Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район
творческая работа учащихся по обж (7 класс) на тему

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonnaya_nauchno.docx642.45 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция школьников

Секция БИОЛОГИИ

Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение

МКОУ    Александровская ООШ

                                Маслянинского района Новосибирской области

Работу выполнили

Слонова Наталья

и Дудкина Елена

Руководитель:

                                             Морозова Елена Александровна

учитель биологии и химии

2013г.

Оглавление

Введение                                                                                                                  3-4

І. Закономерности роста и развития младших школьников.                         5-6

ІІ. Исследование.                                                                                                  7

Заключение.                                                                                                                8

Приложение.                                                                                                          9-18      

Литература.                                                                                                               19

                                                                                                                           2

                                                              Введение

           Здоровье человека закладывается в раннем возрасте и определяется как возрастными особенностями растущего организма, так и влиянием на него условий внешней среды (здоровье родителей, особенности течения беременности и родов, микроклимат семьи, домашние условия, условия общественного воспитания, обучение, организация занятий и отдыха, гигиенические условия, загрязнения окружающей среды и т.д.).

       Состояние здоровья отражается на уровне психического и физического развития, а значит, развитие детей одного возраста будет различным.

        Учёными доказано, что дети одного паспортного возраста могут иметь разный уровень биологической зрелости – биологический возраст.

        У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают. Однако нередко встречаются дети, у которых биологический возраст опережает или отстаёт от календарного.

  Актуальность: 

В последнее время очень большое количество детей рождается не здоровыми, что сказывается на обучении успеваемости ребёнка в школе. Таким детям необходим индивидуальный подход. Существует множество методик по выявлению ослабленных детей. Некоторые учёные предполагают, что несоответствие биологического и календарного возраста оказывает неблагоприятные условия на здоровье и обучение детей в школе.  

Гипотеза: 

Существует ли несоответствие биологического и календарного возраста и оказывает ли влияние это несоответствие на здоровье и обучение детей в школе.

Предмет исследования: биологический возраст.

Объект исследования: учащиеся 1- 4 классов.

Методы исследования: наблюдение, архивный, исследовательский, аналитический.

                                                                                                                               3

        Нас  заинтересовала проблема несоответствия биологического и календарного возраста и влияние этого несоответствия на обучение школьников.

        Свои исследования мы  отразили  в работе, которая проходила в 2 этапа.

Цель 1 этапа  работы: выявление несоответствия биологического и календарного возраста.

Цель 2 этапа работы: выявление влияния этого несоответствия на обучение ребят в нашей школе (1 ступени обучения).

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме исследования;

Выявить несоответствие биологического и календарного возраста в школе;

  1. Определить влияние этого несоответствия на обучение детей в школе;
  2. Обобщить полученные данные в ходе двух исследований;
  3. Сравнить наши   полученные данные с научными.
  4. Разработать рекомендации для решения проблемы;
  5. Довести до сведения администрации школы и родителей результаты исследования и рекомендации.

Этапы исследования:

Ι этап

  • Изучение теоретического материала;
  • Исследование соответствия биологического и календарного возраста обучающихся 1 ступени в школе;
  • Постановка и осмысление проблемы;

 ΙΙ этап

  • Исследование влияния несоответствия биологического и календарного возраста на обучение в школе;
  • Анализ полученных результатов;
  • Обобщение хода и результатов исследования;

                                                                                                                      4

  • Сравнение полученных данных исследования с научными
  • Разработка рекомендаций для решения проблемы;
  •  Практическое использование данных исследования.

Ι. Закономерности роста и развития

       Каждому возрасту свойственны определённые морфофункциональные особенности, при этом проявляются половые и индивидуальные различия. Значительные индивидуальные колебания в темпах роста и развития дали основание для введения такого понятия, как биологический возраст (БВ).

       Биологический возраст - понятие собирательное, отражающее индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости отдельных тканей, органов, систем и организма в целом.

       Биологический возраст  -  фундаментальная характеристика индивидуальных темпов развития. Основными критерии биологического возраста являются морфологические, физиологические, биохимические, психофизиологические, психологические.

       У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают. Однако нередко встречаются дети, у которых биологический возраст опережает календарный или отстаёт от него.

       Учёными доказано, что ускоренный темп индивидуального развития встречается у обучающихся реже, чем замедленный (от 13 до 20 %- статистические данные по России). Опережающее развитие у девочек наблюдается чаще, чем у мальчиков. Отставание биологического возраста у детей сочетается со снижением антропометрических показателей и более частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сосудистой систем.

       По степени биологического созревания школьников одного паспортного возраста можно разделить на 3 группы:                                                              5

1)    биологический возраст отстает от паспортного;

2)    биологический возраст соответствует паспортному;

3)    биологический возраст опережает паспортный возраст.

        Наиболее заметные изменения работоспособности и состояния здоровья  наблюдается у детей с резким отставанием биологического возраста (3-4 года), причинами которого может быть недоношенность, родовые травмы, заболевания в раннем возрасте, несбалансированное питание. Известно также отрицательное влияние неблагоприятных социальных условий микросреды (безнадзорность, пьянство родителей) на темп биологического развития ребёнка.

 Необходимо различать задержки биологического и психического развития.

Задержка биологического развития может существовать независимо от психологического и нередко представляет собой вариант развития в пределах нормы. Дети с замедленным и ускоренным темпами роста и развития нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и индивидуальном педагогическом подходе.

        Показателями биологического возраста детей-дошкольников и младших школьников являются:

  1. Показатели роста.
  2. Результаты филиппинского теста.
  3. Степень зубной зрелости.

                                                                                                             6

ΙΙ. Исследование

Нас очень заинтересовала проблема несоответствия биологического

 возраста и календарного возраста и влияние этого несоответствия на обучение детей нашей школы. Для изучения и исследования данной темы мы  выбрали следующие показатели биологического возраста:

                                                                                                     

  •  показатели роста;      
  • результаты филиппинского теста;
  • степень зубной зрелости.

          Эти показатели очень хорошо можно отследить в младшем школьном возрасте (7-11). В исследовании приняли участие обучающиеся 1-4 классов.  В результате  обследования обучающихся был определен рост, степень зубной зрелости  (приложение 1), выявлены результаты филиппинского теста (приложение 2, 3), проведены сравнения с возрастно-половыми оценочными таблицами (приложение 4). Данные обследования занесены в таблицу (приложение 5) и был проведен анализ полученных данных.

       

                                                                                                                       7

  Анализируя полученные результаты исследования, выяснилось, что из 17   обследуемых  11   имеют отставание биологического возраста,  у  6  обучающихся  биологический и календарный возраст совпадают, опережения календарного возраста ни у кого не наблюдалось. У детей с задержкой биологического возраста наблюдается отставание по показателям успеваемости  и ухудшение здоровья. ( Приложение 4).

        Таким образом, при анализе полученных результатов в ходе исследования, можно сделать вывод, что дети одного паспортного возраста могут иметь разный уровень биологической зрелости и умственной подготовленности. О чём свидетельствуют трудности при  выполнении учебных программ.  

     Заключение

        Каждому возрасту свойственны определённые морфофункциональные особенности, при этом появляются половые и индивидуальные различия.                    Значительные изменения в темпах роста и развития дали основания для введения такого понятия, как биологический возраст.

        У большинства детей биологический возраст совпадает с календарным, ускоренный темп развития у обучающихся встречаются реже, чем замедленный (из 17 обследуемых нашей школы: 6 человек - биологический возраст соответствует календарному,   11 - наблюдается отставание биологического возраста от календарного).

        Отставание биологического возраста у обучающихся сочетается с отставанием ростовых показателей, наличием постоянных зубов, низкой работоспособностью, успеваемостью, ухудшением здоровья, низкой адаптацией в классе. При  анализе медицинских данных у этих детей выявляются факторы риска, способствующие замедленному развитию: недоношенность, частые острые заболевания в раннем возрасте, анемия, рахит, алкоголизм родителей.

         Для того чтобы обучающиеся с отставанием биологического возраста могли усвоить программу начальной школы, необходимы следующие рекомендации.

( Приложение 6)                                                                                                      8                                                                                                      

                                                                                                        Приложение 1

Возрастные нормативы прорезывания постоянных зубов [ 2]

Возраст в годах

Пол

Мальчики

Девочки

5.5

от 0 до 3

от 0 до 5

6.0

1-5

1-6

6.5

3-8

3-9

7.0

5-10

6-11

7.5

8-12

8-13

8.0

8-14

11-14

8.5

11-17

12-17

9.0

12-17

12-18

9.5

12-18

13-19

10.0

14-21

15-22

10.5

15-22

16-24

11.0

16-24

18-25

11.5

18-26

21-27

12.0

21-27

22-28

12.5

25-29

26-29

                                                                                                                    9

Приложение 2

Филиппинский тест

(для детей от 6 до 11 лет)

Необходимо пальцами правой руки, положенной на голову при ее вертикальном удержании, перекрыть левую ушную раковину. Если это требование выполняется, то, в совокупности с другими тестами биологический возраст совпадает с календарным (рис б). А если требование не выполняется, то биологический возраст отстает от календарного (рис а). [2]

                                       Рис а                      Рис б

                                                                                                              

                                                                                                                10

                                                                                                               Приложение 3

11

12

Приложение 4

Таблицы оценки физического развития детей 6-11 лет

Границы норм массы тела (веса) в зависимости от роста для детей 6 лет

Варианты роста

Мальчики

Девочки

рост (см)

вес (кг)

рост (см)

вес (кг)

Ниже среднего

107

15,7-21,7

108

15,9-21,9

108

16,1-22,1

109

16,3-22,3

109

16,5-22,5

110

16,7-22,7

110

16,8-22,8

11

17,1-23,1

111

17,3-23,2

112

17,5-23,5

Средний

112

17,6-23,6

113

17,9-23,9

113

18,0-24,0

114

18,3-24,3

114

18,4-24,4

115

18,7-24,7

115

18,8-24,8

116

19,1-25,1

116

19,1-25,1

117

19,5-25,5

117

19,5-25,5

118

19,9-25,9

118

19,9-25,9

119

20,3-26,3

119

20,3-26,3

120

20,7-26,7

120

20,7-26,7

121

21,1-27,1

121

21,0-27,0

122

21,5-27,5

122

21,4-27,4

123

21,9-27,9

Выше среднего

123

21,8-27,8

124

22,3-28,3

124

22,2-28,2

125

22,7-28,7

125

22,6-28,6

126

23,1-29,1

126

22,9-28,9

127

23,5-29,5

127

23,3-29,3

128

23,9-29,9

Высокий

128

23,7-29,7

129

24,3-30,3

129

24,1-30,1

130

24,7-30,7

130

24,5-30,5

131

25,1-31,1

131

24,8-30,8

132

25,5-31,5

132

25,2-31,2

133

25,9-31,9

                                                                                                                           13

Таблицы оценки физического развития детей 6-11 лет

Границы норм массы тела (веса) в зависимости от роста для детей 7 лет

Варианты роста

Мальчики

Девочки

рост (см)

вес (кг)

рост (см)

вес (кг)

Ниже среднего

112

15,2-25,4

112

15,8-25,8

113

15,8-26,0

113

16,4-26,4

114

16,4-26,5

114

17,0-27,0

115

17,0-27,2

115

17,6-27,6

116

17,6-27,8

116

18,1-28,1

Средний

117

18,1-28,3

117

18,7-28,7

118

18,7-28,9

118

19,3-29,3

119

19,3-29,5

119

19,8-29,8

120

19,8-30,0

120

20,4-30,4

121

20,4-30,6

121

21,0-31,0

122

21,0-31,2

122

21,5-31,5

123

21,5-31,7

123

22,1-32,1

124

22,1-32,3

124

22,7-32,7

125

22,7-32,9

125

23,3-33,3

126

23,3-33,5

126

23,9-33,9

127

23,9-34,1

127

24,5-34,5

128

24,5-34,7

128

25,1-35,1

Выше среднего

129

25,1-35,3

129

25,6-35,6

130

25,7-35,9

130

26,2-36,2

131

26,3-36,5

131

26,8-36,8

132

26,9-37,1

132

27,4-37,4

133

27,4-37,8

133

28,0-38,0

134

28,0-38,2

134

28,6-38,6

Высокий

135

28,6-38,8

135

29,1-39,1

136

29,2-39,4

136

29,7-39,7

137

29,7-39,9

137

30,3-40,3

138

30,3-40,5

138

30,9-39,9

139

30,9-41,1

139

31,6-41,6

                                                                                                                    14

Таблицы оценки физического развития детей 6-11 лет

Границы норм массы тела (веса) в зависимости от роста для детей 8 лет

Варианты роста

Мальчики

Девочки

рост (см)

вес (кг)

рост (см)

вес (кг)

