечислим несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребёнка.

  • Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Исследования А. Бандуры, проведённые им и его коллегами ещё в 60-х годах ХХ века, доказали, что сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера. Более того, регулярный просмотр агрессивных телепередач 8-летними детьми является предвестником совершения ими серьёзных уголовных преступлений к 30-летнему возрасту.
  • Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.
  • Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. Ещё несколько десятилетий назад Е.В.Субботский описывал эксперименты, проводимые с детьми дошкольного возраста, в которых демонстрировалась склонность ребёнка к подражанию. Ещё тогда он задавался вопросом: как преодолеть «всеядность» подражания, сделать так, чтобы ребёнок, копировав хорошее, воздерживался от подражания дурному?
  • Транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Можно представить, какие последствия просмотр подобных сцен может иметь, например, для дошкольника, если известно, что дошкольный возраст — это период активной половой идентификации ребёнка.
  • Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.
  • Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем — неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша (3).

Перечень признаков вредных для ребёнка мультфильмов, несомненно, не закончен. Можно спорить о том, кто и с какой целью, осознанно или не очень допускает выход в прокат подобной продукции.

Экспериментальное исследование

Выборка: для практического исследования была взята выборка, состоящая из учеников 3-их классов средней общеобразовательной школы в количестве 64 человек.

Методические средства:

  1. Анкета.

Мы разработали специальную анкету, которая включает в себя различные вопросы, связанные с изучением интереса к мультфильмам. (Приложение 1)

  1. Методика «Цветик-семицветик»

Цель: диагностика желаний детей.

Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Каждому вручается лепесток, на котором записывают свои желания.

Обработка результатов происходила  по такой схеме -  группировались по направленности: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

3. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте, младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов. Состоит из 20 вопросов с выбором вариантов.  (Приложение 2)

  1. Экспертная оценка отрывков из мультфильмов.

Были показаны 6 отрывков из мультфильмов советского и зарубежного производства: «Ну погоди!», «Том и Джерри», «Красавица и чудовище»,  «Аленький цветочек», «Винни-пух» (производства «Дисней» и СССР).

Детей просили оценить по 3-х балльной шкале каждый мультфильм по параметрам: цвет, звук (музыка), сюжет (история), герои.

Анализ результатов:

  1. Анализ анкет показал, что наибольшей популярностью у детей 3-х классов пользуются «сериальные» мультфильмы (канал «Дисней», «Никелодиан»)

Рассмотрим самые популярные мультфильмы для детей 9-10 лет.

Губка Боб, Смешарики – на наш взгляд мультфильмы которые воспитывают взгляд на хорошее и плохое, учат дружбе, содержат мораль.

Финес и Ферб

Экспрессивный Финес и молчаливый и Ферб (им по 10 лет)— кладези идей. Каждый день они придумывают безумные планы и строят невероятные изобретения, из-за чего они часто конфликтуют со своей сестрой Кендис (15 лет), которая жалуется маме на них. Наряду с этим домашний любимец мальчиков утконос Перри, который на самом деле является секретным агентом Пи, пытается все время остановить злобного, но придурковатого учёного по имени Хайнц Фуфелшмерц, и из-за действий этих двоих всё, что натворили братья, исчезает, а Кендис остаётся  в дураках. То есть высмеивается положение старшей сестры. Пугает уродливый вид героев, а также у каждого из героев есть свои фобии и аллергии, которые ярко демонстрируются.

Бен10

Мальчик находит часы Омнитрикс, позволяющие ему превращаться в различных супрегероев. Пользуясь этим он спасает мир. Причем его отец воспринимает то, что он рискует жизнью как должное. Фразы типа «Круто быть супергероем», «Сейчас я его уничтожу» - злодеев Бен убирает в самом прямом смысле физически. Агрессия, получение силы за счет удачи.

Скуби Ду

Кто же главные герои – трусливый хозяин и не менее трусливая собака. Почти каждую серию они носятся от различных потусторонних существ. Остальная часть команды (симпатичнее, умные герои) находятся на второстепенных ролях.

Рассмотрим американский мультик «Вуди и его друзья». Уже из нескольких просмотренных серий этого бесконечного мультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет: имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.). И имеется праздный самолюбивый дятел Вуди, всегда развлекающийся. В результате действия, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумелыми неудачниками.

Вполне естественно, что если некоторый ребенок возьмётся брать пример с этого «героя», то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с законом. То есть данный мультик прямо воспитывает антисоциальную личность. Можно подумать, что это случайность и прокол создателей, но если учесть что такое поведение встречается в абсолютном большинстве тех мультиков, и рассмотреть ту социально-психологическую модель, лежащую в основе любого американского мультика, то такое содержание будет восприниматься как закономерное.

Винкс

Мультик популярный у девочек данного возраста скорее подходит для подростков – откровенный и вызывающий вид героинь, демонстрируются их отношения с парнями. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько – поведение.

На вопросы «Чем вам нравятся эти мультфильмы, какие качества героев?» 87%  детей отметили такие параметры как – веселье, яркие цвета. В среднем смотря т мультфильмы на ТВ и в Интернете по 4-5 часов.

  1. «Цветик-семицветик» показал явное доминирование желаний материального плана: получить новый телефон, айфон, деньги и т.д. Желания которые мы соотнесли к познавательным тоже можно разделить на группы: часть желаний действительно связаны с учебой и получением новой профессии, некоторые можно тесно связать с материальными: стать звездой, поехать в Голливуд и прославиться, получить несчетное количество желаний. По данным анкеты 17% детей продемонстрировали в ответах нравственную невоспитанность – нежелание помочь попавшему в беду, конфликтогенное поведение и т.п. Культура, которая закладывается сейчас в детей при воспитании, а также под влиянием масс-медиа (в том числе и мультфильмы) пропагандируют именно такое отношение к жизни, стремление быть благополучным первым делом в материальном плане. Мы не говорим что это плохо, но то, что нравственная сторона и духовная совершенно в упадке никто не будет возражать.

