Статья "Влияние уроков информатики на формирование общих учебных умений и способов деятельности младших школьников".
статья по информатике и икт по теме

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность; и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи; и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса; и эффективно использовать новые технологии...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние уроков информатики на формирование общих учебных умений и способов деятельности младших школьников.

        Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность; и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи; и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса; и эффективно использовать новые технологии.

        Компьютер дает возможность намного  более  полного  и  глубокого,  чем  при традиционном обучении, понимания  процесса  умственного  развития  ребенка. Современное  обучение  развивает  в  детях   только    одну    сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона -  творческие способности человека отдаются воле случая. 

 В последнее время ширится признание  того,  что  пространственное  мышление играет важную роль в овладении математикой и другими учебными дисциплинами,  но до сих  пор  развитию  навыков  формального пространственного  мышления уделяется мало внимания в учебном процессе.

        Опыт моей работы по формированию общих учебных умений и способов деятельности младших школьников на уроках информатики является актуальным, т.к. благодаря моим урокам учащиеся младших классов:

  1. знакомятся с базовой системой понятий информатики, получают предметные знания, умения и навыки, которые позволяют младшим школьникам:
  1. упорядочивать информацию по алфавиту, по убыванию, по возрастанию.
  2. Выполнять инструкции, следовать образцу и простейшим алгоритмам.
  3. Находить ошибки в своей работе и их исправлять.
  1. осваивают, развивают и корректируют речевую деятельность (коммуникативные умения)
  1. строят монологическое высказывание
  2. определяют главную мысль высказывания
  3. принимают участие в диалогах

для этого на уроках мной используется такой материал, как разнообразные наглядные пособия, элементы эвристической беседы, специальные задания для формирования учебных умений

  1. происходит активное развитие определённых видов мышления
  1. системного
  2. алгоритмического (умение планировать последовательность действий для достижения поставленной цели). Процесс  обучения  сочетает развитие  логического  и  образного  мышления,  что    возможно благодаря использованию графических и звуковых средств. 
  3. объектно-ориентированного (умение объединять объекты в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие действия, выполняемые над этими предметами)
  1. формируется умение преодолевать трудности, совершенствование умения работать самостоятельно (индивидуально и в группе)
  1. умение планировать свою работу
  2. умение распределить материал во времени
  3. организовать рабочее место
  4. проконтролировать и оценить свою работу и её результат
  5. вырабатывается умение сначала самостоятельно решать проблему, только затем просить помощи.

Учащиеся  младших  классов  испытывают  к  компьютеру  сверхдоверие   и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении  знаний,  продолжении образования.

        Данный опыт не требует от учителя специальной подготовки, поэтому может быть использован учителем любой школы.  Мною разработаны:

  1. упражнения по развитию внимания, мышления младших школьников, в том числе  с использованием ПК.
  2. разнообразные виды тестов, т.к. учащиеся в 11 классе сдают ЕГЭ, то становится актуальным знакомство уже в начальной школе с вариантами тестовых заданий
  3. уроки по формированию коммуникативных умений, различных видов мышления.

Мой опыт изучен учителями начальных классов нашей школы. Учителя отмечают, что данный опыт позволяет учащимся:

  1. уметь выделять главное, видеть общую закономерность, делать обобщенные выводы
  2. последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их
  3. применять знания в новых условиях, часто усложнённых, с элементами творческого подхода к достижению цели

По  мнению учителей, у  тех учащихся начальных классов, которые обучались с применением данного опыта, по сравнению с традиционным обучением:

  1. повышается обучаемость
  2. улучшается память, внимание, восприятие. Младшие школьники умеют «слышать», «видеть», рассуждать
  3. развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал (на русский язык, математику и др.)

Исследования, проведённые в школе показали, что:

Таблица № 1

Оцениваемые показатели

Традиционная школа

Обучение, с применением данного опыта

Умение классифицировать

69,2 %

73,6%

Умение проводить аналогии

21%

34,2%

Способность к обобщению

35%

49,7%

1 - выявление логических связей и отношений, связанных с установлением противоположностей

2 – сформированность речемыслительной деятельности, составляющая основу коммуникативных компетенций умений работать с информацией

3 – сформированность учебных навыков, умения устанавливать логико–функциональные связи с ориентировкой на существенные признаки предмета

 Положительные результаты внедрения моего опыта в работу начальной школы ещё раз подтверждает значимость предлагаемого опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование учебной деятельности младших школьников по системе Н.Ф. Виноградовой в свете ФГОС»

Статья и презентация были подготовлены для муниципального семинара учителей начальной школы и посвящен изучению возможностей УМК Н.Ф.Виноградовой на формирование учебной деятельности младших школьнико...

«Обеспечение формирования познавательных компетенций в проектно-исследовательской деятельности младших школьников»

Проектно-исследовательская методика считается чрезвычайно перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка, особенно в тех случаях, когда тема проекта выходит на межпредметный уро...

Теория и практика формирования общих учебных умений, способов учебной деятельности учащихся в условиях специального ( коррекционного) образования.

В представленной работе описаны теория и практика организации образовательного процесса по изучению естествознания в условиях корекционной школы 8 вида. Возможно. что этот материал будет полезен для у...

Проект "Изменение способов организации учебной деятельности младших школьников как средство обеспечения качества образования."

Обеспечение стабильного функционирования и развитие системы образования- необходимого условия развития общества и государства – в нашей стране рассматривается как приоритетный вопрос государственной п...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО. Аннотация: В данной статье раскрывается процесс формирования ключевы...

Формирование soft skills в процессе исследовательской деятельности младших школьников

В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Но этому «нечто» сейчас, к сожалению, еще не учат в российских школах. Под «...