Ниже среднего

116

16,7-25,4

116

15,9-24,9

117

17,2-26,0

117

16,5-25,5

118

17,8-26,5

118

17,2-26,1

119

18,4-27,1

119

17,8-26,7

120

19,0-27,7

120

18,4-27,4

121

19,5-28,3

121

19,0-28,0

122

20,1-28,8

122

19,6-28,

Средний

123

20,7-29,4

123

20,3-29,2

124

21,2-30,0

124

20,9-29,8

125

21,8-30,5

125

21,5-30,5

126

22,4-31,1

126

22,1-31,1

127

23,0-31,7

127

22,8-31,7

128

23,5-32,2

128

23,4-32,3

129

24,1-32,8

129

24,0-33,0

130

24,7-33,4

130

24.-33,6

131

25,2-34,0

131

25,2-34,2

132

25,8-34,5

132

25,9-34,8

133

2,4-35,1

133

26,5-35,4

134

26,9-35,7

Выше среднего

135

27,5-36,2

134

27,1-36,1

136

28,1-36,8

135

27,7-36,7

137

28,7-37,4

136

28,3-37,3

138

29,2-38,0

137

29,0-37,9

139

29,8-38,5

138

29,6-38,6

139

30,2-39,2

Высокий

140

30,4-39,1

140

30,8-39,8

141

30,9-39,7

141

31,5-40,4

142

31,5-40,2

142

32,1-41,0

143

32,1-40,8

143

32,7-41,7

144

32,7-41,4

144

33,3-42,3

Таблицы оценки физического развития детей 6-11 лет

Границы норм массы тела (веса) в зависимости от роста для детей 9 лет

Варианты роста

Мальчики

Девочки

рост (см)

вес (кг)

рост (см)

вес (кг)

Ниже среднего

121

18,9-28,8

121

18,3-28,8

122

19,5-29,4

122

18,9-29,5

123

20,1-30,0

123

19,6-30,1

124

20,8-30,7

124

20,2-30,8

125

21,4-31,3

125

20,9-31,4

126

22,0-31,9

126

21,5-32,1

127

22,6-32,5

127

22,2-32,7

Средний

128

23,3-33,2

128

22,8-33,4

129

23,9-33,8

129

23,5-34,0

130

24,5-34,4

130

24,1-34,7

131

25,1-35,0

131

24,8-35,3

132

25,7-35,7

132

25,4-36,0

133

26,4-36,3

133

26,1-36,6

134

27,0-36,9

134

26,7-37,3

135

27,6-37,5

135

27,4-37,9

136

28,2-38,2

136

28,0-38,6

137

28,9-38,8

137

28,7-39,2

138

29,5-39,4

138

29,3-39,9

139

30,1-40,0

139

30,0-40,5

Выше среднего

140

30,7-40,7

140

30,6-41,2

141

31,4-41,3

141

31,3-41,8

142

32,0-41,9

142

31,9-42,5

143

32,6-42,5

143

32,6-43,1

144

33,2-43,1

144

33,2-43,8

145

34,5-44,4

145

33,9-44,4

Высокий

146

35,1-45,0

146

34,5-45,1

147

35,7-45,6

147

35,2-45,7

148

36,4-46,3

148

35,8-46,4

149

37,0-46,9

149

36,5-47,0

150

150

37,1-47,7

Таблицы оценки физического развития детей 6-11 лет

Границы норм массы тела (веса) в зависимости от роста для детей 10 лет

Варианты роста

Мальчики

Девочки

рост (см)

вес (кг)

рост (см)

вес (кг)

Ниже среднего

125

20,5-32,2

125

19,1-31,9

126

        21,1-32,9

126

19,8-32,7

127

         21,8-33,6

127

20,5-33,4

128

        22,4-34,2

128

21,2-34,1

129

        23,1-34,9

129

21,9-34,8

130

23,7-35,5

130

22,7-35,5

131

24,4-36,2

131

23,4-36,3

Средний

132

25,0-36,8

132

24,1-37,0

133

        25,7-37,5

133

24,8-37,7

134

26,4-38,1

134

25,5-38,4

135

         27,0-38,8

135

26,3-39,1

136

27,7-39,4

136

27,0-39,9

137

28,3-40,1

137

27,7-40,6

138

29,0-40,8

138

28,4-41,3

139

29,6-41,4

139

29,1-42,0

140

30,3-42,1

140

29,9-42,7

141

30,9-42,7

141

30,6-43,5

142

31,6-43,4

142

31,3-44,2

143

32,2-44,0

143

32,0-44,9

144

32,7-45,6

Выше среднего

144

32,9-44,7

145

33,5-46,3

145

33,5-45,3

146

34,2-47,1

146

34,2-46,0

147

34,9-47,8

147

        34,9-46,6

148

35,6-48,5

148

35,5-47,3

149

36,3-49,2

149

36,2-48,0

150

37,1-49,9

150

36,8-48,6

Высокий

151

37,5-49,3

151

37,8-50,7

152

38,1-49,9

152

38,5-51,4

153

38,8-50,6

153

39,2-52,1

154

39,4-51,2

154

39,9-52,8

155

40,1-51,9

155

40,7-53,5

156

41,4-54,3

                                                                                                                        17

Таблицы оценки физического развития детей 6-11 лет

Границы норм массы тела (веса) в зависимости от роста для детей 11 лет

Варианты роста

Мальчики

Девочки

рост (см)