  1. Экспертная оценка мультфильмов

Дети предпочитают яркие мультфильмы, с громким звуком и динамичным сюжетом. Причем из показанных мультфильмов больше понравились мультфильмы «Винни Пух» (Дисней и Росиия) и Ну-погоди (больше всего смеялись).

Выводы:

  1. Ребенок нуждается в качественном внимании родителей, но зачастую они настолько погружены в свои проблемы, что вместо собственного внимания дают ребенку внимание от телевизора. Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия.
  2. Дети смотрят в основном мульт-сериалы (каналы «Дисней» и «Никелодиан»). Многие из этих мультфильмов имеют антисоциальную направленность и способны негативно влиять на восприятие картины мира ребенком, провоцируют насилие. Мультфильмы смотрят по 4-5 часов, что опять же вредно для здоровья ребенка.
  3. Культура, которая закладывается сейчас в детей при воспитании, а также под влиянием масс-медиа (в том числе и мультфильмы) пропагандируют именно такое отношение к жизни, стремление быть благополучным первым делом в материальном плане.
  4. Конечно,  эта работа лишь часть большого исследования которое стоит усложнить, добавить различные диагностические методики. Мы не совсем готовы высветить те критерии, которые тесно взаимосвязаны с просмотром мультфильмов и не может утверждать, что наша гипотеза подтвердилась. Но все вышеперечисленное ставит перед нами задачу обратить внимание родителей на то, что смотрит их ребенок.
  5. Созданы рекомендации для родителей учеников младшей школы (Приложение 3).

Список использованной литературы

  1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.
  2. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с.
  3. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2001. - №8. -С.75.
  4. http: // artmed. Com. ua / plediatriya /
  5. http: // lady mama.ru / forum5/ topic 690. htm /
  6. http: // olmi - azarov. narul.ru / mult, htm /
  7. http: // ayverso. at.ua / news /
  8.  http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38101.php

Приложение 1

Анкета

  1. Назови твои любимые мультфильмы
  2. Почему они тебе нравятся, за что?
  3. Твой любимый герой(героиня) фильма, мультфильма
  4. Почему он тебе нравится?
  5. Опиши любимый сюжет, случай из мультфильма.
  6. Сколько времени в день смотришь телевизор?
  7. Твоя любимая сказка?
  8. Чем еще увлекаешься?

Приложение 2

«Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1
2
3

*


*



*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

  1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?
  • а) обойду, не потревожив;
  • б) отодвину и пройду;
  • в) смотря какое будет настроение.
  1. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
  • а) ничего, какое мое дело;
  • б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
  • в) подойду и непременно заговорю.
  1. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
  • а) тороплюсь в школу;
  • б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
  • в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
  1. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
  • а) предложу свою помощь;
  • б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
  • в) если попросят, я, конечно, помогу.
  1. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
  • а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
  • б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
  • в) вступаюсь за обиженного.
  1. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
  • а) они мои, раз я их нашел;
  • б) завтра спрошу, кто их потерял;
  • в) может быть, возьму себе.
  1. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
  • а) на шпаргалки;
  • б) на усталость учителя: авось, пропустит;
  • в) на свои знания.
  1. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
  • а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
  • б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
  • в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
  1. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
  • а) соглашусь с благодарностью;
  • б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
  • в) отказываюсь решительно.
  1. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
  • а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
  • б) выполняю, конечно;
  • в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
  1. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
  • а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
  • б) не знаю, как придется;
  • в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
  1. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
  • а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
  • б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
  • в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
  1. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
  • а) напомню о праве на отдых;
  • б) делаю, раз надо;
  • в) посмотрю, что скажут остальные.
  1. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?
  • а) отвечаю тем же;
  • б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
  • в) разрываю все отношения с этим человеком.
  1. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
  • а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
  • б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
  • в) буду ждать новых сообщений.
  1. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
  • а) ужасно завидую, мне неудобно;
  • б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
  • в) мне все равно.
  1. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
  • а) отдаю – здоровье дороже;
  • б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
  • в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
  1. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
  • а) быстро начинаю скучать;
  • б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
  • в) не замечал.
  1. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
  • а) отбираю интересное и приношу;
  • б) ненужных книг у меня нет;
  • в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
  1. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
  • а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
  • б) человеку просто повезло прославиться;
  • в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделаных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Приложение 3

Рекомендации для родителей:

  1. Младшим школьникам рекомендуется проводить за телевизором(компьютером) и просмотром мультфильмов 2-3 часа 2-3 раза в неделю. Необходимо регулировать частоту просмотра школьниками различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания.
  2. Следите за тем, что смотрят ваши дети. Старайтесь показывать мультфильмы, где демонстрируется открытая нравственная позиция, учитывайте образ героев и их поведение.
  3. Обсуждайте с ними их вкусы, объяснять ситуации, которые дети могут воспринять негативно для развития своей личности. Посмотрите мультфильмы вместе с ними, комментируя.
  4. Помните, что никакие мультфильмы не заменят живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается. Ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе. Отложите свои дела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние уроков информатики на формирование общих учебных умений и способов деятельности младших школьников".

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность; и находить информацию, необходимую для решения поставленной ...

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – младшего школьника

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание разли...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...

Метапредметный проект на тему "Режим дня и его влияние на здоровье младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьни...