Статья "Влияние уроков информатики на формирование общих учебных умений и способов деятельности младших школьников".
статья по информатике и икт по теме
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность; и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи; и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса; и эффективно использовать новые технологии...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние уроков информатики на формирование общих учебных умений и способов деятельности младших школьников.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность; и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи; и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса; и эффективно использовать новые технологии.
Компьютер дает возможность намного более полного и глубокого, чем при традиционном обучении, понимания процесса умственного развития ребенка. Современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая.
В последнее время ширится признание того, что пространственное мышление играет важную роль в овладении математикой и другими учебными дисциплинами, но до сих пор развитию навыков формального пространственного мышления уделяется мало внимания в учебном процессе.
Опыт моей работы по формированию общих учебных умений и способов деятельности младших школьников на уроках информатики является актуальным, т.к. благодаря моим урокам учащиеся младших классов:
- знакомятся с базовой системой понятий информатики, получают предметные знания, умения и навыки, которые позволяют младшим школьникам:
- упорядочивать информацию по алфавиту, по убыванию, по возрастанию.
- Выполнять инструкции, следовать образцу и простейшим алгоритмам.
- Находить ошибки в своей работе и их исправлять.
- осваивают, развивают и корректируют речевую деятельность (коммуникативные умения)
- строят монологическое высказывание
- определяют главную мысль высказывания
- принимают участие в диалогах
для этого на уроках мной используется такой материал, как разнообразные наглядные пособия, элементы эвристической беседы, специальные задания для формирования учебных умений
- происходит активное развитие определённых видов мышления
- системного
- алгоритмического (умение планировать последовательность действий для достижения поставленной цели). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
- объектно-ориентированного (умение объединять объекты в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие действия, выполняемые над этими предметами)
- формируется умение преодолевать трудности, совершенствование умения работать самостоятельно (индивидуально и в группе)
- умение планировать свою работу
- умение распределить материал во времени
- организовать рабочее место
- проконтролировать и оценить свою работу и её результат
- вырабатывается умение сначала самостоятельно решать проблему, только затем просить помощи.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный опыт не требует от учителя специальной подготовки, поэтому может быть использован учителем любой школы. Мною разработаны:
- упражнения по развитию внимания, мышления младших школьников, в том числе с использованием ПК.
- разнообразные виды тестов, т.к. учащиеся в 11 классе сдают ЕГЭ, то становится актуальным знакомство уже в начальной школе с вариантами тестовых заданий
- уроки по формированию коммуникативных умений, различных видов мышления.
Мой опыт изучен учителями начальных классов нашей школы. Учителя отмечают, что данный опыт позволяет учащимся:
- уметь выделять главное, видеть общую закономерность, делать обобщенные выводы
- последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их
- применять знания в новых условиях, часто усложнённых, с элементами творческого подхода к достижению цели
По мнению учителей, у тех учащихся начальных классов, которые обучались с применением данного опыта, по сравнению с традиционным обучением:
- повышается обучаемость
- улучшается память, внимание, восприятие. Младшие школьники умеют «слышать», «видеть», рассуждать
- развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал (на русский язык, математику и др.)
Исследования, проведённые в школе показали, что:
Таблица № 1
Оцениваемые показатели | Традиционная школа | Обучение, с применением данного опыта |
Умение классифицировать | 69,2 % | 73,6% |
Умение проводить аналогии | 21% | 34,2% |
Способность к обобщению | 35% | 49,7% |
1 - выявление логических связей и отношений, связанных с установлением противоположностей
2 – сформированность речемыслительной деятельности, составляющая основу коммуникативных компетенций умений работать с информацией
3 – сформированность учебных навыков, умения устанавливать логико–функциональные связи с ориентировкой на существенные признаки предмета
Положительные результаты внедрения моего опыта в работу начальной школы ещё раз подтверждает значимость предлагаемого опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование учебной деятельности младших школьников по системе Н.Ф. Виноградовой в свете ФГОС»
Статья и презентация были подготовлены для муниципального семинара учителей начальной школы и посвящен изучению возможностей УМК Н.Ф.Виноградовой на формирование учебной деятельности младших школьнико...
Доклад, сопровождаемый презентацией по теме "Цифровые образовательные ресурсы как условие формирования положительной мотивации и основ логического мышления младших школьников на уроках информатики "
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4525627","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1048","style":"width: 200px; height: 161px; float: left;","width":"1304"}}]]...
«Обеспечение формирования познавательных компетенций в проектно-исследовательской деятельности младших школьников»
Проектно-исследовательская методика считается чрезвычайно перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка, особенно в тех случаях, когда тема проекта выходит на межпредметный уро...
Теория и практика формирования общих учебных умений, способов учебной деятельности учащихся в условиях специального ( коррекционного) образования.
В представленной работе описаны теория и практика организации образовательного процесса по изучению естествознания в условиях корекционной школы 8 вида. Возможно. что этот материал будет полезен для у...
Проект "Изменение способов организации учебной деятельности младших школьников как средство обеспечения качества образования."
Обеспечение стабильного функционирования и развитие системы образования- необходимого условия развития общества и государства – в нашей стране рассматривается как приоритетный вопрос государственной п...
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО. Аннотация: В данной статье раскрывается процесс формирования ключевы...
Формирование soft skills в процессе исследовательской деятельности младших школьников
В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Но этому «нечто» сейчас, к сожалению, еще не учат в российских школах. Под «...