вес (кг)

рост (см)

вес (кг)

Ниже среднего

129

22,1-35,4

130

21,2-35,9

130

22,8-36,1

131

22,0-36,7

131

23,5-36,8

132

22,7-37,4

132

24,2-37,5

133

23,5-38,2

133

24,9-38,2

134

24,2-38,9

134

25,6-39,0

135

25,0-39,7

135

26,4-39,7

136

25,7-40,4

137

26,5-41,2

Средний

136

27,1-40,4

138

27,2-41,9

137

27,8-41,1

139

28,0-42,7

138

28,5-41,8

140

28,7-43,4

139

29,2-42,5

141

29,5-44,2

140

29,9-43,3

142

30,2-44,9

141

30,7-44,0

143

30,9-45,6

142

31,4-44,7

144

31,7-46,4

143

32,1-45,4

145

32,4-47,1

144

32,8-46,1

146

33,2-47,9

145

33,5-46,8

147

33,9-48,6

146

34,2-47,5

148

34,7-49,4

147

34,9-48,3

149

35,4-50,1

148

35,7-49,0

150

36,2-50,9

Выше среднего

149

36,4-49,7

151

36,9-51,6

150

37,1-50,4

152

37,7-52,4

151

37,8-51,1

153

38,4-53,1

152

38,5-51,8

154

39,2-53,9

153

39,2-52,5

155

39,9-54,6

154

39,9-53,3

156

40,6-55,3

155

40,7-54,0

157

41,4-56,1

158

42,1-56,8

159

42,9-57,6

Высокий

156

41,4-54,7

160

43,6-58,3

157

42,1-55,4

161

44,4-59,1

158

42,8-56,1

162

45,1-59,8

159

43,5-56,8

163

45,9-60,6

160

44,2-57,5

164

46,6-61,3

161

45,0-58,3

165

47,4-62,1

                                                                                                                  18

                           Приложение 6      

   Учителям:

  • избегать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.
  • разрешите ребенку  встать тогда, когда ему хочется; повернуться к ученику, сидящему сзади;  спросить соседа ,когда хочется это сделать, и т.д.
  • не  ставить   двойку.
  • Помочь добиться успеха   и  избежать  неудачу.
  • усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Родителям:

  • консультация с психологом, медицинским работником, невропатологом для выявления возможных дисфункций в работе ЦНС и организма в целом

- прохождение кура оздоровления.

- помощь в подготовке заданий

  • соблюдение общей и психологической гигиены: продолжительный ночной
  • сон, определенное время для восстановления сил в дневное время,
  • поддержание дома благожелательной атмосферы.

-  создание или поддержание определенного порядка дома и во внешкольной деятельности учащегося.

                                 

                                Литература

1Словарь русского языка. Ожегов С.И. 1983г

2www.MyShared.ru

3http://nsc.1september.ru

        4.otherreferats

5http://www.kazved.ru

6Методические рекомендации оценки физического развития и состояние здоровья детей и подростков. Изучение медико –социальных причин формирования отклонений в здровье  Государственный комитет СЭ надзора РФ НЦПИ № 01-19/31-17 ( 17.03.1996г.)

                                                     

               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на XV - районной научно - практической конференции школьников НОУ Поиск

Выступление было написано для проведения XV - районной научно - практической конференции школьников  НОУ Поиск....

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"...

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"...

Выступление на районной научно-практической конференции "Семья и образовательные учреждения. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка".

Педагог представил опыт работы по теме: "Духовно-нравственное воспитание музыкой в современной школе".В данной работе освящаются новые проблеммы перед музыкальным образованием в современной школ...

Районная научно-практическая конференция «Школа поиска и открытий» "Возрождение традиционных Забайкальских десертов как элемента национальной культуры"

Когда заходишь в музей и прикасаешься к предметам, которые использовались в домашнем хозяйстве много лет назад, то чувствуешь тепло, исходящее непонятно откуда. Удивительно, не правда ли? А представьт...

Приказ об итогах районной научно-практической конференции для старшеклассников "Юность-науке"

В апреле 2018 года ученица 7 класса Коломдыга Полина заняла первое место в муниципальной научно-практической конференции для старшеклассников "Юность -науке".С ее исследовательской работой ...